Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:02, шпаргалка
Завершение процесса централизации в Англии было связано с норманнским завоеванием 2 пол. XI в. во главе с герцогом Вильгельмом (повод – якобы завещание умершего английского короля Эдуарда. Притязания Вильгельма поддержал папа). В решающей битве близ Гастингса в октябре 1066 г. англосаксы потерпели поражение. Вильгельм стал королем Англии – Вильгельмом I Завоевателем (1066-1087).
Большинство земель англо-саксонской знати было конфисковано и передано норманнским баронам. Вильгельм составил себе обширный домен. 1086 г. – перепись населения (Книга Страшного суда), которая дала сведения о размерах владений и доходах вассалов короля. Единицей учёта служила уже не деревня, а манор. Многие крестьяне записаны как вилланы (держатели, находившиеся в поземельной зависимости).
40). Церковь и ереси XI-XV вв.
1054 – разделение западной и восточной церквей. Реальной основой непрекращавшихся споров между церквами были вовсе не догматические, канонические и обрядовые разногласия, а вполне реальные практические интересы. Папство усиленно стремилось расширить сферу своего религиозно-политического влияния на Восток. Восточная церковь этой экспансии решительно противилась.
Упадок папства способствовал усилению власти епископов и архиепископов, которые превратились в феодальных князей => Клюнийская реформа – преобразования в кон. 10-11 вв. в католической церкви, направленные на ее укрепление. Движение за реформу возглавило аббатство Клюни в Бургундии (Франция). Главные требования клюнийцев: суровый режим в монастырях, независимость их от светской власти и от епископов, непосредственное подчинение папе; запрещение симонии, соблюдение целибата. Школы при монастырях. Часть требований была осуществлена. Программу клюнийцев использовало папство в борьбе с императором за инвеституру. 1058 – императоры отстранялись от выборов пап.
В XII—XIII вв. – усиление влияния католической церкви и папства. Причина: феодальная раздробленность. XIII в. – наивысшее могущество и международное влияние папства. Это проявилось уже во время понтификата (правления) папы Иннокентия III (1198—1216), который еще активнее, чем Григорий VII, отстаивал идею верховенства церковной власти над светской и выдвигал притязания на мировое господство.
II Лионским собором введена выборная сессия кардиналов – конклав.
По социальной направленности можно выделить два основных типа ересей — бюргерскую (умеренная) и крестьянско-плебейскую (радикальная). Они были направлены на установление имущественного и социального равенства. Для подавляющего большинства еретических учений было характерно также стремление следовать Евангелию, признание его единственным источником веры в противовес писаниям «отцов церкви», решениям соборов, папским буллам и пр. Влиянием среди еретиков пользовались также мистические идеи.
Наиболее массовое еретическое движение XII в. – ересь катаров , которая носила антифеодальный характер; они отказывались признавать власть государства, отвергали физическое насилие и пролитие крови. В XV в. наиболее значительными еретическими движениями были английский лоллардизм и гусизм.
Особую роль в борьбе с ересями играла инквизиция. Первоначально (к. XII в.) – форма церковного суда, осуществлявшегося сначала епископами, инквизиция постепенно была изъята из-под контроля епископов и превратилась в 1 пол. XIII в. в самостоятельную организацию, обладавшую огромными полномочиями и подчиненную непосредственно папе.
Церковь старалась подорвать
В XIV в. – упадок папства – «авиньонское пленение пап». С возвращением папского престола в Рим наступила «великая схизма» (раскол), когда на престоле одновременно находилось по два и даже по три папы. В ходе этой борьбы, сопровождавшейся взаимными проклятиями и преданием анафеме, папство потеряло свой прежний престиж, католическая иерархия была ввергнута в затяжной кризис. В это время внутри католической церкви развернулось соборное движение, преследовавшее цель ограничить папское единовластие и подчинить папу вселенским соборам. На заседании собора в Лозанне (1449) было достигнуто соглашение о восстановлении единства: Николай V стал единственным главой церкви. Ликвидация «великой схизмы» не привела к восстановлению прежнего могущества Римской курии.