Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Восточные славяне в VI—IX вв.
Вопрос №2 Образование государства у восточных славян.
Вопрос №3 Общественный строй.
Вопрос №4 Принятие христианства.
...
Вопрос № 59 Возрождающаяся Россия

Файлы: 1 файл

Vopros.docx

— 220.98 Кб (Скачать файл)

     Образование СССР  имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного  сосуществования народов, длительное  время входивших в состав единого  государства. Вместе с тем федеративные  принципы устройства постепенно  вытеснялись иными — унитарными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №41

Индустриализация – создание базовых  отраслей промышленности.

1.Необходимость индустриализации 

Россия отставала от мировых  держав по качественным показателям  экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала Первой мировой, а затем гражданской войнами.

2.Цели индустриализации:

а) ликвидация технико-экономической  отсталости страны;

б) достижение экономической независимости;

в) создание мощной оборонной промышленности;

г) развитие базовых отраслей промышленности.

3.Источники индустриализации 

а) перекачка средств из сельского  хозяйства в тяжелую промышленность;

б) принудительные займы у населения;

в) экспорт товаров (потребление  населением ограничено), продажа произведений искусства;

г) неоплачиваемый труд под лозунгом соревнования;

д) включение труда заключенных  в плановую экономику;

е) продажа винно-водочных изделий.

4.Особенности индустриализации:

а) развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой (интересы обороны);

б) источники индустриализации –  внутренние резервы;

в) централизованное распределение  ресурсов;

г) быстрые темпы (10-15 лет);

д) значительная роль государства.

5.Кадры индустриализации 

Для выполнения установленного плана  производства требовалось большое  количество рабочей силы, поэтому  в короткий срок была ликвидирована  безработица, но ощущалась нехватка инженерно-технических кадров. Было увеличено количество высших и средних  технических учебных заведений, и за несколько лет было подготовлено 128, 5 тыс. специалистов. Также в плановую экономику был включен труд заключенных.

7.Итоги индустриализации 

а) всего за 10 лет увеличились  темпы роста тяжелой промышленности в 2-3 раза, СССР заняло второе место  по абсолютным объемам промышленного  производства и первое место по среднегодовым  темпам роста промышленного производства;

б) СССР стал индустриальным, экономически независимым государством, которое  могло обходиться без импорта  основных товаров потребления; промышленность стала многоотраслевой;

в) возродились многие заводы и  фабрики, появилось большое количество рабочих мест, поэтому была ликвидирована  безработица;

г) Созданный экономический потенциал  позволил развернуть многоотраслевой  ВПК.

8.Цена индустриализации 

Скачок в развитии тяжелой промышленности привел к отставанию других отраслей экономики (легкой промышленности, аграрного  сектора), сверхцентрализации экономической жизни, предельному ограничению сферы деятельности рыночных механизмов, полному подчинению производителя государству, широкому применению мер внеэкономического принуждения. Жизненный уровень населения оставался одним из самых низких среди развитых стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №42

Первые попытки коллективизации  крестьян были предприняты уже вскоре после революции, когда в деревне  стали всячески насаждаться колхозы  и совхозы.

Вопрос о путях развития сельского  хозяйства обсуждался на XV съезде партии (декабрь 1927 г.), который поставил задачу коллективизации в качестве основной задачи партии в деревне.

Дальнейший ход событий был  во многом определен так называемым "кризисом хлебозаготовок" в конце 20-х гг. Индустриализация требовала  все больших средств, которые  можно было получить за счет экспорта хлеба. Между тем крестьяне не желали сдавать его за бесценок. 1928 – 1929 гг. прошли в обстановке "выколачивания" хлеба путем различных репрессий. В этих условиях Сталин приходит к  выводу, что единственным способом гарантированного получения хлеба  является ускоренное объединение крестьян в колхозы.

Коллективизация

5 января 1930 г. было принято постановление  ЦК ВКП(б), провозгласившее "сплошную коллективизацию" и "ликвидацию кулачества как класса". Основным средством принуждения крестьян к объединению в колхозы стала угроза "раскулачивания" (по некоторым данным, общее число "раскулаченных" доходило до 10 млн.).

Важную роль в окончательной  победе режима над крестьянством  сыграл голод 1932 – 1933 гг. Он был вызван политикой государства, изъявшего  из деревни весь хлеб (минимальное  число жертв голода — около 2,5 млн. чел.).

Итоги

Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскохозяйственному производству (валовое производство зерна снизилось  в 1932 г. до 69,9 млн. т. против 78,3 млн. т. в 1928 г., количество лошадей уменьшилось  с 36 млн. до 20 млн., коров — с 68 млн. до 30 млн.).

Осуществление коллективизации стало  важнейшим этапом в окончательном  утверждении тоталитарного режима.

Однако некоторая часть сельского  населения выиграла от проведения коллективизации. Это касалось наиболее неимущих ("бедняков", "батраков"): им кое-что досталось  из "кулацкого" имущества, их в  первую очередь принимали в партию, готовили из них комбайнеров и  трактористов.

В годы второй пятилетки государство  усиливает финансирование сельского  хозяйства, в результате чего происходит некоторая стабилизация, намечается рост производства и улучшение положения  крестьян.

Но в значительной части колхозов в силу отсутствия у крестьян заинтересованности в труде царили бесхозяйственность, низкая дисциплина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 43

Общественно-политическая жизнь СССР в 1930-е гг. была жизнью страны, уже  ставшей тоталитарной. Тоталитарным называют такое общество, в котором  ликвидирована многопартийность и  существует однопартийная политическая система; правящая партия срослась с  государственным аппаратом и  подчинила его себе; утвердилась  единая, общеобязательная идеология; независимого от контроля партии и государства  общества не существует, все общественные организации и все общественные отношения непосредственно контролируются государством; сложился культ вождя; существует разветвленный полицейский аппарат, проводящий репрессии в отношении граждан; гражданские права, формально признаваемые, на самом деле ликвидированы.   

     Экономической основой  тоталитаризма советского типа  была командно-административная  система, построенная на огосударствлении  средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Дискуссии, обсуждения, элементы партийной демократии безвозвратно ушли в прошлое. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным Комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло состояться без одобрения партийных ячеек.   

     Что касается комсомола,  профсоюзов, других общественных  организаций, то они были не  более чем «приводными ремнями»  от партии к массам. Своеобразные  «школы коммунизма» (профсоюзы  для рабочих, комсомол — для  молодежи, пионерская организация  — для детей и подростков, творческие  союзы — для интеллигенции), они,  в сущности, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны.   

     Духовной основой  тоталитарного общества в СССР  была официальная идеология, постулаты  которой — понятные, простые —  внедрялись в сознание людей  в виде лозунгов, песен, стихотворений,  цитат вождей, лекций по изучению  «Краткого курса истории ВКП(б)»: в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; «кто не с нами — тот против нас»; СССР — оплот прогрессивной общественности всего мира; «Сталин — это Ленин сегодня ». Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан.

     Культ Сталина как  вождя общества был едва ли  не важнейшим элементом тоталитаризма  30-х гг. В образе мудрого, беспощадного  к врагам, простого и доступного  лидера партии и народа абстрактные  призывы обретали плоть и кровь,  становились предельно конкретными  и близкими. Песни, кинофильмы, книги,  стихотворения, газетные и журнальные  публикации внушали любовь, трепет  и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида  тоталитарной власти, он был ее  бесспорным, абсолютным вождем.   

     В 30-е гг. на полных  оборотах работал сложившийся  ранее и существенно разросшийся  репрессивный аппарат (НКВД, органы  внесудебной расправы — «тройки», Главное управление лагерей —  ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за  другой: «Шахтинское дело» (1928), процесс над «Промышленной партией» (1930), «Дело академиков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936—1939 гг. против бывших вождей партии (Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, И. Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность жертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запуганному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.  

     В обществе сложилась  весьма непростая духовная атмосфера.  С одной стороны, многим хотелось  верить, что жизнь становится  лучше и веселее, что трудности  пройдут, а сделанное ими останется  навсегда — в светлом будущем,  которое они строят для следующих  поколений. Отсюда энтузиазм,  вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом,  как считали миллионы людей,  деле. С другой стороны, царили  страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность  беспрекословно выполнять данные  кем-то команды. Полагают, что  именно такое — взвинченное,  трагически расколотое восприятие  действительности свойственно тоталитаризму,  который требует, говоря словами  философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто».   

     Символом эпохи можно  считать принятую в 1936 г. Конституцию  СССР. Она гарантировала гражданам  весь набор демократических прав  и свобод. Другое дело, что большинства  из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое  государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм  в основном построен, утвердилась  общественная социалистическая  собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались  Советы депутатов трудящихся, за  ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №44

С завершением граждан­ской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопро­сам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживи­лась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения – научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам рево­люции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т.п.

В крупных городах действовали  частные и кооперативные издатель­ства (в 1924 г. их насчитывалось 28). В них печатались философские и экономические журналы, литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была денационализирована часть зре­лищных предприятий. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художест­венных школ.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"