Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Восточные славяне в VI—IX вв.
Вопрос №2 Образование государства у восточных славян.
Вопрос №3 Общественный строй.
Вопрос №4 Принятие христианства.
...
Вопрос № 59 Возрождающаяся Россия

Файлы: 1 файл

Vopros.docx

— 220.98 Кб (Скачать файл)

Процесс либерализации общественной жизни был непоследователь­ным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников со­ветского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Для про­паганды марксистской философии и борьбы с философским идеализ­мом было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общест­венных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.

В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности  и малограмотности, по повыше­нию культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 год явился важной вехой  в работе, направленной на превраще­ние СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на шкальное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа  грамотных и квалифицированных  кадров. Вместе с тем образова­тельный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы  среднего специального и высшего  образования. Были отменены ограничения  для “классово чуж­дых элементов” при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохо­зяйственного развития потребовало увеличения подготовки специали­стов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. чис­ленность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным – с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного  этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое по­становление касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских  цен­тров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйст­венных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (ПЛ. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали на­учной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Вели­кой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Алек­сандрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках  создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские  институты. Во вто­рой половине 30-х  годов в стране работали свыше 850 НИИ и их фи­лиалов.

Составной частью отечественной культуры 20-х – 30-х годов является творчество представителей художественной и научной  интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу гражданской войны  численность эмигрантов из Советской  России достигла 1,5 млн. человек. В последующие  годы эмиграция продолжалась. Почти  две тре­ти от общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стреми­лись сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выхо­дили в свет кни1и И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные  ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место  и роль России в ис­тории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и дру­гие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев “Исход к Востоку” говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам – Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представ­ляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича. Объединившиеся во­круг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономи­ческих процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции  вернулись в конце 30-х годов  на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным  в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неодно­значны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламента­ция художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №45

После 1917 г. Россия оказалась в международной  изоляции, ибо досрочно вышла из войны и отказалась платить царские  долги. Первый договор заключила  с ней, тем самым признавая, Эстония. В 1922 г. делегация РСФСР во главе  с Г. В. Чичериным в ходе Генуэзской конференции подписала Рапалль-ский договор с Германией, также пострадавшей от Англии и Франции. С 1924 г. ее признали Англия, Франция, Италия и др., в 1933 г. — США.

СССР через Коминтерн (орган  руководства коммунистическим движением  мира) помогал зарубежным коммунистам (восстание 1922 г. в Болгарии, 1923 г. в  Германии, в Гамбурге). Но «мировой революции» не вышло. В 1927 г. по инициативе английского  правительства произошел временный  разрыв англо-советских отношений, поскольку СССР поддержал забастовку британских горняков. В 1929 г. вспыхнул военный конфликте Китаем из-за КВЖД (СССР явочным порядком прибрал к  рукам управление КВЖД, находившейся в совместном владении), кончившийся поражением Китая.

В 1934 г. СССР приняли в Лигу Наций. В 1935 г. Коминтерн призвал коммунистов, социалистов и социал-демократов объединиться в борьбе с фашизмом (создание Народных фронтов). В 1935 г. СССР заключил договоры о взаимопомощи с  Францией и Чехословакией, но они  не были подкреплены военными конвенциями. В 1936-1939 гг. СССР помогал республиканскому правительству Испании против мятежников-франкистов, пользовавшихся поддержкой Германии и Италии, в 1937-1941 гг. — Китаю, на который напала Япония. Летом 1938 г. произошел конфликт между СССР и Японией на озере Хасан. В 1939 г. СССР ввел войска в Монголию, подвергшейся японской агрессии, и нанёс японцам поражение на р. Халхин-Гол.

Весной 1939 г. СССР начал переговоры с Англией и Францией о союзе  против Германии. Переговоры «не шли», и Сталин решил договориться с  Германией, заключив пакт о ненападении 23 августа 1939 г.

Причины и начало Второй мировой войны.

Экономтический и политический передел МИРА. Колонии были поделены между Франц ией, Англией и Испанией со товарпищи....А Германии, оправившейся от Первой мировой войны нужны были РЕСУРСЫ и РЫНКИ сбыта....

Причины второй мировой войны не лежат на поверхности. Процесс ее вызревания начался сразу после  окончания первой мировой войны  и продолжался почти двадцать лет. Перекройка государственных границ, передел колоний и сфер влияния, закрепленные Версальско-Вашингтонской  системой договоров, таили опасность  нового пожара. Это был "договор  хищников и разбойников". Он создал стимулы к реваншу для реакционных  кругов потерпевшей поражение Германии.

Кроме того, финансовые и промышленные магнаты Италии и Японии, да и  других западных держав, причисленных к победителям, были не удовлетворены  разделом добычи, львиную долю которой  захватили США, Англия и Франция. Они выработали стратегию совместной всеобъемлющей борьбы против СССР в  надежде хотя бы на время сгладить межимпериалистические противоречия.

1 сентяря 1939 Гитлер напал на Польшу,бывшую его верным союзником против СССР, чем спровоцировал вступление в войну Франции. после разгрома Польши Англия на континенте уже не могла организовать союз, равный по силе Германии, и была вынуждена выступить в войну (что для Гимтлера было настоящим шоком - как раз с Англией он воевать ни в коем случа не собирался). теперь Гитлер оказался загнанным в угол. он не мог начать войну против СССР, имея за спиной Англию и Францию. и он начал очищать тылы. Гитлер напал и молниеносно разгромил англо-фрацузов во Франции. Франция сдалась, а Англия всёещё НЕ вооружилась. возник исключительный момент для высадки в Англию. Муссолини рвётся в бой. начинается подготовка операции "Морской лев" - вторжения в Британию н.. внезапно всё меняется. "Морской лев" отменён, Гитлер нападает на Балканы, вторгся на берега Средиземного моря, послал корпус Роммеля в Ливию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №46

1. В 1936 г., после фактического  выхода Германии из Версальского  договора, начала открытого перевооружения  Германии и создания военно-политического  союза стран "Оси" (Германии, Италии и Японии) странами, не  входящими в гитлеровский блок, начались переговоры о создании  системы коллективной безопасности. Особенно данные переговоры активизировались  после оккупации Германией Австрии  и Чехословакии в 1938 — 1939 гг.

Весной 1939 г. начались четырехсторонние переговоры между СССР, Англией, Францией и Польшей о создании оборонительного  союза на случай разрастания гитлеровской агрессии. Однако СССР отказался от этих переговоров, поскольку Англия и Франция не дали гарантий своих  военных действий в случае нападения  на Польшу (как и ожидалось, в 1939 г. эти страны объявили войну Германии лишь "на бумаге", этого СССР опасался).

2. Сразу после срыва переговоров  о воссоздании Антанты в августе  1939 г. начались советско-германские  переговоры о взаимной безопасности. 23 августа 1939 г. в Москве был  подписан Пакт о ненападении  с Германией и секретные приложения  к нему ("Пакт Молотова-Риббентропа"). Данным Пактом и приложениями:

- СССР и Германия обязывались  не нападать друг на друга  в течение 5лет — до 1944 г.;

- было достигнуто соглашение  об участии СССР в войне  против Польши вместе с Германией;

- был утвержден план раздела  Польши между СССР и Германией;

- было установлено разграничение  сфер влияния между Германией  и СССР — в советскую сферу  влияния попадали Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Восточная Польша  и Румыния. 

3. 1 сентября 1939 г. началось нападение  Германии на Польшу с запала. 17 сентября 1939 г. Красная Армия  начала наступление на Польшу  с востока. В октябре Польша  была полностью разгромлена и  поделена между Германией и  СССР — Германия вернула себе  Данцигский коридор, СССР —  Западную Украину и Белоруссию.

В период советской оккупации Польши произошла трагедия Катыни. В 1940 г. около 22 тысяч взятых в плен польских офицеров и чиновников, в которых Сталин видел будущую основу сопротивления советскому присутствию, были тайно расстреляны и захоронены в лесу под Катынью и в других местах. Данный факт более 50 лет отрицался советским руководством и бьш признан только в 1990 г.

4. Между СССР и Германией возникла  большая общая граница, которая  была юридически закреплена "Договором  о дружбе и границе", подписанным  28 сентября 1939. Данным договором  также предусматривались военно-техническое  сотрудничество между СССР и  Германией, посещение СССР немецкими  специалистами, поставки Германией  СССР комплектующих военной техники  (впоследствии в большинстве случаев  оказавшиеся некачественными) и  поставки СССР продовольствия  в Германию. В средствах массовой  информации СССР была прекращена  критика фашизма. 

После нормализации советско-германских отношений в 1939 г. СССР не вмешивался в политику Германии по захвату европейских  стран и не пытался помешать гитлеровской агрессии в Европе. Германия, в свою очередь, не вмешивалась в политику, проводимую СССР по отношению к странам, вошедшим в советскую зону влияния.

 

5. Первой из стран, подвергшихся  советской экспансии, стала Финляндия  — независимое государство с  1917 г. и бывшая колония Российской  империи. 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"