Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:27, шпаргалка
Вопрос №1 Восточные славяне в VI—IX вв.
Вопрос №2 Образование государства у восточных славян.
Вопрос №3 Общественный строй.
Вопрос №4 Принятие христианства.
...
Вопрос № 59 Возрождающаяся Россия
Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.
В годы предвоенных пятилеток
1930 год явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на шкальное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.
Задачи индустриального
Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для “классово чуждых элементов” при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным – с 288 тыс. до 1,5 млн.
Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.
Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (ПЛ. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.
В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.
Составной частью отечественной культуры 20-х – 30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две трети от общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет кни1и И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.
В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев “Исход к Востоку” говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам – Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.
Многие представители
Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.
Вопрос №45
После 1917 г. Россия оказалась в международной
изоляции, ибо досрочно вышла из
войны и отказалась платить царские
долги. Первый договор заключила
с ней, тем самым признавая, Эстония.
В 1922 г. делегация РСФСР во главе
с Г. В. Чичериным в ходе Генуэзской
конференции подписала Рапалль-
СССР через Коминтерн (орган
руководства коммунистическим движением
мира) помогал зарубежным коммунистам
(восстание 1922 г. в Болгарии, 1923 г. в
Германии, в Гамбурге). Но «мировой революции»
не вышло. В 1927 г. по инициативе английского
правительства произошел
В 1934 г. СССР приняли в Лигу Наций.
В 1935 г. Коминтерн призвал коммунистов,
социалистов и социал-
Весной 1939 г. СССР начал переговоры с Англией и Францией о союзе против Германии. Переговоры «не шли», и Сталин решил договориться с Германией, заключив пакт о ненападении 23 августа 1939 г.
Причины и начало Второй мировой войны.
Экономтический и политический передел МИРА. Колонии были поделены между Франц ией, Англией и Испанией со товарпищи....А Германии, оправившейся от Первой мировой войны нужны были РЕСУРСЫ и РЫНКИ сбыта....
Причины второй мировой войны не
лежат на поверхности. Процесс ее
вызревания начался сразу после
окончания первой мировой войны
и продолжался почти двадцать
лет. Перекройка государственных границ,
передел колоний и сфер влияния,
закрепленные Версальско-Вашингтонской
системой договоров, таили опасность
нового пожара. Это был "договор
хищников и разбойников". Он создал
стимулы к реваншу для
Кроме того, финансовые и промышленные
магнаты Италии и Японии, да и
других западных держав, причисленных
к победителям, были не удовлетворены
разделом добычи, львиную долю которой
захватили США, Англия и Франция.
Они выработали стратегию совместной
всеобъемлющей борьбы против СССР в
надежде хотя бы на время сгладить
межимпериалистические
1 сентяря 1939 Гитлер напал на Польшу,бывшую его верным союзником против СССР, чем спровоцировал вступление в войну Франции. после разгрома Польши Англия на континенте уже не могла организовать союз, равный по силе Германии, и была вынуждена выступить в войну (что для Гимтлера было настоящим шоком - как раз с Англией он воевать ни в коем случа не собирался). теперь Гитлер оказался загнанным в угол. он не мог начать войну против СССР, имея за спиной Англию и Францию. и он начал очищать тылы. Гитлер напал и молниеносно разгромил англо-фрацузов во Франции. Франция сдалась, а Англия всёещё НЕ вооружилась. возник исключительный момент для высадки в Англию. Муссолини рвётся в бой. начинается подготовка операции "Морской лев" - вторжения в Британию н.. внезапно всё меняется. "Морской лев" отменён, Гитлер нападает на Балканы, вторгся на берега Средиземного моря, послал корпус Роммеля в Ливию.
Вопрос №46
1. В 1936 г., после фактического
выхода Германии из
Весной 1939 г. начались четырехсторонние переговоры между СССР, Англией, Францией и Польшей о создании оборонительного союза на случай разрастания гитлеровской агрессии. Однако СССР отказался от этих переговоров, поскольку Англия и Франция не дали гарантий своих военных действий в случае нападения на Польшу (как и ожидалось, в 1939 г. эти страны объявили войну Германии лишь "на бумаге", этого СССР опасался).
2. Сразу после срыва переговоров
о воссоздании Антанты в
- СССР и Германия обязывались не нападать друг на друга в течение 5лет — до 1944 г.;
- было достигнуто соглашение
об участии СССР в войне
против Польши вместе с
- был утвержден план раздела Польши между СССР и Германией;
- было установлено
3. 1 сентября 1939 г. началось нападение Германии на Польшу с запала. 17 сентября 1939 г. Красная Армия начала наступление на Польшу с востока. В октябре Польша была полностью разгромлена и поделена между Германией и СССР — Германия вернула себе Данцигский коридор, СССР — Западную Украину и Белоруссию.
В период советской оккупации Польши произошла трагедия Катыни. В 1940 г. около 22 тысяч взятых в плен польских офицеров и чиновников, в которых Сталин видел будущую основу сопротивления советскому присутствию, были тайно расстреляны и захоронены в лесу под Катынью и в других местах. Данный факт более 50 лет отрицался советским руководством и бьш признан только в 1990 г.
4. Между СССР и Германией
После нормализации советско-германских отношений в 1939 г. СССР не вмешивался в политику Германии по захвату европейских стран и не пытался помешать гитлеровской агрессии в Европе. Германия, в свою очередь, не вмешивалась в политику, проводимую СССР по отношению к странам, вошедшим в советскую зону влияния.
5. Первой из стран, подвергшихся
советской экспансии, стала