Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Восточные славяне в VI—IX вв.
Вопрос №2 Образование государства у восточных славян.
Вопрос №3 Общественный строй.
Вопрос №4 Принятие христианства.
...
Вопрос № 59 Возрождающаяся Россия

Файлы: 1 файл

Vopros.docx

— 220.98 Кб (Скачать файл)

К 1948 г. производство достигло довоенного уровня благодаря героическому труду  советского народа, бесплатному труду  заключенных ГУЛАГа, перераспределения  средств в пользу тяжелой промышленности, перекачки средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики.

В 1945 г. валовая продукция сельского  хозяйства СССР составляла 60 % довоенного уровня. Правительство пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса.

В 1947 г. установлен обязательный минимум  трудодней, ужесточен закон «За  посягательство на колхозную и государственную  собственность», повышен налог на содержание скота, что привело к  массовому его забою.

Сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась  натуральная оплата труда. Колхозникам  отказывали в выдаче паспортов, что  ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними.

Эти реформы не имели успеха, и  лишь к 50-м годам удалось выйти  на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Послевоенная обстановка потребовала  от правительства проведения в жизнь  демократических принципов устройства государства.

В 1945 г. упразднен Государственный  Комитет Обороны. Прошли перевыборы Советов всех уровней и участились их созывы и сессии. Увеличено количество постоянных комиссий. Возобновлена работа общественных и политических организаций

В 1946 г. Совет Народных Комисаров  преобразован в Совет Министров, а наркоматы - в министерства. В  соответствии с Конституцией проведены  прямые и тайные выборы народных судей. Состоялся 19-й съезд партии. С 1946 г. началась разработка проекта новой  Конституции СССР. В 1947 г. на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) был вынесен вопрос «О проекте новой программы ВКП(б)».

Произошли изменения в науке  и культуре. С 1952 г. вводится обязательное семилетнее образование, открываются  вечерние школы. Образована Академия художеств  и Академия наук с ее филиалами  в республиках. Во многих вузах открыты  аспирантуры. Началось регулярное вещание  телевидения.

На фоне положительных сдвигов  в области науки и культуры началось активное вмешательство в  их развитие. Правительство и партия стали ориентировать научные  исследования историков, философов, филологов.

Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории  ВКП(б)». Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.

Объектами гонения и критики  со стороны партии стали композиторы  Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов.

В 1948 г. начались преследования «космополитов». Были введены запреты на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №53

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.

 На Дальнем Востоке Советскому  Союзу был возвращен Сахалин  и переданы Курильские острова,  включая 4 острова юга Курильской  гряды. 

 После окончания Второй Мировой  войны, имевшиеся противоречия  в политике держав коалиции  вспыхнули с новой силой. 1946 г.  стал поворотным от политики  сотрудничества к послевоенной  конфронтации, получившей название "холодной войны" и в течение  полувека определявшей геополитическую  ситуацию.

 В Западной Европе, оккупированной  союзниками, стали формироваться  основы социально- экономической  и политической структуры по  образцу "западных демократий". В странах Восточной Европы  складывалась социально-политическая  система, аналогичная сталинской  модели "государственного социализма". Создание дружественных политических  режимов в Восточной Европе  стало основной целью внешней  политики советского руководства  в первые послевоенные годы. Во  второй половине 40-х годов у  власти в восточноевропейских  государствах укрепились правительства,  ориентированные на Советский  Союз, что позволило у западных  границ СССР создать "сферу  безопасности", закрепленную в  ряде двусторонних договоров  с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и  Югославией, заключенных в 1945-48 гг.

 Таким образом, послевоенная  Европа была разделена на две  противостоящие группировки государств с различной идеологией, на базе которых были созданы:

 Апрель 1949 г. - Североатлантический  Союз (НАТО) под эгидой США; 

 Май 1955 . - Организация Варшавского  Договора (ОВД) при доминирующей  роли СССР.

 Главной осью конфронтации  на долгое время стали отношения  между сверхдержавами - СССР и  США. Но если СССР пытался  проводить свою политику политическими  средствами, то США делали ставку  на экономическое и политическое  давление, и на военную силу. В  течение 40-х годов происходило  нарастание напряженности в отношениях  Восток-Запад, достигшее апогея  в 1950 53 гг. во время войны в  Корее. 

 В Европе самой жгучей  проблемой было решение германского  вопроса. Разделенная на 4 зоны  оккупации (американскую, английскую, французскую и советскую) и  не имевшая единого правительства,  Германия оставалась важным субъектом  международных отношений. В 1948 г. оккупационные зоны США,  Англии и Франции слились в  "тризонию", где формировалась система западного образца, а зоне СССР началось построение сталинского социализма. В июне 1948 г. разразился первый Берлинский кризис, когда советские войска полностью блокировали Западный Берлин и почти в течение года население снабжалось западными союзниками с помощью "воздушного моста". Осенью 1949 г. в западной зоне была провозглашена ФРГ, а в восточной - ГДР.  В Азиатско-Тихоокеанском регионе ареной холодной войны стали Корея и Китай. В разделенной по 38 параллели Корее на севере укрепились силы, ориентированные на СССР, а на юге - на США. Гражданская война в Китае (45-49 гг.) являлась формой разраставшейся конфронтации между США и СССР. Победа коммунистов во главе с Мао резко повысила влияние СССР в регионе и ухудшила положение США, который потерял союзника в лице Китая. Большинство стран Восточной и Юго-Восточной и Южной Азии оказались на грани перехода к построению социализма. В целях предотвращения "коммунизации" США приступили к созданию военно-политических блоков, на которые можно опереться в борьбе с освободительным движением:  1954 г. - блок СЕАТО (США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины и Пакистан);  1955 г. - блок СЕНТО (США, Англия, Турция, Иран и Пакистан);

1951 г. - блок АНЗЮС (Австралия,  Новая Зеландия, США).

 В отличие от западных  стран, страны Восточной Европы  не образовывали союзов. Военно-политическое  взаимодействие строилось на  другой основе - принимаемые в  Москве решения были обязательными  для всех стран народной демократии. Экономические отношения развивались  на внеэкономическом базисе. Создание  в 1949 г. 

 Совета Экономической взаимопомощи  не изменило этого положения. 

 Обострение соперничества особенно  ярко выразилось в гонке вооружения.

 Апогеем враждебности и недоверия  в эпоху "холодной войны"  стала война в Корее в1950-53гг. Северную Корею поддержали Китай  и СССР, Южную - США. Мир оказался  на гране глобальной войны,  поскольку фактически это была  война СССР и США. Перемирие,  подписанное в июле 1953 г. и завершившее  корейскую войну, а также смерть  Сталина частично сняли напряженность  в противостоянии социализма  и капитализма. 

 СССР в 60-8-е годы проводил  активную внешнюю политику, направленную  на сохранение геополитического  равновесия между сверхдержавами.

Вопрос №54

Смерть Сталина (5 марта 1953 г .) произошла в то время, когда возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе. Поэтому сталинские преемники должны были осуществить несколько взаимосвязанных задач, среди которых выделялись главные: обеспечение преемственности социально-политического курса, распределение важнейших партийно-государственных постов, осуществление некоторых реформ.

Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил  Секретариат ЦК. Его заместителями  стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных  дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных  должностей, занимая второе, а затем  первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство  не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и  расстрелян. Позиции Маленкова ослабились с падением Берии, с которым он был связан как организатор послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел  укрепить своей авторитет: контролируя  партийный аппарат, он начал расставлять  на ведущие позиции своих сторонников. В начале 1955 г . Г.Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др.

Политические реформы Н, Хрущева 

После, отстранения Маленкова фактически главой государства становится Хрущев. XX съезд КПСС в феврале 1956 г . и выступление на нем Н. Хрущева с докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории, началом частичной десталинизации и демократизации жизни страны. В докладе приводились примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью отдельных конкретных личностей, но о существовании тоталитарной системы вопрос не ставился. Это выступление укрепило авторитет Хрущева, что вызвало недовольство других партийных лидеров. В июне 1957 г . на Пленуме ЦК Ворошилов и Каганович попытались отстранить Хрущева от руководства. Но благодаря поддержке партийных лидеров представители оппозиции были осуждены коммунистами как «антипартийная группа». На том же Пленуме Хрущев добился введения в состав Президиума ЦК новых лиц, поддержавших его в трудный час, - Брежнева, Жукова, Игнатова и др.

Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать радикальные  шаги в перестройке правящей партии. На XXII съезде в октябре 1961 г . были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г . восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д.

Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.)

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми  экономическими проблемами. Реформы  было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные  закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно  проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом}' вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г . началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г . правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г . проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое  внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей  стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой  и легкой промышленности.

Серьезными недостатками экономических  реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г ., разгон демонстрации студентов в 1958 г .). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"