Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Восточные славяне в VI—IX вв.
Вопрос №2 Образование государства у восточных славян.
Вопрос №3 Общественный строй.
Вопрос №4 Принятие христианства.
...
Вопрос № 59 Возрождающаяся Россия

Файлы: 1 файл

Vopros.docx

— 220.98 Кб (Скачать файл)

Таким образом, экономические и  политические реформы Хрущева и  носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г . на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительств

Внешняя политика

Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического  курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости  мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о  сокращении вооружения и прекращении  ядерных испытаний. Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами, продолжавшими наращивание военного и потенциала НАТО. Для осуществления  противовеса этому союзу, а также  для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г . была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), и, смотря на консолидацию, внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстановление в Венгрии, 1956 г ., и берлинский кризис, 1961 г .).

Вслед за «берлинским кризисом»  последовал «карибский» ракетный кризис, поставивший мир на грань ядерной  катастрофы. После победы на Кубе революционных  сил во главе с Ф. Кастро США  развернули подрывную войну против нового кубинского режима. В 1962 г . СССР решил помочь Кубе и разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американские военные начали готовить немедленное нанесение ядерных ударов по кубинским и советским территориям с территорий США и Турции. Ситуацию в последний момент удалось разрешить только после прямых переговоров американского президента Дж. Кеннеди и Н. Хрущева (22-27 октября 1962 г .). Карибский ракетный кризис стал кульминацией «холодной войны», после которого начался процесс улучшения отношений СССР и капиталистических стран и переход от противостояния к «мирном сосуществованию».

На рубеже 50-60-х гг. СССР проявлял активность в отношениях со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток), поддерживая коммунистические движения в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Бирме. Активно  развивались отношения с Индией и Индонезией, Камбоджей, Непалом, Египтом, Алжиром, которые Советское правительство классифицировало как «развивающиеся страны социалистической ориентации». СССР стремился экономически и политически поддержать правительства этих государств с целью изоляции их от капиталистических стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №55

Внутренняя политика

С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием — первым знаком этого был процесс Синявского — Даниэля, (1965).

Решительный поворот в сторону  свёртывания остатков «оттепели» произошёл  в 1968 году, после ввода войск в  Чехословакию. Как знак окончательной  ликвидации «оттепели» была воспринята отставка А. Т. Твардовского с поста  редактора журнала «Новый мир» в  начале 1970 г.

В таких условиях среди интеллигенции, разбуженной «оттепелью», возникло и оформилось диссидентское движение, жёстко подавлявшееся органами госбезопасности вплоть до начала 1987 года, когда единовременно были помилованы более ста диссидентов и гонения на них практически разом сошли на нет. По данным Д. А. Волкогонова, Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР. Впрочем, масштабы диссидентского движения, как и политических репрессий, не были большими.

Частью системы идеологического  свёртывания оттепели был процесс  «ресталинизации» — подспудной реабилитации Сталина. Сигнал был подан на торжественном заседании в Кремле 8 мая 1965 г., когда Брежнев впервые после многолетних умолчаний под аплодисменты зала упомянул имя Сталина. В конце 1969 г., к 90-летнему юбилею Сталина, Суслов организовал ряд мероприятий по его реабилитации и был близок к цели. Однако, резкие протесты интеллигенции, включая её приближённую к власти элиту, заставили Брежнева свернуть кампанию. В положительном ключе Сталин упоминался даже Горбачёвым в речи в честь 40-летия Победы 8 мая 1985 года. Однако, в основном вплоть до начала 1987 года о Сталине и его времени предпочитали просто молчать.

С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.

В 1975 году происходит восстание на «Сторожевом» — вооружённое проявление неподчинения со стороны группы советских  военных моряков на большом противолодочном  корабле (БПК) ВМФ СССР «Сторожевой». Предводителем восстания стал замполит корабля, капитан 3-го ранга Валерий Саблин.

После 1975 года за годами правления  Брежнева прочно утвердилось определение: «Эпоха застоя».

Внешняя политика

В области внешней политики Брежнев  немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены  американо-советские договоры об ограничении  стратегических наступательных вооружений (правда, с 1967 года начинается ускоренная установка межконтинентальных ракет  в подземные шахты), которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979).

В 1985-86 годах новым советским  руководством были предприняты отдельные  попытки улучшить советско-американские отношения, однако окончательный отказ  от политики конфронтации произошёл  только к 1990 г.

В отношениях с социалистическими  странами Брежнев стал инициатором  доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить  независимую от СССР внутреннюю и  внешнюю политику. В 1968 году Брежнев  дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора (Пражская весна). В 1980 году готовилась военная интервенция в Польшу.

Попытки расширения советской сферы  влияния на разных континентах (Никарагуа, Эфиопия, Ангола, Вьетнам, Афганистан и  так далее) приводили к истощению  советской экономики, финансированию неэффективных режимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №56

К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более  очевидным. Стране требовались реформы.

В апреле 1985 г. новый Генеральный  секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил  о начале «перестройки и ускорения». Но плана реформ он не имел. Был легализован  бизнес под видом кооперативов, но тут же обложен чрезмерными налогами, к тому же там часто «отмывали» деньги криминальных структур. Расширилась  самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе, которая без нее не работала, и  в таких условиях промедление  с созданием нормальной рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу  экономики.

Появилась гласность, т.е. свобода  слова, но в основном лишь в крупных  городах. Возобновилась реабилитация жертв сталинского (и не только) режима. Пробуждение надежд и гласность породили новый подъём культуры, стали издаваться прежде запрещенные произведения. Возобновилось разоблачение сталинизма, перешедшее в разоблачение коммунистической системы в целом.

В 1989 г. собрался I съезд народных депутатов  СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение «Демократическая Россия», объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. Их поддерживала прежде всего интеллигенция. На съезде они организовали фракцию «Межрегиональная депутатская группа». Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов — Москву, А. А Собчак — Ленинград (Санкт-Петербург).

В 1990 г. из Конституции под давлением  оппозиции убрали фразу о руководящей  роли КПСС. Появились самые разные партии. Постепенно власть стала переходить от партийных структур к избранным  народом советам, но и те часто  не могли улучшить обстановку. Нередко  главы местных партийных организаций  сами становились руководителями советов. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член «Демократической России» Б. Н. Ельцин). Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и др.) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 г. в Москву войска и объявили чрезвычайное положение, но уже в 21 августа потерпели провал и были арестованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №57

Распад СССР, оформленный Беловежским  соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.   

     Причины распада СССР. В марте 1990 г. на всесоюзном  референдуме большинство граждан  высказались за сохранение Союза  ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен  новый Союзный договор, дававший  шанс на обновление федеративного  государства. Но сохранить единство  не удалось. СССР распался. Почему? Приведем наиболее распространенные  объяснения, которые предлагают  исследователи:   

     — СССР создавался  в 1922г. как федеративное государство.  Однако с течением времени  он все более превращался в  государство, по существу, унитарное,  управляемое из центра и нивелирующее  различия между республиками, субъектами  федеративных отношений. Проблемы  межреспубликанских и межнациональных  отношений игнорировались на  протяжении многих лет, трудности  загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные  конфликты приобрели взрывной, крайне  опасный характер, принятие решений  откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало  распад неизбежным;  

     — СССР создавался  на основе признания права  наций на самоопределение, федерация  строилась не по территориальному, а национально-территориальному  принципу. В Конституциях 1924, 1936 и  1977 гг. содержались нормы о суверенитете  республик, входивших в состав  СССР. В условиях нараставшего  кризиса эти нормы стали катализатором  центробежных процессов;   

     — сложившийся в  СССР единый народнохозяйственный  комплекс обеспечивал экономическую  интеграцию республик. Однако  по мере нарастания экономических  трудностей хозяйственные связи  начали разрываться, республики  проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов  к подобному развитию событий;

     — советская политическая  система базировалась на жесткой  централизации власти, реальным  носителем которой было не  столько государство, сколько  Коммунистическая партия. Кризис  КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью  вели к распаду страны;   

     — единство и целостность  Союза в значительной степени  обеспечивалась его идеологическим  единством. Кризис коммунистической  системы ценностей создал духовный  вакуум, который был заполнен  националистическими идеями;   

     — политический, экономический,  идеологический кризис, который  переживал СССР в последние  годы своего существования, привел  к ослаблению центра и усилению  республик, их политических элит. Национальные элиты были по  экономическим, политическим, личным  мотивам заинтересованы не столько  в сохранении СССР, сколько в  его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения  и намерения национальных партийно-государственных элит.  

     Значение распада  СССР. Значение столь масштабных  событий определяется временем. С момента распада СССР прошло  всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших  на месте СССР, находятся во  власти эмоций и еще не готовы  к взвешенным, обоснованным выводам.  Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределам России, национальных меньшинств в целом.   

     Становление новой  российской государственности. Процесс  становления новой российской  государственности начался принятием  Верховным Советом РСФСР Декларации  о суверенитете России (1990) и выборами  первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь  1991) статус Российской Федерации  как независимого суверенного  государства стал юридической  и фактической реальностью. Период  становления российской государственности  завершился 12 декабря 1993 г., когда  на всенародном референдуме была  принята Конституция Российской  Федерации и окончательно демонтирована  советская политическая система.  Рождение современного Российского  государства было драматическим,  крайне болезненным и сложным  процессом.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"