Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Истории»
2. Первобытнообщинный
строй. Первые следы
Первые достоверные следы
человека на территории Кыргызстана
относятся к палеолиту —
В эпоху мустье (100—40 тысячелетий назад) в Средней Азии, как и в других местах Старого Света, жили неандертальцы. На территории Кыргызстана известно несколько местонахождений орудий труда мустьерского времени, в том числе стоянка Тосор на Иссык-Куле, Георгиевский бугор в Чуйской долине и древние «каменоломни» в Ошской области. В долине Капчагай (Алайский хребет), 50—40 тыс. лет тому назад первобытные люди добывали материал для производства орудий труда. К этому времени относится знаменитое погребение неандертальского мальчика в гроте Тешик-Таш, открытое в 1938 г. А. П. Окладниковым. Это пока первое известное захоронение первобытного человека в гроте по определенному обряду: около костяка были рога горного козла, воткнутые «вилками» в землю вертикально и образующие круг. В других местах захороненных людей покрывали ветками хвои и цветами. Забота об умерших свидетельствует о вере древних людей в загробную жизнь, то есть о возникновении примитивных религиозных воззрений.
Стоянки охотников мезолита— среднекаменного века (X—VI тысячелетия до н. э.) в Кыргызстане исследованы в долине р. Сох, близ г. Таш-Кумыр, в высокогорных районах Ак-Сая, окрестностях озера Чатыр-Куль и в долине р. Арпа. Людям этого периода удалось сделать крупнейшие открытия — изобрести лук и стрелы с острыми кремневыми наконечниками, что сделало охоту более эффективной. Но самым удивительным достижением первобытного человека надо признать появление искусства. В Иссык-Кульской области, например, в высокогорной Сары-Джазской долине в пещере Ак-Чункур обнаружены на стенах и своде потолка рисунки животных и человека: небольшие сюжетные сценки охоты и танцев, выполненные охрой древними художниками 10 тыс. лет тому назад. Люди новокаменного периода — неолита (V—III тысячелетия до и. э.) совершили подлинную революцию в хозяйствовании. Раньше они питались только дарами природы, тем, что добывали охотой и собирательством, т. е. вели присваивающее хозяйство. Для того, чтобы выжить, меньше зависеть от капризов природы, человек неолита научился обрабатывать землю и выращивать съедобные растения. Одновременно он приручил диких животных и занялся их разведением. Такое хозяйствование получило название производящего, а переход от присваивающего хозяйства к производящему назван неолитической революцией. Эта революция дала начало двум главным отраслям современного хозяйства: земледелию и скотоводству. Он приручил одну из самых грозных стихий — огонь, отыскал и научился обрабатывать самые лучшие по своим физическим свойствам породы кремня для изготовления орудий труда, научился обрабатывать землю и приручил животных, заложил фундамент для развития религиозных систем.
3.Древние пастушеско- земледельческие племена эпохи бронзового века
В эпоху бронзы на территории Кыргызстана развивались две культуры. В Чуйской, Таласской долинах, на Иссык-Куле и в Центральном Тянь-Шане утвердилась культура пастушеско-земледельческих племен, тесно связанных с населением казахстанских степей и Южной Сибири. Эти племена условно названы андроновскими (по месту открытия первых памятников этой культуры у с. Андроново близ г. Ачинск). В восточной части Ферганской долины возникли поселения древних земледельцев. В своем развитии они были связаны с древнеземледельческими общинами Средней Азии. Их условно назвали чустскими (по месту открытия такого памятника у г. Чуст Наманганской области). Население обеих культурных зон было европеоидным и говорило на восточно-иранских языках. В северных районах Кыргызстана открыты различные памятники пастушеско-земледельческих племен: поселения, погребения, клады и наскальные рисунки. Наиболее древним из поселений эпохи бронзы в Чуйской долине является Беловодское (XV—XIII вв. до и. э.), несколько позже (в XII—IX вв. до н. э.) возникли Аламединское, Александровское, Джаильма и Каиндинское поселения. Как правило, они располагались на возвышенностях в заболоченных местностях. Характер поселений свидетельствует о том, что они были недолговечными, скорее всего, обжиты пастухами, совершавшими сезонные перекочевки. Андроновцы вели комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство с преобладанием пастушеского скотоводства. О занятиях земледелием свидетельствуют каменные мотыги и зернотерки, а также бронзовые серпы. Искусственного орошения они, видимо, еще не знали. Землю обрабатывали в естественно увлажненных местах близ рек. Ведущей отраслью комплексного хозяйства андроновцев было скотоводство. В то время разводили крупный рогатый скот, двугорбых верблюдов. Особо заботились о лошадях. Основу андроновского общества составляла большая семья, которую возглавлял мужчина. Он был хозяином стад и полей. В конце эпохи бронзы усилилось имущественное неравенство, о чем свидетельствуют погребения с бедными и очень богатыми вещами. А некоторым умершим воздвигались монументальные гробницы. Андроновцы занимали территорию от Волги и Урала до, Тянь-Шаня и Енисея. Андроновские племена, оставшиеся в горах и степях Кыргызстана и Казахстана, стали предками кочевников, которых именовали скифами или саками.
Восточную Фергану с конца II тысячелетия до н. э. вплоть до VIII—VII вв. до н. э. населяли общины древних земледельцев. Поселения их располагались группами в долинах небольших рек и их дельтах. Жители чустских поселений держали скот, плавили бронзу и отливали орудия труда, оружие и украшения, делали красивую посуду, умели прясть и ткать, обрабатывать камень, из которого делали зернотерки, песты, молоты, мотыги, отбойники. Обычно же в отдельных поселениях жил род, группа поселений в одном оазисе — племя, совокупность всех поселений — союз племен. Первобытнообщинные отношения разлагались: появились знать и богатые, противопоставлявшие себя рядовым общинникам. В целом развитие Кыргызстана в эпоху бронзы характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, выделением первых кочевников-скотоводов, имущественным и общественным расслоением людей на знать и рядовых общинников.
3.Усуньское государство
Усуньское государство. Усуни, отчасти тюркоязычные отчасти ираноязычные племена создали государство Усунь-Го на территории Семиречье и Тянь-Шаня во 2 в.д.н.э. В 106 г.д.н.э.исседоны или усуни кочевавшие по соседству с гуннами в западной части Китая мигрировали в Семиречье и на Тянь-Шань. Здесь они организовали свое государство с центром Чигучен на Иссык-Куле. Развалины этого поселения находятся на дне Тюпского залива на Иссык-Куле.
Экономика основное занятие полукочевое скотоводство и земледелие. В стаде преобладали лошади, верблюды, овцы. Богатые скотоводы имели по 4-5 тыс. скакунов.
Социальная организация Усуньск
Памятники усуньского времени на территории Кыргызстана Усуньские могильники 3-1 вв.до н.э. впервые изучены в 1928-29 гг. М.В.Воеводским и М.П. Грязновым.Они имеют большое сходство с сакскими и потому носят в исторической литературе название «сако-усуньские памятники». Усуни использовали три типа захоронения: простые могильные ямы, подбойные, когда захоронения производили в узком подбое устроенном в стенке могилы, катакомбные, когда рыли длинный входной коридор-дромос от 2 до 8 м перпендикулярный погребальной камере – катакомбе, вход этот замуровывался каменными плитками, реже сырцовым кирпичом. Одно из известных могильников усуней обнаружено в местности Чельпек (близ Пржевальска). Большая грунтовая могила была перекрыта накатом. В одном из погребений обнаружен скелет коня. Из предметов туалета привлекло внимание бронзовое зеркало с ручкой в виде головы грифона, булавка с массивным навершием в виде птички. В Чуйской долине - это могильник Бурана. В могильнике обнаружена посуда, кости лошади, быка, овец. Также обнаружено 50 золотых украшений. Интересен могильник Айгырджал, находящийся к западу от Нарына. В нем встречаются два типа захоронения: грунтовые могильные ямы и подбойные, т.е., В могильнике обнаружены остатки ритуальной пищи, лепная посуда, железные наконечники стрел, костяные накладки на лук. Очень мало украшений. Данные могильники свидетельствуют о высокой степени социального расслоения усуньского общества. В могильниках богатых и знатных усуньцев обнаружено большое количество предметов из бронзы, золота, кости домашних животных. Небольшая группа могильников усуньского периода обнаружена на территории Кетмень-Тюбе. Грунтовые могилы были перекрыты каменными плитами, также встречается подбойная могила. Во всех могилах отсутствует ритуальна пища, что весьма странно для того времени. Отсутствовали захоронения женщин и детей. Исследования ученых показывают, что продолжительность жизни усуньцев составляла примерно 20 лет. В одно их могил в стене было выбита ниша для сосудов, что также является редкостью для усуньского погребального ритуала. Распространение могильников усуньского периода почти по всей территории совр.Кыргызстана отражает обширность освоения различных ландшафтных зон, включающий долинные и горные пространства. В 6 веке н.э. усуни были ассимилированы тюрками, выходцами из совр.Алтая.
Даваньское государство
Общее сведение В Ферганской долине на рубеже 7-6 в.до н.э. до 5-6 в.н.э. наблюдалось бурное развитие культуры оседло-земледельческих племен.
Китайские источники свидетельствуют о сильном государстве Давань. Оно возникло к середине 1 тысячелетия д.н.э., но ее расцвет приходится на 2-1 вв.до н.э. Население примерно составляло около 500-600 тыс. человек. Они в основном занимались земледелием.
Хозяйство Основным занятием даваньцев являлось земледелие, которое развивалось благодаря естественному речному и искусственному орошени. Освоение крупных оазисов невозможно было без искусственного орошения. К примеру в Карадарьинском оазисе был прорыт канал ирригационная система снабжавшая пашенные поля водой. О развитии земледелия свидетельствуют орудия труда: каменные серпы уступили место металлическим, в большом количестве встречаются зернотерки для перемола зерна, позднее обнаруживаются следы ручных мельниц. Основными культурами являлись: пшеница, рис, просо, люцерна. Судя по находка семян хлопка в северо-западной Фергане даванцам было известно выращивание хлопка тоже. Китайские источники свидетельствуют о наличии коневодства в Давани. В Шурабашате и Эйлатане были обнаружены следы загонов для скота и в том числе для содержания табуна. В местности Айырмач-тау в 8 км.от Оша имеются наскальные рисунки тридцати лошадей. Высокопородистые лошади поставлялись китайскому императору.
В период 4-1 в.д.нэ. даваньцы
используют более эффективную
форму ирригации поливное
Внешняя политика Давани
На рубеже конца 2-начало 1
вв.д.н.э. Китай стал одним из сильных
угроз для государство Давань.
Благодаря миссии китайского путешественника
Чжан Цяня в Давань во 2 в.д.нэ. Китай
узнал о плодородных и
Политическое устройство и социальная организация:
Давань в большей степени
представлял из себя союз городов-государств.
В нем насчитывалось около 70 больших
и малых городов. Административным
и культурным центром являлся
город Эрши. Помимо него в источниках
упоминается города: Гуйшуань в Северной
Фергане, и город Ю- который находился
в восточной части Давани и
который отождествляется с
12. Древнетюркская культура.
Особенностью развития культуры
раннесредневекового