Шпаргалка по «Истории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Истории»

Файлы: 1 файл

ответы по истории КР.docx

— 239.62 Кб (Скачать файл)

2. Первобытнообщинный  строй. Первые следы человеческой  деятельности на Тенир-Тоо.

Первые достоверные следы  человека на территории Кыргызстана  относятся к палеолиту — древнекаменному  веку (800—100 тыс. лет). Самые древние  орудия труда здесь были найдены  в Центральном Тянь-Шане (на р. Он-Арча), на Иссык-Куле (близ г. Балыкчи) и в  Ферганской долине (Ляйлякский район). Они были грубыми и примитивными: представляли собой заостренные гальки. В течение многих тысячелетий человек совершенствовался сам и совершенствовал орудия труда, он научился добывать огонь, освоил под жилище пещеры и гроты, переходя от стадного к кровнородственному общинному разделению.

В эпоху мустье (100—40 тысячелетий  назад) в Средней Азии, как и  в других местах Старого Света, жили неандертальцы. На территории Кыргызстана известно несколько местонахождений орудий труда мустьерского времени, в том числе стоянка Тосор на Иссык-Куле, Георгиевский бугор в Чуйской долине и древние «каменоломни» в Ошской области. В долине Капчагай (Алайский хребет),  50—40 тыс. лет тому назад первобытные люди добывали материал для производства орудий труда. К этому времени относится знаменитое погребение неандертальского мальчика в гроте Тешик-Таш, открытое в 1938 г. А. П. Окладниковым. Это пока первое известное захоронение первобытного человека в гроте по определенному обряду: около костяка были рога горного козла, воткнутые «вилками» в землю вертикально и образующие круг. В других местах захороненных людей покрывали ветками хвои и цветами. Забота об умерших свидетельствует о вере древних людей в загробную жизнь, то есть о возникновении примитивных религиозных воззрений.

Стоянки охотников мезолита—  среднекаменного века (X—VI тысячелетия до н. э.) в Кыргызстане исследованы в долине р. Сох, близ г. Таш-Кумыр, в высокогорных районах Ак-Сая, окрестностях озера Чатыр-Куль и в долине р. Арпа. Людям этого периода удалось сделать крупнейшие открытия — изобрести лук и стрелы с острыми кремневыми наконечниками, что сделало охоту более эффективной. Но самым удивительным достижением первобытного человека надо признать появление искусства. В Иссык-Кульской области, например, в высокогорной Сары-Джазской долине в пещере Ак-Чункур обнаружены на стенах и своде потолка рисунки животных и человека: небольшие сюжетные сценки охоты и танцев, выполненные охрой древними художниками  10 тыс. лет тому назад. Люди новокаменного периода — неолита (V—III тысячелетия до и. э.) совершили подлинную революцию в хозяйствовании. Раньше они питались только дарами природы, тем, что добывали охотой и собирательством, т. е. вели присваивающее хозяйство. Для того, чтобы выжить, меньше зависеть от капризов природы, человек неолита научился обрабатывать землю и выращивать съедобные растения. Одновременно он приручил диких животных и занялся их разведением. Такое хозяйствование получило название производящего, а переход от присваивающего хозяйства к производящему назван неолитической революцией. Эта революция дала начало двум главным отраслям современного хозяйства: земледелию и скотоводству. Он приручил одну из самых грозных стихий — огонь, отыскал и научился обрабатывать самые лучшие по своим физическим свойствам породы кремня для изготовления орудий труда, научился обрабатывать землю и приручил животных, заложил фундамент для развития религиозных систем.

3.Древние пастушеско- земледельческие племена эпохи  бронзового века

В эпоху бронзы на территории Кыргызстана развивались две  культуры. В Чуйской, Таласской долинах, на Иссык-Куле и в Центральном  Тянь-Шане утвердилась культура пастушеско-земледельческих  племен, тесно связанных с населением казахстанских степей и Южной Сибири. Эти племена условно названы андроновскими (по месту открытия первых памятников этой культуры у с. Андроново близ г. Ачинск). В восточной части Ферганской долины возникли поселения древних земледельцев. В своем развитии они были связаны с древнеземледельческими общинами Средней Азии. Их условно назвали чустскими (по месту открытия такого памятника у г. Чуст Наманганской области). Население обеих культурных зон было европеоидным и говорило на  восточно-иранских языках. В северных районах Кыргызстана открыты различные памятники пастушеско-земледельческих племен: поселения, погребения, клады и наскальные рисунки. Наиболее древним из поселений эпохи бронзы в Чуйской долине является Беловодское (XV—XIII вв. до и. э.), несколько позже (в XII—IX вв. до н. э.)   возникли   Аламединское,   Александровское, Джаильма и Каиндинское поселения. Как правило, они располагались на возвышенностях в заболоченных местностях. Характер поселений свидетельствует о том, что они были недолговечными, скорее всего, обжиты пастухами, совершавшими сезонные перекочевки. Андроновцы вели комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство с преобладанием пастушеского скотоводства.   О занятиях    земледелием   свидетельствуют   каменные мотыги и зернотерки, а также бронзовые серпы. Искусственного орошения они, видимо, еще не знали. Землю обрабатывали в естественно увлажненных местах близ рек. Ведущей отраслью комплексного хозяйства андроновцев было скотоводство. В то время разводили крупный рогатый скот, двугорбых верблюдов. Особо заботились о лошадях. Основу андроновского общества составляла большая семья, которую возглавлял мужчина. Он был хозяином стад и полей. В конце эпохи бронзы усилилось имущественное неравенство, о чем свидетельствуют погребения с бедными и очень богатыми вещами. А некоторым умершим воздвигались монументальные гробницы. Андроновцы занимали территорию от Волги и Урала до, Тянь-Шаня и Енисея. Андроновские племена, оставшиеся в горах и степях Кыргызстана и Казахстана, стали предками кочевников, которых именовали скифами или саками.

Восточную Фергану с конца  II тысячелетия до н. э. вплоть до VIII—VII вв. до н. э. населяли общины древних земледельцев. Поселения их располагались группами в долинах небольших рек и их дельтах. Жители чустских поселений держали скот, плавили бронзу и отливали орудия труда, оружие и украшения, делали красивую посуду, умели прясть и ткать, обрабатывать камень, из которого делали зернотерки, песты, молоты, мотыги, отбойники. Обычно же в отдельных поселениях жил род, группа поселений в одном оазисе — племя, совокупность всех поселений — союз племен. Первобытнообщинные отношения разлагались: появились знать и богатые, противопоставлявшие себя рядовым общинникам. В целом развитие Кыргызстана в эпоху бронзы характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, выделением первых кочевников-скотоводов, имущественным и общественным расслоением людей на знать и рядовых общинников.

3.Усуньское государство

 

Усуньское государство. Усуни, отчасти тюркоязычные отчасти ираноязычные племена создали государство Усунь-Го на территории Семиречье и Тянь-Шаня во 2 в.д.н.э. В 106 г.д.н.э.исседоны или усуни кочевавшие по соседству с гуннами в западной части Китая  мигрировали в Семиречье и на Тянь-Шань. Здесь они организовали свое государство с центром  Чигучен на Иссык-Куле. Развалины этого поселения  находятся на дне Тюпского залива на Иссык-Куле.

Экономика основное занятие полукочевое скотоводство и земледелие. В стаде преобладали лошади, верблюды, овцы. Богатые скотоводы имели по 4-5 тыс. скакунов.

Социальная организация Усуньское государство являлось ранееклассовым государством во главе которого стоял кунбаг – правитель. При нем имелся совет старейшин, принимавший важные государственные решения. Усунь-Го со 2 в.д.нэ. была вовлечена в орбиту взаимоотношений с Китаем и Хунну, кочевыми племенами в Центральной Азии. В 107 г.д.нэ. усуньский кунбаг женился на китайской принцессе и тем самым подтвердил свою прокитайскую политику и верность. Хуннский правитель также выдал свою дочь за кунбага. В начале 1 в.д.нэ. усуньское государство возглавляет Унгуйми, принявший тронное имя Фейван. При нем усуньское государство значительно окрепло. В 71 г.д.нэ. усуньско-китайская коалиция нанесла гуннам сокрушительный удар. Видя успешную политику Фейвана Китай обеспокоился, т.к. ему нужен был союзник, а не соперник. И китайские дипломаты начинают воздействовать на усуньцев через своих лазутчиков: китайских принцесс, выданных замуж за усуньских правителей   и торговцев. Начиная с 60-х годов до 45 г.д.нэ. идет острая борьба между китайской и гуннской династиями в усуньском государстве.Китайцы разделили земли усуней на две части: в одной правил старший кунбаг – ханьская династия и малый кунбаг – гуннская династия. В период междуусобиц между двумя кунбагами возвысился большой кунбаг Цылими и направил свои усилия на объединение усунского государства.

Памятники усуньского времени на территории Кыргызстана Усуньские могильники 3-1 вв.до н.э. впервые изучены в 1928-29 гг. М.В.Воеводским и М.П. Грязновым.Они имеют большое сходство с сакскими и потому носят в исторической литературе название «сако-усуньские памятники». Усуни использовали три типа захоронения: простые могильные ямы, подбойные, когда захоронения производили в узком подбое устроенном в стенке могилы, катакомбные, когда рыли длинный входной коридор-дромос от 2 до 8 м перпендикулярный погребальной камере – катакомбе, вход этот замуровывался каменными плитками, реже сырцовым кирпичом. Одно из известных могильников усуней обнаружено в местности Чельпек (близ Пржевальска). Большая грунтовая могила была перекрыта накатом. В одном из погребений обнаружен скелет коня. Из предметов туалета привлекло внимание бронзовое зеркало с ручкой в виде головы грифона, булавка с массивным навершием в виде птички. В Чуйской долине - это могильник Бурана. В могильнике обнаружена посуда, кости лошади, быка, овец. Также обнаружено 50 золотых украшений. Интересен могильник Айгырджал, находящийся к западу от Нарына. В нем встречаются два типа захоронения: грунтовые могильные ямы и подбойные, т.е., В могильнике обнаружены остатки ритуальной пищи, лепная посуда, железные наконечники стрел, костяные накладки на лук. Очень мало украшений. Данные могильники свидетельствуют о высокой степени социального расслоения усуньского общества. В могильниках богатых и знатных усуньцев обнаружено большое количество предметов из бронзы, золота, кости домашних животных. Небольшая группа могильников усуньского периода обнаружена на территории Кетмень-Тюбе. Грунтовые могилы были перекрыты каменными плитами, также встречается подбойная могила. Во всех могилах отсутствует ритуальна пища, что весьма странно для того времени. Отсутствовали захоронения  женщин и детей. Исследования ученых показывают, что продолжительность жизни усуньцев составляла примерно 20 лет. В одно их могил в стене было выбита ниша для сосудов, что также является редкостью для усуньского погребального ритуала. Распространение могильников усуньского периода почти по всей территории совр.Кыргызстана отражает обширность освоения различных ландшафтных зон, включающий долинные и горные пространства.  В 6 веке н.э. усуни были ассимилированы тюрками, выходцами из совр.Алтая. 

 

Даваньское государство

 

Общее сведение В Ферганской долине на рубеже 7-6 в.до н.э. до 5-6 в.н.э. наблюдалось бурное развитие культуры  оседло-земледельческих племен.

Китайские источники свидетельствуют  о сильном государстве Давань. Оно возникло к середине 1 тысячелетия  д.н.э., но ее расцвет приходится на 2-1 вв.до н.э. Население примерно  составляло около 500-600 тыс. человек. Они в основном занимались земледелием.

Хозяйство Основным занятием даваньцев являлось земледелие, которое развивалось благодаря естественному речному и искусственному орошени. Освоение крупных оазисов невозможно было без искусственного орошения. К примеру в Карадарьинском оазисе был прорыт канал ирригационная система снабжавшая пашенные поля водой. О развитии земледелия свидетельствуют орудия труда: каменные серпы уступили место металлическим, в большом количестве встречаются зернотерки для перемола зерна, позднее обнаруживаются следы ручных мельниц. Основными культурами являлись: пшеница, рис, просо, люцерна. Судя по находка семян хлопка в северо-западной Фергане даванцам было известно выращивание хлопка тоже. Китайские источники свидетельствуют о наличии коневодства в Давани.  В Шурабашате и Эйлатане были обнаружены следы загонов для скота и в том числе для содержания табуна. В местности Айырмач-тау в 8 км.от Оша имеются наскальные рисунки тридцати лошадей. Высокопородистые лошади поставлялись китайскому императору.

 В период 4-1 в.д.нэ. даваньцы  используют более эффективную  форму ирригации поливное земледелие. Основное население жило в  домах-тепе, которые имели особую  планировку в виде усадьбы  с большим двором и строительные  конструкции. 

Внешняя политика Давани

На рубеже конца 2-начало 1 вв.д.н.э. Китай стал одним из сильных  угроз для государство Давань. Благодаря миссии китайского путешественника  Чжан Цяня в Давань во 2 в.д.нэ. Китай  узнал о плодородных и процветающих городах Давани. В 105 г.дэнэ. киайский император У-ди отправил миссию в  Давань для приобретения даванских  лошадей. Даванцы посчитали ненужным продавать своих коней, и китайский  посол Че Лин выходя толкнул статуэтку  золотого коня, за что поплатился смертью. У-ди предпринял поход против Давани.  Первый поход в 104-102 гг.д.н.э. Китайский  отряд из 6000 воинов возглавлял Гуанли. Они дошли до города Ю взяв его  штурмом повернули назад из-за потерь основных сил.  Новый поход  был подготовлен тщательным образом. Численность китайской армии 60,000.Поход  был начат в 101 г.д.н.э. Даваньцы также  выставили 60,000 солдат. По вооружению ханьцы пнревосходили даваньцев, они обладали самострелами, военным новшеством того времени. Это был вид усовершенствованного лука, прикрепленного к прикладу со спусковым механизмом и приспособлением  для упора ногой при натягивании  тетевы. Дальность самострела превышала 600 шагов. Даваньцы привлекли на свою сторону государство Кангюй, кочевые  и оседлые племена в районе ср.течения Сырдарьи. Ханьская армия  начала свою операцию с захвата г.Ю. Старейшины города отправили посла  к Гуанли с предложением прекратить войну, за это китайцам будут предоставлены  лошади. В случае отказа все лошади будут убиты. Китайцы согласились  на эти условия и сняли осаду  города.

Политическое устройство и социальная организация:

Давань в большей степени  представлял из себя союз городов-государств. В нем насчитывалось около 70 больших  и малых городов. Административным и культурным центром  являлся  город Эрши. Помимо него в источниках упоминается города: Гуйшуань в Северной Фергане, и город Ю- который находился  в восточной части Давани и  который отождествляется с современным  городом Узген. Во главе города стоял  правитель власть которого была наследственной, его власть охранялась и поддерживалась сильной армией. 60000 воинов отличались мужеством и доблестью. Онаруженные  различные виды оружия, виды костяных накладок на лук в Шурабашате к  примеру, свидетельствуют о сложной  политической обстановке и взаимоотношениях между отдельными городами государствами  Давани.  Главной хозяйственной  и общественной ячейкой являлась патриархальна семья. Свободные  общинники производили основной земледельческий и скотоводческую продукцию, но также использовался  и труд рабов.

 

12. Древнетюркская культура.

Особенностью развития культуры раннесредневекового Кыргызстана  является симбиоз двух своеобразных культур. Культура кочевников развивалась  на базе традиций саков, усуней и тюрок. В VI—VII вв. здесь утвердилась культура оседло-земледельческого Согда, которую бережно перенесли на новую почву переселенцы. В VI в. тюркская знать использовала письменность согдийцев. В VII в. на ее основе была создана собственная древнетюркская письменность. Она состояла из 37 знаков, приспособленных для письма не только на бумаге, но и на камне, дереве, металле. Этой письменностью пользовались древние тюрки, кыргызы, уйгуры, тюргеши, карлуки. В Кыргызстане памятники письма древних тюрок найдены близ г. Талас, на Иссык-Куле (местность Койсары), на Алае. Самые большие тексты были начертаны на громадных валунах, найденных еще в конце XIX в. в Таласской долине. В X—XI вв. с принятием ислама Караханидами согдийскую и древнетюркскую письменность вытеснила арабская. Памятники арабской письменности этого времени найдены во всех регионах Кыргызстана. Большинство из них содержат выдержки из Корана. Арабской графикой были написаны первые тюркские поэмы и научные труды. В древнетюркских государствах вплоть до X в. не было официальной государственной религии. Тюрки исповедовали древние языческие культы, связанные с природой. Древние тюрки, кыргызы, уйгуры почитали солнце, луну, землю и воду. Приносили им жертвы. Особо почитались горы. Священная гора, которая была покровителем страны, находилась в окрестностях ставки каганов близ Суяба. Переселенцы   из   Согда исповедовали древнюю   религию иранских   народов— зороастризм.    Воздух,   воду, землю   и огонь они считали священными, а тело человека — грязным грешным. Тело умершего истлевало в особом помещении, затем кости собирали и помещали в керамический гробик (ассуарий) или в глиняный сосуд. Такие погребения найдены в Суябе, Невакете и других согдийских поселениях в Чуйской долине. Согдийцы и тюрки в VII—IX вв. были приверженцами и других религиозных систем: часть из них исповедовала буддизм, часть — христианство несторианского толка, во многих городах были манихейские общины. В VIII в. в южные районы Кыргызстана вместе с арабскими завоевателями проник ислам. Тюрки и согдийцы северных районов Кыргызстана долго боролись против ислама, считая новую идеологию враждебной религией завоевателей. В IX в. Саманиды завоевали Таласскую долину, где силой стали насаждать ислам. Караханидские каганы сами приняли ислам и сделали его государственной религией. В городах Кыргызстана стали сооружать величественные мусульманские культовые сооружения. Некоторые из них сохранились до наших дней: минарет в Баласагуне (башня Бурана), усыпальницы караханидской знати в Узгенде и Сафид-Булане (Алабукинский район Джалал-Абадской области). Кочевые тюрки почитали своих предков и старались увековечить их облик. На месте поминовения знатного тюрка воздвигалось его изваяние. Обычно это было грубо выбитое на камне лицо человека. Некоторым изваяниям придавалось портретное сходство с оригиналом, подчеркивались особенности одежды, украшений и вооружения. В X—XII вв. Кыргызстан был северо-восточным форпостом мусульманской культуры и науки. В Баласагуне, Узген-де, Оше и Кашгаре можно было получить глубокие знания по математике, астрономии, медицине, литературе. Среди деятелей науки видное место занимали выходцы из тюркской среды. В XI в. творил ученый тюрколог Махмуд ал-Кашгари из рода караханидских каганов. В 1072—1074 гг.   он написал замечательную книгу    «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). В ней содержится много сведений о народах средневекового Кыргызстана. К своему труду ученый приложил круглую карту мира. Центром земли на своей карте Махмуд Кашгари обозначил озеро Иссык-Куль. В XI в. культурный подъем тюркских народов ознаменовался появлением первой поэмы на тюркском языке. Ее написал уроженец Баласагуна Юсуф в 1069 г. Он назвал поэму «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») и преподнес в дар караханидскому кагану.  В X—XI вв. раннесредневековая культура Кыргызстана достигла своего высшего расцвета. Здесь процветали города, ремесла, торговля, земледелие. Здесь рождались и творили ученые, поэты, которые принадлежат всем тюркским народам. В долинах Тянь-Шаня возникли первые тюркские города, были выпущены первые тюркские деньги (монеты), написана первая поэма на звучном тюркском языке.

Информация о работе Шпаргалка по «Истории»