Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Истории»
41. Завоевание Россией Южного Кыргызстана.
В 1865 г. крупными военными силами русских под предводительством генерала М. Г. Черняева был осажден и взят Ташкент. Отныне власть Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими кочевьями Памиро-Алая. Ограничение территории вызвало, естественно, и сокращение доходов в казну, что побуждало хана увеличить размер налогов и податей с оставшегося населения. Тяжесть двойного гнета: кокандских налогов и повинностей собственным феодалам, бесконечные кровавые родоплеменные и дворцовые междоусобицы разоряли народные массы, подрывали экономику края, уносили множество человеческих жизней. В этих условиях южные кыргызы также стали подумывать о присоединении к России. Этому способствовали и успехи русского оружия в борьбе с Кокандом. Хотя Россия не вмешивалась во внутриэкономическую политику ханства и признавала Худояр-хана суверенным государем. Туркестанский генерал-губернатор К. П. Кауфман, исходя из интересов Российской империи, даже взял под защиту Худояр-хана и старался оградить его от внутренних смут. Это существенно осложнило политическое положение южных кыргызов и пошло не на пользу тем, кто держал ориентир на Россию, что особенно сказалось в ходе антикокандского восстания 1873—1876 гг. Его участники, борясь против ханского гнета, первоначально искали поддержки и помощи у России и изъявляли желание принять ее подданство. Весной 1874 г. часть восставших во главе с кыргызом Мамыром обратилась к генерал-губернатору Туркестана с просьбой принять их в русское подданство. В апреле того же года восставшие кыргызы, число которых составляло — по их собственному подсчету — более 200 тысяч человек, в письме, адресованном российскому подданому Джурабеку (бывшему в близких отношениях с туркестанским генерал-губернатором и владевшему русским языком), просили его ходатайствовать о принятии их в подданство России. С осени 1875 г. царская администрация Туркестана открыто и полностью поддержала власть кокандских ханов и даже оказывала им вооруженную помощь в подавлении восстаний. Стихийные и разрозненные выступления повстанцев охватывали все новые и новые районы ханства, особенно южную часть Кыргызстана. Движущую силу восстания составляли рядовые кыргызы-скотоводы и узбеки-земледельцы. Выступлениями кыргызов руководили выходцы из народа — Мамыр Мергенов, Момун Шамырканов и мулла Исхак Хасан уулу, известный под именем Пулат-хан. Восставшие боролись теперь не только против хана, но и против его защитника — царизма. В этих условиях восстание, не теряя своей антифеодальной сущности, приобрело и антиколониальный, антирусский характер. Действия восставших все более направляются против царских властей, взявших под военную защиту свергнутых кокандских ханов Худояра и Наср-Эддина и направивших карательные отряды для подавления восстания. Жестокость царских войск при подавлении восстания в Фергане вызывала яростное сопротивление кыргызов и узбеков. Но силы были явно не равны. Преследуемые царскими войсками, повстанцы отступили к г. Ош, а затем в районы Кара-Су и Узгена. 10 сентября 1875 г. Ош был занят русскими войсками. Полковник Скобелев потребовал от жителей Оша выдачи предводителей восстания, сдачи имевшегося у них оружия и наложил контрибуцию продовольствием. Такие же условия были предъявлены и населению Узгена. 18 февраля 1876 г. территория Кокандского ханства (а следовательно, и подвластных ему южных кыргызов) царским манифестом объявляется присоединенной к России и преобразовывается в Ферганскую область в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Первым военным губернатором новой области стал ее завоеватель М. Д. Скобелев. Однако горные районы Южного Кыргызстана, в частности Алай, еще оставались непокоренными. При продвижении отрядов Скобелева (ставшего уже генералом) в кыргызские кочевья им оказывалось вооруженное сопротивление. Абдулла-бек, Оморбек, Маматбек, Аслнбек — сыновья Алымбека-датхи и «алайской царицы» Курманджан-датхи — начали борьбу против вступивших в их пределы русских войск. 25 апреля 1876 г. они оказали упорное сопротивление российским войскам. Бой продолжался целый день. Отряду Скобелева удалось вытеснить кыргызов с занимаемых позиций, они понесли большие потери. Русским оказал значительную помощь сарыбагышокий манап Шабдан Джантаев. Его джигиты во главе с Баяке-батыром Кунтугановым активно действовали против алайских повстанцев, оказавших сопротивление российским военным отрятам. Курманджан-датха, страшась нашествия «капыров». откочевала со своими аилями в долину Коксу, в пределы Кашгара. Однако здесь беззащитные аилы Курманджан были разгромлены. Потеряв большую часть стад, датха возвратилась на Алай и оттуда предприняла еще одну попытку уйти в Афганистан. Джигиты Шабдана 29 июля вышли на Курманджан-датху на границе и окружили ее. Зная большое влияние «царицы» на алайских кыргызов, князь Витгенштейн проводил Курманджан с почетом, а не как пленницу в штаб М. Д. Скобелева в Маргетан. Скобелев лишь попросил ее передать сыновьям его предложение о замирении — пусть возвращаются в аилы со всеми бежавшими джигитами, наступает пора мирной жизни. Датха обещала, но в ответ потребовала не преследовать восставших, освободить пленных алайцев... Курманджан сдержала слово. Она направила послания сыновьям: войну нужно кончать; сыновьям обещаны не только помилование, но и назначение волостными управителями. Датха была уверена в правильности своего выбора. Вынужденная смириться с поражением повстанцев, Курманджан перешла на службу к царю, призвала к этому своих сыновей и все население Алая. К 1876 г. Алай с 17380 семействами был присоединен к России. На этой территории было образовано 5 волостей: Кичи-Алайская, Наукатская, Гульчинская, Узгенская и Ак-Буринская, которые вошли в состав Ошского уезда. Ими стали управлять сыновья Курманджан-датхи: Оморбек, Камчибек, Асанбек и Батырбек.
44. Административно- территориальное и судебное устройство Кыргызстана в составе Российской империи.
Во время присоединения к России кыргызы, как и раньше, жили компактными родоплеменными объединениями, делясь на два крыла и группу южных племен — ичкилик. Каждое племя делилось на роды (уруу) и на под-роды (урук). Четких территориальных границ расселения родов не было. Однако наметить основные районы проживания все же можно. Бугинцы занимали в основном восточное и южное побережье Иссык-Куля, предгорья Илийской долины. Сарыбагыши — Кеминскую долину и северо-западное побережье Иссык-Куля. В Чуйской долине и Таласе преобладали солто, саруу, кытай, кушчу. По Сон-Кулю, на Сусамыре и в Кетмень-Тюбе жили саяки. В Центральном Тянь-Шане и Восточном Туркестане—монголдор и черик. На Алае и Памире - адыгене. В Западной Фергане — ичкилики, тенты, кушчу, мундузы, басызы. В Восточной Фергане — монгуши, ба'гыши, карабагыши. Между ними кочевали другие родовые подразделения, что создавало благоприятные условия для этнического смешения. Царские власти ввели новое административное деление, которое почти не учитывало характер родоплеменной организации жизни кыргызского общества. После присоединения к России Кыргызстан входил в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Территория, населенная кыргызами, долилась между четырьмя областями: Семиреченской, Сыр-дарышской, Ферганской и Самаркандской. Кыргызское население в то время достигало полумиллиона человек. Колониально-управленческий аппарат был полувоенным: во главе областей и уездов стояли царские офицеры и участковые приставы, а волости возглавляли руководители племен и подов. Новая власть запретила межплеменные и родовые войны, полностью ликвидировала рабство, упорядочила налоговую систему. Эти властные мероприятия положительно сказались на развитии кыргызского общества, внутренняя жизнь которого в остальном осталась прежней. Царская администрация мало вмешивалась в управление кыргызским населением. Здесь вся полнота власти была передана кыргызским феодалам, которые в большинстве своем стали верно служить царизму и в то же время ревностно охранять традиционные устои кыргызского общества, на которых и держалась их власть. Кыргызами, населявшими Ферганскую и Самаркандскую области, от имени царской администрации управляли бывшие кокандские чиновники: беки, датхи, акимы, ишик-агасы. На севере Кыргызстана в конце XVIII —начале XIX в. сформировалась новая правящая верхушка — манапство. В Условиях военной опасности со всех сторон и межплеменной Усобицы старая родовая аристократия — бии—уже не отвечала нуждам общества. В этих условиях родовитость, старость и мудрость должны были уступить качествам военного вождя. Первыми манапами стали молодые, храбрые и физически сильные бии — батыры. Патриархальная власть перерождалась в феодальную с появлением манапов бии оказались на более низкой ступени феодальной иерархической лестницы. Они являлись как бы помощниками манапа, выполняли его поручения, составляя вместе с ним правящую элиту рода. Сохранился суд биев. Но не все манапы были тиранами. Народные предания о сарыбагышском манапе Шабдане полны любви к нему. Рассказывают о его справедливом и мудром правлении, необычайном гостеприимстве, благородстве, простоте в обращении. У него в аиле постоянно кормились увечные, сироты, старики и старухи. Шабдан построил школу для детей. Конечно, молва идеализирует манапа, но во многом она правдива. Даже русские переселенцы при тяжбах больше доверяли решениям Шабдана, чем уездных чиновников. Манапы, несомненно, были эксплуататорами. В имущественном и правовом отношениях они не были однородны. С течением времени появились старшие манапы (чон манапы), второстепенные манапы (чала манапы), самые мелкие (чолок) и даже букара-манапы — обнищавшие родственники манапов.
49. Культура Кыргызстана во второй половине XIX – начале XX вв.
Культура кыргызского народа в XIX – начале XX вв. продолжала развиваться и совершенствоваться. Ее ярким представителем стал акын Токтогул Сатылганов (1864—1933 гг.) из Кетмень-Тюбе. Токтогул стал знаменем народа в борьбе за лучшее будущее, его совестью. С его творчеством перекликаются и произведения другого акына — Байымбета Абдрахманова — Тоголока Молдо (1860—1942 гг.), который владел письмом и наряду с импровизированными устными стихами оставил стихи в собственной записи. Оба акына резко осуждали социальную несправедливость и баев-мироедов, угнетавших свой народ. Эстафету акынов-заманистов — Калыгула и Арстанбека — подхватил талантливый акын-импровизатор и письменник Молдо Кылыч Шамырканов (1866—1917 гг.). Он был одним из тех, кто внес значительный вклад в процесс перехода кыргызского поэтического искусства от изустного к письменному. В его поэмах «Эпоха скорби» и «Сказ о землятресении» ясно проявляются мировоззренческие противоречия, обусловленные приверженностью к патриархальной психологии и религиозным идеям. Появились у кыргызов и свои историки. В 1913 и 1914 гг. в Уфе и Казани в свет вышли две книги студента Казанского университета Осмоналы Сыдыкова (1877— 1940) — «Тарых-и кыргыз Шадмания» («История кыргызского раздолья») и «Мухтасар тарых-и кыргызийа» («Краткая история кыргызов»). Основанные на генеалогических преданиях — санжыре—книги повествуют о происхождении и родословной отдельных кыргызских племен, о деяниях крупных манапов. В XVIII — середине XIX в. у кыргызов почти не было школ. Лишь заезжие муллы иногда обучали детишек азам арабской грамоты на Коране. После присоединения к России в крае наряду с русскими появились так называемые русско-туземные школы. Отдельные манапы строили помещения, приглашали учителей и открывали в родных кочевьях школы. 1 сентября 1888 г. в Караколе открылась первая сельскохозяйственная школа, в которую было принято 11 кыргызских мальчиков, а в 1890 г. открылась школа в Пишпеке. Позже здесь были открыты мужская гимназия и женская прогимназия, а в Караколе — женская прогимназия. С середины XIX в. начинается изучение территории Кыргызстана, его ресурсов, истории и быта российскими учеными и путешественниками. П. П. Семенов-Тян-Шанский, Чокан Валиханов, В. В. Радлов, А. П. Федченко, Н. М. Пржевальский, В. В. Бартольд и другие своими трудами положили начало открытию Кыргызстана просвещенному миру. Этому способствовало также участие экспонатов из Кыргызстана на Всемирной выставке в Париже, работа археологической экспедиции под руководством Г. Гейкеля в Таласской долине, занимавшаяся поисками памятников рунической письменности, издание Г. Алмаши отрывков из эпоса «Манас» на Западе. Работы академика В. В. Бартольда по древней и средневековой истории кыргызов вошли в мировую науку, вызвали естественный интерес к горному краю и самобытной культуре его народа.
53. Восстание кыргызского народа в 1916 г.
Усиление национально-
Прямым поводом к восстанию явился царский указ от 23 июня 1916 г. о мобилизации мужчин из местного населения призывных возрастов (от 19 до 43 лет) на военно-тыловые работы. Однако исторические корни восстания были более глубоки. Главной причиной восстания была все расширяющаяся колонизация, безудержная и жестокая эксплуатация местного населения, изъятие лучших земель у кыргызов в пользу переселенцев. В 1916 г. русские и украинцы, составлявшие в Пржевальском уезде немногим более 24 процентов, имели свыше 67 процентов всей пахотной земли. Примерно такое же положение было и в Пишпекском уезде. Началом восстания па всей территории Средней Азии и Казахстана послужили волнения жителей Ходжента в Самаркандской области 4 июля 1916 г., решительно отказавшихся выполнять царский указ о мобилизации. Глухое недовольство, зревшее в народных массах в соседних районах, прорвалось открытыми выступлениями горожан—коренных жителей края в уездных и областных городах Ферганской области, в том числе в Оше, в краевом центре — Ташкенте в конце первой и начале второй декады июля. Все они были жестоко подавлены. С 10 июля до конца месяца выступали кыргызские и узбекские дехкане в южной части Кыргызстана. Волнения в Ошском и соседних с ним уездах Ферганской области (в Андижанском, Намангаиском и Кокандском) были быстро подавлены. Однако волнения нарастали, и 21 июля во всех областях Туркестана было введено военное положение. Большинство иссык-кульских кыргызов склонялись к тому, чтобы не направлять людей на тыловые работы и откочевать в Китай. Часть их решила подчиниться царскому указу. Колебались и жители Кемина, поднявшиеся в Кыргызстане первыми. Они два дня спорили, но привезенные группой джигитов захваченные в Боомском ущелье 178 берданок и около 40 тысяч патронов «вдохновили» большинство собравшихся на открытое неповиновение. В Пишпекском и Пржевальском уездах волнения начались в конце первой декады августа. В Чуйской долине возмущения вспыхнули в начале августа в районе Беловодска, Пишпека и Токмака. Тогда же восстали кыргызы Атекинской и Сары-багышской волостей в Кеминской долине. 9 августа началось восстание на Сусамыре, в Кочкорке, Джумгале и других местностях Центрального Тянь-Шаня. 10—12 августа поднялись кыргызы Иссык-Кульской котловины. К концу августа правительственным войскам удалось разгромить повстанцев в Пишпекском и Пржевальском уездах. Лишь в отдельных горных районах они продолжали сопротивление до сентября — октября. Восстание 1916 г., охватившее весь Туркестан, не имело единого центра и общего руководства Но в ходе его из народных масс выдвинулся целый ряд способных организаторов. Это Таласбай Алыбаев, Алымкул Табалдин, Егемберды Сарыков, Ибраим Талев, ЧокуСай Мондоев и др. Народно-освободительное в целом восстание 1916 г. сопровождалось, однако, и рядом кровавых межнациональных столкновений, от которых пострадала часть переселенческого и коренного населения края. Нападения сопровождались убийствами и избиениями, нередко зверскими, без различия возраста, пола и занятия, насилиями и надругательствами над женщинами. Столь же печальная участь постигла десятки русских селений по северному побережью оз. Иссык-Куль и отдельных — по южному, а также в Атбашинском и Нарынском участках Пржевальского уезда. В результате в Семиреченской области пострадали главным образом простые крестьяне-переселенцы, женщины, дети и старики (мужчины призывных возрастов были в армии), в то время как царская администрация во всем Семиречье понесла незначительные потери. В ходе подавления и после разгрома восстания роли поменялись. Теперь страдающей стороной стало кыргызское и другое мусульманское население. Переселенцы, провоцируемые царскими властями, при их попустительстве и даже содействии жестоко расправлялись с коренными жителями, не разбираясь особо: участвовали они в восстании или пет. Расправы над повстанцами выдавались за акты справедливого возмездия. По подсчетам туркестанских чиновников, коренное население Северного Кыргызстана после восстания 1916 г. уменьшилось на 42 процента. Почти 150 тыс. человек бежало в Китай, было убито или пропало без вести. Архивные документы, как и свидетельства участников и очевидцев событий, говорят, чго массовыми жертвами межнациональной розни стало кыргызское дыйканство и трудовое переселенческое крестьянство. В то же время истинные виновники геноцида — представители господствующих классов и душители восстания 1916 г., как и многие проводники колониальной политики царизма из бай-манапской верхушки, остались безнаказанными и даже были обласканы царским правительством за свои «заслуги». Наряду с тяжелейшими последствиями кровавых событий 1916 г. во многих районах Туркестана в документах и памяти свидетелей восстания 1916 г. зафиксированы факты сочувствия и проявления добрососедства трудового люда. Так, отдельные рядовые общинники-кыргызы нередко тайно предупреждали своих соседей, знакомых и друзей из переселенцев о грозивших бедах, укрывали русских женщин и детей от расправы. А русские крестьяне, рискуя своей головой, спасали жизнь кыргызским семьям. К 75-летию восстания общественностью республики было внесено предложение о сооружении памятника всем жертвам межнациональной розни 1916 г., независимо от их национальной принадлежности. А 25 июня — день издания царского указа о мобилизации кыргызов на тыловые работы, послуживший поводом к восстанию, объявлен днем поминовения
54,55. . Кыргызстан после свержения царского самодержавия. Колониальная политика Временного правительства.
Восстание рабочих и солдат в Петрограде, свержение самодержавия всколыхнуло всю Россию, подняло широкие массы на политическую борьбу. Телеграфное сообщение о крушении царского режима поступило в Пишпек 3 марта 1917 г. Оно с радостью было встречено значительной частью населения Кыргызстана. На протяжении марта смещались, арестовывались, высылались за пределы региона царские чиновники, жандармы. По примеру Петрограда, Москвы и Ташкента стали создаваться Советы. Первый на территории Кыргызстана Совет рабочих депутатов был создан 6 марта в Кызыл-Кие. Представители буржуазии, чиновничества и местного бай-манапства, не желая расставаться с господствующим положением, создавали свои органы власти-—исполнительные комитеты. Пишпекский Исполнительный комитет был образован 7 марта, а затем — Пржевальский, Ошский (под названием Комитета общественной безопасности). Исполнительные комитеты создавались и в селах, и в аилах при сохранении прежних сельских старост и волостных управителей.
Временное правительство, чтобы упрочить свое положение в крае, 6 апреля образовывает Туркестанский комитет Временного правительства, который в свою очередь начал назначать уездных и участковых комиссаров Временного правительства из числа людей, доказавших свою верность Российской империи.
В Семиреченской области, куда входил Северный Кыргызстан, комиссаром вместо военного губернатора был назначен Шеболин, бывший начальник переселенческого управления Пржевальского уезда, человек, при активном участии которого осуществлялась политика аграрной колонизации края. В Пишпекском уезде комиссаром стал поручик Занемовский, «отличившийся» в подавлении народно-освободительного восстания 1916 г., а его заместителем — А. Сыдыков. В Ошском уезде обязанности комиссара исполнял председатель Комитета общественной безопасности богач Дряхлов, в Пржевальске — Ходосов. Таким образом, на территории Кыргызстана, как и всюду, установилось двоевластие, что неизбежно предопределило борьбу за единовластие. Но была и третья сила, выступающая за уничтожение колониального гнета и национальное равноправие. Здесь на колониальной окраине устанавливается не столько двоевластие, сколько троевластие, или «троецентрие»: Советы, органы Временного правительства и зародыши власти национально-освободительного толка, которые на первых порах колебались между двумя первыми, не имея достаточной силы. Реальный результат революции — политические партии, организации и движения, свобода печати, митингов, собраний, установленная после Февральской революции, — сказался на значительном повышении общественно-политической активности масс. В уездном Пишпеке и других административных центрах образовалось 18 политических организаций, общественных объединений, групп. В апреле — июне 1917 г. были созданы социал-демократические группы в Сулюкте, Пишпеке, Оше и Кызыл-Кие. Особенностью социал-демократических групп Кыргызстана было