Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "История".

Файлы: 1 файл

Shpory_po_otechestvennoy_istorii_1-52.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

 

 

5. Становление  и развитие Древнерусского государства  в IX-X в.

Согласно точки зрения первых, авторов «норманнской теории», древнерусское государство было основано варягами (викингами, норманнами), т.е. скандинавами,  которых в 862г. пригласили княжить, управлять два славянских (ильменские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь). Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.     
     К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными — балты, юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией. 
Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств.Основные предпосылки образования:-развитие производительных сил;-создание территориально-политических общностей;-рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати;-развитие торговли;-защита границ от внешней опасности.Киевская Русь складывается как раннефеодальная монархия.

ВIX-X вв. киевские князья постепенно подчинили восточнославянские племенные союзы. Вещую роль в этом процессе играла военно-служилая знать-дружина киевских  князей.

Структура управления государством оформилась при князе Владимире. Устанавливаются вассальные отношения. Княжество-дружинная  власть ограничивалась элементами самоуправления – вече. До середины X в. Характер социально-экономических отношений определяли даннические отношения.О социальной структуре древнерусского общества можно судить по своду законов того времени – «Русской правде», первая часть которой была составлена по инициативе Ярослава Мудрого (1019-10940. Согласно этому документу в Киевской Руси существовало 2 гр. населения: люди служилые и неслужилые или «княжи люди» и просто «люди». Первые лично служили князю, вторые платили дань, образуя сельские и городские податные общества. Основной массой населения являлись свободные общинники, жившие обществами - вервью. Идёт формирование зависимых категорий населения (смерды, закупы, рядовичи и др.). В сравнение с Европой Киевской Руси был присущ ряд особенностей, касающийся процесса классообразования, развития и роли общины, общинного управления, роли городов и др. Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты, (места, куда должна была свозиться дань). Это был первый известный историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы, обязательные для древнерусского общества.Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX — начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964—965 гг. и др.).Формирование древнерусской государственности тесно связано с принятием христианства и выбором ориентации на Европу. Решающим фактором выбора религии в пользу православия явились традиционные политические, экономические и культурные связи с Византией. Процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни, культуры, быта. Значительную роль в христианизации Руси сыграли монастыри. Христианство создавало мировую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого общества на основе общих духовных и нравственных принципов. Произошла гуманизация общества. Принятие христианства (988г.) означало включение Руси в европейский христианский мир, оказало значительное влияние на развитие культуры. 
Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого, или Владимира Красное Солнышко. При нем из Византии было принято христианство, создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лествичная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Самое важное после киевского — новгородское — княжение было передано его старшему сыну. В случае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, как правило, наступал более или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение.

 

6. Принятие Русью христианства и его историческое значение.

При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство. Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века. Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, по некоторым источникам, был ярым противником христианства. До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву(даже человеческие). Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. Этим, наверное, и объясняется отказ Владимира от язычества и принятие христианства. “Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне. Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…).

Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

 

 

 

 

 

 

7.Русские  земли в период феодальной раздробленности.

Распад раннефеодальных территорий и торжество феодальной раздробленности представляют собой завершение процесса формирования феодальных отношений и расцвета феодализма. По своему содержанию это был закономерный и прогрессивный процесс. Наступление периода феодальной раздробленности на Руси вписывается в рамки общеевропейского процесса.

Причины феодальной раздробленности:

изменение характера отношений между великим князем и дружинниками в результате оседания последних на землю, превращения их в вотчинников. Рост их экономической независимости от киевского князя. Доходы бывших дружинников, а теперь феодалов больше не завесили от милости князя.

создание института феодального иммунитета, предусматривающего определённый уровень суверенитета феодала в рамках совей вотчины.

формирование института (принципов) наследования земель и населяющих их людей.

Все эти экономические и политические процессы означали дробление власти, распад прежней централизованной государственности Киевской Руси.

Некоторые современные историки  основную причину раздробленности Руси видят в образовании городов-государств. Суперсоюз во главе с Киевом распался на ряд городов-государств, которые, в свою очередь, стали центрами земель-волостей, возникших на территории прежних племенных союзов. Согласна этим взглядам Русь с начала XII в. вступила в период существования автономных общинных союзов, принявших форму городов-государств.

Владимиро-Суздальское княжество - крупнейшее древнерусское феодальное государство в Северо - Восточной Руси.

Первоначальными жителями северо-восточной окраины были угро-финские племена меря и мурома.  Первыми городами были Суздаль и Ростов.

Основные факторы, повлиявшие на становление богатого и могущественного княжества:

- удалённость от степных кочевников на юге;

- ландшафтные препятствия для  проникновения варягов  с севера; богатые новгородские купеческие  караваны; хорошие возможности для  экономического развития;

- значительная эмиграция с юга (приток населения);

- развития ещё с XI в.сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярослав и др.);

- весьма энергичные и честолюбивые  князья, возглавлявшие княжество.

Основателем Суздальского княжества был Юрий Долгорукий (1125-1157). Он захватил Киев и стал великим князем киевским; активно влиял на политику Новгорода Великого.

Голицко-Волынское княжество возникло в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств  в 1199 г.

Юго-западная Русь - Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестр и Прут. Здесь имелись тучные черноземы в широких речных долинах, а также обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности, и значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. На территории Галицко-Волынской земли возникли крупные города: Галич, Владимир-Волынский, Холм, Берестье (Брест), Львов, Перемышль и др. Удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией) позволяло вести активную внешнюю торговлю. Кроме того, земли княжества находились в относительной безопасности от кочевников. 

Подъем Галицкого княжества начался при Ярославе I Осмомысле (1153-1187). (Знал восемь иностранных языков, отчего и получил свое прозвище: по другой версии - "восьмимыслимый", т.е. мудрый.)  

Однако в 1240 году Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).

Новгородская земля (северозападная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волга, от Прибалтики до Урала. Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родоплеменной знати. Своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия - охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество - получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей. Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь "из варяг в греки" и доминировать на Руси.  

Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т.д. 

Фактическими хозяевами на вече были 300 "золотых поясов" - крупнейшие бояре Новгорода.

Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск немецко-шведской агрессии в 40-х годах XIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зависимость от Золотой Орды сказалась и на дальнейшем развитии этого региона.

 

8. Татаро-монгольское  нашествие и его последствия. Золотая Орда и русские княжества. Проблема монгольского ига в  исторической литературе.

Монголо-татары завоевали не только Русь, она была не первым взятым ими государством. До этого они подчинили своим интересам Среднюю Азию, в том числе Корею и Китай. От Китая они переняли их огнеметные орудия, и из-за этого они стали еще сильней.

После походов на Северо_восточную и Южную Русь объединенного монгольского войска под командованием внука основателя единого монгольского войска под командованием внука основателя империи Чингисхана – Бату (Батыя) установилось так называемое монголо – татарское иго. Его называют и золотоордынским игом. Золотая Орда стала одним из крупных государств средних веков.

Татары были очень хорошими войнами. Они были вооружены «до зубов», их войско было очень велико. Они также использовали психологическое запугивание врагов: впереди войска шли солдаты, которые не брали в плен, жестоко убивали противников. Сам их вид устрашал неприятеля.

Но перейдем к нашествию монголо-татар на Русь. Первый раз русские столкнулись с монголами в 1223 году. Половцы попросили русских князей помочь одолеть монголов, те согласились и состоялась битва, которая называется битвой на реке Калке. Эту битву мы проиграли по многим причинам, главная из которых – отсутствие единства между княжествами.

В 1235 году в столице Монголии Каракоруме было принято решение о военном походе на Запад, в том числе и на Русь. В 1237 году монголы напали на русские земли, и первым захваченным городом была Рязань. Вообще, 1237-1238 годы – годы завоевания северо-восточной Руси. После Рязани монголы  взяли Москву, долго сопротивлявшуюся, и сожгли ее. Потом взяли Владимир.

После завоевания Владимира монголы разделились и начали разорять города северо-восточной Руси. В 1238 году состоялось сражение на реке Сить, русские проиграли этот бой.

После похода на северо-восток Руси монголы вернулись на родину, чтобы передохнуть. Но уже в 1239 году они снова вернулись на Русь. На этот раз их целью была южная часть Руси.

1239-1240 – поход монголов  на южную часть Руси. Сначала  они взяли Переяславль, затем  Черниговское княжество, а в 1240 году  пал Киев

Завоеванные русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские княжества как самоуправляемые территории, имеющие свою собственную традиционную власть, но находившиеся в зависимости от ханов и обязанные платить им дань - «выход». Границей м/у Русью и Золотой Ордой оказалась река Дон.

Зависимость от ханов заключалась  в том, что русский великий князь оказывался на своём столе «пожалованием царевым», т.е. ханским, через вручение «ярлыков». Посаженный на «стол» от имени хана князь становился в то же время под контроль ханской власти.

Монголы собирали дань с населения. С этой целью была проведена перепись населения, которую проводили баскаки. Все люди платившие дань, не подлежали купле-продаже, залогу, дарению и завещанию.

Лишив удельные русские княжества полит. Самостоятельности, монголы оставили нетронутыми внутреннее гос.устройство. Во время Ига Золотой Орды сохранялась сельская община. Общинник мог передать участок по наследству, отдать внаём и даже продать с разрешения общины. Православная церковь сохранила свою организацию. Во главе русской церкви стоял митрополит, подвластный константинопольскому патриарху. Духовенство было избавлено от уплаты дани, поставки  воинов, подвод, ямской повинности.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"