Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси"
Видимо, под влиянием смены обстановки городенская дружина принимала участи в походе Андрея Боголюбского на Киев.
Из скупых летописных строк мы не можем узнать, сидели ли все потомки Всеволодки в Городне, или имели свои городки и уделы.
Начатая в конце 10-начале 11в. борьба киевских князей с ятвягами и литвой, которые жили и на территории Городенского княжества, была продолжена в 12-13вв. галицко-волынскими князьями. Под 1112г. говорится про поход на ятвягов волынского князя Ярослава Святополковича.
Начиная с княжения Романа Мстиславича, Галицко-Волынская Русь является по существу единственной силой, которая ведет борьбу с Литвой и ятвягами. Особенно активно эта борьба велась при галицко-волынском князе Даниле Романовиче. В 1227г. он разгромил ятвягов, в 1235г. снова ходил на ятвягов через Берестье.
В 1248, 1253, 1258гг. Данила и Василько Романовичи совместно с польскими князьями осуществляли три похода против ятвягов. Земля их была частично опустошена и частично подчинена. Таким образом, земли Городненщины в 13в. попадают в сферу влияния Галицко-Волынского княжества.
С середины 13в. известия
про ятвягов в русских
В 1235г. впервые упоминается новоградский князь Изяслав, а в 1252 (1253г) в городе происходит коронация Миндовга.
С середины 13в. начинается новый этап истории Городенщины, связанный с образованием ВКЛ. Доминирующую роль стал играть Новогородок, который стал центром объединения балто-славянских земель в единое государство.
Берестейская земля с главными городами Бересье, Кобрин, Каменец, Мельник, Дрогичины раскинулась по двум сторонам Западного Буга и представляла собой политически общую волость. Они имела важное географическое положение. Особенностью Берестейской земли являлась ее полиэтничность. Находясь в сфере геополитических интересов сразу нескольких племенных союзов и княжеств, Берестейщина никогда не выступала как независимое самостоятельное политическое объединение. В 11-13вв. тут сталкивались интересы киевских, туровских, минских, галицко-волынских, а с начала 14в. и князей ВКЛ с интересами польских феодалов. В конце 11 – первой половине 12в. Берестейская земля входила в состав Туровского княжества, а в средине 12в. вошла в сферу влияния Волынского княжества.
Берестье возник на границе 10-11вв как пограничная крепость и опорный пункт для славянской колонизации окружающих территорий. Пограничное положение Берестья приводит к тому, что с самого начала своей истории он становится объектом завоевательных нападений с разных сторон. Видимо, на последнем этапе борьбы Святополка и Ярослава Берестье было занято поляками. Чтобы вернуть его, Ярослав в 1020г. идет на этот город, но освободил его только в 1043г.
Берестье не относится к числу крупных городов. Однако по выгодному экономическому положению, уровню социально-экономического развития он был в состоянии быть столицей самостоятельного княжества, и летописи неоднократно упоминают о попытках местного населения на такое выделение (1101, 1102, 1146, 1204, 1289). И только существование сильных Туровского и Галицко-Волынского княжеств, не заинтересованных в выделении из их состава Берестья, не позволили ему получить самостоятельность.
Постановлением Любечского съезда 1097г. Берестье было закреплено за великим киевским князем Светополком Изяславичем. В 1101г. племянник Святополка Ярослав решил обеспечить себя вотчиной и занял Берестье. Святополк вернул его. Через год Ярослав вновь начинает борьбу за Побужье, однако безрезультатно. После смерти Святополка Берестье вместе с Туровским княжеством оказалось в подчинении Владимира Мономаха. Берестье упоминается также в 1140 и 1142гг., когда на киевском престоле правили черниговские князья Святославичи. Чтобы удовлетворить претензии своих родственников и союзников, они раздают им города Туровского княжества - Клецк, Слуцк, Рогачев, Берестье. В состав этого княжесвта Берестье было возвращено в 1146г. туровским князем Вячеславом, сыном Мономаха. В середине 12в. Берестье переходит к владимиро-волынским князьям. В конце 12в. польские феодалы пробуют захватить Берестье. В 1179 и 1182гг. князь Казимир II, в 1210г. Конрад Мазовецкий временно захватывали побужские земли. В начале 13в. Брест являлся небольшим уделом, который находился в зоне пограничных конфликтов. В начале 14в. Берестейсккая земля была включена в состав ВКЛ. В 1566г. на ее основе создано Берестейское воеводство.
Белорусские города в составе Смоленского, Черниговского и Киевского княжеств. В 8-9вв. в верхнем Поднепровье и Подвинье, на землях смоленских кривичей сформировалось Смоленское княжество. Сначала Смоленская земля по развитию отставала от Полоцкой. Однако во второй половине 12в. стала одним из самых значительных княжеств Руси.
Главный город – Смоленск (возник в 9в.) – распространял свою власть на северные земли радимичей, которые жили в Посожье на территории современной Беларуси. Захваченный в 882г. Олегом, он попал в зависимость от Киева и до начала 12в. оставался его волостью. В 12-13вв. в состав Смоленского княжества входили белорусские города Прупой, Кричев и Мстиславль. В начале 12в. к нему отошли Копысь и Орша, однако Орша вскоре была возвращена Полоцку.
В 12в. начинается феодальное дробление Смоленского княжества. Столицей удельного княжества в 1180г. стал Мстиславль, правил которым Мстислав Романович из рода Мономаховичей. Основателем династии смоленских князей стал Ростислав Мстиславович. Именно при нем начинается проникновение Смоленска в земли радимичей, которые с 11в. были под властью Чернигова. Захваченные земли оставались на протяжении 12-13вв. причиной споров, поэтому смоленские правители вынуждены были укрепить Прупой, Лучин, Копысь, Оршу. В 50-70гг. 12в. Смоленск стремится объединить под своей властью все кривичские земли. Довольно часто под его зависимость Витебск и Друцк. В 1232г. земли полоцких и смоленских кривичей были объединены в одно целое. Но в 40-е годы начинается распад Смоленского княжества. В 70-е годы оно подверглось монголо-татарскому нашествию. В 1405г. оно было присоединено Витовтом к ВКЛ.
На южном востоке от Полоцкого княжества находилось крупное Черниговское княжество. Большая его часть находилась на территории современной Украины. Со второй половины 11в. в его состав вошли земли по нижнему течению Сожа с городами Гомель, Речица и Чечерск. В 12в. Гомель становится центром удельного княжества, крупнейшим военно-административным центром нижнего Посожья и центром христианской культуры.
Белорусские города Мозырь и Брагин относились к Киевскому княжеству, размещенному в среднем Поднепровье. Мозырь впервые упоминается в летописи в 1155г. Брагин – дреговичский город, который также находился в зависимости от Киева. Впервые упомянут в летописи в 1147г.
Судьба восточных
и юго-восточных белорусских
28. Культура населения западной Руси в 9-начале 13вв. Введение христианства
Составной частью культуры является устное народное творчество: песни, былины, легенды, сказки. В былинах повествуется о борьбе народа против иноземных захватчиков. Главный герой – богатырь. В 9-13вв. широко бытовали календарно-обрядовые песенные циклы, посвященные различным языческим праздникам (масленица, зажинки, дожинки, деды). В древней Беларуси использовались солнечный и лунный календари. Славяне Новый год начинали с 1 марта; летоисчисление велось от сотворения мира.
Огромный скачок в развитии культуры – появление письменности. Создание славянской азбуки связывают с именами братьев Кирилла и Мефодия. Более ранний алфавит (глаголица) был вытеснен у южных и восточных славян кириллицей. Грамотность была известной не только феодалам и духовенству, но и простому народу. Были обнаружены бытовые предметы 9-13вв. с различными надписями, а также 2 берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле. Памятником письменности являются надписи на камнях-валунах «Борисовы» и «Рогволодов» камни. Основным жанром письменности стало летописание – ежегодные записи событий по летам, в которые включались сказания, библейские сюжеты, тексты дипломатических документов. Одним из первых памятников летописания является «ПВЛ», написанная монахом Нестором (начало 12в.). Ее продолжением явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке.
На Беларуси существовала религиозная и светская литература – переводная и оригинальная. Переводная литература представлена канонической (Евангелие, Библия), апокрифами, житийной и светской. Под влиянием переводной литературы возникла оригинальная: каноническая («Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелия»), жития, поучения. Наиболее значительны произведения житийной литературы («Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского»). Среди произведений поучительного жанра – «Слова» Кирилла Туровского. Кирилл Туровский (1130-1182) – писатель-проповедник и церковно-политический деятель. Родился в Турове в богатой семье, получил хорошее образование, стал туровским епископом, написал много проповедей и «слов», осуждающих язычество. На склоне лет ушел в монастырь, где продолжал писать.
С развитием
грамотности создаются
На белорусских землях существовало школьное образование. Школы открывались при княжеских дворах и монастырях. В 12в. одна из первых школ была создана Ефросиньей Полоцкой. Е. Полоцкая (1104-1167) – дочь князя Святослава Георгия, сына Всеслава Чародея. Просветительница, игуменья монастыря в Полоцке. В конце 20-х годов 12в. основала женский монастырь, а в конце 50-х – мужской. При них она открыла скриптории – мастерские по переписыванию книг. В школах преподавали письмо, чтение, греческий и латинский языки, нотную грамоту. По заказу Е. Полоцкой построена церковь Святого Спаса.
Широкой популярностью
пользовался Климентий
В 9-12вв. на белорусских землях преобладало деревянное зодчество. После 988г. возводились каменные храмы по византийскому образцу. Приглашались для работы византийские мастера, затем стали формироваться местные школы зодчества в Полоцке и Гродно. В середине 11в. в Полоцке, вслед за Киевом и Новгородом, построен Софийский собор. Полоцкая школа зодчеств получила проявление в Пятницкой и Борисо-Глебской церквях в Бельчицах, Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке (сер. 12в.), Благовещенской церкви в Витебске. Известны 4 памятника гродненской архитектуры: Нижняя, Пречистинская, Борисо-Глебская церкви и княжеский терем. Борисо-Глебская церковь была построена в 80-е годы 12в. Из камня строились также и гражданские здания, различные башни (Белая Вежа и т.д.).
Храмы украшались монументальной живописью: фреской, мозаикой. Художники строго придерживались церковного канона: плоское изображение лика святых, удлиненные лица, большие глаза, небольшой рот.
Декоративно-прикладное
искусство развивалось под
Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во время многочисленных нашествий и феодальных войн.
В период до введения христианства у восточных славян была распространено многобожие. Они обожествляли окружающую природу, поклонялись животному и растительному миру. Боги представлялись в виде людей. У славян-земледельцев богом неба бал Род, от которого родилось все живое. Боги Солнца: Даждьбог, Ярило, Купала, Коляда. Бог грома и молнии – Перун, животноводства и торговли – Велес, бог холода – Зюзя, богиня весны – Лёля, бог ветра – Стрибог и т.д.
Единого славянского язычества не было. У каждого племенного союза существовал свой пантеон богов, культы.
Христианство родилось в Палестине во времена Римской империи у бедного еврейского населения. Со временем в христианской церкви изменения: выдвигаются обряды, пышные богослужения, складывается церковная иерархия.
С распадом Римской империи расширились распри между римским патриархом (папой) и восточными (греческими) патриархами. В результате раскол на две церкви: западная – римско-католическая и восточная – византийская (греческая). Окончательно раскол христианской церкви на католическую и христианскую оформился в 1054г.
Год крещения Киевской Руси, в состав которой в то время входили и белорусские земли, считается 988г., когда великий князь Владимир Святославович крестил жителей Киева. Христианство было принято по византийскому обряду.
В Полоцке в 992г. была учреждена полоцкая епархия. В 12в. около Полоцка возникли монастыри (Борисо-Глебский и 2 монастыря, основанные Е. Полоцкой). В 1113г. жена князя Святополка основала монастырь, где в 12в. существовал и мужской Борисо-Глебский монастырь. Однако, с принятием христианства народное язычество не только не исчезло, но и, преобразовываясь само, видоизменяло и основные обряды христианства. Язычество соотносило человека с природой, а христианство – отражало социальную сущность человека и общества, что и явилось одной из причин сохранения двоеверия.
Дохристианская обрядность продолжала жить и в деревне, и в городе (заговоры, ворожба, языческие праздники).
30. Борьба
населения Западной Руси
Соседями Полоцкой земли издавна были прибалтийские племена –ятвяги, литовцы, окштайты, земгалы, ливы и др. Славяне столкнулись с ними еще в 6-7 в. н.э. Во время славянской колонизации балты отступили на север и запад, часть их была ассимилирована.
На территории латгалов в 12-13вв. существовало 2 княжества – Кукенойс и Герцике, зависимые от Полоцка.
Издавна Русь имела связи с многими странами Европы, в том числе и с Германией, но в начале 13в. их отношения ухудшаются: немецкие рыцари основали на истоках Западной Двины крепость Ригу (1201г.), которая стала опорой немецкой агрессии.
С конца 11в. правители большинства европейских стран стремились захватить побережье Средиземного моря, это стремление поддерживала католическая церковь., которая выступала организатором крестовых походов. В войсках крестоносцев создавались отдельные монашеско-рыцарские организации: духовно-рыцарские ордена. Главой ордена был гроссмейстер.