Шпаргалка по "История Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси"

Файлы: 1 файл

История Беларуси 1.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Значительное  место в религиозной политике великокняжеской власти отводилось планам унии православной и католической церквей под эгидой римской курии. Наконец. В 1439г. на Флорентийском соборе она была объявлена. Однако поддержки со стороны православного населения не получила и была фактически провалена. В конце 15 – начале 16вв. великим князем Александром были сделаны попытки восстановить унию. Однако они оказались неудачными.

Неоднородность  религиозного состава населения  ВКЛ и необходимость считаться  с местными феодалами обусловливали веротерпимую политику верховной власти. Преемники Александра Жигимонт I Старый и Жигимонт II Август, когда оказались в сложном внутри- и внешнеполитическом положении, пошли на создание религиозной толерантности в ВКЛ.

36. ВКЛ  и Московская Русь в конце  15 – середине 16в.

С конца 15в. обострились  отношения между ВКЛ и русским государством. К этому времени почти закончилась политическое объединения Северо-Восточной Руси под властью великого князя Московского, который взял на себя миссию объединения русских земель. Так выделилось два центра, около которых стали объединяться земли бывшего Древнерусского государства. Литовским князям на западе удалось это сделать быстрее, чем на востоке, что обострило их отношения. ВКЛ стремилось поддержать самостоятельные княжества Руси. Так, в 1483г. был заключен договор о политическом союзе между ВКЛ и Тверским княжеством, но военная кампания 1484-85гг. Московского княжества против Твери привела к заключению мира между ними и онулированию договора между ВКЛ и Тверью. Однако тверской князь опять начал переговоры с ВКЛ, что првиело к о второму походу на Тверь Московского княжества и присоединению Тверского княжества к Москве. ВКЛ  не желало дальнейшего укрепления Московского княжества и в борьбу втягивало ордынского хана Ахмеда. Московские же князья заключили союзы против ВКЛ с крымскими ханами.

Также московский князь претендовал на роль единого  православного государя., т.к. в ВКЛ  православие притеснялось, в результате чего некоторые белорусские феодалы переходили вместе со своими имениями под власть Москвы. С 1487г. по 1494г. между Москвой и ВКЛ – необъявленная война (приграничная), которая в 1492г. после смерти литовского князя Казимира переросла в более серьезный конфликт. Войска Ивана III совершили успешные набеги на земли ВКЛ. Новый литовский князь Александр Казимирович поспешил закончить войну и 12 февраля 1494г. – мирное и свадебная договоренность: Иван III Алену за Александра Казимировича. По договору ВКЛ отдало Москве Вяземское княжество и часть других княжеств. За Иваном III было признано право на Новгород, Псков, Тверь и Рязань. За Москвоским князем закреплен титул «Великого князя всея Руси». Но Иван III все равно готовился к войне; налаживал связи со Швецией и Турцией.

В 1500г. окончательно разорваны отношения между Русским  и Литовскими государствами; причина  – переход ряда крупных феодалов ВКЛ в границы Русской державы. Иван III принял их на службу и объявил войну ВКЛ. Многочисленные завоевания московским князем (14 июля 1500г. разгром литовского войска под Смоленском). В результате – ухудшение отношений между Москвой и Менгли-Гиреем, ВКЛ заключило союз с последним против Москвы, за что обязалось платить ежегодную дань, а также договорилось с Великой ордой и заключило союз с Ливонским орденом против Ивана III. Военные неудачи 1500г. вынудили ВКЛ обновить унию с Польшей: 23 октября 1501г. (Мельники, Украина) – документ об условиях этой унии. На польский престол – литовский князь Александр Казимирович. Оба государства обязались проводить единую политику, иметь общую раду, сеймы и единую монету. Но в общем мельникский акт осуществлен не был.

Военная компания 1501-1503гг. сложилась неудачно для  ВКЛ: поражение под Мстиславом, Менгли-Гирей  разбил Великую орду – союзников ВКЛ. После неудачного смоленского похода 2 октября 1503г. – перемирие на 6 лет, по которому ВКЛ отдало Верхнеокскую Украину, Чернигово-Северскую землю, потеряло ¼ территорий.

Политику Ивана III продолжил его сын Василий III, который решил овладеть Литовским престолом, т.к. умер Александр Казимирович. Но на литовский престол был избран брат Александра – Жигимонт. 8 декабря 1506г. Жигимонт – польский король. Он заключает союз с русскими удельными князьями. В свою очередь Василий III вступает в блок с Михаилом Глинским. Военная кампания началась весной 1507г. Она была тесно связана с феодальным восстанием 1508г., которым управлял Глинский. Но решающей битвы так и не произошло: война 1507-1508гг. закончилась «вечным» миром, который был заключен в Москве 8 октября 1508г., по которому ВКЛ лишалась земель, полученных в результате войн конца 15 – начала 16вв. и получала территорию 5 смоленских волостей.

Василий III хотел захватить Смоленск и 19 декабря 1512г. русская армия двинулась на Смоленск. Но попытка штурма не удалась, а новая кампания лета 1513г. также была безрезультатной. 3-я кампания началась в мае 1514г. и 30 июня Смоленск капитулировал. ВКЛ пыталось вернуть свои земли, но безрезультатно. 1522г. – пятилетнее перемирие, которое было продолжено еще до 1533г. Смерть Василия III и смуты в Москве привело к активизации военных действий ВКЛ, которые продолжались 4 года. Но достижения были невелики и в 1537г. снова пятилетнее перемирие до 25 марта 1542г., которое продолжалось до самой Ливонской войны.

Главным направлением внешнеполитической деятельности ВКЛ  стали отношения с Московской державой. Долгое время ВКЛ не хотело признать титул «государя всея Руси» за великим князем Московским, а в середине 16в. они были вынуждены столкнуться с желанием русского царя Ивана IV присоединить белорусские и украинские земли, что свидетельствовало об укреплении Русского государства и ослабления ВКЛ, которое до середины 16в. не могло противостоять на равных Русскому государству.

37. Социально-экономическое  развитие белорусских земель  в 14-16вв.

Основой экономического развития белорусских земель в средневековую  эпоху явилось сельское хозяйство. Начиная со второй половины 15в. оно переживало некоторый подъем. В это время значительно расширяются площади посевных земель. Подсечная и облоговая формы земледелия повсеместно заменялись трехпольем. Этот подъем был вызван тем, что бурное развитие городов, ремесел, торговли в западноевропейском регионе содействовало значительному увеличению спроса на природное сырье и продукцию сельского хозяйства. сырьевых ресурсов стран Западной Европы не хватало для набирающей темпы промышленной деятельности. Вместе с тем, перед Западом встала зерновая проблема. Огромные земельные площади отводились под разведение овец и выращивание виноградной лозы. Крестьяне, которые сгонялись с земли, пополняли городское население. В этой ситуации спрос и цены на хлеб резко увеличивались. Так, на протяжении второй половины 16в. в Гданьске стоимость зерна выросла в 5 раз. Торговля сельскохозяйственной продукцией на западном рынке становилась все более и более доходной. И сельскохозяйственной производство в ВКЛ все более переориентировалось на внешний западноевропейский рынок.

Земли в ВКЛ  монопольно принадлежали шляхте. Это  было оформлено законодательно. Статут ВКЛ 1588г. гласил: «Простого состояния человек, который не получил от нас, великого князя, шляхетской вольности, имений и земель никаким способом приобретать, а ни куплей своей держать не может». Крупнейшим феодалом было государство. Значительным земельным фондом владел великий князь. Все больше и больше земельных угодий из рук великого князя и государства попадало в руки шляхты. Землевладельцами на белорусских землях являлись также церковные учреждения и духовные иерархии.

Первоначально феодальное хозяйство носило натуральный  характер, удовлетворяя насущные потребности  землевладельцев. Оно не было приспособлено для получения излишков, которые могли бы идти на экспорт и приносит прибыль. В 14-15вв. основными повинностями для крестьян был денежный чинш и, главным образом, натуральная дань. Однако, почувствовав возможность получения прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции, землевладельцы начали реорганизовывать свои натуральные хозяйства в предприятия по производству зерна. Для этого необходимо было расширить площади господской пахотной земли и заставить крестьян работать на ней. Новый вид феодального хозяйствования получил название фольварочно-барщинной системы. Фольварк, в отличие от бывшего панского двора, носил ярко выраженный товарный характер. Его деятельность основывалась на работе крестьян, для которых продуктовая и денежная рента отходила на второй план, а за пользование земельным наделом с них требовали уже службу на господских землях и в панском дворе.

Начиная со второй половины 15в. фольварки спорадически появлялись на белорусских землях. В 16в. они завоевывают все большие земельные просторы. Особенно интенсивный рост фольварочно-барщинной формы хозяйствования наблюдается в Понеманье и Побужье, частично в Подвинье – в регионах сплавных рек с развитыми внешнеторговыми связями.

Зависимые крестьяне: данники – крестьяне, которые были обязаны за пользование земельным наделом предоставлять феодалу натуральную дань; дольники – крестьяне, которые рассчитывались с феодалом частью собранного урожая; люди тяглые – феодально-зависимые крестьяне, главными повинностями которых были отработочные (в основном, барщина); осадные – феодально-зависимые крестьяне, главной повинностью которых был денежный оброк (чинш); огородники – крестьяне, не имевшие своего хозяйства, работавшие на дворе феодала; челядь невольная -–крестьяне, которые работали в господском дворе и не имели права выхода из имения феодала, к концу 16в. эта категория крестьян была практически ликвидирована; крестьяне-слуги – крестьяне, которые исполняли в пользу феодала военные, дворовые, ремесленные повинности, социальный статус крестьян-слуг был более высокий, чем у других категорий крестьянства; люди похожие – вольные крестьяне, которые при выполнении определенных условий имели право выхода из имения феодала на службу к другому; люди непохожие – крестьяне, которые потеряли право на переход от одного феодала к другому.

Повинности: чинш – денежный оброк; барщина – отработка в имении феодала; жерновое – плата крестьянина землевладельцу за право иметь свои жернова; вепровщина, угайное – денежные поборы с крестьян за право пользоваться лесными угодьями землевладельца.

В 15-16вв. на белорусских землях интенсивно развивались города. В это время их зафиксировано в документальных источниках более трех сотен. Среди городов выделяются численностью населения, количеством ремесленных предприятий, широтой торговой деятельности Полоцк, Витебск, Брест, Пинск, Слуцк, Могилев. Большинство же городских поселений были небольшими (от 2 до 10 тысяч жителей), но, тем не менее, своим статусом и правами они выделялись из сельской округи.

Город выполнял функции административного, военного и ремесленно-торгового центра. Последняя особенно выразительно проявилась в 16в. Именно это столетие дало расцвет ремесленно-цеховому производству. Цеховые объединения ремесленников одной или нескольких близких профессий в белорусских городах создавались, в первую очередь, с целью защиты ремесленного производства от домогательств землевладельцев. Не менее важной причиной было также стремление монополизировать производство и сбыт товаров, ликвидировать возможную конкуренцию со стороны других ремесленников в условиях узкого внутреннего рынка. В городах Беларуси работали цехи по обработке металлов, шкур, изготовлению одежды. Домашней утвари, ювелирных изделий и т.д. Цеховая деятельность определялась уставами. В них регламентировалось производство и сбыт продукции, качество сырья и готовых изделий, технология, время и условия работы, процесс обучения и многое другое.

Городское население  с 15в. именовалось мещанами. Мещанство  включало в свой состав разные категории  горожан: ремесленники, торговцы-купцы, домовладельцы и др. Юридическое оформление мещанства в особое сословие феодального общества нашло отражение в Статутах. Однако не только Статуты определяли правовое состояние мещанства. Оно конкретно регламентировалось великокняжескими грамотами на самоуправление, так называемое Магдебургское право. Согласно ему мещане не подлежали юрисдикции землевладельцев, освобождались от ряда повинностей, выбирали городские органы управления – магистрат, суд. Первыми из белорусских городов получили право на самоуправление Берестье (1390), Слуцк (1441), Городен (Гродно, 1496), Полоцк (1498), Менск (1499).

Во второй половине 15-16вв. белорусский город становится настоящим торговым центром. Во всех городских поселениях в это время имелся рынок, где один-два раза в неделю шла торговля. В значительных центрах рынку отводились большие площади. Так, могилевский базар располагался на двух гектарах и вмещал в своих пределах более 400 лавок.

Внешнеторговой  деятельностью занимались верхи  городского купечества, которые именовались  «гостями». Купцы Могилева, Витебска, Полоцка и др. городов торговали в Новгороде, Ржеве, Брянске, а также были постоянными торговцами на украинских рынках.

38. Православие  и католицизм на белорусских  землях в 9 – середине 15в.

До конца 12в. в Европе сложились две большие  религиозные зоны: восточная, православно-византийская, и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь по причине своего геополитического положения оказалась на границе двух христианских верований и стала местом встречи, столкновений и взаимодействия этих верований. Колеблясь между Западом и Востоком и не являясь склонной ни к одному. Ни ко второму, она занимала «центристскую» позицию и создала свои оригинальные национальные ценности.

Соотношение разных христианских течений на Беларуси в разные исторические периоды менялись. В 11-12вв. она стала почти целиком православной. Со второй половины 13в. за духовное влияние на белорусских землях начал сражаться католической костел. Во второй половине 16в. ВКЛ оказалось перед выбором – продолжение древней византийско-восточнославянской традиции или поворот к Западу.

Кревская уния нарушила монополию православной церкви в духовной жизни Беларуси. Сближение  с католической Польшей, гибель Византийской империи в 1453г. и ослабление константинопольского патриархата, конфронтация княжества с Москвой привели к укреплению связей белорусских земель с западным католическим миром. В конце 14-середине 16в., несмотря на расширение сфер влияния католицизма, тон в общественной жизни, идеологии, культуре задавала православная церковь. После Люблинской унии их противостояние достигло апогея и равновесие склоняется в пользу католического Запада.

Информация о работе Шпаргалка по "История Беларуси"