Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси"
Через год Кейстут был взят плен Ягайло и задушен в темнице. Чтобы удержаться на великокняжеском престоле, по примеру отца Ягайло попробовал дружить с одним из своих братьев – Скиргайло, которому подарил Полоцкую и Трокскую земли. Однако полочане не согласились с этим решением. Подняв в 1381г. восстание и выгнав Скиргайло. В этом же году в Полоцк возвращается Андрей.
Еще один фактор,
который мешал централизаторски
В 1382г. умер польский
король и королевой стала его
дочь Ядвига. В 1385г. в Креве были выработаны
условия государственно-
В 1386г. на Люблинском сейме Ягайло стал польским королем. В том же году он принял католичество и получил имя Владислав, затем женился на Ядвиге и был коронован.
Условия унии были на руку польской знати. Уния была ни чем иным, как инкорпорацией ВКЛ в Корону Польскую. Удельные князья становились вассалами Польши и теряли самостоятельность.
Прокатолическая политика Ягайло сыграла роль в формировании оппозиции внутри ВКЛ. Ягайло 20 февраля 1387г. издал грамоту, по которой литовским феодалам даровались привилегии и личные права при условии принятия католичества. Второй грамотой (22 февраля) была оговорена возможность заключения браков между католиками и православными при условии принятия последними католичества. Владения католической церкви освобождались этой грамотой от все податей и повинностей. Ягайло использовал новые политические возможности и начал католическую экспансию на белорусские и западнорусские земли. Окатоличивание затрагивало уже не только верхи, но и широкие круги православного населения. Так возникло крупное общественно-политическое движение против польско-литовской унии и Ягайло с его политикой. Основным его центром стад Полоцк. Полоцкий князь Андрей Ольгердович отказался принести присягу на верность Ягайло и Польской Короне и вместе со смоленским князем Святославом стал во главе движения. В феврале 1386г. он заключил союз с ливонскими рыцарями и начал военные действия, заняв города Друя, Лукомль и др. Святослав обложил Мстислав, Витебск и Оршу. В то же время в границы ВКЛ ворвались ливонские крестоносцы и дошли до Вильно и Ошмян. 29 апреля 1386г. произошла битва Святослава с королевским войском во главе с Скригайло, где Святослав и его брат погибли. В Смоленске был посажен на престо его сын Юрий, который принес присягу Ягайло. В апреле 1387г. начался поход на Смоленск, который был взят. Андрей Полоцкий попал в плен и был отправлен в Польшу. Его сподвижники были лишены имущества и казнены. Грамотой от 28 апреля 1387г. Ягайло передал Полоцкую и другие белорусские земли Скиргайло. Так неудачно закончился первый этап сопротивления белорусских феодалов унии с Польшей.
На втором этапе движение возглавил Витовт. Его борьба с Ягайло продолжалась с 1389 по 1392г. и была направлена на отстаивание суверенитета ВКЛ. Витовт опирался на литовско-белорусское боярство, а Ягайло на польское войско, но иногда на его стороне воевали литовские и русские дружины. Жестокая борьба велась с переменным успехом и закончилась договором 5 августа 1392г. Островское соглашение о разделе власти между Витовтом и Ягайло значительно корректировало Кревскую унию. ВКЛ было гарантировано отдельное государственное существование, но в союзе с Польшей и под верховной властью польского короля. Витовт был признан великим князем литовским, ему были возвращены наследственные владения. Он дал клятву быть верным королю, королеве и Польской Короне.
Витовт надеялся
укрепить свои позиции в ВКЛ с
помощью централизации
Между Ягайло и Витовтом начались новые разногласия, которые окончились подписанием в 1413 г. Городельской унии, которая юридически оформила самостоятельность ВКЛ, но все равно под властью польского короля. Тут выявилась полная двойственность позиции Витовта, а вместе с ним литовского боярства. С одной стороны, они были заинтересованы в сохранении независимости ВКЛ, а с другой, не могли отказаться от соглашения с Польшей. Добиться централизации страны без помощи польских феодалов они не могли. Поэтому Городельской грамотой, выданной Ягайло и Витовтом, были дарованы права той части феодалов, которые приняли католичество и польские гербы. Было декларировано исключительное право литовских феодалов-католиков занимать высшие должности. Православные феодалы белорусских земель оказались в еще более неравноправном положении. Стремление литовских феодалов к дальнейшему укреплению своих позиций вылилось в идею создания литовского королевства. Замысел коронации Витовта имел широкий международный резонанс. Однако он не исполнился: помещало сопротивление правящих кругов Польши и смерть Витовта.
35. ВКЛ в 1430-1492гг.
После смерти Витовта (1430) великим князем литовским стал младший брат Ягайло -–северский князь Свидригайло. Его политика была направлена на укрепление линии на самостоятельную государственность ВКЛ. При этом он пробовал расширить социальную базу великокняжеской власти за счет склонения на свою сторону православных феодалов белорусских, украинских и русских земель. Оставаясь католиком, он начал допускать к государственному управлению православных землевладельцев, дарить им замки и посады. Возрастание политической роли западнорусских феодалов вызвало недовольства литовских феодалов. При помощи Польши был организован заговор, но Свидригайло удалось сбежать в Полоцк. А великим литовским князем стал Жигимонт Кейстутович. Жигимонт грамот от 15 октября 1432г. возобновил унию с Польшей, ранее отмененную Свидригайло. В ВКЛ сложилась ситуация, когда государство оказалось разделенным на две части, каждая из которых имела своего великого князя. На стороне жигимонта были все литовские земли, а на стороне Свидригайло – Полоцкая, Витебская, Смоленская. Северская, Киевская земли, часть Волыни и Восточной Подолии. Помощь Свидригайло оказывали также тевтонские и ливонские крестоносцы, тверской князь, иногда помогали татары и молдавский правитель.
Противостояние сторон привело к гражданской войне (1432-1436), которая охватила большую территорию Беларуси, Украины, Литвы, которая велась с переменным успехом. В 1432г., чтобы ослабить движение во главе со Свидригайло, Ягайло выдал привилей, который подтверждал предыдущие и давал новые права феодалам-католикам, но вместе с тем он расширял на русских князей все свободы, привилегии и выгоды. 6 мая 1434г. аналогичный привилей издал и Жигимонт. Вместе с имущественными правами православные князья и бояре получили права пользования гербами и знаками шляхты также же, как и феодалы-католики. В 1447г. были практически уравнены их личные и экономические права с феодалами-католиками, хотя неравенство при назначении на государственные должности продолжало существовать. Позднее значительная часть православных феодалов отошла от Свидригайло. Это было обусловлено тем, что он был захвачен идеей церковной унии (слияния католической и православной церквей), очень непопулярной в народе. Кроме того, участники движения были различными как по социальному и национальному составу, так и по целям борьбы. Сам Свидригайло сражался за престол; православные феодалы добивались уравнения своих политических. Имущественных, личных и религиозных прав; литовские паны и князья были недовольны послушной политикой Жигимонта по отношению к Польше. Феодальная война не решила, а только частично ослабила существовавшие в ВКЛ политические противоречия.
Свидригайло в результате потерпел поражение. Жигимонт, чтобы укрепить свои позиции, намеревался ввести католичество во всем государстве. Однако против этого были патриоты ВКЛ. Которые организовали заговор и в 1440г. Жигимонт был убит в замке в Вильно.
После смерти Жигимонта поляки стремились сильнее подчинить ВКЛ Короне Польской. Вместо должности великого князя литовского они хотели ввести королевское наместничество во главе с 13-летним Казимиром Ягайловичем. Однако когда Казимир приехал в Вильно, литовские патриоты напоили его охрану и ночью в кафедральном соборе возложили на Казимира шапку и объявили его великим князем литовским. Выбрав Казимира великим князем литовским, литовский народ в помощь ему выбрал министров, который составили «тайную раду». Она начала выполнять свои обязанности без разрешения польского короля. В это время династическая уния закончила свое существование и ВКЛ стало независимым от Польши государством.
Однако такое положение лилось недолго. Король Владислав IV погиб в бою с турками и поляки выбрали на польский престол великого князя литовского Казимира, что вновь восстановило династическую унию.
38. Православие и католицизм на белорусских землях в 9 – середине 15в.
До конца 12в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская, и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь по причине своего геополитического положения оказалась на границе двух христианских верований и стала местом встречи, столкновений и взаимодействия этих верований. Колеблясь между Западом и Востоком и не являясь склонной ни к одному. Ни ко второму, она занимала «центристскую» позицию и создала свои оригинальные национальные ценности.
Соотношение разных христианских течений на Беларуси в разные исторические периоды менялись. В 11-12вв. она стала почти целиком православной. Со второй половины 13в. за духовное влияние на белорусских землях начал сражаться католической костел. Во второй половине 16в. ВКЛ оказалось перед выбором – продолжение древней византийско-восточнославянской традиции или поворот к Западу.
Кревская уния нарушила монополию православной церкви в духовной жизни Беларуси. Сближение с католической Польшей, гибель Византийской империи в 1453г. и ослабление константинопольского патриархата, конфронтация княжества с Москвой привели к укреплению связей белорусских земель с западным католическим миром. В конце 14-середине 16в., несмотря на расширение сфер влияния католицизма, тон в общественной жизни, идеологии, культуре задавала православная церковь. После Люблинской унии их противостояние достигло апогея и равновесие склоняется в пользу католического Запада.
ВКЛ с момента его создания был свойственен национально-религиозный дуализм. Жемойты и Литва были язычниками. Основным вероисповеданием восточнославянского населения было православье. Миндовг в 1254г. крестился в православье и даже стал монахом Войшелк. Православными были большинство бояр при Гедиминовом дворе, а сам князь симпатизировал христианству. Ольгерд еще в молодости предпринял первый шаг к православью, а незадолго перед смертью принял эту веру. Некоторое время ее исповедовал и Витовт. В 80-е годы 14в., до Кревской унии, было довольно реальным крещение Литвы в христианство и завершение начатого процесса ее славянизации. Однако перспектива превращения княжества в славянское государство с государственной православной церковью не было реализовано.
Территория Беларуси входила в состав епархий, которые сложились еще в древнее время: Полоцкой, Туровской, частично Смоленской и Владимиро-Бресткой. Они управлялись епископами. После переезда митрополита сначала во Владимир, а затем в Москву великие литовские князья добиваются от Константинополя назначения отдельного митрополита для своего государства. В 1317г. с разрешения патриарха была основана Литовская митрополия. В 1415г. Витовт добился от епископов выбора митрополита без согласия патриарха.
Митрополиты и епископы назначались великим князем. К началу 16в. большая часть населения Беларуси исповедовала православие.
Попытки крестоносцев установить католичество на литовских землях в 13 – середине 14в. успехов не имели. Миндовг, что получить от них помощь согласился принять католичество, и в награду за это в 1253г. получил от Папы Римского корону. Гедимин в надежде остановить крестоносную агрессию обещал Папе крестить Литву по западному образцу. В конце 14в. под нажимом Ватикана Польша отдала Ягайло королевскую корону в обмен на окатоличивание Литвы, а в перспективе и восточнославянских земель.
Кревская уния резко изменила религиозную ситуацию в ВКЛ. Она оставила населению Беларуси свободу принадлежать к своей вере, однакоу православия появился серьезный конкурент. В 1387г. была создана Виленская епархия, власть которой охватила почти всю Беларусь. В 14-15вв. основаны 4 католические бискупства: Киевское, Луцкое, Жмудское и Виленское. Первыми бискупами были поляки, а с начала 16в. – представители высшей знати ВКЛ.
Великие литовские князья (с 1386г. католики) опекали католическую церковь. Государственные власти создавали для нее привилегированное положение. По привилею Ягайло от 22 февраля 1387г. католическая церковь получила полный иммунитет в своих поместьях в финансовых и судебных вопросах, освобождалась от государственных податей, а население поместий попадало в полную зависимость от церкви. Дискриминационные артикулы Городельского привилея 1413г. создали у феодалов заинтересованность в переходе в католичество. Таким образом, до середины 16в. католическая церковь укрепилась на современных юго-западных землях Беларуси и в Литве. Она приносила в ВКЛ элементы польской и преимущественно западноевропейской культуры. Католическое крещение литовцев не ущемило прав православного населения и церкви. однако, поскольку феодалы-католики получили дополнительные привилегии, то по сравнению с ними положение их православных братьев относительно ухудшилось. Дискриминация православных с конца 14в. начала разрывать внутреннее единство княжества и стала источником ряда конфликтов. Прокатолическая религиозная политика оказалась недальновидной и потерпела крах. Правительство вносит в нее коррективы. В 1432 и 1434гг. оно снимает экономические ограничения для православной знати, с конца 15в. начинает втягивать ее в политическую элиту государства, а с 1563г. полностью уравнивает в правах православную шляхту с католической. В противостоянии православья и католичества в первой половине 16в. складывается равновесие сил.