Шпаргалка по "История Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси"

Файлы: 1 файл

История Беларуси 1.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

ВКЛ с момента  его создания был свойственен  национально-религиозный дуализм. Жемойты  и Литва были язычниками. Основным вероисповеданием восточнославянского населения было православье. Миндовг в 1254г. крестился в православье и даже стал монахом Войшелк. Православными были большинство бояр при Гедиминовом дворе, а сам князь симпатизировал христианству. Ольгерд еще в молодости предпринял первый шаг к православью, а незадолго перед смертью принял эту веру. Некоторое время ее исповедовал и Витовт. В 80-е годы 14в., до Кревской унии, было довольно реальным крещение Литвы в христианство и завершение начатого процесса ее славянизации. Однако перспектива превращения княжества в славянское государство с государственной православной церковью не было реализовано.

Территория Беларуси входила в состав епархий, которые  сложились еще в древнее время: Полоцкой, Туровской, частично Смоленской и Владимиро-Бресткой. Они управлялись епископами. После переезда митрополита сначала во Владимир, а затем в Москву великие литовские князья добиваются от Константинополя назначения отдельного митрополита для своего государства. В 1317г. с разрешения патриарха была основана Литовская митрополия. В 1415г. Витовт добился от епископов выбора митрополита без согласия патриарха.

Митрополиты и  епископы назначались великим князем. К началу 16в. большая часть населения  Беларуси исповедовала православие.

Попытки крестоносцев установить католичество на литовских землях в 13 – середине 14в. успехов не имели. Миндовг, что получить от них помощь согласился принять католичество, и в награду за это в 1253г. получил от Папы Римского корону. Гедимин в надежде остановить крестоносную агрессию обещал Папе крестить Литву по западному образцу. В конце 14в. под нажимом Ватикана Польша отдала Ягайло  королевскую корону в обмен на окатоличивание Литвы, а в перспективе и восточнославянских земель.

Кревская уния резко изменила религиозную ситуацию в ВКЛ. Она оставила населению Беларуси свободу принадлежать к своей вере, однакоу православия появился серьезный конкурент. В 1387г. была создана Виленская епархия, власть которой охватила почти всю Беларусь. В 14-15вв. основаны 4 католические бискупства: Киевское, Луцкое, Жмудское и Виленское. Первыми бискупами были поляки, а  с начала 16в. – представители высшей знати ВКЛ.

Великие литовские  князья (с 1386г. католики) опекали католическую церковь. Государственные власти создавали  для нее привилегированное положение. По привилею Ягайло от 22 февраля 1387г. католическая церковь получила полный иммунитет в своих поместьях в финансовых и судебных вопросах, освобождалась от государственных податей, а население поместий попадало в полную зависимость от церкви. Дискриминационные артикулы Городельского привилея 1413г. создали у феодалов заинтересованность в переходе в католичество. Таким образом, до середины 16в. католическая церковь укрепилась на современных юго-западных землях Беларуси и в Литве. Она приносила в ВКЛ элементы польской и преимущественно западноевропейской культуры. Католическое крещение литовцев не ущемило прав православного населения и церкви. однако, поскольку феодалы-католики получили дополнительные привилегии, то по сравнению с ними положение их православных братьев относительно ухудшилось. Дискриминация православных с конца 14в. начала разрывать внутреннее единство княжества и стала источником ряда конфликтов. Прокатолическая религиозная политика оказалась недальновидной и потерпела крах. Правительство вносит в нее коррективы. В 1432 и 1434гг. оно снимает экономические ограничения для православной знати, с конца 15в. начинает втягивать ее в политическую элиту государства, а с 1563г. полностью уравнивает в правах православную шляхту с католической. В противостоянии православья и католичества в первой половине 16в. складывается равновесие сил.

Значительное  место в религиозной политике великокняжеской власти отводилось планам унии православной и католической церквей под эгидой римской курии. Наконец. В 1439г. на Флорентийском соборе она была объявлена. Однако поддержки со стороны православного населения не получила и была фактически провалена. В конце 15 – начале 16вв. великим князем Александром были сделаны попытки восстановить унию. Однако они оказались неудачными.

Неоднородность  религиозного состава населения  ВКЛ и необходимость считаться  с местными феодалами обусловливали веротерпимую политику верховной власти. Преемники Александра Жигимонт I Старый и Жигимонт II Август, когда оказались в сложном внутри- и внешнеполитическом положении, пошли на создание религиозной толерантности в ВКЛ.

39. Этнические  процессы на белорусских землях  в 9 – середине 15в. предпосылки  формирования белорусской народности

Ускоряется процесс  этнической консолидации, создания предпосылок для возникновения белорусской народности. Как и в других странах, он был длительным, специфическим и развивался в своеобразных исторических условиях. Начало ему было положено еще в период существования союзов племен. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохраняло ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяйственном укладе. Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар. Дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централизации и обусловили вхождение белорусских земель в состав ВКЛ, в рамках которого к 16в. завершилось формирование белорусской народности.

Она создавалась  в пределах территории. На которой проживали потомки кривичей, дреговичей, радимичей, частично древлян, северян и волынян. Рядом с ними в состав белорусской народности вошли иноязычные элементы, особенно из числа литовцев, ятвягов и татар. В результате на широкой территории, расположенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе, Днепром и Сожем на востоке к 14в. сформировалась этническая территория белорусской народности.

В образовании  народности важную роль сыграл социально-экономический  фактор. Оставаясь в своей основе натуральным, хозяйство постепенно втягивалось в товарно-денежные отношения. На территории Беларуси крепли экономические связи, создавались предпосылки для образования единого внутреннего рынка. Начавшееся экономическое оживление способствовало преодолению локальной замкнутости отдельных территорий, вело к тому, что вокруг городов создавались своеобразные хозяйственные центры. По мере расширения их экономического значения, усиливалась их роль как важнейших центров политической и культурной жизни.

Процесс становления  и развития белорусской народности был продолжительным. Это было связано  с тем, что вхождение белорусских земель в состав ВКЛ растянулось на несколько столетий. Политическое объединение способствовало взаимному общению и слиянию различных этнических элементов, на основе которых формировался белорусский этнос. Однако ВКЛ не было централизованным государством, и многие белорусские земли пользовались в его составе определенной самостоятельностью. Первые литовские князья до определенного времени сохранили автономию за Полоцкой, Витебской и Смоленской землями. Федеративный характер государства до известной степени сохранял феодальную раздробленность и не мог не сдерживать этническую консолидацию.

Положительное влияние на него оказало развитие сословно-классовой структуры. Окончательно сложилось сословие шляхты. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремесленники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности.

Усилившиеся процессы централизации, преодоление феодальной раздробленности, борьба с внешними врагами вели к ликвидации локальной замкнутости отдельных территорий.  В связи с этим усиливались тенденции к взаимному общению, что расширяло культурные связи, стирало языковые особенности. Специфические черты белорусского языка возникают уже в 13в. В 14-15вв. они начинают появляться и в государственных документах. В 16в. белорусский язык становится государственным. Что же касается церковнославянского языка, то сфера его распространения сузилась, и он стал использоваться только во время церковной службы.

Важную роль сыграл и религиозный фактор. Когда  религия занимала господствующее положение  в общественном сознании, он имел определяющее значение в этническом развитии. Даже среди шляхты удельный вес католиков в первой половине 16в. был незначительным. Распространившиеся затем Реформация и Контрреформация, усиливающееся стремление уравняться в правах с польской шляхтой, привели белорусских феодалов в лоно католицизма. Основная же масса оставалась православной, а с 1596г. – стала униатами, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.

Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для  которого были характерны национальная и религиозная терпимость, гостеприимство, мудрость, трудолюбие. Духовные качества белорусского народа нашли отражение в обрядах, фольклоре и т.д.

Развитие этнического  самосознания привело к тому, что  в 16в. за белорусскими землями закрепились  названия «Литва» и «Русь». Последнее постепенно вытесняется названием «Белая Русь», которое охватило земли, расположенные в бассейнах Западной Двины и  Днепра. При Иване III название стало обычным явлением в отношениях между Москвой и ВКЛ, хотя славянское население называло себя иначе. Считая жителей Московского княжества представителя иного государства и называя их язык «московским», себя они именовали «людьми русскими», «русинами». С конца 16-начала 17в. население этих земель определяло себя «беларусцами». За жителями центральной и западной частей Беларуси закрепилось название «литвины».

Название «Беларусь» для обозначения всех ее земель и  народа стало распространяться только во второй половине 19в. Что же касается термина Литва, то он переместился на северо-запад и стал служить для обозначения соседнего балтского народа.

40. Культура населения территории Беларуси конца 13 – середины 15в.

Социально-экономические, политические и этнические процессы на белорусских землях вызвали изменения  в культурно-исторических процессах.

14-15вв. являются  первым этапом становления собственнобелорусской литературы. Она представлена традиционными жанрами: житиями, хождениями, проповедями. Наибольшее распространение получили хождения. Одно из первых путешествий в Палестину с территории современной Беларуси совершила Ефросинья Полоцкая. Однако неизвестно было ли создано описание ее паломничества. В 14-15вв. такие путешествия из Беларуси на Ближний Восток стали более частыми, о чем свидетельствую т»хождения» Аграфения, Варсанофия, и «Хождения в Царьград и Иерусалим» Игнатия Смолянина.

Значительным  явлением в истории белорусской литературы 15в. была деятельность талантливого церковного писателя и проповедника Григория Цамблака (1364-1419), болгарина по происхождению. Часть его жизненного и творческого пути связана с Беларусью, и поэтому его деятельность имеет непосредственное отношение к истории белорусской культуры. Белорусские земли он впервые посетил в 1406г. В 1414г., овеянный славой талантливого проповедника, он приезжает в Вильно, знакомится с православными епископами государства и Витовтом. На церковном Соборе 1415г. он был возведен в сан киевского митрополита. Литературная и общественно-политическая деятельность Цамблака в ВКЛ продолжалась до 1419г.

Первым из православных митрополитов Цамблак пробовал установить контакт с руководителями западной церкви. в 1418г. он участвовал в работе Вселенского собора католической церкви в Констанце, где обсуждался вопрос о соединении церквей.

Сохранилось более  двух десятков произведений Цамблака на старославянском языке. Это главным  образом проповеди. Как писатель Григорий Цамблак многое перенял у Иоанна Златоуста. Произведения Цамблака пользовались большой популярностью в восточнославянских землях. Они неоднократно переписывались на протяжении 15-18вв. и распространялись в разных сборниках. Это такие произведения, как похвальные слова Евфимию и Киприану, святому Дмитрию Салунскому, полемическое слово «Како держат веру немцы», шесть проповедей на церковные праздники и т.д.

Начало белорусского летописания восходит к 12-13вв. Однако наиболее ранние летописные произведения, написанные в это время на землях Беларуси, к сожалению, не сохранились. В литературе 15в. летописи стали самым значительным и характерным жанром. В летописях довольно рано начали появляться национальные особенности в форме и содержании, а также в настроениях и чувствах их создателей. Написанные на старобелорусском языке, они стали зеркалом общественно-политической жизни того времени. Можно с полным правом сказать, то летописи являются началом национальной литературы. Белорусские летописи не только отражают в полной последовательности исторические события из жизни ВКЛ, но также легенды и предания, пословицы и поговорки, а также оригинальные светские, военные повести, рассказы и новеллы. Авторы были не только историками, но и писателями.

Одним из первых произведений белорусского летописания является «Летописец великих князей литовских», написанный на старобелорусском языке неизвестным автором около 1430г. в Смоленске. Основное содержание его составляет политическая история ВКЛ 14в. Главная идея – обоснование исторической необходимости и закономерности объединения балто-славянских земель в одном государстве, восхваление политики литовских князей. Это произведение отличается чисто светским характером, целостностью и простотой изложения, динамичностью и занимательностью исторического содержания, высоким литературным мастерством. «Летописец» состоит из 2 частей: повесть про князя Кейстута и «Похвала Витовту». Это не обычный летописный рассказ. А восхваление князя. Полная редакция «Летописца» включает еще и «Повесть про Подолье», которая была сложена а 1430-е годы, возможно, в Вильно и посвящена описанию истории присоединения  этой украинской земли к ВКЛ. «Летописец великих князей литовских» как первый опыт создания истории белорусских, литовских и частично украинских земель эпохи ВКЛ во многом был несовершенным, кратким, фрагментарным и незавершенным.

Это произведение сохранилось в многочисленных списках (Виленском, Слуцком, Академическом, Красинском, Ольшевском, Румянцевском и др.), в составе различных летописных сводов и исторических компиляций. Он положен в основу оригинальной части «Белорусско-литовской летописи 1446г.» (или «Белорусская летопись») – первого летописного свода, созданного в ВКЛ в Смоленске. Свод создан на основе нескольких источников. Он делится на 2 неровные и разные по своему характеру части: «Избрание летописания изложено вкратце» и «Летописец великих князей литовских». Первая часть представляет собой выборку из русских летописей известий из истории Киевской Руси, Московского и Литовского княжеств и хронологически охватывает события от «начала Руси» до 1446г. включительно. В конце ее помещена Смоленская хроника, «Похвала Витовту» и смоленские записи о событиях 1432-1445гг. Смоленская хроника охватывает события 1430-1436гг. Летопись 1446г. стал важным этапом в становлении национальной литературы и послужил сильным толчком для бурного развития летописания на Беларуси в 15в.

Летописание на Беларуси в 15в. сделало по сравнению  с предыдущим периодом шаг вперед. Именно с этого времени началась активная разработка местными силами истории белорусских земель. Был выработан своеобразный летописный стиль: лаконические, выразительный, близкий к языку служебной письменности ВКЛ того времени.

Архитектура и изобразительное искусство. Из всех видов искусства Беларуси этого периода, наиболее значительные достижения были в отрасли архитектуры. Со второй половины 13 – начала 14в. начался новый этап в развитии отечественного зодчества. Оно совмещало традицию зодчества древней Беларуси 11-12вв. и влияние архитектуры Западной Европы, откуда проникли романский и готический стили. В 14-15вв. в светской архитектуре появляется совсем новый, неизвестный предыдущей эпохе тип построений – монументальные замки-крепости, возникновение которых было обусловлено необходимость защиты от внешней агрессии, поскольку белорусские земли всегда притягивали чужеземных захватчиков и постоянно были ареной многочисленных военных действий. Замки защитного назначения на территории Беларуси строились и раньше, но в основном из дерева. В 13в. изредка к ним возводились каменные башни (Каменка. Гародня, Берестье, Новогрудок, Полоцк, Туров). С 14в. началось строительство каменных замков, которые по своей композиции приближались к западноевропейским рыцарским замкам.

Информация о работе Шпаргалка по "История Беларуси"