Шпаргалка по "История Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси"

Файлы: 1 файл

История Беларуси 1.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Время контрреформации  было временем глубокого упадка общественно-политической и философской мысли Беларуси. Во взглядах на прошлое и настоящее человечества возрождается провиденциализм. Через исторические, педагогические и религиозно-полемические произведения навязывается идея о божеском руководстве ходом истории и человеческими судьбами. В философии преобладают идеализм, мистика. Средневековая схоластика, которая преподавалась в иезуитских коллегиях. В начале 18в. появились и местные последователи субъективного идеализма. Наиболее значительным среди них был историк и церковный публицист Ян Пашаковский, ректор Жодишской коллегии К. Вербицкий. Их произведения являлись типичным образцом контрреформационной литературы. Прогрессивных общественных деятелей и ученых преследовали. Уехал из Беларуси и поселился в Москвве Симеон Полоцкий. Он стал первым в России профессиональным писателем, написал проект первого в России ВУЗа, по которому затем была создана Славяно-греко-латинская академия. Переехал из Беларуси в Москву также Андрей Белобоцкий. Трагически оборвалась жизнь выдающегося материалиста и атеиста Казимира Лещинского. Наука в РП находилась на задворках.

Казимир Лещинский (1634-1689) написал на латинском языке  трактат «О несуществовании бога», который по его мнению являлся плодом фантазии. Философ отрицал бессмертность души и объявлял разум высшим авторитетом. Католические инквизиторы жестоко с ним расправились. Он был обезглавлен и сожжен.

В 1709г. белорусский  шляхтич Станислав Щука издал  на латинском языке трактат «Затмение  Польши», где предлагал провести ярд реформ, призывал к распространению знаний, вынашивал планы создания местной газеты.

Передовыми были взгляды Ильи Капиевича – соратника  Петра I и пропагандиста светских знаний. Он перевел на русский язык и издал около 20 книг, в том числе учебники.

Работа по артиллерии ученого из Беларуси Казимира Семеновича издавалась в Амстредаме. Наш земляк одним из первых в мировой науке предложил проект многоступенчатой ракеты.

В 50-60-е годы общественно-политическая и философская мысль выходит  из упадка. Средневековая схоластика уступает место рационализму, культу разума. Появляется целая плеяда философов, ученых, исследователей. Радикальные изменения в Беларуси складывались под влиянием польской, западноевропейской и русской мысли. Одним из первых выступил против схоластики Казимир Норбут, который утверждал, что философия должна служить обществу, прогрессу страны.

56. Духовная  культура  середины 17в. – середины 18в.

Развитие просвещения  во второй половине 17 – 18 вв. происходила  в неблагоприятных условиях. В  к. 17 в. просвещение становится монополией католической и униацкой церкви, белорусский язык был вытеснен с письменного использования польского. В конце 17 в. в начале 18 в. большинство братских школ остановило своё существование. Центром образования и науки в Беларуси была Виленская иезуицкая академия. Большинство образовательных учреждений были 3 - 5 классовые. Обучение длилось год. В сравнении с Ренесансом уровень образования снизился. Общая реформа просвещения в РП произошла в начале 70-х гг. 18 в. Юридическое оформление – 1773 г. Школа преобретала светское направление и склонялась от духовенства. Образовательная комиссия за 20 лет открыла 20 школ в Гродно, Новогрудку, Пинску, Несвежи и т.д. Среди учебные учреждений в Беларуси были Полацкая коллегия, мед., ветеринарские, акушерские и др. школы в Гродно.

Белорусская литература развивалась в условиях полонизации, уменьшения сферы использования белорусского языка, что сдерживало развитие национальной литературы, которое стало в основном рукописной и анонимной. Многие её памятники не дошли, а известные тяжело датируются и локализуются. Большинство авторов писали на польском и старославянском, латинском языках. Белорусская литература имела переходный характер – от средневековых идей и художественных форм к идеям и формам нового времени. Она становится наиболее светской и демократической. Летописи, полемическая и житийная прозы отмирают, а песенно-интимная лирика, юмористическая поэзия, комедии – возникают. В развитии белорусской литературы переходного периода выделяются 2 этапа: борокко для которого характерны многозначность, контрастность, совмещение несовместимого. Интересные памятники «Грамота писанная к Святому Петру», «Сказание русское», белорусская лирическая поэзия - духовная и светская, любовная лирика; и Просвещение – литературные направления – классицизм и сентиментализм. Белорусские произведения занимали ещё меньше места. Развитие литературы во второй половине 18 в. происходит на светской основе. Памятник белорусской литературы «Торба смеху» – сборник белорусских и польских анекдотов. Произошли изменения в белорусской драматургии. Рождается комедия. Особенное развитие получает школьный театр. Известно более 100 польских и латинских драм, поставленных в иезуитских школьных театрах. Кроме пьес религиозного характера, показывали исторические сюжеты. С 16 в. распространяется кукольный театр «Батлейка», со временем главным героем становится белорусский мужик, который расправляется с угнетателями. Значительных успехов достигают многоголосые хоровые песни. Важную роль сыграл выдающийся украинский музыкант М. Далецкий. Уникальным явлением были придворные театры, в которых играли крепостные, и для которых были созданы специальные школы. Действовали театры при монастырских коллегиях. Известный композитор – М.К. Огинский. Неотъемлемой частью были церковные и костёльные колокола. 

  1. Материальная культура середины 17в. – середины 18в.

17 в. – белорусское  кирилловское книгопечатание в  ступило в полосу упадка. Уменьшилось  количество братских типографий и выпуск печатной книги. Временное оживление деятельности могилёвской типографии, произошло в конце 17 в. С конца 18 в. белорусское национальной книгопечатание целиком концентрируется в стенах Супральского бозыльянского монастыря, где было выпущено 420 изданий. Типография действовала до 1795 г., и её издания играли значительную роль в развитии национальной культуры 18 в. Книжный рынок в конце 17 с. 18 в. был наполнен религиозной литературой на латинском, польском и церковном языке. Светские книги стоили дорого и на белорусском языке не издавались. Основным направлением изобразительной культуры 17 – 18 вв. – борокко с ориентацией заподноевропейской традицией. Развиваются некоторые элементы ренесанса. Борокко проявляется в архитектуре (костёлы в Несвежи, Гродно, Пинске, Минске). В 60-70 гг. – новый архитектурный стиль – классицизм, который некоторое время сосуществует с формами позднего борокко. В изобразительном искусстве происходят значительные изменения. Монументальная живопись и скульптура в это время были ещё в подчинении церкви. Художники: Войтак Ганский, Я. Латецкий. Многие художники были переселены в Москву. Выделяются местные живописные школы: Могилёвская, Витебская, Полесская. Памятники монументальной живописи: росписи Троицкой церкви в Витебской, Николаевской церкви в Могилёве. Происходит оформление стиля белорусской иконописи – усиление народных влияний и реализма. Произведения иконописи: «Распятие» (Столин), «Умиление» (Здитово). Дальнейшее развитие получил жанр портрета, который занимает ведущее место в светской живописи. Типы портретов: парадный, поколенный, подгрудный, рыцарский, погребальный. Работали в основном европейские мастера. Белорусская живопись в 18 в. целиком освободилась от церковного влияния. В бел. Графике ведущее место принадлежит книжной гравюре (Могилёвская, Несвижская школы). Мастера: Мак. И Вас. Ващенко. В скульптуре наблюдается упадок. Основный заказчик – католическая церковь. Декоративно-прикладное искусство- Слуцкие пояса.


Информация о работе Шпаргалка по "История Беларуси"