Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:28, шпаргалка
История государства и права зарубежных стран опирается на учение о государстве и праве науки теории государства и права.
Теория государства и права —это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений. Государство и право изучаются в единстве и взаимодействии, поскольку это две очень тесно связанные между собой части юридической действительности. Органы государства издают нормативные акты, в которых содержатся нормы права, принимают меры к их реализации. С другой стороны, деятельность государства осуществляется прежде всего в правовых формах.
Вопрос 51. Основные тенденции развития государства
В
XX в.наблюдается четко выраженная тенденция возрастания роли государства и права в жизни общества, что обусловливается усложнением общественных отношений на более высоком уровне поступательного движения человечества; возросшей социальной ролью государства; расширением связей между народами при одновременном обострении конфликтов из-за неравномерности их экономического, этнического, политического развития.
Особенно заметна возросшая роль государства во время мирового экономического кризиса
1929–1933 гг., в годы Первой и Второй мировых войн, а также в разрешении экономических, научно-технических проблем Новейшего времени.
В
XX в. на состояние,
значение, действенность государства
и права отдельных стран
Процессы либерализации и демократизации, развивавшиеся в мире в
XX в., шли параллельно с утверждением тоталитарных режимов, например в России, Германии, а также усиливающимся контролем над обществом и личностью при посредстве правительственных и полуправительственных партий, средств массовой информации, находящихся в руках крупного капитала. Преобладающей формой государства стала республика, но при «регулируемой демократии». Реальный демократизм общества во многом стал определяться конкурентной борьбой соперничающих финансовых групп и партий. В таких условиях антимонопольное законодательство выделяется и как средство поддержания демократических институтов.
Обобщая характеристику основных направлений развития государства и права в XX в., нельзя обойти вниманием «социальные мотивы», социалистическую тенденцию, проявляющуюся в расширении прав профсоюзов, регламентации рабочего времени, предоставлении ежегодных отпусков, пособий и т. п. Нельзя не отметить и выделение политической теорией Новейшего времени требования «приоритетного значения прав личности», что находит все более заметное отражение в законодательстве и практике современных государств.
После поражения в «холодной войне» и разрушения советского блока и СССР образовались новые самостоятельные государства – Украина, Казахстан и др., произошло объединение Германии, разделенной Второй мировой войной на Западную и Восточную зоны, что в той или иной мере выражало национальные устремления народов.
Конституционные изменения в XX в. отличались неоднородностью, противоречивостью, подчас разнонаправленностью. Наряду с укреплением либерально-демократической тенденции наблюдалась и вполне очевидная реализация противоположно действующих стремлений, преследовавших цели ограничения, выхолащивания демократического содержания правовых институтов, а также четко выраженное движение в сторону авторитаризма, тоталитаризма и фашизма. Последнее ярко представлено в образовании фашистских и советской империй, длительном противостоянии военно-политических блоков, «холодной войне». Разрушение советской империи говорит также и об огромных возможностях невоенных средств подавления поверженного противника.
Противоречивый, подчас
взрывной характер преобразований либерально-демократической
тенденции в ведущих
Вопрос 52. Изменения в праве в XX в
В сфере права в
XX в.продолжали действовать и развиваться тенденции, наметившиеся либо сложившиеся в предыдущий период. На более высоком уровне цивилизационного развития, при значительном усложнении хозяйственных отношений, с ростом социальных, этнических, религиозных противоречий, а также в связи с активизацией роли государства в регулировании общественных отношений наблюдалось и расширение сферы действия права, в частности публичного права, императивных норм, отчасти стирание граней между публичным и частным правом. Наряду с ускорением развития права в нем заметно утверждаются «социальные мотивы», появляются новые отрасли права, например трудовое, социальное право; от гражданского права отпочковывается патентное, авторское, банковское право и т. д.
Юридико-техническое совершенствование правас появлением большого числа специальных терминов, также и возрастание его объема вели к тому, что овладение правом стало требовать обширных специальных знаний. Мировой естественно-исторический процесс проявлялся в праве различными, подчас противоположными, тенденциями и направлениями движения. В праве отражалось усложнение общественных отношений, разрушительное воздействие некоторых теорий, экономических, политических, военных кризисов и в то же время повышалась роль права в защите прав человека, в регулировании экономических процессов, сближении народов.
Интеграционные процессы, активно действовавшие в мире, стимулировали унификацию правовых норм. Продолжала действовать тенденция сближения романо-германской и англосаксонской «семей правовых систем». Возрастало значение международного права. Особо следует отметить межгосударственную унификацию гражданского и торгового права в рамках Евросоюза.
Вместе с тем отдельное, самостоятельное существование сохраняли правовые системы, например, Китая, Индии, мусульманских стран. Следует отметить и факт сохранения, особенно в странах Азии и Африки, традиционного права, что более наглядно обнаруживает цивилизационные различия эволюции правовых систем мира.
В странах, вступивших на путь интенсивного развития, прежде всего в ведущих капиталистических странах, в Новейшей истории происходило дальнейшее совершенствование права, выражавшееся в его приближении к адекватному отражению условий и требований своего времени и особенностям народов.
При сохранении важной регулирующей роли закона наблюдалось значительное увеличение удельного веса актов исполнительной власти. Декреты президентов и правительств, регламенты министерств, другие административные акты приобрели первенствующее значение в регулировании многих общественных отношений, что отразило ограничение законодательной функции парламентов в системе разделения властей. Вместе с тем, выражая невозможность регулирования законом всего многообразия возросшей сложности общественных отношений, повышается значение и судебной практики в качестве источника права.
В юридическом отношении наблюдалось значительное усложнение права, его нормы дифференцировались, приобретая более узкую направленность, резко увеличился объем права. Сохранялись, но значительно ограничивались классические принципы права – равенство сторон в договоре, наиболее абсолютное право частной собственности, незыблемость договора.
Изменения затронули
правовое положение субъектов права.
Преодолевая отголоски
Вопрос 53. Образование Италии
В течение веков
Италия, раздробленная, плохо
управляемая, тем не менее богатая,
служила добычей крупных
Франкской монархиии Германии, затем
(с конца XV в.) Франциии
Испании.Последней одно время
(с 1559 г.)удается почти полностью вытеснить
Франциюи установить непосредственный контроль над итальянскими государствами.
Народные массы
Италиине однажды поднимались на борьбу против чужеземного гнета и феодальной реакции, но безуспешно. Господство
Испанииусиливало феодальные элементы, помогло держаться у власти абсолютистским режимам (режим
Медичиво
Флоренции, мелкие тирании в
Ферраре,
Модене,
Мантуеи т. п.). В интересах ослабления
Италиииспанские захватчики препятствовали политическому единству страны.
В начале
XVIII в. Австрииудалось вытеснить
Испаниюиз
Италиии захватить ее владения в этой стране, в том числе
Ломбардиню(с Миланом во главе) и
Тоскану(с ее столицей Флоренцией). Здесь и утвердилось господство
Австрии(по Ахенскому договору
1748 г.).
Французская революция и в особенности успешный поход
Наполеонав
Италию (1796–1797 гг.)создали, наконец, благоприятные условия для борьбы передовых сил страны за национальное освобождение и объединение, за ликвидацию феодализма.
Десятки тысяч революционеров и патриотов сплачивались по всей Италии в тайные союзы, чтобы, каждый день, рискуя жизнью, готовить грядущую национальную революцию.
В
1820–1821 гг.карбонарии подняли восстание в
Неаполеи
Пьемонте. Восстания эти были подавлены войсками Меттерниха, конституции уничтожены.
Борьба за объединение
Италииприобретает особый размах после революции
1848 г.во
Франции.Волна национального
движения сметает австрийских
Парме,
Моденеи
Тоскане. Неаполитанский король во второй раз жалует своим подданным конституцию. То же самое делает римский папа в своей области («Понтификате»). Тем не менее, национально-освободительная борьба окончилась неудачей и на этот раз. Австрии удалось восстановить свое господство в Италии, но уже ненадолго.
В
1859 г.,опираясь на народное восстание в Ломбардо-Венецианских областях, правительство Пьемонта добивается очищения
Италииот австрийских гарнизонов.
За пределами нового государства остались
Неапольи Папская область. Ради их присоединения правительство Пьемонта пошло на союз с демократическим освободительным движением, возглавленным Мадзини и знаменитым
Гарибальди. Сравнительно небольшие военные силы
Гарибальди, поддержанные народом, совершили фантастически смелый марш, приведший к падению Неаполитанского королевства.
Австро-итальянская война
1866 г.привела к освобождению
Венециии ее присоединению к
Италии.
Поражение
Наполеона IIIв войне с Пруссией изгнало французские войска из
Римаи Папской области
(1870 г.).
Король
Пьемонтапереехал в
Рим, объявленный столицей
Италии.На карте Европы появилось новое государство.
Конституцией Италии сделался монархический «Пьемонтский статут». Принятый в
1848 г.Статут был составлен с расчетом на преобладание короля и верхней палаты (состоящей из принцев крови, епископов, высших сановников, генералов и прочих лиц, назначенных королем), так называемого сената.
И король, и сенат обладали правом бессрочного отлагательного вето в отношении законопроектов. Назначение министров принадлежало королю, он один обладал всей полнотой исполнительной власти, ему принадлежало право законодательной инициативы, утверждения или отклонения законов, право помилования и смягчения наказания. Король же командовал армией, заключал международные договоры и объявлял войну.
При всем том политический
режим оставался антидемократич
Вопрос 54. Образование Болгарского государства
Освобождение Болгарии.В
апреле 1876 г. в
Болгариипроизошло новое восстание против турецкого гнета, окончившееся разгромом восставших и жестокими казнями. Восстание ускорило выступление
Россиипротив
Турции. Русско-турецкая война
1877–1878 гг.закончилась полным разгромом
Турциии освобождением
Болгарии. Независимо от целей, преследовавшихся царским правительством, русско-турецкая война
1877–1878 гг.сыграла прогрессивную историческую роль. Она принесла болгарскому народу свободу, облегчила и ускорила крушение самого варварского абсолютизма в Европе.
По условиям завершившего войну Сан-Стефанского мирного договора
Болгария, хотя и осталась в зависимости от Турции, объявлялась свободной в своих внутренних делах. Но
Англия, Германияи
Австро-Венгрияне желали создания самостоятельного славянского государства на
Балканах. Они потребовали пересмотра Сан-Стефанского договора.
По решению специально созванного в
Берлинеконгресса
(1878 г.) Болгариябыла разделена на три части:
Македонияи
Фракиябыли отданы
Турции;
Южная Болгария(названная Восточной Румелией) превратилась в автономную турецкую провинцию из
Северной Болгарииобразовалось
Болгарское княжество, поставленное в вассальное по отношению к
Турцииположение.
Болгарский народ не желал мириться с реакционным Берлинским трактатом. В
1885 г.в столице так называемой
Южной Болгариипроизошел переворот, результатом которого было воссоединение южной и северной частей
Болгарии.
В ответ на
это Австро-Венгрияспровоцировала
Сербиюна войну с
Болгарией. Но война окончилась победой
Болгарии. Провозглашение ее полной независимости состоялось
5 октября 1908 г. Болгарское княжество преобразовалось в царство.
Учредительное собрание, созванное для рассмотрения органического закона, собралось в
1879 г.в
Тырнове, отчего принятая им конституция получила название «Тырновской». В Собрании определились две партии. Одна – консервативная – выражала интересы верхов болгарского купечества, ростовщиков, кулаков, реакционного духовенства. Другая – либеральная – была партией болгарской мелкой и средней буржуазии, партией ремесленников и интеллигенции.
Информация о работе Шпаргалки по истории государства и права зарубежных стран