Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:28, шпаргалка
История государства и права зарубежных стран опирается на учение о государстве и праве науки теории государства и права.
Теория государства и права —это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений. Государство и право изучаются в единстве и взаимодействии, поскольку это две очень тесно связанные между собой части юридической действительности. Органы государства издают нормативные акты, в которых содержатся нормы права, принимают меры к их реализации. С другой стороны, деятельность государства осуществляется прежде всего в правовых формах.
Принятая Собранием конституция (излагается с учетом добавлений и изменений, внесенных в нее в
1893 г.), устанавливала ограниченную монархию. Законодательная власть осуществлялась «народным представительством», исполнительная власть вручалась князю (с
1908 г.он стал называться царем). Министры назначались и увольнялись царем, но несли ответственность перед Народным собранием, которое было вправе предавать их суду.
Устанавливалось два вида Народных собраний: «великое» и «обыкновенное». И то и другое были однопалатными.
Царь мог распустить Народное собрание с тем, чтобы новые выборы состоялись не позже, чем через два месяца. Законы должны были приниматься Народным собранием и утверждаться царем.
Конституция провозглашала равенство прав граждан, неприкосновенность собственности, неприкосновенность личности и жилища, свободу собраний, союзов, печати и т. д.
Введя монархический образ правления, Учредительное собрание позаботилось об избрании монарха. Им оказался прусский офицер, принц
Александр Баттенберг, а затем, после вынужденного отречения
Баттенбергаот престола
(1886 г.), – венгерский офицер, немец, принц
Фердинанд Кобургский.
В
1893 г.Тырновская конституция подверглась переработке, целью которой было усиление монархической власти за счет «народного представительства». Тем же целям служили конституционные изменения
1911 г.Царю было предоставлено право заключать договоры с иностранными государствами.
Вопрос 55. Образование Сербского государства
В
1804 г.сербский народ поднял восстание и ценой огромных жертв добился освобождения большой части своей земли от угнетателей турок. В
1806 г.в войну с Турцией вступила Россия. При активной поддержке русских армий сербы полностью очистили свою землю от турок. Созданная в
1811 г.Скупщина объявила себя учредительной и провозгласила
Кара Георгиянаследственным князем
Сербии. Исполнительная власть вручалась шести попечителям (министрам), выбранным из среды Управного совета.
В
1812 г.русский главнокомандующий, знаменитый полководец
М. И. Кутузовпринудил побежденную
Турциюк Бухарестскому миру. Одна из статей договора, продиктованная фельдмаршалом, обязывала Турцию предоставить Сербии широкую автономию в делах внутреннего управления. В том же
1812 г. Россиявынуждена была защищаться от нашествия
Наполеона. Воспользовавшись этим, турки вторглись в Сербию и залили ее потоками крови.
Едва оправившись от поражений и насилий, сербский народ начал новую войну с
Турцией (1815 г.).Под непрекращающимся нажимом
Россиитурецкий султан вынужден был «даровать»
Сербии«фирман»
1820 г.
В
1833 г. Сербия добилась ликвидации турецкого помещичьего землевладения и на этой основе сумела осуществить важную аграрную реформу.
В конце
1838 г.русское правительство выработало для Сербии конституцию. Она была утверждена султанатом и стала законом страны, действовавшим в течение более
30 лет.
Конституция исходила из принципов разделения властей. Законодательную власть она вручала сенату «из старейших и важнейших лиц сербского народа» в числе 17 членов.
Князь был главой исполнительной власти, назначал чиновников, приводил в исполнение законы, осуществлял верховное командование армией, имел право помилования.
Учреждалось три суда: примирительный, состоявший из сельских старшин; окружной – первая инстанция по уголовным и гражданским делам; апелляционный, находившийся в столице.
В административном отношении Сербия состояла из 17 округов, делившихся на срезы, общины и села.
Конституция
1838 г.при всех ее недостатках способствовала объединению областей, внесла относительный порядок в государственно-правовую жизнь и тем способствовала буржуазному развитию-Сербии.
Реформа
1858 г.Очень скоро власть оказалась в руках крупных земельных собственников и высших чиновников, объединившихся под названием «уставобранителей», т. е. защитников конституции.
Считая себя оттесненной от управления государством, сербская буржуазия была недовольна режимом уставобранителей. В этом она находила поддержку и в широких слоях крестьянства и опиралась на них. Политический конфликт между уставобранителями и буржуазной оппозицией разрешился, в
1858 г.низложением князя (была восстановлена низложенная уставобранителями династия Обреновичей) и пересмотром конституции.
Государственное развитие
Сербиибыло завершено конституцией
1869 г.которой был решен вопрос о законодательной власти – компромиссно. Право утверждения законов было предоставлено только Скуцщине, но законодательная инициатива оставалась в руках князя. Он же назначал некоторое число депутатов.
Воспользовавшись поражением
Сербиив войне против
Болгарии (1885 г.),буржуазная «радикальная» партия добивается новой, третьей за 50 лет, конституции
(1888 г.).Конституция отменила право короля назначать депутатов Скупщины и таким образом впервые превратила последнюю в представительный орган.
Государственный переворот
1893 г.восстановил в
Сербиине ограниченную монархию, и она держалась целых 15 лет. Наконец, новый переворот
(1903 г.),закончившийся истреблением короля, его семьи, его наиболее опасных сторонников, вернул Сербии конституцию
1888 г.
Вопрос 56. Образование Румынского государства
Валахияи
Молдавия. В
XIV в. возникли к востоку и к югу от Карпат два княжества –
Молдавияи
Валахия.Оба они, несмотря на сопротивление, должны были принять верховную власть Турции—сначала Валахия, потом
Молдавия (XV–XVI вв.).Правители княжеств (господари) избирались боярством, составлявшим господствующий феодальный класс, но фактическое назначение исходило от
Турции.Оба княжества платили
Турцииежегодную дань, поставляли сельскохозяйственную продукцию, подчинялись обязательным мобилизациям рабочей силы для строительства турецких крепостей и т. д.
Освобождение
Валахиии
Молдавииот турецкого
гнета связано с русско-
XVIII–XIX вв.Договор между
Россиейи
Портой (Турцией) 1774 г.создавал некоторые новые условия существования княжеств, облегчая им самоуправление, защиту интересов, урегулировав сбор дани. С
1829 г.по Андрианопольскому мирному договору
Валахияи
Молдавияполучали автономию, но за
Турциейсохранялось право на получение дани.
Начало объединению
Валахии и Молдавиив единую
Румыниюбыло положено в
1848 г.Февральские события
1848 г.во
Франциинашли широкий отклик в столицах обеих княжеств –
Яссах (Молдавия)и
Бухаресте (Валахия). И там и здесь либеральная часть боярства и буржуазии потребовала демократической конституции с ответственным министерством, свободой печати и т. д.
Совместное вмешательство
Россиии
Турцииостановило это движение. В конце концов, княжества оккупирует
Австрия.Решение вопроса об их дальнейшей судьбе взяли на себя европейские государства.
Постановлением Парижской конференции
1858 г. Молдавияи
Валахиябыли объединены под названием «Соединенных провинций» в единое государство, с тем, однако, чтобы каждая из этих провинций имела собственное правительство. Общие дела княжеств поручались особой комиссии в составе 16 членов. Решение было компромиссным. Франция, чтобы привлечь к себе румын, предлагала «единое государство».
Австрияи
Турция,желая сохранить за собой право вмешательства при неизбежных столкновениях «провинций», настаивала на их отдельном, сепаратном существовании.
Россиябыла сторонником объединения княжеств. Получив свободу действий, княжества почти тотчас нашли путь к объединению. Собрания княжеств избрали своим главой одного и того же господаря – боярина
Кузу,принявшего княжеский титул под именем
Александра I.
Манифестом, изданным в
1859 г.,
Кузавозвестил об образовании Румынского государства. Собрания княжеств слились в единую палату. Столицей нового государства сделался город Бухарест.
Турецкий суверенитет и дань в пользу
Турциитем не менее сохранились. Окончательное освобождение наступило только в результате русско-турецкой войны
1877–1878 гг.
Законами нового правительства было отменено крепостное право, основаны университеты, осуществлена реформа избирательного права, однако оставался нерешенным земельный вопрос.
Аграрная реформа, последовавшая за переворотом
(1864 г.),передала 400 тыс. крестьян земельные участки которые они до того пожизненно арендовали (с выкупом в течение 15 лет).
В
1866 г.Румыния получила новую, «либеральную» конституцию, узаконившую конституционную монархию, скроенную на прусский образец. Главой государства объявлялся князь (с
1881 г. – король), создавались две палаты, вводилась куриальная система выборов (при «всеобщей» подаче голосов).
Верхняя палата – сенат
– выбиралась одними крупными землевладельцами,
нижняя палата оказалась во власти
двух курий (из четырех), члены которых
были крупнейшими
В
1884 г.в Румынии проведена избирательная реформа. Вместо четырех курий было создано три.
Вопрос 57. Образование
буржуазного государства в
Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в
Япониив конце
60-х гг. XIX в. Развитие капиталистических отношений в Японии и их проникновение в деревню усилили и до того уже крайнюю эксплуатацию феодально-зависимого и бесправного крестьянина. В первой половине
XIX в. в Япониипроизошло около 250 крестьянских восстаний;
в 50-е и 60-е гг.крестьянские восстания следуют одно за другим. С
1853 по 1856 г.их насчитывается 52, в одном только
1861 г. –17 и т. д.
В
1853 г. СШАпослали в
Япониюэскадру, командующий
которой предъявил японскому
правительству ультимативное
СШАсегун вынужден был, в конце концов, удовлетворить это требование.
В
1858 г.был подписан неравноправный договор, по которому Япония не могла устанавливать пошлины на ввозимые из
СШАтовары выше определенного процента (от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев в
Японии(т. е. их неподсудность японским судам) и т. д. Неравноправные договоры были заключены
Япониейс
Англией,
Францией, Голландиейи другими странами.
Капитуляция правительства перед иностранными колонизаторами грозила гибелью отсталому японскому производству и торговле.
Союзом буржуазии и дворянства, при несомненной руководящей роли последнего, следует объяснять незавершенный характер революции: японский капитализм оказался оплетенным густой сетью феодальных отношений.
Реформы стали неизбежными не только под давлением буржуазии. Не в меньшей степени их подталкивали непрекращавшиеся выступления крестьян.
В
1868 г.были декретированы уничтожение цехов и гильдий, предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию, свобода торговли.
В
1871 г.правительство упразднило феодальные уделы, введя деление на губернии во главе с назначенными из центра губернаторами.
В
1872 г.был издан указ о введении всеобщей воинской повинности, чем подрывалось монопольное право самураев на военную службу.
В
1880 г.серьезные новшества коснулись судебного ведомства. С помощью иностранных консультантов были созданы и введены в действие уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, копировавшие западноевропейские образцы.
В
1885 г.создается кабинет министров, не известный всей прежней практике Японии. Новым было министерство торговли и промышленности – знак внимания к буржуазии.
В
1888 г.создается Тайный совет в качестве совещательного органа при императоре. Его специальным назначением было утверждение проекта подготовляемой конституции.
В
1898 г.императорское правительство, умудренное опытом парламентского правления, решило превратить дзиюто в полуправительственную партию. Переговоры увенчались успехом. В результате их была создана
(в 1900 г.)совершенно новая организация, еще более реакционная, чем прежняя. Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн «Мицуи», с которым сейюкай была связана до последних дней своего существования.
Интересы другого крупного концерна – «Мицубиси» – выражала партия минсейто («партия народной политики»).
В
1882 г.была сделана попытка создать социалистическую партию, но правительство эту партию немедленно задушило. В целях борьбы с рабочим и крестьянским движением был издан террористический «полицейский закон об охране порядка»
(1900 г.).
Революция и последовавшие
за ней реформы создали
XIX в.японский капитализм вступает в период империализма.
Вопрос 58. Периоды изменений в Китайской республике
В течение всего
XIX в.
Китайбыл еще вполне феодальным государством, хотя ростки буржуазных отношений уже, конечно, были весьма заметны. Несмотря на свой застойный, консервативный характер, феодальные отношения переживали глубокий кризис. В середине
XIX в. Китайсделался жертвой колонизационной политики
Англии,
Франциии
США.В так называемой первой опиумной войне
1842 г. Англия,одержав легкую победу над
Информация о работе Шпаргалки по истории государства и права зарубежных стран