Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:51, шпаргалка
Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве.
1.Основные векторы развития культур и цивилизаций
2.Понятие «культура». Историческое развитие представлений о культуре.
3.Концепция «локальных цивилизаций».
4.Динамика культуры в концепции К. Ясперса. Понятие «осевое время».
5.Специфика культуры первобытного человека.
6.Основные характеристики доосевых культур Древнего мира.
7.Цивилизация Древнего Египта.
8.Древняя Месопотамия.
9.Индо-буддийская культура.
10.Специфика дальневосточной цивилизации.
11.Специфика представлений индусов и китайцев о мире, обществе и человеке.
12.Художественная культура цивилизаций Древнего мира: Месопотамии, Египта (кроме Античности)
13.Этапы развития и выдающиеся достижения культуры Древней Греции.
14.Художественная культура Античного мира.
15.Античная цивилизация: общность и специфика культур Древней Греции и Древнего Рима.
16.Наследие Древнего мира в современной культуре.
17.Византия: на перекрёстке культур и цивилизаций.
18.Особенности культуры арабо-мусульманского мира.
19.Западная Европа: этапы развития и роль в мировом цивилизационном пространстве.
20.Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья.
21.Специфика культуры и выдающиеся достижения итальянского Возрождения.
22.Реформация и её роль в трансформации западноевропейской цивилизации.
23.Специфика развития западноевропейской культуры в Новое время.
24.Научно-промышленная революция и идеалы Просвещения в динамике западноевропейской цивилизации.
25.Североамериканская цивилизация17-19 веков.
26.Феномены западноевропейской культуры 19 века.
27.Основные направления в художественной культуре Нового времени.
28.Западноевропейская культура 20 века(общая характеристика)
29.Индустрия массовой культуры и досуга в странах Запада.
30.Сравнение западного и восточного типа цивилизационных моделей.
31.Направление развития художественной культуры 20-21 века
32.Особенности культурной модернизации в современных странах Дальневосточной цивилизации (Япония, Китай, Южная Корея).
33.Специфика интеграции народов арабо-мусульманской цивилизации в глобальные отношения.
34.Американская (США) культура: этнические корни, особенности развития и роль в современном мире.
Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, которое было языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Оно имело функции, аналогичные функциям икон в христианском искусстве, так как представляло видимое тело божественного Слова. Также каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Именно арабам, по-видимому, принадлежало первенство в создании этих узоров — арабесок, своеобразных орнаментов, включающих композиции переплетений стилизованных растений и геометрических фигур. Появление арабесок вызвано ярко выраженным стремлением арабского искусства к декоративности, которая стала основой образного строя живописи и породила замечательное искусство узора. Часто арабески помимо переплетения стилизованных растительных мотивов и геометрических фигур дополняются надписями, выполненными арабскими буквами, похожими на орнамент. Арабеска обычно составляла «открытую», создающую возможность бесконечного развития композицию, позволяющую художнику сплошным ковром узора покрывать поверхность большого протяжения и любого очертания.
В разработке орнамента арабские мастера достигли изумляющей виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, основанных на точном математическом, и, вместе с тем, одухотворенных огромной силой художественной фантазии. Также широко было распространено в арабском мире искусство книжной миниатюры, условленное почтительным отношением арабов к книгам. Поскольку в запретах Корана она не упоминалась, то на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, батальные сцены. Вообще искусство оформления книги достигло на Арабском Востоке исключительной высоты. Благодаря виртуозному мастерству каллиграфа-переписчика, его безукоризненно точному и изощренному чувству линии, тончайшему узорочью заставок и титульных листов и, конечно, великолепным миниатюрам, иллюстрирующим текст, книга воспринималась как единое художественное произведение, все части которого — от роскошного переплета до хрупкого завитка орнамента, — взаимно дополняли друг друга, образуя нерасторжимое целое. Отличительной чертой средневековой арабской культуры явилось значительное развитие точных наук и философии. В это время ученые арабоязычных стран значительно превосходили своих европейских современников. Давая общую оценку состояния арабской науки средневековья, Ф.Энгельс писал: «Арабы дали десятичное исчисление, начала алгебры, современную систему исчисления и алхимию. Христианское средневековье не оставило ничего». Ученые пользовались покровительством и материальной поддержкой официальных властей. Например, халиф ал-Мамун создал в Багдаде «Дом науки» — своеобразную академию, в которой размещались библиотеки, лаборатории, коллегии переводчиков и предоставлялись места для проживания ученым. Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети - своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар, известную на Западе, и другие. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: «Лицезрение ученых равнозначно молитве», а его племянник Али говорил: «Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден». Заслуживает внимания и изречение «книги - сады ученых». Но в развитии науки были и сложности, порожденные стремлением исламских богословов жестко определить границы познаваемости мира. При всех этих сложностях взаимодействия ученых с богословами и правителями научные открытия арабов, что называется, опередили свое время.
В наследии мусульманской
культуры важная роль принадлежала произведениям
прикладного искусства и
Представляет интерес и философская традиция мусульманского Востока, которая имеет два компонента - эллинизм и ислам, что обусловливает ее особые черты. Ведь все виды знания, все дисциплины, за которыми арабская классическая мысль признавала право на существование, благодаря Корану получали религиозное осмысление. Ибо Коран не только утверждал единство Аллаха, судьи и творца, как говорится в откровениях пророка Мухаммеда, не только устанавливал религиозную связь между верующим и его творцом-благодетелем, но и давал также импульс к неутомимому творческому поиску во всех областях знания.
Своеобразие присуще и мусульманскому пониманию морали и права, ибо считается, что следование исламской морали и законам шариата с верой в Аллаха дает возможность высшего нравственного совершенствования личности.
Наряду с принципом этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному обоснованию, независимо от социальных последствий такого поведения. Это значит, что человек должен вести себя строго определенным образом, не потому, что разумно и целесообразно, а в силу того, что так предписано аллахом. Последовательное внедрение принципов исламской морали в сознание индивида, требование неукоснительного следования им ведет к утверждению среди адептов ислама слепой, некритической приверженности нормам этой морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим. Такой религиозный фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными», так как, подчеркивает известный французский востоковед А. Массэ, «распространение ислама с оружием в руках являлось религиозным долгом», а война «считалась справедливой, если она была предпринята с целью обратить людей в истинную веру. Такой способ обращения в истинную веру не раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных», да и правоверных тоже.
Как объяснить поистине взлет науки и искусства в условиях господства консервативной мусульманской догматики? Наиболее простое объяснение в том, что эти достижения были сделаны вопреки официальным мировоззренческим установкам, что деятельность многих ученых осуждалась мусульманским духовенством. Доля истины в этом объяснении есть. Но главное, очевидно, в том, что, сдерживая развитие одних отраслей знаний и направлений в искусстве, официальная идеология оставляла открытыми другие. Именно в них устремлялся весь талант арабо-язычных ученых и деятелей искусства. Следует учесть и то, что развитое абстрактное мышление, созерцательность являются особенностью людей Востока, на нем основывается не только идеология ислама, но и более древние мировоззренческие представления, черты характера, менталитет жителей данного региона планеты.
После падения Римской империи в конце V в. в Западной Европе произошла почти полная аграризация и натурализация хозяйства. Сельская община стала основной хозяйственной структурой.
Потребовались многие столетия для оживления экономической деятельности в этом районе мира, чему способствовали многие факторы и условия, в том числе природные. По сравнению с районами, где развивались восточные цивилизации, Западная Европа имела менее благоприятные природные условия, но более удобное географическое положение, была удалена от кочевых племен.
Важное значение имело развитие ремесленного производства, которое к XI в.привело к отделению ремесла от земледелия и образованию феодальных городов, что содействовало усилению товарного производства. Изменению производственных отношений предшествовали сдвиги в технике. Усовершенствование ткацкого станка во Фландрии в середине VI в. увеличило производительность труда в три-пять раз.
В сельском хозяйстве получили распространение трехпольная система вместо двухпольной (VI в.) и использование в качестве тягловой силы лошадей. К числу важнейших нововведений можно отнести применение в Северо-Западной Европе тяжелого плуга (с XII в.), особое значение имело распространение в XI-XII вв. водяных мельниц и внедрение верхнебойного водяного колеса.
За XI-XIII вв. энерговооруженность
труда в Западной Европе увеличилась
почти вдвое и превзошла
Со второй половины XV в. в ряде стран начался экономический подъем, медленно, но постоянно совершенствовалось изобретенное в XIV в. огнестрельное оружие. Преобразование морского дела обеспечило западному мореходству ощутимые преимущества перед традиционным мореплаванием, имевшим локальные масштабы.
В XIII в. во Фландрии возникли ремесленные города, в которых сложилось производство шерстяных тканей почти для всей Европы. Источником поступления шерсти стала Англия. Характерной особенностью средневекового ремесла была цеховая организация, т.е. корпорации ремесленников по профессиональному признаку.
К XIV в. на севере Италии богатые города Венеция, Генуя, Флоренция стали центрами промышленного производства и торговли. Именно здесь появились зачатки рыночных и буржуазных отношений. Росту экономического и политического могущества итальянских городов способствовали крестовые походы.
Особую роль в развитии рыночных отношений сыграли Великие географические открытия конца XV-XVII вв. Открытие неизвестных ранее стран и континентов, установление постоянных торговых путей способствовали быстрому развитию торгового капитала.
Открытие мира и резкая интенсификация морских путей придали огромный импульс развитию Западной Европы. Объем сухопутных перевозок стран Северо-Западной Европы возрос вдвое, а морских – в 5-10 раз.
Великие географические
открытия способствовали появлению
системы колониального
Великие географические
открытия, колониальная экспансия создали
предпосылки для международного
разделения труда, образование мирового
рынка. Мореплавание позволило установить
экономические связи между
XVI столетие
было переломным в
Помимо социально-
Уничтожив индейские племена, колонизаторы обратились к Африке как новому источнику рабочей силы для Америки. В XVI в. началась работорговля – существенное явление начала капиталистического производства. С использованием рабов были созданы плантационные хозяйства. Немаловажным источником доходов для некоторых стран Запада (Британии, Испании, Франции, Голландии) стало морское пиратство.
Вся история экономического возвышения западных стран написана, по словам К, Маркса, «пламенеющим языком крови». И не только на этапе становления, но и развития зрелых форм экономического строя внеэкономические методы обогащения выступали важным источником их хозяйственного развития.
Большое значение среди мероприятий первоначального накопления играла протекционистская политика. В XVI-XVII вв. были введены высокие пошлины на импорт готовых изделий, запрещен экспорт сырья продовольствия. Они существовали до 20-х годов XIX в. Например, пошлины на хлопчатобумажные товары составляли 75% их стоимости, на полотно – 183%. Подобными мерами на внутреннем рынке Англия удерживала высокие цены на свои товары.
Накоплению средств способствовала монополизация внешней торговли, утвердившейся в ряде стран Запада. В Британии вся торговля с Ост-Индией, Африкой, Ближним Востоком была сосредоточена в руках Ост-Индской, Турецкой, Африканской торговых компаний, которые были акционерными торговыми обществами с объединенными капиталами.
К концу XVIII в. страны Запада по уровню экономического развития уже значительно (в 1,6 – 1,8 раза) превзошли страны Востока. По другим оценкам, даже к началу XIX в. Запад сумел лишь ненамного обогнать Азию по ВВП на душу населения – в пределах 1,2 раза. Наиболее развитые страны Востока обладали полным набором отраслей и производств докапиталистической промышленности, знали отношения скупщик – кустарь, наемный работник и были не более аграрными и натуральными, чем государства Европы. Заметным оставался перевес Востока по уровню урбанизации в XIII – XIX вв. Он свидетельствовал о существовавшем разделении ремесленного труда, наличии купеческого и ростовщического капитала.
Резкий сдвиг в соотношении сил и в развитии производительных сил произошел в XVIII в., когда в Британии осуществился переход от мануфактурной к фабричной системе производства, основанной на машинной технике. Он ознаменовал промышленный переворот, или промышленную революцию. Первые фабрики были организованы в хлопчатобумажной промышленности. Промышленная революция охватила различные отрасли производства. Механизация производства производилась в металлургии, которая была основной отраслью для изготовления машин. Усовершенствования в этой отрасли активизировали процесс получения железа и стали из чугуна. Важнейшим звеном промышленной революции было изобретение в 1784 г. Дж. Уаттом паровой машины, которая нашла широкое применение в различных отраслях промышленности и транспорта.