Шпаргалки по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве.

Содержание работы

1.Основные векторы развития культур и цивилизаций
2.Понятие «культура». Историческое развитие представлений о культуре.
3.Концепция «локальных цивилизаций».
4.Динамика культуры в концепции К. Ясперса. Понятие «осевое время».
5.Специфика культуры первобытного человека.
6.Основные характеристики доосевых культур Древнего мира.
7.Цивилизация Древнего Египта.
8.Древняя Месопотамия.
9.Индо-буддийская культура.
10.Специфика дальневосточной цивилизации.
11.Специфика представлений индусов и китайцев о мире, обществе и человеке.
12.Художественная культура цивилизаций Древнего мира: Месопотамии, Египта (кроме Античности)
13.Этапы развития и выдающиеся достижения культуры Древней Греции.
14.Художественная культура Античного мира.
15.Античная цивилизация: общность и специфика культур Древней Греции и Древнего Рима.
16.Наследие Древнего мира в современной культуре.
17.Византия: на перекрёстке культур и цивилизаций.
18.Особенности культуры арабо-мусульманского мира.
19.Западная Европа: этапы развития и роль в мировом цивилизационном пространстве.
20.Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья.
21.Специфика культуры и выдающиеся достижения итальянского Возрождения.
22.Реформация и её роль в трансформации западноевропейской цивилизации.
23.Специфика развития западноевропейской культуры в Новое время.
24.Научно-промышленная революция и идеалы Просвещения в динамике западноевропейской цивилизации.
25.Североамериканская цивилизация17-19 веков.
26.Феномены западноевропейской культуры 19 века.
27.Основные направления в художественной культуре Нового времени.
28.Западноевропейская культура 20 века(общая характеристика)
29.Индустрия массовой культуры и досуга в странах Запада.
30.Сравнение западного и восточного типа цивилизационных моделей.
31.Направление развития художественной культуры 20-21 века
32.Особенности культурной модернизации в современных странах Дальневосточной цивилизации (Япония, Китай, Южная Корея).
33.Специфика интеграции народов арабо-мусульманской цивилизации в глобальные отношения.
34.Американская (США) культура: этнические корни, особенности развития и роль в современном мире.

Файлы: 1 файл

istorija_mirovoj_kultury-voprosy-otvety_1.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

Технический переворот  привел к крутой ломке общественных отношений в хозяйстве. Главное  место в обществе занял фабрикант, промышленный капитал. В 20-х годах XIX в. в Германии и Франции ручное прядение и ткачество стало медленно заменяться машинным. Сложились национальные рынки. Применение машин и пара вывело разделение труда за национальные рамки, крупная промышленность оторвалась от национальной почвы и стала зависеть от международных рынков. На смену местной и национальной замкнутости, существованию за счет собственного производства приходили расширение международных экономических связей, зависимость одних наций от других. Внешняя торговля стала расти ускоряющимися темпами. Объем мирового экспорта за 1720-1820 гг. увеличился в 2,4 раза. Результаты опережающих темпов развития Западной Европы и Северной Америки сказались на взаимоотношениях Запада и Востока. В XIX в. он уже не мог противостоять натиску Запада. С новой волной изобретений превосходство европейской продукции уже в середине XIX в. стало очевидным.

 

  1. Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья.

В конце V в. на развалинах Западной Римской империи начал зарождаться новый культурно-исторический тип европейского общества. Самоопределившаяся еще в IV в. Восточная Римская империя (Византия) пошла по собственному культурно-цивилизационному пути, который обрек ее на своеобразную замедленную архаизацию и стагнацию. Но, несмотря на разные пути формирования общественно-политических систем, между средневековой Западной Европой и Византией существовало бесспорное сходство, основанное на господстве феодальных отношений и христианства. Последнее, однако, внутренне раскололось на восточное православие и западный католицизм (формально раскол был закреплен в 1054 г.).

Появление двух христианских конфессий углубило экономическое, политическое и духовное размежевание между Византией и Западом. В новой Европе в течение средних веков быстрее шел процесс образования народностей, формировались разнообразные мировоззрения, складывались отдельные (суб)культуры и культурные центры, художественные школы, направления, стили. Борьба между стремлением к христианскому единству и тягой к национальной самостоятельности стала отличительной особенностью западной культуры средних веков. Византия находилась как бы в стороне от этой борьбы.

В истории культурного  развития средневековой Западной Европы принято выделять периоды раннего средневековья (V–X вв.), зрелого средневековья (XI–XIII вв.) и позднего средневековья (XIV–XV вв.). В Италии и Нидерландах позднему средневековью соответствуют завершающий этап Проторенессанса и Раннее Возрождение, что объясняется неравномерностью развития экономики и других институтов цивилизации в различных странах Европы.

  1. Специфика культуры и выдающиеся достижения итальянского Возрождения.

Отличительная черта эпохи возрождения —  светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение  встречается уже у итальянских  гуманистов, например, у Джорджо  Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик  привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая  система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали  возникать светские центры науки  и искусства, деятельность которых  находилась вне контроля церкви. Новое  мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Раннее Возрождение

Период так  называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время  с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство  в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения — время самого пышного  развития его стиля — принято  называть «Высоким Возрождением», оно  простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства

Северное Возрождение

Период Ренессанса на территориях Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в  отдельное стилевое направление, имеющее  некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное  Возрождение».

Наиболее заметны  стилевые различия в живописи: в  отличие от итальянских территорий в живописи долго сохранялись  традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям  античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок.1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569).

 

  1. Реформация и её роль в трансформации западноевропейской цивилизации.

Реформация  – одно из крупнейших и важнейших событий всемирной истории, оказавшее исключительное влияние на конфессиональную ситуацию в Европе, расстановку политических сил, социальные процессы и культуру. Как широкое и сложное по своему социальному и этническому составу социально-политическое и идеологическое движение оно имело форму борьбы против католической церкви и основ феодального общества и охватило в XVI – середине XVII вв. большинство стран Западной и Центральной Европы.

Новое видение ее отразилось в концепции  крупнейшего представителя немецкой классической философии Г. В. Ф. Гегеля, для которого «ужасную ночь средневековья сменяет утренняя заря Возрождения и все преобразующее солнце Реформации». Тем самым появлялось культурологическое обоснование XVI в., как переломного в то же время и в экономическом и политическом отношении периода.

Идеализация средневековья романтиками, применение дарвинистского подхода  к общественной истории, накопление знаний о средневековом обществе способствовали тому, что Реформации, как и Возрождению была найдена «ниша» в европейской и даже в мировой истории. Это характерно прежде всего для марксистской историографии. Ф. Энгельс впервые рассмотрел протестантские вероучения, уделив основное внимание кальвинизму, и обосновал связь происхождения и развития капиталистического общества с идеей предопределения.

Формационный подход давал возможность  достаточно механистически переносить европейскую специфику на историю  других цивилизаций, объявив историю  Европы универсальной моделью развития всего человечества. Он хорошо накладывался на присущее всей европейской традиции и особенно хорошо выраженной в христианской философии истории идее поступательного развития всех народов. Именно с его помощью век Реформации окончательно стал рассматриваться как переломный, «стыковой», впитавший в себя идеологию уходящего средневековья и в то же время ставший началом Нового времени. Отсюда оказалось недалеко до рождения мифа о всемирном значении Реформации, ставшей своего рода «божественным словом», сотворившим новый всемирный порядок, хотя нововременный мегасоциум создавался на основе многих составляющих, в том числе также и культур античности, средних веков, Возрождения, Просвещения, Востока.

Делались также небезуспешные  попытки увидеть и национальное начало в реформационных учениях  М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина.

Если подойти  к Реформации с точки зрения истории  европейской цивилизации, то в ней  можно увидеть определенный историко-культурный феномен. История любой цивилизации процесс многофакторный и в нем обязательно присутствуют экономическая, политическая, этническая, социальная и др. составляющие.

Основываясь на типичном для традиционной средиземноморской культуры представлении  о существовании в мире причинно-следственного  порядка, который прослеживается на уровне и отдельного человека и всего человечества, он внедряет в сознание любого человека принципы детерминированности, полноты и законченности бытия, что исчезает со временем. Акцент на духовности и «религиозном» дает возможность моделирования всех возможных социальных ситуаций и выработки алгоритма поведения человека и общества.

Особенностью эпохи является и  сочетание скрытой секуляризации («Возрождение») с усилением религиозных  настроений, со стремлением к «реформации». Название происходит от латинского reformatio (преобразование, преображение, исправление). «Реформация» – это не просто всплеск ересей, а своеобразное «возвращение» в состояние религии «до грехопадения». Как писал К. Ясперс, «итальянский Ренессанс рассматривал себя как возрождение античности, немецкая Реформация как возрождение христианства».

«Возрождение» и «Реформация в  данном случае выступают прежде всего  как культуры «снятия» прежней модели «культуры», тогда как новая культурная парадигма будет окончательно оформлена  в рамках «Просвещения».

Отказ от «извращенной» культуры приводит к акценту на «первобытном» тексте и духовно-эмоциональном отношении к сверхъестественному (лютеровские sola fidae /только верой спасается человек/ и sola scriptura /только Священное Писание является источником Слова Божьего/). Именно растущее одиночество человека ведет его к поискам пути индивидуального спасения. Далеким прологом рассуждений Эразма Роттердамского, М. Лютера и Ж. Кальвина о предопределении станет спор, затеянный в IX в. Годескальком (Готшальком): Божья воля или человеческая предопределяет человека к гибели или спасению? В этом смысле «reformatio», как и «renovatio» можно назвать особенностью развития культуры. У них свое «средневековье» и протестуют против него они по-разному. «Реформация» выступает против новаций, пришедших в культуру в этот период. Так, Лютер обвинял в неправомерных уступках «варварству», оязычивании Евангелия не кого иного, как Фому Аквинского и держался за Августина и Бернара Клервосского. В любой переходный период идет обсуждение места, роли, форм религии. Сложная внешнеполитическая ситуация, трансформация экономики, рецепция «древности», как это ни парадоксально, усиливали религиозность населения. Культура «погибает» под «ударами варваров», «умирает», возвращается в «первичную душевную стихию» (О. Шпенглер), опускается во «тьму психики» или становится «бездомной» («Царство Мое не от мира сего»). Этносоциальные организмы активно перемешиваются (консолидация. ассимиляция, интеграция, этногенетическая миксация и т д.), дают начало другим метасоциокультурным общностям. В условиях этих перемен, кризисов религия активно осуществляет свою компенсаторную, «утешительную» функцию. Усиление социальной напряженности и апатии приводят к широкому распространению эсхатологических настроений.

Соотношение двух блоков Библии, Ветхого Завета и Нового Завета, становится проблемным. Можно говорить, что постепенно происходит смена прежней модели Библии «Ветхий Завет / Новый Завет» на новую – «Новый Завет / Ветхий Завет». Прежняя модель была характерной для феодального общества, классический вариант которого («аграрное общество») сложился именно в заальпийской Европе, где основную массу населения составляли медленно оседавшие на землю германские и кельтские «варвары». И этот фактический отход Нового Завета на задний план был не случаен. Сохранялся и даже приобретал все большее значение в жизни аграрного общества традиционализм. Общество было иерархично и для него не нужны и даже опасны были уравнительные идеи. Сельское хозяйство, безусловно, доминировало, а Новый Завет в некотором смысле можно рассматривать как текст мегаполиса (Иерусалим) своего времени.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории мировой культуры"