Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:51, шпаргалка
Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве.
1.Основные векторы развития культур и цивилизаций
2.Понятие «культура». Историческое развитие представлений о культуре.
3.Концепция «локальных цивилизаций».
4.Динамика культуры в концепции К. Ясперса. Понятие «осевое время».
5.Специфика культуры первобытного человека.
6.Основные характеристики доосевых культур Древнего мира.
7.Цивилизация Древнего Египта.
8.Древняя Месопотамия.
9.Индо-буддийская культура.
10.Специфика дальневосточной цивилизации.
11.Специфика представлений индусов и китайцев о мире, обществе и человеке.
12.Художественная культура цивилизаций Древнего мира: Месопотамии, Египта (кроме Античности)
13.Этапы развития и выдающиеся достижения культуры Древней Греции.
14.Художественная культура Античного мира.
15.Античная цивилизация: общность и специфика культур Древней Греции и Древнего Рима.
16.Наследие Древнего мира в современной культуре.
17.Византия: на перекрёстке культур и цивилизаций.
18.Особенности культуры арабо-мусульманского мира.
19.Западная Европа: этапы развития и роль в мировом цивилизационном пространстве.
20.Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья.
21.Специфика культуры и выдающиеся достижения итальянского Возрождения.
22.Реформация и её роль в трансформации западноевропейской цивилизации.
23.Специфика развития западноевропейской культуры в Новое время.
24.Научно-промышленная революция и идеалы Просвещения в динамике западноевропейской цивилизации.
25.Североамериканская цивилизация17-19 веков.
26.Феномены западноевропейской культуры 19 века.
27.Основные направления в художественной культуре Нового времени.
28.Западноевропейская культура 20 века(общая характеристика)
29.Индустрия массовой культуры и досуга в странах Запада.
30.Сравнение западного и восточного типа цивилизационных моделей.
31.Направление развития художественной культуры 20-21 века
32.Особенности культурной модернизации в современных странах Дальневосточной цивилизации (Япония, Китай, Южная Корея).
33.Специфика интеграции народов арабо-мусульманской цивилизации в глобальные отношения.
34.Американская (США) культура: этнические корни, особенности развития и роль в современном мире.
В конце XII в. до н. э. цветущие города Греции постигло страшное бедствие. Почти все дворцовые центры были уничтожены пришедшими с севера племенами дорийцев. Они находились на более низком уровне развития и имели только одно преимущество, которое, однако, оказалось решающим. Дорийцы были знакомы с обработкой железа. Дорийское вторжение и опустошение главных центров микенской Греции стало причиной упадка элладской культуры. За несколько десятков лет к середине XII в. до н.э. почти полностью прекратились торговые отношения с Востоком, что привело к длительной культурной изоляции южной части Балкан и островной Греции. Исчезли дворцовая архитектура и фресковая живопись, забылось мастерство ювелиров и резчиков по кости. Вышло из употребления линейное слоговое письмо, так что вся гомеровская эпоха была бесписьменной. Искусство этого периода представлено в основном керамикой, покрытой незамысловатым геометрическим орнаментом. Такой стиль называют геометрическим.
Сведения об архитектуре гомеровского периода очень скудны и неточны. Греки в этот период перестали строить здания из камня, по-этому до наших дней не дошло никаких следов их жилищ и храмов. К умению читать и писать относились с большой настороженностью, как к искусству, связанному с черной магией. Недаром, знаменитые «Илиада» и «Одиссея», которые считаются основным источником о данном периоде, были записаны намного позже, в VI в. до н. э.
Архаический период - это время величайшего культурного переворота в Греции, когда зарождаются наука, философия, литература, происходит настоящая революция в искусстве. С конца XIX в. в научной литературе его характеризуют как «греческое чудо». Одной из причин «греческого чуда» многие ученые считают особую форму государственного устройства, окончательно сложившуюся к тому времени, - античный полис. Он представлял собой город-государство, который объединял город и окружающие земли с селами. Полис был самостоятельной политической, хозяйственной и культурной единицей. С VI в. до н. э. в большинстве полисов установилась демократическая форма правления, однако политическими правами не пользовались женщины, метеки (иноземцы) и рабы. Ограниченное количество юридически полноправных граждан давало возможность каждому из них лично принимать участие в управлении государством, быть избранным на любую государственную должность. В результате в полисе складывался особый духовный и интеллектуальный климат, побуждавший человека к активному творчеству во всех сферах жизни. Общественные и личные интересы сливались для греков в единое целое. Античная культура имела ярко выраженный агональный характер («agon» - состязательность). Соревнования устраивались внутри полисов и между ними. Главными считались спортивные состязания среди атлетов, гимнастов, бегунов.
Немаловажную роль в культурном перевороте сыграла Великая греческая колонизация (VIII - VI вв. до н. э.), в ходе которой греческий этнос постепенно расселился по всему Средиземноморью и Причерноморью. Расцвет античной цивилизации в немалой степени был вызван тем обстоятельством, что в это время Греция вступила на путь классического рабовладения. В период архаики начала формироваться собственно античная культура. Основной темой в искусстве греков этого периода стал человек.
Скульптура. В этот период скульпторы обратились к мрамору, наиболее подходящему материалу для изображения человеческого тела. Подчеркивалось атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Взгляд сосредоточен и внимателен, углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин «архаическая улыбка».
В архитектуректуре к VI в. был выработан единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же сложились два основных ордера - дорический и ионический, дополненные в классический период коринфским. Ордер - - система соотношений несомых и несущих конструкций храма, сложившаяся в греческой архитектуре. К несущим частям относились база, ствол колонны, капитель; к несомым - архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. В дорическом ордере прообразом колонны был ствол дерева.
Колонна ионического ордера была более тонкой и стройной, ей нужна была подставка - база, похожая на точеное основание шахматной фигурки.
Коринфский ордер отличался от ионического более сложной формой капители в виде стилизованных листьев аканфа
В вазописи в архаический период отчетливо проявилось стремление уйти от геометрического стиля. Крупными центрами производства ваз стали Афины и Коринф. Формы сосудов стали более разнообразными, изображения поражали яркостью и декоративностью. Стиль вазописи VII в. получил название ориентализирующего, или коврового. По всей поверхности сосуда располагались горизонтальные полосы- фризы с нарядными и красочными изображениями зверей и фантастических существ. Свободное пространство между фигурами заполнялось орнаментальными мотивами, главным образом, растительными. В VI в. до н. э. изменилась и техника нанесения рисунка. Появился чернофигурный стиль, когда при сохранении общего оранжевого фона глины сосуда контур фигуры заливался черным лаком. Детали прорисовывались белой или пурпурной краской, для изображения мелких деталей использовали процарапывание. В последующем афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику. В этой технике черное лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естественном цвете обожженной глины. Краснофигурная техника позволяла более детально прорисовывать формы тела и передавать движение.
Классический период стал временем наивысшего подъема, расцвета греческого искусства. Большинство греческих статуй этой эпохи были бронзовыми.. Вершина греческого скульптурного искусства классической эпохи - творения гениального Фидия (V в. до н. э.). Как одно из чудес света была воспринята современниками его статуя Зевса, предназначенная для храма Зевса в Олимпии.
Скульптура была ведущим видом искусства в Древней Греции. Именно в скульптуре наиболее полно проявилась характерная для всей античной культуры телесность, сосредоточенность на человеческом образе. Плутарх писал, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Однако до нас дошло ничтожное количество греческих подлинников. Архитектура. На новую ступень поднялось искусство архитекторов. Архитектура была по преимуществу храмовой.
Единая держава, созданная Александром Македонским, в III столетии до н. э. распалась на несколько монархических государств. В самом понятии «эллинизм» содержится указание на победу эллинской культуры, на эллинизацию стран Востока. Однако правильнее будет говорить о взаимопроникновении восточной и западной культур. В то время как эллинистическая наука и философия впитали многое из наследия Древнего Востока, пластические искусства сохранили греческий облик. Именно эпохе эллинизма принадлежат прославленные статуи, которые представляются нам олицетворением античности.
Театр занимал важное место в жизни греков. Первоначально театральное представление считалось не развлечением, а священнодействием. Это был один из способов почитания бога Диониса в Афинах. Жрецы представляли верующим разные мифы, касавшиеся жизни божества. Это мистическое действо называлось «дромена» (отсюда - «драма»). Самым замечательным моментом праздника были дифирамбы - религиозные песни, прославляющие Диониса. Их победитель получал в награду козла (по-гречески «трагос»), поэтому этот вид состязаний так и стали называть «песнь козла», или трагедия. Поначалу действа были только хоровыми, т. е. перед алтарем то в одну, то в другую сторону ходил небольшой хор из 15 человек. Все действо включало в себя воззвание к богу, затем хор запевал какой-нибудь поучительный миф, и в завершение - молитву о милости. Довольно скоро рядом с хором появился еще один человек, который, надевая разные маски, стал говорить от лица персонажей мифа. Так родился собственно театр.
В греческом театре при постановке любой пьесы обходились всего тремя актерами. И женские, и мужские роли исполнялись мужчинами.
Театральные представления давались лишь два раза в год - на праздниках - Больших и Малых Дионисиях. Они шли четыре дня подряд с утра до вечера и носили характер соревнований.
«Отцом трагедии» в древней Греции называли Эсхила. До него трагедия была лирической в своей основе и почти не содержала драматических элементов. Эсхил впервые ввел в трагедию второго актера, что позволило драматизировать действие. Хотя песни хора занимали в его трагедиях еще очень значительное и существенное место, Эсхил уменьшил партии хора и попытался сделать упор на диалоге.
Однако вскоре пальму первенства перехватил Софокл. В отличие от тяжеловесных и монументальных трагедий Эсхила, творчество Софокла отличали простота и ясность, знание человеческой природы.
Совсем другим был современник Софокла Еврипид, нервный, напряженный и парадоксальный. Если Софокл изображал людей, уверенных в нравственных основах своей жизни, то Еврипид - мучительно ищущих, тех, кого перестали удовлетворять предания отцов и дедов.
Древнегреческая комедия. Считается, что вторая часть слова образована от odia - «песня», а первая komos - «толпа навеселе», толпа, расхаживающая по селам в праздник деревенского бога Диониса. Главное отличие греческой классической комедии от трагедии состояло в том, что она целиком строилась на вымысле - чем необычнее, тем лучше. Самой существенной частью древней комедии являлся агон - словесный бой главных действующих лиц. Спор, как правило, завязывался вокруг какой-нибудь злободневной темы, общественной или политической. Поэтому многие детали, каламбуры и политические намеки греческих трагедий оказываются для нас просто загадкой. Аристофан, Менандр.
Римская культура складывалась как синтетическая. Постоянно ведя завоевательные войны, Рим не упускал ничего, что казалось ему ценным в других культурах и не противоречило мировоззрению римлян. Становление римской культуры происходило под влиянием, по меньшей мере, двух величайших культурных традиций - греческой и этрусской. Римляне создали не только огромную империю, но и «новый механизм» управления обществом. Государство училось жить по законам и прививало правовое сознание своим гражданам. В результате делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались только политика, война и разработка права. Наиболее развитыми элементами римской культуры стали право и риторика (искусство красноречия).
Характерная черта римской науки - изложение научных вопросов в доступной форме, а также необычайная популярность энциклопедий.
Акведуки представляли собой мощные каменные и кирпичные мосты на арках. По верху этих сооружений прокладывались водопроводные трубы примерно так же, как сегодня кладут рельсы на железнодорожных мостах. По акведукам вода из горных источников шла в город.
Ярче всего самобытность римского искусства проявилась в скульптуре. Если греки воплощали в скульптуре обобщенный образ прекрасного и гармонически развитого человека, то римлян интересовала неповторимая индивидуальность конкретного человека. Именно поэтому ведущее положение в римской скульптуре занял портрет.
К римской литературе традиционно относят произведения, написанные на латинском языке в период с середины III в. до н. э. и до второй половины V в. н. э. Первые дошедшие до нашего времени ли-тературные сочинения относятся к поэтическому жанру. Эннию наибольшую славу принесли его «Анналы» - летопись истории римского народа с полулегендарных времен до современных поэту событий. Блестящими поэтами республиканского периода были Лукреций, являющийся автором философской поэмы «О природе вещей», и Катулл, получивший известность благодаря своей любовной лирике.
Самым выдающимся представителем ораторского искусства был Цицерон, чей стиль и язык навсегда остались эталоном латинской речи. Оратор и писатель, он оставил после себя 58 речей, 10 философских сочинений и 2 больших трактата по риторике, один из которых излагает риторику в ее историческом развитии, а другой полностью посвящен вопросам теории. Творчество Цицерона открыло так называемый «золотой век» в истории римской литературы, представленный именами поэтов Вергилия «Энеида»), Горация, Овидия («Любовные элегии», «Героиды», «Наука любви», «Метаморфозы»). «Золотой век» римской поэзии пришелся на время правления Августа,
В IV в. в качестве государственной религии Римом было принято христианство. Это событие стало отправной точкой в изменении мировоззрения римлян. Античный мир не знал противопоставления мира духовного и мира материального, души и тела. Христианство разделило их, утвердив приоритет души над телом.
Античность оставила огромный след в современности.
Анализ средств массовой информации и предпочтений читателей показывает, что на рубеже XX—XXI веков общество находится на подъёме интереса к античному наследию. По всему миру ведутся интенсивные археологические поиски, и их результаты немедленно становятся предметом внимания средств массовой информации и общественного обсуждения. Например, турецкие археологи в течение семи лет ведут исследования в античном городе Антадрос на северо-западе современной Турции — пытаются найти свидетельства поселений легендарных киммерийцев. Как сказал историк Гюрджан Полат из турецкого Эгейского университета, «время настоящих открытий еще впереди». Археологи из римской Французской школы и Университета Бордо летом 2006 года начали раскопки крупного некрополя в римских катакомбах святых Петра и Маркеллина, относящихся к началу христианства в Древнем Риме. Серьёзные дискуссии ведутся в связи с началом раскопок так называемых «боснийских пирамид» на территории Боснии и Герцеговины.