Шпаргалки по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве.

Содержание работы

1.Основные векторы развития культур и цивилизаций
2.Понятие «культура». Историческое развитие представлений о культуре.
3.Концепция «локальных цивилизаций».
4.Динамика культуры в концепции К. Ясперса. Понятие «осевое время».
5.Специфика культуры первобытного человека.
6.Основные характеристики доосевых культур Древнего мира.
7.Цивилизация Древнего Египта.
8.Древняя Месопотамия.
9.Индо-буддийская культура.
10.Специфика дальневосточной цивилизации.
11.Специфика представлений индусов и китайцев о мире, обществе и человеке.
12.Художественная культура цивилизаций Древнего мира: Месопотамии, Египта (кроме Античности)
13.Этапы развития и выдающиеся достижения культуры Древней Греции.
14.Художественная культура Античного мира.
15.Античная цивилизация: общность и специфика культур Древней Греции и Древнего Рима.
16.Наследие Древнего мира в современной культуре.
17.Византия: на перекрёстке культур и цивилизаций.
18.Особенности культуры арабо-мусульманского мира.
19.Западная Европа: этапы развития и роль в мировом цивилизационном пространстве.
20.Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья.
21.Специфика культуры и выдающиеся достижения итальянского Возрождения.
22.Реформация и её роль в трансформации западноевропейской цивилизации.
23.Специфика развития западноевропейской культуры в Новое время.
24.Научно-промышленная революция и идеалы Просвещения в динамике западноевропейской цивилизации.
25.Североамериканская цивилизация17-19 веков.
26.Феномены западноевропейской культуры 19 века.
27.Основные направления в художественной культуре Нового времени.
28.Западноевропейская культура 20 века(общая характеристика)
29.Индустрия массовой культуры и досуга в странах Запада.
30.Сравнение западного и восточного типа цивилизационных моделей.
31.Направление развития художественной культуры 20-21 века
32.Особенности культурной модернизации в современных странах Дальневосточной цивилизации (Япония, Китай, Южная Корея).
33.Специфика интеграции народов арабо-мусульманской цивилизации в глобальные отношения.
34.Американская (США) культура: этнические корни, особенности развития и роль в современном мире.

Файлы: 1 файл

istorija_mirovoj_kultury-voprosy-otvety_1.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

Русский ученый Питирим Сорокин (1889-1968) создал оригинальную концепцию  социологии культуры, считая, что подлинной причиной и условием закономерного развития общества или "мира социума" является существование мира ценностей, значений чистых культурных систем. Человек является носителем системы ценностей, а значит, представляет собой и определенный тип культуры. По мнению Сорокина, каждый тип культуры определяется социальной системой, культурными системами общества и самим человеком, носителем культурных значений. Тип культуры раскрывается в представлениях людей о природе существующего реального мира, о природе и существе их потребностей, и о возможных методах их удовлетворения. Эти представления характеризуют и три главных типа культуры - чувственны, идеациональный и идеалистический. Первый из них, чувственный тип культуры, основывается на чувственном восприятии мира человеком, который и является основным определителем моциокультурных процессов. С точки зрения Сорокина, современная чувственная культура находится под знаком неизбежного краха и кризиса. Идеациональный тип культуры, по мнению ученого, представляет собой господство рационального мышления, и он характеризует разные народы в определенные периоды их развития. Этот тип культуры, считает Сорокин, особенно характерен для стран Западной Европы. И наконец, третьим типом культуры является идеалистический тип, для которого характерно господство интуитивных форм познания мира.

Если для  мира современной культуры характерны увлечение наукой и господство материализма, то в будущем человечество должно отойти от этих ценностей и создать  новый тип социокультурных процессов, основанных на ценностях религии и творческого альтруизма.

Творчество  Сорокина оказало значительное влияние  на работы других культурологов, обратив  их особое внимание на изучение истоков  древних культур Азии и Африки. Исследуя системы ценностных ориентаций того или иного общества, культурологи получают данные о воздействии ценностей на различные стороны социокультурной жизни - право и законодательство, наука и искусство, религия и церковь, социальная структура подчиненной определенной системе ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Динамика культуры в концепции К. Ясперса. Понятие «осевое время».

Ключевым понятием историософии Ясперса выступает «осевое время». В отличие от теории культурных типов, созданной Н. Я. Данилевским, развитой сначала О. Шпенглером, а позднее – А. Дж. Тойнби, в концепции Ясперса делается акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития.

«Осевое время» – это философско-историческая категория, введённая Ясперсом как средство осмысления единства истории. Вместе с тем «осевое время» выступает как один из этапов истории человечества в целом. Согласно разработанной Ясперсом периодизации истории предшествует так называемая «прометеевская эпоха». Это доистория, когда человек только становится человеком, у него появляется речь, он начинает изготавливать орудия труда и пользоваться огнем.

На смену  прометеевской эпохе приходят шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э.; во-вторых, ... доарийская культура долины Инда III тысячелетия (связанная с Шумером); в-третьих, ... архаический мир Китая II тысячелетия до н. э.». Чертами, присущими «великим культурам», являются письменность и «техническая рационализация». Событиями, ознаменовавшими начало человеческой истории, являются изобретение письменности, сооружение ирригационных систем, возникновение народов, осознающих своё единство, с общим языком, общей культурой и общими мифами и – позже – создание мировых империй.

Собственно  «осевое время» охватывает период с 800 по 200 гг. до н. э. По словам Ясперса, «в это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда…в Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки …в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона. Новое, возникшее в эту эпоху в трёх упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения».

В эпоху «осевого времени» были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.

 

 «Осевое время» имеет не только временные, но и пространственные рамки. Первоначально ограниченное тремя регионами (Ближний Восток, Индия, Китай), в дальнейшем оно распространяется и на другие народы. Прикосновение к идеям «осевого времени», восприятие этих идей знаменует начало вхождения народа в орбиту всемирной истории. Те же народы, которые остались в стороне, замерли в своем развитии на первобытном уровне.

В наибольшей степени  восприимчивыми к духу «осевого времени» оказались по прошествии примерно 2000 лет на Западе – германцы и славяне, на Востоке – японцы, сиамцы и  малайцы.

Западный мир  развивался неравномерно; его история – это история провалов и скачков. «По временам Запад так глубоко погружался в пучины своего бытия, что гибель его могла показаться неизбежной. Следует отметить, что Средневековье как этап истории человечества получило в мировой науке неоднозначную оценку. Н. А. Бердяев вслед за итальянскими гуманистами называл Средние века «ночной эпохой всемирной истории. В этом смысле Средние века – это яма между Античностью и возникшим на осколках греческо-римской цивилизации Возрождением. С другой стороны, специально-исторические исследования доказывают обратное: утверждение капитализма и сопутствующих ему идей «впервые фиксируется как раз там, где античное наследие практически не ощущалось, – в Нидерландах, Англии и Шотландии».

К концу Средневековья относится начало «великого прорыва». «Замечательные духовные творения Европы 1500–1800 гг., перед которыми блекнут достижения науки и техники, – творения Микеланджело, Рафаэля, Леонардо, Шекспира, Рембрандта, Гёте, Спинозы, Канта, Баха, Моцарта – заставляют нас сопоставить европейскую культуру с осевым временем две с половиной тысячи лет тому назад. Следует ли видеть в этом более близком нам времени вторую ось истории человечества?» По мнению Ясперса, это не только вторая ось, но и вторичная. Идеи «второй оси» достигают большой широты и глубины, но лишь за счёт возвышения над идеями «первой оси», подобно тому, как карлики, стоящие на плечах великанов, видят дальше их. Это непосредственная историческая основа западного мира, однако она никогда «не питалась только своими соками, подвергалась сильным искажениям и извращениям и терпела их». Ее роль неизмеримо велика, но велика лишь для Европы; основой всего человечества «вторая ось» стать не может.

XX век разбил  вдребезги притязания Запада  на мировое господство. Ясперс, бывший свидетелем национально-освободительного движения на Востоке, которое зародилось в годы Второй мировой войны и во многом определило лицо послевоенного мира, сумел предугадать появление на международной арене новых игроков – Индии и Китая.

Дальнейшее  развитие человечества будет обусловлено  прогрессом науки и техники. По мнению Ясперса, современная наука универсальна по своему духу, она проникает во все сферы человеческого бытия, выявляя всесторонние связи и  отношения, не оставляя вне своего внимания даже то, что кажется на первый взгляд случайным и несущественным. Техника помогает человеку освободиться от власти природы, преобразовать окружающую среду, облегчает и делает эффективным труд, способствует обмену информацией и усиливает процессы коммуникации.

Грядущая техническая  эпоха, четвёртая по счёту, станет одновременно и новой прометеевской эпохой, и трамплином для второго «осевого времени». Если старая, доисторическая прометеевская эпоха была связана  с возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности, а они, в свою очередь, заложат основы для второго осевого времени.

В человеческой истории оказывается, таким образом, как бы два дыхания. Первое идёт от прометеевской эпохи через великие  культуры древности к осевому  времени со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества и, возможно, приведёт к новому, ещё далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специфика культуры первобытного человека.

Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм. С самого зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем, вплоть до жизни.

Первобытная община строилась на принципах кровного родства. Считается, что первой формой фиксации родственных связей было родство по материнской линии. Соответственно женщина играла ведущую роль в обществе, была его главой. Такой общественный строй называется матриархатом. Обычаи матриархата оказали влияние на особенности искусства, породив стиль искусства, призванный воспевать женское начало в природе (его выражением, в частности, являются многочисленные скульптуры так наз. палеолитических Венер – женских статуэток с выраженными признаками пола).

Одним из важнейших принципов организации рода, который сохранялся во все последующие эпохи, была экзогамия – запрет на половые отношения с представителями своего рода. Этот обычай предписывал выбирать брачного партнера непременно вне рода. Таким образом удавалось избежать губительных для общины последствий кровосмешения.

 

Еще одной особенностью первобытной культуры является практический характер всего, что было создано первобытным человеком как в материальной, так и в духовной сфере. Не только продукты материального производства, но и религиозные и идеологические представления, обряды и предания служили главной цели – выживанию рода, сплачивая его и указывая принципы, по которым он должен существовать в окружающем мире. И эти принципы также возникали не на пустом месте, они формировались многовековым практическим опытом как непременные условия нормального существования человеческой общины. «Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял человек – их создатель». В связи с этим можно выделить такую важную особенность первобытной культуры, как антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы, что в свою очередь порождало веру в одухотворенность природы, лежавшую в основе всех древних религиозных культов.

На ранних этапах культуры мышление было вплетено в  деятельность, оно само было деятельностью. Поэтому и культура носила слитный, нерасчлененный характер. Такую культуру называют синкретичной. «Эмоциональность и уподобление вещи себе, слитность образа вещи с самой вещью, или синкретичность – это черты первобытного мышления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные характеристики доосевых культур Древнего мира.

Если на Западе друг друга сменяли совершенно различные культуры, то на Востоке мы имеем дело с чем-то незыблемым, которое модифицируется только в своих проявлениях, сохраняя в главном неизменность, «вечную тождественность самому себе». Таковы древнейшие цивилизации – месопотамская и египетская, отнесенные Ясперсом к «доосевым культурам».

В период между IV и III тыс. до н.э. были освоены долины трех великих рек Африки и Азии – Нила, Нижнего Ефрата и Инда, текущих через пустыни или  очень жаркие, сухие степи, где  земледелие не может успешно развиваться без искусственного орошения. Эти реки, периодически разливаясь, губили посевы. Решение проблемы искусственного орошения в Египте и Шумере было достигнуто разными путями.

В долине Нила люди научились разгораживать поля земляными валами, которые позволяли удерживать нильскую воду во время разлива. После ее отстаивания образовывался плодородный ил. В Шумере воды Ефрата отводили в специальные водохранилища и подавали на поле в течение вегетационного периода несколько раз.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории мировой культуры"