Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:51, шпаргалка
Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве.
1.Основные векторы развития культур и цивилизаций
2.Понятие «культура». Историческое развитие представлений о культуре.
3.Концепция «локальных цивилизаций».
4.Динамика культуры в концепции К. Ясперса. Понятие «осевое время».
5.Специфика культуры первобытного человека.
6.Основные характеристики доосевых культур Древнего мира.
7.Цивилизация Древнего Египта.
8.Древняя Месопотамия.
9.Индо-буддийская культура.
10.Специфика дальневосточной цивилизации.
11.Специфика представлений индусов и китайцев о мире, обществе и человеке.
12.Художественная культура цивилизаций Древнего мира: Месопотамии, Египта (кроме Античности)
13.Этапы развития и выдающиеся достижения культуры Древней Греции.
14.Художественная культура Античного мира.
15.Античная цивилизация: общность и специфика культур Древней Греции и Древнего Рима.
16.Наследие Древнего мира в современной культуре.
17.Византия: на перекрёстке культур и цивилизаций.
18.Особенности культуры арабо-мусульманского мира.
19.Западная Европа: этапы развития и роль в мировом цивилизационном пространстве.
20.Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья.
21.Специфика культуры и выдающиеся достижения итальянского Возрождения.
22.Реформация и её роль в трансформации западноевропейской цивилизации.
23.Специфика развития западноевропейской культуры в Новое время.
24.Научно-промышленная революция и идеалы Просвещения в динамике западноевропейской цивилизации.
25.Североамериканская цивилизация17-19 веков.
26.Феномены западноевропейской культуры 19 века.
27.Основные направления в художественной культуре Нового времени.
28.Западноевропейская культура 20 века(общая характеристика)
29.Индустрия массовой культуры и досуга в странах Запада.
30.Сравнение западного и восточного типа цивилизационных моделей.
31.Направление развития художественной культуры 20-21 века
32.Особенности культурной модернизации в современных странах Дальневосточной цивилизации (Япония, Китай, Южная Корея).
33.Специфика интеграции народов арабо-мусульманской цивилизации в глобальные отношения.
34.Американская (США) культура: этнические корни, особенности развития и роль в современном мире.
Под культурой стало пониматься воспитание, образование, совершенствование человека, его способностей, знаний, умений, навыков.
Средства такого совершенствования античные мыслители видели прежде всего в философии, науке и искусстве. В этом значении термин "культура" впервые был применен Цицероном.
ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
На смену античности приходит эпоха средневековья
(5 - 14 вв. в Западной
Европе). Античное общество
Изменения в реальной жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья приводят к формированию новых представлений о культуре. В средние века формируется теологическая концепция культуры, согласно которой бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего. Важное место в теологической концепции занимает идея провиденциализма. Провиденциализм - это такое понимание мира, согласно которому ход мировой истории и жизни человека определяется божественным провидением. Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог - творец, место понятия "культура", столь ценимого в античности, занимает понятие "культ". Поэтому культурное развитие человека понимается как постоянное возвышение, восхождение к идеалу, богу, абсолюту, как процесс преодоления греховного и утверждения божественного в человеке.
ВКЛАД МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ 14-16 вв. Важные изменения происходят и в мировоззрении людей той эпохи. Широкое распространение получают идеи гуманизма. В эпоху Ренессанса начинается формирование светской культуры, отход культуры от религии и церкви, но поскольку это была переходная эпоха, то сохранялись и традиции средневековья.
КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА
В XVII веке позиции религии ослабевают, возрастает роль науки, происходит первая научная революция. Получает развитие экспериментальное естествознание. У истоков науки и философии Нового времени стоял Ф.Бэкон. Ему принадлежит важная роль в разработке новой концепции культуры. Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно - историческом процессе он различает две стороны: материальную и духовную. Материальную культуру Бэкон определяет как процесс преобразования человеком природы. Он называет наиболее значительные достижения в области материальной культуры - книгопечатание, порох и компас. Они изменили облик и состояние всего мира в области просвещения, военном деле и мореплавании. Духовную культуру Бэкон определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека. Важнейший вклад в изучение проблем общества, культуры и человека внес английский философ Т.Гоббс. Важнейшими проблемами культуры в учении Гоббса являются: происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных компонентов (науки, искусства, морали, права). Согласно Гоббсу, природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Поскольку человек руководствуется в своих поступках эгоизмом, не считается с правом других людей, то возникает состояние "войны всех против всех". Такое состояние общества Гоббс называет естественным. Важнейшей культурной ценностью он считает язык.
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просветители рассматривали проблемы истории культуры, закономерностей ее развития, роли в преобразовании общества и формировании человека. Предметом анализа просветителей стали такие виды духовной культуры, как религия, наука, искусство, философия, мораль. Много новых идей и концепций просветители разработали в области политической и правовой культуры. Это теория общественного договора, концепция правового государства, принцип разделения властей, идея о "естественных" правах человека, понятие просвещенного абсолютизма. "Назад к природе" - с таким призывом обращается Руссо к своим современникам.
КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Немецкая классическая философия - это важный этап в истории мировой философской мысли, который охватывает почти целое столетие (с середины XVIII до середины XIX в.). Понятия "сознание", "дух", "мышление", "познание" - центральные для немецкой классики.
Основоположником
немецкой классической философии является
И. Кант (1724 - 1804). Проблемы культуры у
Канта теснейшим образом
В зависимости от трех видов задатков Кант выделяет три стороны в развитии культуры:
1. культура умения
- навыки, умение пользоваться
2. культура общения - развитие задатков цивилизованности;
3. моральность - развитие нравственных качеств человека.
Применяя диалектический метод, Гегель проанализировал весь путь развития мировой культуры. Такой грандиозной и стройной логической картины до него не создавал ни один мыслитель. Развитие культуры во всем многообразии ее проявлений впервые предстало как закономерный целостный процесс.
Культура предстает у Гегеля как реализация мирового разума, воплощение его творческой силы.
Материальная культура - это воплощение мышления в предметно-чувственных формах. Например, дом - воплощенный в камне замысел архитектора, машина - воплощенная в технике мысль инженера.
Духовную культуру Гегель рассматривает как совокупную духовную деятельность человека. Проблемы духовной культуры анализируются им в учении об абсолютном духе. Ступенями развития абсолютного духа и соответственно важнейшими видами духовной культуры у Гегеля выступают искусство, религия и философия.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА
В произведениях Маркса и Энгельса можно встретить предельно широкое толкование культуры как качественной характеристики общества. Вехи в развитии культуры они связывают с развитием производительных сил, социальных связей, практической деятельности (овладение огнём, изобретение лука, формирование речи).
Важную роль в развитии культуры сыграло общественное разделение труда. Первоначально духовное производство было непосредственно вплетено в материальную деятельность.
Процесс отделения умственного труда от физического был вызван исторической необходимостью. Потребовалось наличие такого социального слоя людей, которые были бы освобождены от повседневной изнурительной работы и могли всецело посвятить себя управленческой, научной и художественной деятельности.
Закономерности развития культуры:
1. Линия развития экономики и линия развития тех или иных видов духовной культуры могут не совпадать. Эта закономерность проанализирована Марксом на примере искусства. Он отмечал, что в эпохи, экономически менее развитые, может создаваться искусство более значительное и великое, чем в последующие, более развитые. А некоторые формы искусства возможны только на низкой ступени развития общества.
2. Каждый вид
культуры имеет свою
3. С этим связана другая важная закономерность развития культуры - взаимосвязь, взаимодействие различных видов культуры. Все виды культуры оказывают влияние друг на друга и на экономический базис.
4. Относительная
самостоятельность в развитии
культуры проявляется и в том,
что существует культурное
Маркс и Энгельс применяют к историческому анализу культуры формационный подход.
Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятый в единстве всех его сторон. В основе ОЭФ лежит способ производства материальных благ. Маркс выделяет пять ОЭФ и соответственно пять формационных типов культуры: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Социализм - это первая стадия коммунизма. Последовательная смена формационных типов культуры образует поступательную, прогрессивную линию развития культуры. При переходе от одного формационного типа культуры к другому сохраняется преемственность: одни элементы культуры отбрасываются как устаревшие (идеология), другие входят в новую культуру почти в неизменном виде (язык, средства труда), третьи критически перерабатываются, исходя из интересов пришедших к власти классов (право), четвёртые создаются заново (формы собственности, политическая система).
Сторонниками концепций локальных цивилизаций и культурно-исторических типов являются всемирно известные исследователи О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин и ряд других авторов. Пик популярности этих теорий приходится на первую половину 20 века, что связано с рядом обстоятельств как исторического порядка, так и качающихся развития науки.
Главной социальной причиной возникновения теорий рассматриваемого типа является крушение "европоцентризма" как идеологического принципа. Распаду европоцентристской картины всемирной истории, которой придерживались отнюдь не только расисты и националисты, но и вполне добросовестные, гуманистически настроенные и старавшиеся быть объективными ученые, способствовало ознакомление европейской общественности с историческими и этнографическими фактами. Эти факты говорили об уникальности и разнообразии культур, о невозможности подведения примитивных культур народов Азии и Африки под единый тип "первобытной культуры". Точно так же знакомство с культурами Востока свидетельствовало о существенном различии культур Китая, Индии, Японии, арабского мира. Было показано, что в некоторых областях, например, в области мифотворчества, религии, медицины, построения музыкальных форм эти культуры являются более богатыми и, можно сказать, более развитыми, чем европейская культура. Конец 19 - начала 20 века ознаменовались распадом колониальной системы, возрождением и быстрым развитием народов, которые вступая на путь модернизации, шли не европейским путем, а своим собственным. Обратившись к исследованию восточных культур и культур письменных народов, европейские мыслители надеялись обнаружить в них те ценности и ориентиры, которых недоставало самим европейцам. Таким образом, отказ от европоцентризма как идеологии и научного принципа был главной причиной появления теорий культурно-исторических типов.
Немецкий философ истории и культуры Освальд Шпенглер (1880-1936) в своей знаменитой работе "Закат Европы" подверг яростным атакам идею единства мировой культуры. Согласно Шпенглеру, именно культура является универсальной категорией в исследовании общества. Рассмотрение культуры как универсальной категории предполагает следующие направления: 1) культура как основа интеграции или дифференциации; 2) выявление роли культуры в поддержании социальной стабильности, преемственности, динамики развития (культура как система создания, хранения, распространения, обмена, потребления духовных ценностей). Его циклическая модель исторического процесса модифицируется признанием объединяющей роли "мировых проповеднических религий" (буддизм, христианство, ислам), которые и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. В работе "Закат Европы" он выдвинул концепцию культуры, которая рассматривается, во-первых, не как единая общечеловеческая культура, а как расколотая на восемь культур, каждая из которых вырастает на основе своего собственного уникального "прафеномена" - способа "переживания жизни": египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, а также пробуждающая русско-сибирская культура; во-вторых, как подчиненная жесткому биологическому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития; рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. На основе этой биологической ритмики в пределах общего цикла эволюции в каждой из вышеназванных культур выделяются два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно культура) и этап ее нисхождения (цивилизация). Первый из них характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни - социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной, второй - "механическим" типом эволюции, представляющим собой "окостенение" органической жизни культуры и ее распад. Все содержимое культуры, таким образом, полностью исчерпывается отдельными культурами, чередующимися, однократными, несвязанными, одна другую подавляющими. Ни о какой цельности мировой культуры при таком понимании не может быть и речи.
Эта же линия
проводилась крупным британским
историком и философом