Система социальной защиты во Франции в начале XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является осмыслить (уяснить) историю создания системы социальной защиты, на примере Франции.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «система социальной защиты», её виды;
- раскрыть этапы создания
- изучить функции и принципы социальной защиты населения во Франции;
- рассмотреть органы в социальной защите во Франции;
- рассмотреть достоинства и недостатки системы социальной защиты.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие, принципы и функции социальной защиты. 7
§1. Понятие « система социальной защиты» 7
§2. Принципы и функции социальной защиты населения. 8
§3. Институты социальной защиты. 16
Глава II. История создания системы социальной защиты во Франции (конец XX века – начало XXI века.) 19
§1. Этапы создания. 19
§2. Виды организаций социальной защиты во Франции. 20
Заключение 25
Список литературы. 27

Файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 67.97 Кб (Скачать файл)

На основе комплексного подхода  удается увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства, наиболее эффективно защитить тех, кому угрожает переход за черту бедности, кто оказался в трудной жизненной  ситуации, превратить социальную защиту в фактор стабилизации экономического и социального развития.

Огромное значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:

- помощи в нахождении  работы пенсионеру, инвалиду;

- развития надомного труда;

- поддержки негосударственных  систем социального страхования;

- формирования частного  сектора на основе добровольных  взносов граждан и других средств;

- развития различных форм  участия населения в финансировании  социальных программ, например на  основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых  медицинских компаний (помощь семье  или отдельному человеку в  выборе медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских  услуг);

- сочетания платных и  бесплатных услуг, что способствует  обеспечению воспроизводственных  возможностей субъектов социальной  защиты, создает дополнительные  системы для накопления населением  денежных сбережений. А это означает  появление новых возможностей  для реализации методов самозащиты  и удовлетворения социальных  потребностей в образовании и  воспитании детей, укрепления  их здоровья, улучшения жилищных  условий и другое;

- поддержания величины  денежных доходов на уровне  не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием  различных форм социальной помощи, участием в формировании рынка  труда, использованием общественных  работ и другое.

В этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите населения, каждый проект проходили экспертизу и оценивались  с точки зрения возможности социально  защитить людей в процессе будущей  реализации, с позиций противодействия  развитию негативных социальных явлений.

Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, то есть осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь; назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и другое.

Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и  расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного  человека является средством обеспечения  социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего  потенциала. Благодаря принципу адресно  удается достичь главное –  помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

В условиях ухудшения экономического положения возникла потребность  в критериях оценки нуждаемости  в материальной помощи и механизмах, обеспечивающих адресность.

Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

- размер совокупного семейного  или среднедушевого дохода –  он должен быть ниже суммы  установленных на региональном  уровне прожиточных минимумов  всех членов семьи по социально-демографическим  группам или по соответствующей  величине регионального прожиточного  минимума (ниже уровня минимальной  заработной платы, минимальной  пенсии и других). Следует, однако, заметить, что использование среднедушевого  дохода в качестве единственного  критерия, без учета потенциальных  возможностей клиентов иметь  дополнительный доход (например, за счет вторичной занятости,  сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и так далее), может стимулировать  иждивенчество и не способствует  развитию инициативы и социальной  активности нуждающихся;

- отсутствие средств к  существованию;

- одиночество и неспособность  к самообслуживанию;

- материальный ущерб или  физические повреждения (вследствие  стихийных бедствий, катастроф, в  результате исполнения служебных  обязанностей и других).

На основании таких  критериев по территориальному принципу создается банк данных о нуждающихся  в адресной помощи и оказывается  помощь. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления  важнейших благ и услуг, размера  денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности  человека.

Адресная помощь должна предоставляться, прежде всего, следующим группам населения:

- инвалидам 1-й и 2-й  групп;

- одиноким пенсионерам  и одиноким супружеским парам,  не способным к само обеспечению;

-престарелым гражданам  в возрасте 80 лет и старше;

- детям-сиротам, выпускникам  детских домов, школ-интернатов;

- семьям, воспитывающим детей  дошкольного возраста и детей-инвалидов;

- многодетным и неполным  семьям;

- семьям безработного;

- лицам, попавшим в  экстремальные ситуации (беженцам, бомжам, вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим в результате  стихийных бедствий, и так далее);

- лицам, которые не  могут получить трудовой доход  в достаточном размере по объективным  причинам (уход за нетрудоспособным  членом семьи, инвалидность и  другие);

- лицам, которые не  имеют родственников, обязанных  по закону содержать граждан,  неспособных к самообслуживанию, и других.

Круг лиц, нуждающихся  в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов  власти с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона.

Материальное положение  названных категорий нуждающихся  тоже необходимо проверять, используя  социальные гарантии.

Адресность социальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы  социума для оказания помощи человеку, учитывая, что именно в социуме  проявляется вся совокупность условий  и факторов, окружающих человека, составляющих поле его жизнедеятельности и  влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.

Принцип адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления и другие. Адаптивность системы социальной защиты населения означает ее способность к самосовершенствованию, развитию само защитной активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, проявлению собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально-демократических, профессиональных и иных группах населения, региональных общностях.

Принципом социальной защиты является ее много-субъектность. Важнейший субъект социальной защиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции – целее-полагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, - государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем. Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).

Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета  законодательные органы создают  основу финансового обеспечения  проектов социальной защиты (например, устанавливая заработную плату занятых  на бюджетных предприятиях и в  организациях, социальные пособия, трудовые и иные виды пенсий и другие). Органы законодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливают нормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные  для социальной защиты граждан, и  другие.

Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует  и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения.

Вместе с тем нельзя не учитывать и опыт экономически развитых стран, свидетельствующий  о том, что параметры государственного регулирования проблем жизнеобеспечения населения ограничиваются 5 – 10 % населения, находящегося за чертой бедности. Естественно, что в нашей стране, где свыше 30 % населения находится за чертой бедности, государство в одиночку не сможет обеспечить защиту нуждающимся. Да государство и не единственная структура гражданского общества, которая осуществляет защиту населения. Среди субъектов социальной защиты важное место занимают профсоюзы, развивающие особенно бурную деятельность непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах.

Разработка комплексных  планов социальной защиты; проведение ее единых принципов; обеспечение справедливой оплаты труда с учетом гарантированного минимума; создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения сменности, развития подсобных хозяйств; организация процессов переквалификации персонала и овладение новыми профессиональными функциями, отражающими потребности рыночной экономики; формирование фондов на случай чрезвычайных обстоятельств; обеспечение гласности принимаемых решений и результатов хозяйственной деятельности – все эти функции профсоюзных организаций делают в системе социальной защиты населения заметными и продуктивными. Эффективным элементом их воздействия на решение вопросов социальной защиты населения являются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношений становятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитные функции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальные условия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практика социального партнерства государства с профсоюзными организациями, предпринимателями становится важным условием активизации их роли в социальной помощи и поддержке нуждающимся членам.

Субъектом социальной защиты населения являются также общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие  миллионов граждан в создании и функционировании современной  модели социальной защиты.

Потенциал общественных объединений  огромен. По оценкам экспертов, в  стране функционирует свыше 40 000 зарегистрированных и незарегистрированных общественных объединений; 49 % общественных организаций осуществляют свою деятельность в социальной сфере, 37 % являются общественно-гражданскими объединениями, 11 % - общественно-политическими, 15 % - производственными.1

Деятельность многих из них  направлена на оказание помощи и поддержки  конкретным категориям граждан, разработку и реализацию целевых социальных программ, и формирование источников финансирования, вовлечение в процесс оказания помощи посредством развития добровольческого движения.

Отмечая особую роль в социальной защите населения профсоюзов и других общественных организаций, следует  отметить, что их возможности влиять на социальную защиту ограничены: они  не располагают значимыми финансовыми  ресурсами, поэтому некоторым из них присуща увлеченность популистскими воззрениями и призывами. Требуя высокого уровня социальной защиты, фиксируя достигнутые соглашения с органами государственной власти и законодателями, они фактически не несут ответственности за срыв намеченных мероприятий по социальной защите, поэтому и эффективность работы многих из них низка.

Информация о работе Система социальной защиты во Франции в начале XXI века