Система социальной защиты во Франции в начале XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является осмыслить (уяснить) историю создания системы социальной защиты, на примере Франции.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «система социальной защиты», её виды;
- раскрыть этапы создания
- изучить функции и принципы социальной защиты населения во Франции;
- рассмотреть органы в социальной защите во Франции;
- рассмотреть достоинства и недостатки системы социальной защиты.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие, принципы и функции социальной защиты. 7
§1. Понятие « система социальной защиты» 7
§2. Принципы и функции социальной защиты населения. 8
§3. Институты социальной защиты. 16
Глава II. История создания системы социальной защиты во Франции (конец XX века – начало XXI века.) 19
§1. Этапы создания. 19
§2. Виды организаций социальной защиты во Франции. 20
Заключение 25
Список литературы. 27

Файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 67.97 Кб (Скачать файл)

Следует особо отметить, что во Франции реформирование социальных структур защиты населения сопровождалось усилением влияния государственной  власти в управлении всей системой социальной защиты, что резко выделяло ее среди ведущих стран Европы, поскольку в этот период в европейской  общественной мысли крепла идея сокращения чрезмерной регулирующей роли государства, и все большее число французских  ученых и общественных деятелей поддерживало её. Однако идея ограничения роли государства, его отхода от всепроникающего влияния, по мнению многих из них, не означает полного  отказа от контролирующих функций государства, базирующихся на законе. Бесспорно, нужно  укреплять рыночные механизмы в  организации здравоохранения, пенсионного  обеспечения и т. д., но делать это  постепенно.

Во Франции государственная  пенсионная система по старости, охватывающая основную массу пенсионеров, представляет собой сложное многоярусное образование. В 90-х годах в стране действовало  более 100 дополнительных режимов пенсионного  обеспечения. А в целом пенсионная система состоит из пяти подсистем: 1) базовые режимы для наёмных  работников; 2) дополнительные режимы; 3) специальные режимы для отдельных  категорий занятых; 4) базовые режимы для не наёмных работников; 5) дополнительные (факультативные) режимы.

Каждая из них имеет  свою специфику, что проявляется  в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа для получения полной пенсии, а также методике исчисления размера  пенсии.

Базовые режимы являются основными  в национальной системе социального  страхования. Они действуют по единой методике пенсионного обеспечения  лиц, занятых в промышленности и  торговле. По одной схеме функционируют  как Национальная касса страхования  по старости, так и Центральная  касса взаимного страхования  в сельском хозяйстве - для сельских наёмных работников базового режима осуществляется в основном за счет социальных взносов предпринимателей (8,2% от фонда заработной платы) и  наёмных работников (7,6% от зарплаты). Кроме этих взносов средства на обеспечение  базового режима включают специальные  социальные взносы, установленные для  некоторых категорий - врачей, журналистов, артистов и др., а также трансферты, поступающие из специального фонда  страхования по старости. Часть средств  составляют проценты от размещения свободных  финансовых ресурсов, которое осуществляется Центральным агентством учреждений социального страхования.

В базовом режиме действует  система надбавок, наследования пенсионных прав, возможность трудоустройства  после выхода на пенсию. Так, надбавки положены с воспитавшим трех и  более детей; одному из супругов, на иждивении, которого находится другой, не имеющий собственной пенсии; пенсионерам, которые не могут обходиться без  посторонней помощи и др. По принятым во Франции правилам один из супругов может наследовать часть пенсии умершего супруга. С 1982г. Оформление пенсии по старости означает конец трудовой деятельности. На практике разные режимы предусматривают различные правила: одни полное прекращение трудовой деятельности, другие - только наемной работы.

Помимо основных базовых  режимов во Франции действуют  обязательные дополнительные режимы страхования, объединяющие профессиональные различные  категории трудящихся. Значительная часть дополнительных режимов пенсионного  обеспечения сосредоточена в  рамках Ассоциации режимов дополнительных пенсий (АРРКО) и Всеобщей ассоциации пенсионных учреждений (АЖИРК).

В 1996г. обе эти ассоциации объединились и создали единый фонд солидарности. В дальнейшем, до 31 декабря 2005 г., предполагается трансформировать пенсионные системы АРРКО в единую, обеспечить функционирование единой схемы финансирования за счет повышения уровня взносов и удлинение срока их выплат, снизить темпы роста размера пенсий, упростить управление.

Как и в других странах  Евросоюза, во Франци существует система  страхования от безработицы, фонд которой (АССЕДИК), как и кассы соцобеспечения, финансируется за счёт взносов работодателей (3,97% фонда зарплаты) и зароботка  лиц наёмного труда (2,21% зароботка). Пособия, составляющие вначале не менее 57,4% дневного зароботка, выплачиваются  целиком в течении определённого  срока – обычно нескольких месяцев, - потом ини постепенно сокращаются  и в конце концов отменяются вовсе.7

Разница в материальном обеспечении  пенсионеров усиливается благодаря  выплатам из специальных режимов  пенсионного обеспечения, установленных  для работников некоторых отраслей: для гражданских и военных  государственных служащих, железнодорожников, моряков, горняков, артистов балета, вокалистов, работников энергетической и газовой  промышленности. В некоторых случаях  лица, получающие пенсии по специальным  режимам, уходят на пенсию раньше установленного законом возраста, например, артисты  балета - в 40 лет, вокалисты, моряки, шахтеры, некоторые категории железнодорожников - в 50 лет, работники (кроме управленческого  персонала) таких компаний, как “Электрисите де Франс”, Французский банк и некоторые  другие - в 55 лет.

По специальным режимам  пенсия подсчитывается от уровня зарплаты в конце трудовой деятельности, чаще всего она равняется 80% средней  заработной платы за 10 последних  лет, но при этом не существует никаких  дополнительных режимов. Большинство  специальных режимов пенсионного  обеспечения, особенно в государственном  секторе, предоставляют большую  по размерам пенсию. Отчасти это  объясняется более высокими отчислениями работодателей. В последние годы многие специальные режимы начинают испытывать серьезные финансовые трудности. В результате государству приходится дотировать часть выплат. Обязательные базовые режимы для не наемных работников функционируют под эгидой отраслевых касс: Автономной национальной кассы по выплате пособий по старости ремесленникам; Национальной кассы страхования по старости лиц свободных профессий; Национальной кассы французских адвокатов. Взносы и способы расчета пенсий определяются в каждом случае специальными соглашениями между соответствующими кассами и ассоциациями не наемных работников. В результате такой многоярусной системы один работник получает в среднем 2,8 различных пенсий.

В настоящее время к  задаче повышения уровня социальной защиты в каждой стране добавляется  новая – не допустить одностороннего снижения уровня доходов трудящихся в одной из стран и использования  этого в конкурентной борьбе. Политику, направленную на решительные реформы  и резкое сокращение социальной защиты как средство повышения конкурентоспособности  фирм, а также на создание частного рынка страхования, фактически поддерживают лишь в Великобритании. В большинстве  же европейских стран цель реформирования социального обеспечения видят в восстановлении финансового контроля над системой и обеспечении ее долговременной стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ проведенного исследования позволяет сделать  следующие выводы:

1). Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

2). Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения не только во Франции, но и во всех других странах, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

3). Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

4). Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения,  государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

Французская система социальной защиты является самобытным явлением в общественной жизни Пятой республики. Французская система социальной защиты населения представляет собой  один из вариантов модели социального  страхования Бисмарка, доминирующей на европейском континенте, которая предусматривает перераспределение текущих доходов бюджета социальной защиты, формируемого за счет взносов работников и предпринимателей, в пользу пенсионеров и нуждающихся.

Одной из главной задачи страны после военного периода стало обеспечить социально-экономическое развитие Франции. В 1995–2002 на первый план вышли предложения о борьбе с безработицей и бедностью, о реформировании систем социального обеспечения, образования и налогообложения. Подобные идеологические «новшества» были продиктованы существенными изменениями, как внутриполитической обстановки, так и событиями, происходившими на международной арене. Французские политики и деятели, путём проб и ошибок смогли создать такую социальную базу, что ей позавидует любая другая Европейская страна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Якушев Л.П. Социальная защита:/ Учебное пособие. Москва. 1998.

2. Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М., 2003.

3. В.И. Курбатова. Социальная работа/ «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- с. 29.

4. Арзаканян М.У. "Де Голль и голлисты на пути к власти." М.: Высшая  школа,1980 г.

5. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. Москва. 1999.

6. "Конституция и законодательные акты Французской республики".  Госюриздат, 1958 г.

7. Новиков Г.Н. "Голлизм после Де Голля:  Идейная  и  социально—политическая эволюция 1969—1981 гг." М.: Наука, 1984 г.

8.Церкасевич Л. В. Современные тенденции социальной политики в странах Европейского союза. СПб., 2002. С. 33.

9.Конституция Французской Республики. от 4 октября 1958 года.(С изменениями, внесенными 22 февраля 1996 года).

10.Ш. де Голль. Военные мемуары: Спасение 1944–1946 / Перевод с французского Ионова И. В., Литвинов Д.Д., Щедров А.И. М., 2004; Gaulle Ch. de Mémoires d'espoir. Le Renouveau 1958–1962. Paris, 1970.

11.Франция. В поисках новых путей/ Отв. ред. Ю.И. Рубинский. М., 2007.

12.Швецова Л. Строим гражданское общество // Власть. 1996. № 10. С.31.

13.Покладок. Е.Б. Экономический и социальный совет Франции// Современная Европа №4. 2005 год, стр.53.

14.Лукьянова Г. Система социальной защиты во франции (пути реформирования)// Современная Европа №4 2002 год.

15.Червяков А. "Институты власти во Франции" // МЭиМО 1994 г. № 8-9.

16.Островская Е. Статья. Франция // Мировая экономика и междунар. отношения. - М., 2001. - N 8. - С. 89-97. 

17. Островская Елена Петровна. Экономика Франции на пороге 21 в. //. Современная Европа. № 4, 2006. 0.9 п.л.

1 Франция. В поисках новых путей/ Отв. ред. Ю.И. Рубинский. М., 2007.

2Ш. де Голль. Военные мемуары: Спасение 1944–1946 / Перевод с французского Ионова И. В., Литвинов Д.Д., Щедров А.И. М., 2004; Gaulle Ch. de Mémoires d'espoir. Le Renouveau 1958–1962. Paris, 1970.

3    « Социальная работа.» / Под редакцией В.И. Курбатова. «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- с. 29.

1 Швецова Л. Строим гражданское общество // Власть. 1996. № 10. С.31.

2 Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. Москва. 1999. С.21 – 25.

4 Покладок. Е.Б. Экономический и социальный совет Франции . Современная Европа №4. 2005 год, стр.53.

5 Конституция  Французской Республики. Разде XI. Статья 69.

6 Покладок. Е.Б. Экономический и социальный совет Франции.  Современная Европа  №4. 2005 год стр.52

7 Франция. В поисках новых путей/ Отв. ред. Ю.И. Рубинский. М., 2007. Стр.170.

 


Информация о работе Система социальной защиты во Франции в начале XXI века