Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:32, курсовая работа
Целью данного исследования является осмыслить (уяснить) историю создания системы социальной защиты, на примере Франции.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «система социальной защиты», её виды;
- раскрыть этапы создания
- изучить функции и принципы социальной защиты населения во Франции;
- рассмотреть органы в социальной защите во Франции;
- рассмотреть достоинства и недостатки системы социальной защиты.
Введение 3
Глава I. Понятие, принципы и функции социальной защиты. 7
§1. Понятие « система социальной защиты» 7
§2. Принципы и функции социальной защиты населения. 8
§3. Институты социальной защиты. 16
Глава II. История создания системы социальной защиты во Франции (конец XX века – начало XXI века.) 19
§1. Этапы создания. 19
§2. Виды организаций социальной защиты во Франции. 20
Заключение 25
Список литературы. 27
Еще один субъект социальной защиты – работодатели.2 Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовыми ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать социальные блага – бесплатные путевки, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов и так далее. Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высоко производственному труду и вовлекать его в такой труд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия – экономические, организационные, правовые, финансовые и другие – для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектами и социальной защиты.
Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни, имеют и субъективную сторону. Они реализуются в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:
- экономическая;
- хозяйственно-бытовая;
- психолого-педагогическая;
- социально-медицинская;
- юридическая;
- культурно-досуговая;
- организации труда и другие.
В процессе развития системы социальной защите населения функции меняются, наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.
В этом находит отражение процесс освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению.
Исходя из определений, мы заметим, что именно основной институт политической системы общество должен контролировать и организовывать эту защиту! Только он стоит фундаментом!
Посмотрим таблицу:
Наименование направления социальной политики |
Ответственный институт |
1. Гарантия дохода |
|
1.1.Политика на рынке
труда: в работе, переквалификация,
трудовая адаптация и |
Государство, независимые страховые компании |
1.2. Социальное страхование:
медицинское страхование, |
Государство |
1.3. Поддержка при военной службе |
Государство |
1.4. Социальное пособие |
Местные органы |
2. Улучшение окружающей среды |
|
2.1. Поддержка окружающей природной среды |
Государство, местные органы |
2.2. Защита здоровья: поддержка
чистоты, контроль качества |
Местные органы |
2.3. Жилищная политика: субсидирование
строительства, поддержка |
Государство, местные органы |
2.4. Семейная политика: детское
пособие, школьные обеды, |
Государство, местные органы |
2.5. Регулирование свободного
времени: парки, спортивные |
Местные органы |
3. Уход (призрение) |
|
3.1. Уход при болезнях:
болезни тела, психические заболевания,
уход за инвалидами, |
Региональные органы |
3.2. Социальные службы: уход за детьми, молодежью, стариками |
Местные органы |
3.3. Криминальный уход |
Государство |
4. Защита трудовой среды |
|
4.1. Рабочая экология: производственная санитария |
Государство |
4.2. Трудовое законодательство |
Государство |
4.3. Регулирование времени отдыха |
Государство |
4.4. Защита занятости |
Государство |
Церкасевич Л. В. Современные тенденции социальной политики в странах Европейского союза. СПб., 2002. С. 33.
Проанализировав её, мы заметим, что именно государство является гарантом социальной защиты! Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения.
Социальная политика не сводится
только к деятельности органов власти,
занимающихся социальными вопросами.
В ее выработке и реализации принимают
участие все гражданские
Вывод.
Таким образом, социальная защита
в любом государстве – это
комплексная система социально-
Эффективная социальная защита
предполагает проведение политики, адекватно
реагирующей на социальное самочувствие
людей, способной улавливать рост социального
недовольства и социальной напряженности,
предупреждать возможные
Во Франции закон о страховании по старости был введён в действие в 1911 году, а закон о страховании по болезни лишь в 1928 году. Право на пенсию по старости возникало с 65 лет, при определённых условиях её можно было получить и с 60, и даже 55 лет, но в более низком размере.
В 1958 году Конституция V Республики создаёт Экономический и социальный совет, посвятив ему отдельный раздел. Любопытно, что Конституция 1958 года могла бы и не содержать диспозиций об Экономическом и социальном совете. Шарль де Голь ещё в 1946 году предлагал включить в Сенат представителей экономических, семейных и интеллектуальных организаций, дабы « в государстве могут быть услышан голос крупных секретов экономики страны». Он полагал, что Федеральный Сенат должен состоять из трёх частей – политической секции, секции заморских территорий и экономической секции, которая обеспечивала бы социально-экономическое представительство. Реализации этой идеи привела бы к существованию в рамках парламента Ассамблей, где большинство членов не назначается на должности механизмом всеобщего избирательного права. Позиция относительно структуры Сената стала почвой столкновения мнений при разработке новой Конституции. Многие политики считали весьма опасным вводить в будущий Сенат членов, назначенных профсоюзами семейными или культурными организациями, и предупреждали де Голля о риске смешения экономико-социального представительства с политическим представительством. Ибо необходимо чётко разграничивать рекомендации со стороны экономического и социального сообщества от принятия решений, ответственность за которые несёт собственно политическая власть. Всё это убедило де Голля, и в проекте Конституции появилась короткая статья о том, что законопроекты социально-экономического свойства могут представляться в Совет, который назначает своих членов для изложения мнения в Сенате при обсуждении закона. Автономность данного института была окончательно признана, а сам он получил новое название – Экономический и социальный совет.4 И для этого во Франции был придуман особый тип учреждений, который контролировал со стороны народа деятельность руководящих органов. И им стал Экономический и социальный совет Франции (далее просто Совет). Экономический и социальный совет по запросу Правительства дает свое заключение на проекты законов, ордонансов или декретов, а также на представленные ему законодательные предложения.5 Истоки нынешних полномочий и содержания деятельности Совета восходят ещё к первой четверти XX века. Впервые в политическую систему Франции его прообраз – национальный экономический совет (НЭС) – был введён декретом в 1925 году для изучения экономических проблем и поиском решений. НЭС, включавший в себя представителей труда и капитала, сыграл важную роль также в разработке системы коллективных договоров на предприятиях. В 1946 году Конституция IV Республики утверждает Экономический совет как независимую инстанцию с консультативной ролью при парламенте и правительстве. 6
Французская система социальной
защиты населения представляет собой
один из вариантов модели социального
страхования Бисмарка, доминирующей
на европейском континенте, которая
предусматривает
В начале 90-х гг. ХХ в. в
большинстве стран эта система
была серьезной корректировке с
целью исправления возникшего бюджета
социального обеспечения и
Во Франции система
социальной защиты ее граждан сформировалась
в первые три послевоенных десятилетия
при непосредственном участии государства.
Управление этой системой и ее финансирование
должны были осуществляться на паритетных
началах представителями
С начала 90-х годов темпы
развития экономики Франции замедлились
и стали просто не сопоставимы
с 60-70-ми годами. Так, если в конце 60-х
годов среднегодовой прирост
ВВП составлял 5. 7%, то в 90-е годы он
снизился до 1,3%. На протяжении 90-х годов
сохранялся устойчиво высокий уровень
безработицы (11-12%); она носила застойный
характер, увеличивалась и её средняя
продолжительность. Государственный
долг в 1996 г. составил 100% ВВП. Ускорился
рост дефицита бюджета социального
обеспечения стимулируемый
Информация о работе Система социальной защиты во Франции в начале XXI века