Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:28, реферат
События, произошедшие в России на рубеже XVI-XVII веков, были названы современниками «Смутным временем» или Смутой. Само понятие «смута» пришло из народного лексикона и означало анархию и хаос, кризис практически во всех сферах как общественной, так и духовной жизни. Началась она явлением в известной мере случайным – пресечением правящей династии; поддерживалась иностранным вмешательством поляков и шведов, закончилась же восстановлением прежних форм государственного и общественного строя. Русские люди, пережившие это тяжёлое время, оценивали его как некую кару, постигшую народ за грехи.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Накануне Смуты 4
2. Начало «Смутного времени» 6
3. Разгар и ход Смуты 8
3.1. Лжедмитрий I и крах Годунова 8
3.2. Воцарение Шуйского и Лжедмитрий II 10
3.3. Иноземная интервенция 13
3.4. Падение Василия и «семибоярщина» 15
3.5. I и II народное ополчение 16
4. Завершение и последствия Смуты 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...22
В
1603 году случилось первое
Почувствовав ослабление и растерянность власти, отдельные земли стали вновь проявлять признаки обособленности. Особенно остро брожение проявилось в окраинных областях, как в тех, что были присоединены в результате военных действий, так и в тех, что вошли в состав Руси добровольно, надеясь на перспективу стабильности и порядка в сильном государстве. Если до Смуты Москва была координирующим центром, то с утратой доверия к московским властям утрачивались и связи с отдельными областями. «…Потеряв политическую веру в Москву, начали верить всем и всему… Тут-то в самом деле и наступило для всего государства омрачение бесовское, произведённое духом лжи, делом тёмным и нечистым», - пишет Соловьёв [6].
Не обошлось и без вмешательства Речи Посполитой. Польские и литовские феодалы, пользуясь внутренними противоречиями, усилили связь с оппозицией Годунова, пытаясь как можно более ослабить Российское государство. Они стремились захватить Смоленские и Северские земли, которые ранее входили в состав княжества Литовского.
Так
в Российском государстве
Итак,
Смута набирала обороты.
Именно в эти годы правительство Годунова столкнулось с ещё одной непредвиденной и, как оказалось, довольно страшной опасностью. На политической арене появляется новое действующее лицо – Лжедмитрий I. Объявив себя чудом спасшимся сыном Ивана Грозного, царевичем Дмитрием, он заявил о своих правах на российский престол и призвал к расправе над Годуновым и его соратниками. Безусловно, что активную роль в деле появления самозванца сыграло московское боярство, враждебное Борису. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что Григорий Отрепьев, которым и являлся лжецаревич, бывал и жил у Черкасских и Романовых, которые составляли ядро оппозиции Годунова. Нужно заметь, что большинство историков единодушно в том, что в роли Лжедмитрия выступил именно Григорий Отрепьев.
В 1602 году он бежал в Литву, где заручился поддержкой некоторых литовских магнатов, а позже и протекцией короля Сигизмунда III. Поддержала Отрепьева и Римская курия, в глазах которой он служил отличным предлогом к развёртке католической пропаганды в Москве. Дабы получить дополнительную поддержку, Григорий даже принял католичество, правда, тайно, чтобы русский православный народ не отвернулся от «царевича». Лжедмитрий побывал в Запорожской Сечи, и казаки, ненавидевшие Московию, с восторгом приняли его и обещали помощь. Там и начала формироваться армия самозванца. Туда же к нему пришли послы с Дона, обещавшие поддержку донских казаков. Лжедмитрий повсюду рассылал свои воззвания, они находили благодатный отклик среди окраинного казачества, беглых холопов и крестьян. В народе все шире распространялся слух, что Дмитрий Иванович и есть тот самый «добрый царь», который всегда был мечтой народа. «Царевич», в свою очередь, не скупился на обещания. Польскому королю в случае захвата власти он обязался передать Чернигово-Северские земли и сокровища царской казны.
Спустя два года, осенью 1604 года, с сорокатысячным отрядом польско-литовской шляхты, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков самозванец вступил на юго-западные окраины Российского государства и имел успех среди «украинных людей». Триумф самозванца объяснялся достаточно просто. Ослабление централизованной власти Москвы, растерянность правительства Годунова и та самая непобедимая Вера в «хорошего царя» - сделали своё дело – южные города не только сдавались без боя, но и с радостью приветствовали появление «царевича». Немного омрачило картину поражение Отрепьева в битве с царским войском под предводительством князя Ф.М. Мстиславского, после которого польско-литовская шляхта покинула армию самозванца. Но это было уже не важно. К Лжедмитрию охотно примыкали разного рода «лихие» люди, с Дона подошли новые отряды казаков. К тому же действия царских войск были крайне медлительными. Имя царевича Дмитрия, последнего отпрыска царского рода, лишало людей моральной устойчивости, и они уже готовы были верить в чудеснейшее воскрешение царевича. Боярство же всячески старалось укрепить эту веру, видя в успехе Отрепьева гибель ненавистного им Бориса.
В апреле 1605 года внезапно умирает царь Борис. Ещё утром он чувствовал себя здоровым и полным сил, хорошо и с аппетитом ел, а вечером, поднявшись на вышку, с которой нередко обозревал Москву, внезапно почувствовал себя плохо. Позвали лекаря, но царю стало хуже, из ушей и носа пошла кровь, он лишился чувств и вскоре скончался. Ходили слухи, что Борис в припадке отчаяния отравился. В любом случае, это было лишь на руку самозванцу. Боярство почувствовало себя более свободно, а новый воевода П.Ф. Басманов открыто перешёл на сторону Отрепьева.
Безусловно, Годунов являлся талантливым государственным деятелем, умным, осторожным, искусным в дипломатии. По меркам того времени он был и достаточно гуманной личностью. Даже в минуты борьбы с боярством, лишней крови старался не проливать, сосланных врагов велел держать в достатке, не обижая. Да, в последние годы Борис не пренебрегал доносами, даже поощрял их, но это время было самым тяжёлым в жизни Годунова. Сохранились предания, что он был хорошим семьянином и нежным отцом. Общение с погибшим царевичем Иваном, которого, кстати, Борис пытался защитить от ударов отца, привило ему тягу к образованности. Он всячески поощрял иностранцев, посылал русскую молодёжь учиться заграницу. В укор же, пожалуй, Годунову можно поставить лишь некоторую нерешительность, компромиссность в принятии особенно важных решений. Он появился в тот момент, когда страна, уставшая от внутренних распрей и бесконечных войн Ивана Грозного, как никогда нуждалась в покое. Управляя государством от имени Фёдора, Годунов дал людям умиротворение и благоденствие. Однако, когда настала пора решительных действий, он оказался совершенно к ним не готов.
Итак, вскоре Лжедмитрий торжественно въехал в Москву и был провозглашён царём под именем Дмитрия Ивановича. Однако, правление Отрепьева было недолгим. Он не снискал ни народной любви, ни поддержки духовенства, ни уважения бояр. Недовольны были «царём Дмитрием» и в Речи Посполитой, не решившимся передать Польше и Литве ранее обещанные земли.
Феодальная
аристократия, инициировавшая появление
самозванца, больше в нём не
нуждалась. Отличным поводом
Российское
государство вновь осталось
Мнения
историков о личности Василия
Шуйского несколько
Куда более лестно о человеке, вступившем на российский престол, отзывается Карамзин: «Он хотел добра Отечеству, и без сомнения искренно: ещё более хотел угождать Россиянам. Видев столько злоупотреблений неограниченной Державной власти, Шуйский думал устранить их и пленить Россию новостию важною. В час своего воцарения, когда Вельможи, сановники и граждане клялись ему в верности, сам нареченный Венценосец, к общему изумлению, дал присягу, дотоле не слыханную: 1) не казнить смертию никого без суда боярского, истинного, законного; 2) преступников не лишать имения, но оставлять его в наследие жёнам и детям невинным; 3) в изветах требовать прямых явных улик с очей на очи и наказывать клеветников тем же, чему они подвергали винимых ими несправедливо» [1]. Отсюда можно сделать вывод, что личность новоявленного царя достаточно противоречива, как противоречиво было отношение к ней и народа, и аристократической верхушки.
Недовольство
правлением Шуйского
Кроме того воцарение Шуйского можно считать переломным моментом в ходе Смуты и ещё по одной причине. Прежде она была обусловлена исключительно борьбой за власть, была, так сказать, дворцовой, боярской смутой. Первый раз в борьбе этой победил Борис, но его уничтожила придворная боярская интрига, действовавшая, впрочем, не одними силами бояр, но вынесенная наружу, вовлёкшая народ. Результатом интриги явился самозванец, воцарение которого произошло так же не без помощи народных масс. Однако на этом этапе народ был исключительно ведомым, направляемым всё теми же боярами, подобно силе неразумной. Но далее всё пошло иначе. Народная масса обретает свои цели и желания, и правящая верхушка понимает, что бразды управления народом просто вырваны у неё из рук. Конфликт выхолит на новый уровень – социальный.
Итак,
в движение против «боярского
царя» оказались вовлечены
Первое столкновение царских войск и Болотникова оказалось победоносным для последнего, и это очень подействовало на успех восстания. Поднялись Тула, Венев, Калуга, Вязьма. С особенной силой развернулось движение против Шуйского в Рязани. Во главе его встали дворяне – братья Захар и Прокопий Ляпуновы. Нужно заметить, что Ляпуновы были типичными представителями дворянского класса, и недовольство их было направлено исключительно против боярского правительства Шуйского. Тем не менее, дворянское ополчение примкнуло к Болотникову, и они двинулись на Москву. В октябре 1606 года объединённая рать обосновалась под Москвой в селе Коломенском. Возможно, осада столицы и увенчалась бы успехом, если б не возникли внутренние разногласия. Дело в том, что Болотников не особенно скрывал свои политические убеждения. Ещё по пути к Москве, болотниковцы призывали народ не только к замене Шуйского на «хорошего царя», но и к расправе с боярами. Их листовки, адресованные москвичам, предлагали, по словам патриарха Гергемона, «боярским холопам побивати своих бояр и жён их и вотчины их и поместья». Естественно, что такое поведение Болотникова никак не согласовывалось со взглядами дворянского ополчения, и Ляпуновы, Телятников и тульский Пашков перешли на сторону Шуйского. В это время к царю подоспела дворянские отряды из Твери и Смоленска, и выступление Болотникова потерпело полное поражение. 2 декабря повстанцы были разбиты, Болотников бежал в Тулу. После длительной осады город всё же сдался, Болотников был схвачен и сослан в Каргополь, где вскоре и был утоплен по приказу царя.