Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:27, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы систематизировать известный материал и представить его в более-менее цельном виде, используя местные факты, статистические данные, аналитические вы¬кладки известных авторов, допуская при этом и собственные суждения.
Введение 3
I Государственно – политическое развитие.
1. Верховный Совет Российской Федерации 1991-1993 гг. 7
2. «Октябрьское» противостояние и
выборы в Государственную Думу. 11
3. Президентская Россия. 13
4. В.В.Путин – преемник Б.Н.Ельцина. 23
II Социально-экономические преобразования.
1. «Шокотерапия» и приватизация 1992 – 1993 гг. 27
2. Социально – экономические последствия «шокотерапии». 30
III Чеченский кризис.
1. Первая чеченская война. 32
2. Вторая чеченская война. 33
Приложения. 35
Литература. 49
Наконец, 28 октября
1991 г. в ходе второго этапа V съезда
народных депутатов России
Б. Н. Ельцин выступил с изложением
основных положений программы
радикальных экономических преобразований.
В ее основе лежали методы «шоковой терапии»,
переработанные применительно к российским
условиям группой экономистов-рыночников
во главе с Е. Т. Гайдаром, возглавлявшим
Институт экономики переходного периода2. Программа реформ предусматривала скорейшее
введение свободных цен на товары и услуги,
«запуск» механизма конкуренции между
отраслями промышленности и предприятиями,
либерализацию внутренней и внешней торговли,
широкую приватизацию государственной
собственности — «разгосударствление»,
которое должно было превратить массы
населения в собственников и предпринимателей.
Одновременно сокращались необоснованные
бюджетные расходы, была создана адресная
система социальной помощи наименее обеспеченным
слоям населения.
В своем выступлении
на съезде Президент особо
подчеркивал, что лишения ждут
всех россиян примерно в
На этом же
съезде Председателем
После распада СССР
в декабре 1991 г. перед руководством России
в сфере государственного строительства
важнейшим являлось решение вопроса о
сохранении территориальной целостности
страны. Уже с 1990 г. автономные республики
в составе РСФСР повысили свой статус
до уровня союзных, что значительно расширило
их суверенные полномочия. В условиях
экономического кризиса между регионами
России усилились центробежные тенденции,
налицо было разрушение традиционных
хозяйственных связей. Это создавало для
России реальную угрозу повторения судьбы
Союза ССР. Сохранение Российского государства
как единой многонациональной державы,
основанной на принципах федеративного
устройства, зависело теперь от быстрого
и успешного проведения радикальных социально-экономических
преобразований, способных на новом фундаменте
рыночных реформ возродить интеграционные
процессы, от единства и взаимодействия
федеральных и местных органов власти
и решимости высших исполнительных, органов
России в отстаивании территориальной
целостности всего государства.
После длительных
переговоров и дискуссий 31 марта
1992 г. большинство субъектов
Как показали последующие события, подписание Договора
не оказало должного влияния на укрепление
государственного единства России. В повестку
дня был поставлен вопрос о принятии новой
Конституции Российской Федерации.
Радикальные экономические
реформы, начатые в 1992 г., и прежде
всего введение свободных цен,
обусловили резкое падение
В течение 1993 г.
важнейшим фактором
В основе соперничества
этих главных политических
Поляризация основных
политических сил в обществе
яре более нарастала. Уход в
отставку с поста исполняющего
обязанности премьер-министра России Е.Т.Гайдара
в декабре 1992 г. под давлением VII съезда
народных депутатов и избрание на том
же съезде премьер-министром В.С.Черномырдина6 не привели к восстановлению равновесия
между противоборствующими ветвями власти.
В итоге систему высшей государственной
власти в стране поразил острый конституционный
кризис.
В качестве
оптимального пути выхода из
сложившейся ситуации
Выраженная на референдуме, который состоялся 25 апреля 1993 г., поддержка реформаторского курса, проводимого Президентом (из 62% граждан, принявших участие в голосовании, большинство высказалось за доверие высшей исполнительной власти), стала той основой, которая позволила Б.Н.Ельцину продолжить обсуждение проекта Конституции России.
Для подготовки
текста новой Конституции летом
1993 г. в несколько этапов, с участием
представителей как
Непримиримое противоборство между высшими ветвями государственной власти в стране усугублялось усилением поляризации политических сил от крайне правых до крайне левых. Это выражалось в проведении многочисленных митингов и демонстраций «непримиримой» оппозиции под лозунгами протеста против резкого ухудшения уровня жизни граждан и политики правительства в реализации рыночных реформ.7
2. «Октябрьское» противостояние и выборы в Государственную Думу.
21 сентября 1993г. Б.Н. Ельцин выступил по
телевидению с обращением к народу. Он
объявил об упразднении Верховного Совета
и съезда народных депутатов, а также о
формировании двухпалатного Федерального
Собрания на основе проведения выборов
в Государственную Думу и о наделении
функциями верхней палаты парламента
Совета Федерации. В тот же день был подписан
Указ №1400 «О поэтапной конституционной
реформе в Российской Федерации».8 Указ Президента о роспуске ВС РФ
и съезда народных депутатов России, фактически
означавший ликвидацию системы советских
органов власти, вызвал бурную ответную
реакцию. В тот же вечер Председатель Верховного
Совета РФ в своем выступлении охарактеризовал
Указ Президента как антиконституционный
государственный переворот. На срочно
созванном 23 сентября X съезде народных
депутатов было принято постановление
о прекращении президентских полномочий
Б.Н. Ельцина и о возложении его обязанностей
на А. В. Руцкого. Собравшиеся в «Белом
доме» депутаты решили не покидать здание
и организовать его оборону. К этому времени
Верховный Совет Российской Федерации
был уже фактически блокирован силами
внутренних войск и милиции. На требование
правительства РФ о сдаче оружия защитники
власти Советов ответили отказом. Апогеем
противостояния между депутатами Верховного
Совета и силами, поддерживающими власть
Президента, стали трагические события,
развернувшиеся в Москве 3 — 4 октября
1993 г., когда митингующие сторонники
Верховного Совета прорвались через оцепление
к «Белому дому», а затем, возглавляемые
В.Анпиловым, А. Макашовым, А. Баркашовым
и др., встали на путь открытого вооруженного
противоборства исполнительной власти.
Ими было захвачено здание московской
мэрии на Новом Арбате, а затем нападению
подвергся телецентр в Останкино.
Однако к утру
4 октября1993 г, в соответствии с
распоряжениями Правительства
В отличие от
центра, в регионах России
Таким образом, в ходе октябрьских событий 1993 г. противостояние законодательной власти Президенту было силовым путем ликвидировано. В соответствии с Указом Президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен референдум по проекту новой Конституции России, получившей одобрение большинства из участвовавших в голосовании граждан России. По итогам выборов 1993 г. партийный состав Государственной Думы сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число депутатских мандатов получили представители пропрезидентского блока «Выбор России» (лидер — Е. Т. Гайдар). У него оказалось 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам. Наибольшее число мест по партийным спискам получила Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского-709. Компартия России (Г. А. Зюганов10) набрала 65 мандатов, Аграрная партия России - 47. Остальные избирательные блоки и партии («Яблоко»11, Партия российского единства и согласия (ПРЕС), ДПР и «Женщины России») получили от 14 до 21 места. Оппозиционный состав Государственной Думы определил ту политическую атмосферу, в которой начался новый этап государственного строительства в России.12
3. Президентская Россия.
С конца 1993 г. обновленное
Российское государство
Информация о работе Социально – экономическое и политическое развитие России в постсоветский период