Социально – экономическое и политическое развитие России в постсоветский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы систематизировать известный материал и представить его в более-менее цельном виде, используя местные факты, статистические данные, аналитические вы¬кладки известных авторов, допуская при этом и собственные суждения.

Содержание работы

Введение 3
I Государственно – политическое развитие.
1. Верховный Совет Российской Федерации 1991-1993 гг. 7
2. «Октябрьское» противостояние и
выборы в Государственную Думу. 11
3. Президентская Россия. 13
4. В.В.Путин – преемник Б.Н.Ельцина. 23
II Социально-экономические преобразования.
1. «Шокотерапия» и приватизация 1992 – 1993 гг. 27
2. Социально – экономические последствия «шокотерапии». 30
III Чеченский кризис.
1. Первая чеченская война. 32
2. Вторая чеченская война. 33
Приложения. 35
Литература. 49

Файлы: 1 файл

рефератик=).doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

         Вся полнота  государственной власти в Российской  Федерации осуществляется Президентом  Российской Федерации, имеющим чрезвычайно широкие полномочия, совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент—Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя России. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; он же является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России. Президент назначает с согласия нижней палаты парламента — Государственной Думы — Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров, принимает решение об отставке Правительства. Представляет Думе кандидатуру Председателя Центрального банка РФ, а также кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, кандидатуру Генерального прокурора России. В полномочия Президента входит формирование Совета Безопасности, Администрации Президента РФ, назначение и освобождение полномочных представителей Президента и высшего командования Вооруженных Сил. Президент России имеет право распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения Думой предложенной Президентом кандидатуры на пост премьер-министра. Президент РФ избирается сроком на 4 года. Отрешение его от должности, хотя и предусмотрено Конституцией, но весьма сложно, поскольку конкретный механизм этой процедуры не отработан. Вместе с тем само декларирование такого положения Конституции уже не позволяет сделать власть Президента абсолютной.14

       Нижняя палата  Федерального Собрания — Государственная  Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на срок 4 года. Депутаты работают в парламенте на постоянной основе. В отличие от нижней палаты, Совет Федерации — верхняя палата парламента — формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от законодательной и исполнительной власти).      

       Впервые в истории России в Основном Законе содержатся гарантии прав и свобод человека, а также механизм их защиты, соответствующий общепринятым мировым правовым нормам. В Конституции провозглашается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая такую их форму, как забастовка. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина-обязанностью государства.                                                                          

       Воздействие Федерального  Собрания на возглавляемую Президентом исполнительную власть определяется, прежде всего, закрепленным в Конституции обязательным одобрением обеими его палатами государственного бюджета и утверждением представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты. Однако на протяжении 1994 —1997 гг. реальное политическое воздействие и влияние нижней палаты российского парламента было значительно шире закрепленных за ней конституционных возможностей. Так, с начала 1994т., в связи с тем, что радикальная часть депутатского корпуса V Государственной Думы (считая с момента появления в России этого института в 1906 г.) была в оппозиции к правительственному курсу, постепенно происходила его корректировка. В официальных документах и заявлениях Правительства все более четко прослеживалось смещение акцентов в сторону умеренности и постепенности проводимых широкомасштабных социально-экономических преобразований. Одновременно с этим Президент и его ближайшие советники стали уделять все большее внимание проблемам укрепления национального единства и повышению роли федеральных структур в системе государственного управления. В рамках осуществления данного курса Президент России в феврале 1994 г. выдвинул инициативу о достижении общественного согласия, первым шагом к которому явилось предложение о проведении амнистии. Однако депутаты V Думы расширили понимание идеи общественного согласия, приняв 23 февраля 1994 г. постановление о политической амнистии и прекращении уголовных дел в отношении участников событий 19—21 августа 1991 г., 1 мая и 24сентября—4 октября 1993 г. Это постановление немедленно было реализовано Генеральной прокуратурой РФ.15

       Следующим шагом в установлении диалога между ветвями исполнительной и законодательной власти явилась подготовка и подписание 28 апреля 1994г. Договора об общественном согласии. Его участниками стали представители федеральных органов власти, субъектов Федерации, руководители, политических партий, общественных движений и других организаций.

        В течение 1994—1995 гг. Президент и правительство начали известный отход от радикального либерализма к идеям национально-государственного характера при сохранении рыночной направленности реформ и стремления к союзу с западными демократиями. Результатом такого отхода стала военная операция в Чечне по наведению в мятежной республике конституционного порядка, которая закончилась фактически поражением правящего режима, не сумевшего ее организовать и обеспечить.

       В декабре 1995 г. состоялись выборы в Государственную  Думу, которые принесли успех  только 4 политическим силам: КПРФ - 157 мандатов, правительственный блок «Наш дом - Россия» - 55, ЛДПР - 51 и «Яблоко» - 45. Левоцентристское большинство депутатов (230 из 450) избрало на пост Председателя Государственной Думы коммуниста Г. Селезнева.16      

       Выборы   в   VI   Государственную   Думу   изначально     рассматривались   как проба   политических   сил накануне главного   события 1996 г. - выборов главы российского   государства. Уже   к началу года ведущие политические деятели - лидеры     парламентских     фракций    Г. А. Зюганов,   Г. А. Явлинский,    В. В. Жириновский  и   отставной генерал А. И. Лебедь, получивший известность как «умиротворитель»    кризиса   в   Приднестровье,   а  затем    один    из    лидеров предвыборного   объединения  «Конгресс русских общин»,  официально заявили о выдвижении  своих кандидатур  на президентских выборах. 15 февраля 1996 г. о своем намерении участвовать в переизбрании на второй срок объявил, прибыв специально     для этого   в родной   Екатеринбург,   Б. Н. Ельцин.   Помимо этих основных    претендентов   на   пост   Президента,   в качестве      кандидатов зарегистрировались     первый   и    последний Президент СССР М. С. Горбачев, известный    общественный   деятель,   бывший    спортсмен Ю.П.Власов, вице - президент фонда «Реформа» М. Л. Шаккум, а также крупный предприниматель В. А. Брынцалов.   Кроме того,    в качестве кандидата   на пост Президента был зарегистрирован    А. М. Тулеев — один    из   лидеров    КПРФ, но он накануне выборов   снял свою  кандидатуру,   призвав    своих сторонников  голосовать за Зюганова.

       Зима и весна 1996 г. в политической жизни России  ознаменовались беспрецедентной агитационной кампанией в поддержку Б.Н.Ельцина и проводимого им курса радикальных преобразований. Избиратели поставлены были перед выбором: либо построение новой России на демократических основах, либо возврат в мрачное тоталитарное прошлое,  которое прочно увязывалось с «советской действительностью» и властью Коммунистической партии. Второй вариант развития; новейшей российской истории ассоциировался с возможной победой на выборах лидера КПРФ Г. А Зюганова.17

       В первом туре выборов, состоявшихся 16 июня, большинство голосов избирателей было отдано за Ельцина, Зюганова и Лебедя. Вскоре после этого А. И. Лебедь был назначен на должность секретаря Совета Безопасности РФ и помощника Президента по национальной безопасности. На прошедшем 3 июля втором туре выборов убедительную победу одержал Б. Н. Ельцин, за которого проголосовали 53,8% избирателей, или около 37% от общего списка имеющих право голоса россиян. Таким образом, более трети наших сограждан выступили за поддержку проводимого курса социально-экономических реформ.

       9 августа 1996г. состоялась  необычайно торжественная, впервые  проводимая в России  церемония  инаугурации - вступления в должность Президента Б. Н. Ельцина.  Избирание его на второй президентский срок, до 2000 г., давало реальные шансы довести до конца начатое в 1992 г. реформирование социально-экономической структуры нашего общества, сделать этот процесс необратимым. Уже 10 августа 1996 г. Государственная Дума утвердила на пост Председателя Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдина, который через пять дней огласил состав нового кабинета. Тогда же главой Администрации  Президента был назначен А. Б Чубайс, руководитель предвыборного штаба  Ельцина, теоретик и практик приватизации

в России.

       Однако начало  нового президентского срока  Б. Н. Ельцина - осень 1996 –зима 1997 г. -  ознаменовалось вынужденной  «паузой»  в политической жизни страны, вызванной продолжительной болезнью Президента, которая, в силу особенностей политической системы современной  России, стала важным фактором, оказавшим серьезное влияние на развитие всего общества. Возвращение Президента к полноценной, работе в конце февраля 1997 г. внесло коррективы в структуру политической, элиты и проводимые ею социально-экономические преобразования. В марте 1997 г. по инициативе Ельцина были произведены значительные изменения в составе Правительства РФ. Первыми заместителями премьер-министра были назначены «молодые реформаторы» А. Б. Чубайс и губернатор Нижегородской области Б. Е. Немцов. В рамках укрепления дисциплины и ответственности руководителей министерств и ведомств и других высших чиновников была развернута кампания по борьбе с  коррупцией и взяточничеством, приуроченная к сроку подачи налоговых деклараций о доходах физических лиц. Сведения о доходах ведущих государственных и политических деятелей за 1996 г. были опубликованы в печати. Это, в свою очередь, стало предпосылкой для начала «войны компроматов», развернувшейся летом и осенью 1997 г. Она продемонстрировала, что средства массовой информации в современной России превратились в «четвертую власть», реальную составляющую политической системы нашей страны, формирующую общественное мнение. «Война компроматов» отразила глубинные процессы, происходящие в социально экономической      сфере   и     определяемые    ходом     приватизации     базовых  отраслей  российской экономики.18

 

       Продолжение социально-экономических  реформ в  России затруднялось ввиду финансово-экономического кризиса, изменившегося в худшую сторону геополитического положения страны, нестабильности в высшем эшелоне 
власти. Губернаторские выборы в конце 1996 г.   зафиксировали победу ряда кандидатов оппозиционного «Народно - патриотического Союза России». В целях недопущения раскола общества и новой конфронтации Президент взял курс на обеспечение общенационального единства. Праздничный день 7 ноября, связанный с годовщиной Октябрьской революции 1917 г., был объявлен «Днем Согласия и Примирения». Однако углубление кризиса во всех сферах общественной жизни сделало предполагаемый консенсус более 
чем проблематичным.

        Начало 1997г. ознаменовалось  новыми подходами во внешней  и внутренней политике правительства  России. Стало очевидным, что монетаристская  концепция устранения государства от регулирования экономики не может обеспечить перспективы развития. России. Сессия Всемирного банка и МВФ в Гонконге фактически поддержала концепцию рыночного регулирования экономики, а доктрина чикагской школы - рынка без границ была признана несостоятельной. Понимая это, Президент России, вернувшийся к активной деятельности после болезни, заявил  «От политики невмешательства мы решительно переходим к политике упреждающего регулирования экономических процессов, контроля за жизненно важными отраслями и эффективностью расходования бюджетных средств». Однако претворение в жизнь новой стратегии оказалось затрудненным в свете продолжающихся кризисных явлений внутри страны и ее сложного положения на мировой арене.

       Весной 1997 г. по  всей стране состоялись акции протеста против снижения уровня жизни населения. Политики нового поколения настаивали на демонополизации (расчленении) естественных монополий типа «Газпрома», РАО ЕЭС России, железнодорожного транспорта, проведении реформы Пенсионного фонда и жилйщно-коммунального хозяйства, сокращении финансирования высшего образования и т. п. А. Б. Чубайс потребовал сокращения (секвестра) государственного бюджета, который с большим трудом ранее был принят Государственной Думой, поддерживавшей премьера В. С. Черномырдина как защитника естественных монополий.    Помимо экономических проблем общество будоражили вопросы противоречивой интеграции в СНГ - союза с Белоруссией и отхода от России Украины, затянувшегося урегулирования Чеченского кризиса, провоцирующего осложнения на веем Северном Кавказе, расширения НАТО на Восток вопреки геополитическим интересам России. В апреле 1998 г. в стране прошла однодневная акция протеста, в которой приняли участие до 10 млн. человек (по разным источникам). В большинстве регионов впервые прозвучали политические требования наряду с экономическими. Требование отправить правительство в отставку стало практически повсеместным. Правительство нашло паллиативные, частичные решения этих вопросов, что, с одной стороны, вызывало надежды на улучшение, с другой – стимулировало неудовлетворенность в обществе. 

       В октябре 1997с  в Государственной Думе встал  вопрос о возможности вотума  недоверия правительству Черномырдина. Президент и премьер-министр после обсуждения на заседаниях большой четверки и Круглом столе пошли на уступки оппозиции, заключавшиеся в предоставлении парламенту времени на государственном телевидении и собственной газеты, защите вкладов населения в сбербанках, обещании замораживания заработной платы, облегчении налогового бремени товаропроизводителей, обсуждении на Круглом столе вопроса о земле, признании необходимости совершенствования Конституции с целью установления баланса властей.

       В 1997г. в 13 избирательных  округах состоялись довыборы в Государственную Думу по мажоритарной системе. Представители оппозиции получили 54% думских мандатов. На губернаторских выборах 40% региональных руководителей сохранили свои посты, но 30% губернаторских             постов заняли представители оппозиции.  На выборах в местные думы из 1000 депутатов представители оппозиции составили 34%, остальных уверенно контролировала власть. В то же время разразились скандалы в связи с избранием в Нижнем Новгороде и Ленинск-Кузнецке лиц с криминальным прошлым. Неожиданно вновь выяснилось, что буржуазная демократия сопровождается зачастую избранием не лучших кандидатов, а самых денежных. Этот очевидный факт позволил оппозиции настаивать на сохранении выборов в парламент по партийным спискам, иначе он может превратиться в оплот мафиозных структур.

Информация о работе Социально – экономическое и политическое развитие России в постсоветский период