Социально – экономическое и политическое развитие России в постсоветский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы систематизировать известный материал и представить его в более-менее цельном виде, используя местные факты, статистические данные, аналитические вы¬кладки известных авторов, допуская при этом и собственные суждения.

Содержание работы

Введение 3
I Государственно – политическое развитие.
1. Верховный Совет Российской Федерации 1991-1993 гг. 7
2. «Октябрьское» противостояние и
выборы в Государственную Думу. 11
3. Президентская Россия. 13
4. В.В.Путин – преемник Б.Н.Ельцина. 23
II Социально-экономические преобразования.
1. «Шокотерапия» и приватизация 1992 – 1993 гг. 27
2. Социально – экономические последствия «шокотерапии». 30
III Чеченский кризис.
1. Первая чеченская война. 32
2. Вторая чеченская война. 33
Приложения. 35
Литература. 49

Файлы: 1 файл

рефератик=).doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

        С самого  начала работа Президента существенно  облегчалась тем, что впервые  за время постсоветского парламентаризма  он получил возможность почти гарантированно проводить нужные ему решения через Думу, опираясь на верные ему фракции «Единство», «Народный депутат» а также на демократов, которые всегда голосуют против оппозиционных коммунистов и аграриев.

       На пост премьера была предложена кандидатура Михаила Касьянова23, которая была одобрена Госдумой. Новое правительство ориентировалось на радикальную праволиберальную программу, разработанную группой Г. Грефа, была рассчитана на несколько лет и затрагивала все стороны государственной и

общественной жизни – от экономики до судебной реформы.24

      Вскоре Путин осуществил  ряд реформ, направленных на укрепление  вертикали власти я федерализма. Было создано семь федеральных округов, которые возглавили представители Президента. Семь полпредов были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента. Тут же Путин подписал три демонстративных указа, приостанавливающих действие местных актов Амурской области и Ингушетии и обязующих Башкортостан привести свое законодательство в соответствие с Конституцией России

       Совет Федерации  поначалу открыто полемизировал  с Президентом, критиковал федеративную  реформу, но вскоре согласился с предложениями Президента, тем более что Путин в ряде вопросов шел навстречу губернаторам. Однако региональные лидеры в целом лишились стратегически важной общефедеральной политической функции непосредственного давления на некоторые элементы федеральной исполнительной власти. Путин добился своего и укрепил вертикаль исполнительной власти. Летом 2000г. Президент и правительство проводят через Думу налоговую реформу, предусматривавшую установление единой ставки подоходного налога.

       В целом анализ  шагов Президента за первый  год его работы показывает, что Путин готов подтвердить свои заявления реальными действиями, что на фоне прежних президентов и премьеров выглядит весьма эффектно. В результате молодой и энергичный Президент сохраняет свою высокую популярность среди российского населения, которому надоели криминальный беспредел, воровство чиновников, бесхозяйственность. Рейтинг Путина остается высоким по сей день, несмотря на резкую критику со стороны некоторых СМИ. На него продолжают делать ставку правые и правоцентристские силы, финансовая олигархия, все новые собственники, боящиеся пересмотра итогов приватизации. Наконец, на него некоторое время рассчитывала часть левоцентристских сил, положительно оценивших государственническую позицию Президента.

       Путин обосновал  важность создания новой общенациональной системы ориентиров, которые должны ликвидировать идеологический вакуум. В основе этой системы должен находится патриотизм в самом широком смысле, этого понятия. По мысли Путина, общенациональная стратегия заключается в одном - Россия должна стать вновь великой державой. Строя демократическое и европейское государство, надо обязательно учитывать менталитет нации, в котором заложено то, что Россия всегда была сверхцентрализованным государством. Для достижения экономического роста и консолидации российского общества, указывает Путин, необходимо решить проблему духовности, нравственности, укоренить в общественном сознании патриотизм, державность, государственничество, социальную солидарность. Патриотизм- это источник мужества, стойкости, силы народа. Государственничество - это усиление государственной власти, это опора российской нации. Державность -  историческая характеристика российского самосознания, способность к мировому лидерству в сфере высоких технологий, эффективности вооруженных сил. Президент убежден в том, что новая государственная идея или идеология родится как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с  исконными российскими, выдержавшими испытание временем.

       Дальнейшая судьба  Путина как Президента зависит  от двух факторов - решения самых  важных социально экономических  проблем и окончательного решения  чеченской проблемы. Пока в этих  сферах не произошло кардинального  перелома негативных тенденций.

       В этих условиях Путин продолжает демонстрировать политическую активность. В 2001 г. он добивается принятия Думой нового Закона о партиях, активно занимается внешнеполитической деятельностью. Предпринимаются попытки как-то смягчить последствия ельцинского варианта реформ (повышение пенсий). Много времени и сил у Президента уходит на текущие дела: «дебаты о свободе печати», участие в решении конкретных социально-экономических проблем, в различных внешнеполитических мероприятиях.25  
                       II Социально-экономические преобразования.         

 

                      1. «Шокотерапия» и приватизация 1992 – 1993 гг.

 

       Принятая российским руководством в качестве базовой модели радикальная экономическая реформа по методам западной программы «шоковой терапии», поддержанная Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития, стала своеобразной альтернативой неудавшимся попыткам союзного руководства периода «перестройки» осуществить постепенную модернизацию сверх централизованной социалистической экономики. Согласно принятой концепции группы Е. Т. Гайдара, постсоветская экономика не могла быть усовершенствована, она подлежала только немедленному демонтажу при одновременной ломке командно-бюрократической системы управления и распределения. Эта модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристских методов была апробирована в Российской Федерации в 1992 — 1993 гг. Первой радикальной реформой в начале января 1992 г. стал отпуск цен. По прогнозам правительства, эта акция должна была привести к сравнительно небольшому (в 3 раза) росту цен. Соответственно был установлен индекс повышения зарплаты в бюджетных сферах, пенсий, стипендий и т. п. (70%). Но цены выросли сразу в 10 - 12 раз. Результатом явилось резкое падение уровня жизни большинства населения. Кроме того, реформа нанесла удар по сберегательным вкладам граждан, обесценив их трудовые накопления, не были разработаны механизмы их индексации.

       Эта неожиданные  и драматические результаты осуществления  нового курса породили в широких  слоях населения глубокое недоверие к правительству реформаторов.

       Другой проблемой, с которой столкнулось правительство, явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 т. сумма взаимных долгов в экономике составила около 2 трлн. руб. В результате, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия страны оказались на грани краха. Хронически задерживалась выплата заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление госпредприятиям льготных кредитов Центробанком, что создало, в свою очередь, условия для раскручивания инфляционной спирали. Рост денежной массы привел к резкому падению курса рубля и сделал невозможной финансовую и денежную стабилизацию. Это неизбежно вело к провалу гайдаровской монетаристской модели «шокотерапии» и корректировке курса реформ26.

       Одновременно  с отпуском цен последовал  ряд мер по либерализации торговли. В течение 1992 г. это привело к тому, что в широких масштабах осуществлялось «первоначальное накопление капитала» за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В их основе лежало использование разницы между государственными закупочными ценами и ценами свободно регулируемого рынка. Наиболее опасным следствием этого процесса стало накопление огромной денежной массы, оказавшейся вне сферы налогообложения. В результате значительно вырос дефицит федерального 
бюджета, который правительство старалось покрыть при помощи 
внешних займов. Эти займы в основном предоставлялись международными финансовыми организациями, поддерживавшими курс 
реформ в России (Международный валютный фонд, Всемирный 
банк, Международный банк реконструкции и развития и др.). 
Главными условиями предоставления кредитов России являлись 
либерализация внутренних цен до уровня мировых и ликвидация 
бюджетного дефицита.

       Наконец, третьей  важнейшей задачей экономической  модернизации являлось разгосударствление собственности в стране путем широкого акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи приватизационных чеков всему населению по номинальной стоимости 10 тыс. руб. Именно ваучерная приватизация, согласно концепции преобразований, должна была нейтрализовать негативные стороны радикальных реформ и создать «средний класс» - класс собственников-акционеров. Раздача чеков на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб. (так было оценено все имущество приватизируемых предприятий страны) населению началась 1 октября 1992 г. Спустя полтора года, с 1 июля 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. Одновременно фактически было признано, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого эффекта и не привела к оживлению промышленного производства и появлению класса собственников.

       Итоги проведения  экономических реформ в 1992 —1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю  противоречивость. Так, с одной стороны, было введено свободное ценообразование и начался процесс массовой приватизации, приведший к формированию рыночных отношений в обществе. Началась структурная перестройка экономики. А с другой стороны, «шокотерапия» вызвала рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслей промышленности (прежде всего, в военно-промышленном комплексе), нанесла сокрушительный удар по бюджетным сферам (наука, культура, медицина, образование и др.). Общество подверглось резкой поляризации-разделению на богатых, сверхбогатых, с одной стороны, и обедневших, нищих — с другой. 4% россиян в 1993 г. имели доходы примерно в 300 раз превышающие доходы самых бедных граждан страны. Трагической ценой преобразований стало резкое увеличение смертности россиян (на 20% в 1993 г. по сравнению с 1992 г.) и снижение рождаемости (на 14% за тот же период).

       Негативные проявления  последствий рыночных преобразований в 1993 г. протекали на фоне усилившейся конфронтации между федеральными органами исполнительной и законодательной власти. Сложившаяся ситуация грозила разрушить основные механизмы управления обществом. После октябрьских событий и принятия Конституции РФ были предприняты шаги по укреплению исполнительной федеральной власти и одновременно осуществлялась корректировка курса социально-экономических преобразований в направлении поэтапного развития рыночной экономики и гражданского общества.27     

2. Социально – экономические  последствия «шокотерапии».

 

       Итоги рыночных преобразований в России по методам, «шокотерапии», проведенных в 1992—1993 гг. «командой» Е. Т, Гайдара, показали их внутреннюю противоречивость и утопичность. Монетаристские концепции подхода к реформированию российской экономики и рецепты макроэкономической стабилизации, своеобразное «насаждение сверху» рыночных механизмов, отразили радикально-либеральные «мечтания» российских демократов, которые не учитывали вызываемого реформами социального напряжения в обществе. Структурная перестройка экономики и массовая чековая, а затем и денежная приватизация не привели к созданию «среднего класса» - слоя собственников-акционеров. Напротив, политика Правительства в сфере экономики вылилась в произвол чиновничества, «директорскую» приватизацию, разгул организованной преступности, ставшей неотъемлемой частью российской действительности.

       Социальные последствия  экономической политики обеспечили  популярность и успех лозунгам оппозиции, стимулировали поиски новых, более умеренных вариантов проведения реформ. Важнейшими тенденциями в развитии экономики России в 1994— 1997гг. оставались попытки стабилизации уровня неуклонно падавшего промышленного производства, ликвидации бюджетного дефицита и окончательного обуздания инфляции, а также выравнивание доходов россиян по отраслям, регионам и различным социальным группам. Приоритетной задачей Правительства являлось проведение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Одной из сложнейших проблем на фоне несовершенства налоговой системы и нехватки бюджетных средств стали хронические невыплаты заработной платы и пенсий, задолженности государства по которым достигли в большинстве российских регионов огромных размеров.

       Важнейшим источником  государственных доходов было  признано привлечение средств  от реализации программы приватизации. Осенью 1996 г. была развернута кампания  по проведению залоговых аукционов - продажа государственного пакета акций крупнейших промышленных предприятий страны во временное управление частным кампаниям, обладающим финансовыми ресурсами, на конкурсной основе. Наибольший резонанс, в том числе и политический, имел аукцион по передаче в доверительное управление государственного пакета акций РАО «Норильский никель». Летом 1997 г. аукцион по «Связьинвесту» окончательно выявил противоречия в интересах ведущих финансово-промышленных групп, сформировавшихся и окрепших в процессе реструктуризации российской экономики. Отметим, что радикальные экономические реформы, последовательно проводимые в стране с 1992 г., имеют результатом необратимость формирования рыночных отношений. К настоящему времени доля частного сектора в производстве валового внутреннего продукта (ВВП) составляет около 80%. (В 1992 г. эта цифра составляла около 50%.) Это обстоятельство позволяет сделать вывод о доминировании частного капитала в экономике России.

       По мнению большинства  экспертов экономика России к  концу 1997 г. прошла стадию затяжного  структурного кризиса. Большинство показателей на макроэкономическом уровне по итогам года свидетельствует о тенденции к некоторой стабилизации промышленного производства. Впервые за последние семь лет в нашей стране объем произведенного ВВП, по сравнению с 19% г., не сократился, а вырос на 0,2%. (При этом следует учитывать, что общий объем падения ВВП по сравнению с уровнем 1990 г. составил 55%.) 1997 г. был отмечен значительным снижением темпов инфляции, которая ограничилась 12,5% (в 1994г. —250%, 1995 г. — около 140%). Таким образом, Россия входит в полосу относительно стабильных, хотя и весьма высоких по мировым стандартам, цен. Одним из важнейших инструментов Правительства в достижении финансовой стабилизации является жестокое регулирование обменного курса российской валюты, установление так называемого «валютного коридора» -  твердых рамок колебаний соотношения рубль - доллар США. Он был введен после обвального падения российского рубля в октябре 1994 г. («черный вторник»). Фиксированный обменный курс рубля обеспечивается значительными валютными запасами Центрального банка России, составившими в середине 1997 г. около 25 млрд. долл., а также золотым государственным запасом (около 380 т). Признанием стабильности рубля явилось заявление Правительства в августе 1997 г. о предстоящей с января 1998 г. деноминации денежных знаков в соотношении 1000:1. Результатом ее стало возвращение в денежное обращение традиционной денежной единицы - копейки. В 1997 г. впервые за много лет начало набирать обороты отечественное промышленное производство, объем которого к концу года составил уже около 1,5% - в среднем по добывающим и обрабатывающим отраслям. Задачи экономической политики страны на 1998 г. определены среднесрочной правительственной программой до 2000 г. В основе установленных ориентиров структурной перестройки и экономического роста лежат параметры, определенные, прежде всего, денежно-кредитной политикой. В рамках осуществления общей макроэкономической стратегии в 1998 г. прирост ВВП составит около 1,5% к уровню 1997т., а годовая инфляция снизится до 5-8%,  что в среднем вдвое выше общемирового уровня инфляции в индустриально развитых странах. Одним из условий успешного развития российской экономики является создание благоприятного инвестиционного климата, который может быть обеспечен путем последовательного осуществления налоговой реформы (принятие нового налогового кодекса) и реструктуризации так называемых естественных монополий (типа РАО ЕЭС).

Информация о работе Социально – экономическое и политическое развитие России в постсоветский период