Сословно-представительная монархия в России в XVI-XVII веках.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Цель данной работы - рассмотреть период сословно-представительной монархии в России в XVI – XVII веках. А также определить социально – экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, изучить центральные органы власти и органы местного управления.

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 63.71 Кб (Скачать файл)

Из состава дьяческого аппарата казны уже к середине XVI века начали формироваться будущие приказы. Дьяки всё более и более брали в свои руки переговоры с иностранными державами, вели делопроизводство по военно-административным делам (назначение на военные должности, обеспечение служилых людей землёй). Их обязанности тогда же пополнились ещё одной - ведением дел, связанных с ямской гоньбой, т.е. службой связи. Появились дьяки, специализировавшиеся в той или иной отрасли управления. Если казна давала основные кадры аппарата складывавшейся приказной системы, то Боярская дума была той средой, из которой часто выходили руководящие лица важнейших центральных ведомств. Боярские комиссии создавались по мере надобности для ведения внешнеполитических переговоров, а позднее - для наблюдения за губными учреждениями. Так старинно территориальный принцип управления постепенно заменялся функциональным.

В первой половине XVI века отрасли казённого управления ещё не обособились, ещё не создался определённый штат каждой из них. Следовательно, задача укрепления центрального аппарата власти в полной мере не была решена.

Исходя из всего вышеизложенного, мы видим следующие предпосылки  образования сословно-представительной монархии в России:

  1. Увеличение территории страны, возросшая численность населения и увеличение его плотности требовало реорганизацию местной власти.
  2. Для ликвидации или, по крайней мере, ограничения монастырского землевладения требовалось усиление великокняжеской власти.
  3. Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков.
  4. Развитие внешнеторговых связей России с Западом и Востоком требовало ликвидации Казанского ханства и Великого княжества Литовского.
  5. В связи с предпосылками образования единого рынка для страны становилось жизненно необходимо преодоление пережитков феодальной раздробленности.
  6. Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарата не обеспечивала необходимого уровня государственного управления.
  7. Система кормлений становилась серьёзным препятствием дальнейшего объединения страны.
  8. Боярское правление показало необходимость усиления великокняжеской власти.

       В основе объединения русских земель в единое национальное государство были свои особенности, которые повлияли на процесс образования сословно-представительной монархии. Создание русского централизованного государства опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образование нации. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.

Для осуществления этих внешнеполитических задач нужна была многочисленная и сильная армия с соответствующими ей учреждениями по комплектованию, содержанию и службе вооружённых сил.

Кроме того, в условиях возраставшей феодальной эксплуатации и обострения классовой борьбы феодалы, особенно служилое дворянство, были неспособны собственными силами подавить сопротивление эксплуатируемого большинства. Для этого потребовалось усиление суда и полиции, создание и укрепление соответствующих им карательных учреждений в центре и на местах.

 

 

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.

1.ЦАРЬ.


Довольно тяжело охарактеризовать власть царя за всё время существования  сословно-представительной монархии, так как она зависела от воли и  характера каждого конкретного  правителя, а также от различных  внутриполитических ситуаций. В 1547 году Иван Грозный был венчан на царство  в Успенском соборе Московского  кремля. Принятие царского титула укрепляло авторитет центральной власти, ставив русского царя в один ряд с могущественными государями Западной Европы и Востока. За время его правления в стране были проведены мероприятия направленные на укрепление самодержавной власти и ослабление политической власти бояр.

В 1550-1556 годах были проведены  реформы в армии, направленные на организацию единых боеспособных вооруженных  сил и  ослабление командных позиций  боярства за счёт усиления в армии  роли дворянского сословия.

 Реформы государственного управления пятидесятых годов значительно подорвали политическую власть боярства и способствовали укреплению царской власти и центрального аппарата.

Однако боярство, имея огромные вотчины, сохранило за собой экономическую  независимость. Подрыв политического  могущества бояре рассматривали  как ущемление своих законных прав, а в возвышении дворянства видели угрозу для своего привилегированного положения. Всё это вызывало озлобление родовитой феодальной знати против царской власти.

Иван Грозный последовательно  проводил политику подавления боярского  сопротивления. Он выдвинул задачу подрыва  экономической мощи феодальной аристократии путём ликвидации её обширного вотчинного землевладения и наделения за этот счёт землёй дворянства. Эту цель преследовало введение опричнины (1565).

Изучение обстоятельств  создания в Русском государстве  опричнины подводит к очень сложному вопросу о противоречивости политического развития России в XVI  веке. В 50-60-х годах в стране утвердились сословно-представительные институты, и тут же опричнина делает шаг в сторону деспотического режима. Однако то обстоятельство, что система опричной военной диктатуры была принята органом сословного представительства, вовсе не означало перехода от одной формы государства к другой, от сословно-представительной монархии к самодержавию. Через полтора года, в 1566 году, в трудное военное время, Иван IV снова обратился за содействием к земскому собору. Очевидно, введение опричнины представляло собой опыт применения на практике одного из возможных вариантов государственности. Середина XVI века - время появления ряда государственных проектов. Иван Пересветов, Андрей Курбский, сам царь выступают с предложениями политического характера, используют опыт Византии, Турции, Польши и т.д., и прежде всего наблюдения над русской действительностью. А в жизни совершалось противоречивое взаимодействие двух линий эволюции государственного строя, из которых одна вела к сословно-представительной монархии общеевропейского типа, другая - к абсолютизму с отчётливыми чертами восточной деспотии.

Учреждение опричнины  было для Грозного шагом к укреплению самодержавия. Узаконив начала сословно-представительной монархии в земщине, он тем самым  добился признания для себя со стороны представителей сословий неограниченной власти в опричнине. Другими словами, сословно-представительная монархия расчищала  путь к абсолютизму.

Но и в дальнейшем Грозный  не смог обойтись без помощи сословных  учреждений. В 60-х годах XVI века в условиях сложной внешней политики, проводимой Русским государством, и напряжённой Ливонской войны правительство обращается к земскому собору по вопросам, касающимся международных отношений. В июне 1566 года в Москве был созван земский собор о войне и мире с Польско-Литовским государством.

После смерти Грозного наступает  известное ослабление самодержавия, усиление борьбы в среде правящих верхов, дворцовые смуты. Господствующие сословия стремятся поднять роль земского собора как органа, который  должен содействовать укреплению центральной  власти в стране, в частности, участвовать  в решении вопроса о престолонаследии. Русский приказный деятель, эмигрант XVII века Г.К.Котошихин выделяет особый период в истории Русского государства начиная с избрания («обирания») на царство Фёдора Ивановича (1584 год) и до воцарения Алексея Михайловича, считая этот период временем ограниченной монархии4.

Соборное уложение 1649 года, закрепившее социально-экономические сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха. 2 и 3 главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятием государственного преступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел («злое умышление») против жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор и т.п.).

Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из органа боярской аристократии в орган  приказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков); всё это не могло  не ослаблять самостоятельность  Боярской думы.

В практике законодательной  деятельности  Русского государства  со второй половины  XVII века  появилось понятие «именной указ», т.е. законодательный акт, данный только царем, без участия боярской думы. Из 618 указов, данных в правление Алексея Михайловича со времен издания  «Соборного Уложения», 588 указов  были именными, а  боярских приговоров было принято  только 49. Из анализа этих актов  видно что, все  именные указы  носили характер  второстепенных актов верховного управления и суда: служебных назначений, указов воеводам, утверждения  наказаний  или отмены их и т. д. Боярские же приговоры были наиболее  важными законодательными актами, связанными с феодальным землевладением, крепостным правом, основами  финансовой политики и прочими важнейшими сторонами деятельности  государства. Таким образом, основные законодательные акты того времени проходили ещё через Боярскую думу.

Особенно возрастало число  боярских приговоров после различных  социальных потрясений. В царствование слабовольного Фёдора Алексеевича (1676 - 1682 года) значение Боярской думы даже временно возросло: из 284 указов его правления 114 были даны с боярским приговором.

Итак, не смотря на внешнюю устойчивость положения Боярской думы, в системе аппарата Русского государства во второй половине XVII века идёт процесс возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области верховного управления.

Исходя из всего вышеизложенного, мы видим, что с середины XVI до конца XVII века произошло возрастание власти и авторитета царя, значительное уменьшение политической власти бояр, что дало возможность Петру Первому совершить переход от одной формы государства к другой, от сословно-представительной монархии к самодержавию.

 

2.БОЯРСКАЯ ДУМА.


      Боярская дума - старый орган, в осуществлении своей власти ещё великие князья, а затем цари опирались на крупных феодалов-бояр, владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в случае войны собственные вооружённые силы.

     Для эпохи  сословно-представительной монархии  характерно изменение состава боярской думы, в силу чего название перестало соответствовать его содержанию: Иван IV ввёл в Думу «худородных мужиков». В состав Думы были включены не только окольничьи, но и «худородные люди» - сначала думные дворяне, а потом и думные дьяки, ставшие новыми придворными чинами. Думные дьяки вели делопроизводство Боярской Думы.

    Реальное значение  думы в течение рассматриваемого  периода также не остаётся  неизменным. Во второй половине  XVI в. она играет большую роль, чем в XVII веке, хотя на всём протяжении своего существования обладала весьма серьёзной властью.

   Поскольку князь  (царь) разделял власть с крупнейшими  феодалами страны, постольку функции  Боярской думы были неотделимы  от его прерогатив. Боярская дума  разрешала важнейшие государственные  дела. Ею был утверждён великокняжеский  судебник 1497 года и судебники 1550, 1589 годов. Статья 98 Судебника 1550 года считала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства: «а которые будут дела новые, и в сём судебнике не написаны, и как те дела с государства доклада и со всех бояр приговор вершаться»5. Указ о кабальном холопстве в апреле 1597 года царь «приговорил со всеми бояры», ноябрьский указ того же года о беглых крестьянах «царь указал и бояре приговорили».

Боярская дума была законодательным  органом. Вместе с великим князем, а затем царём она утверждала различные «уставы», «уроки», новые  налоги и т.д. В большинстве законов XVI века есть такая формулировка: «уложил царь со своими бояры».

Будучи высшим органом  управления страной, Боярская дума осуществляла общее руководство приказами, надзирала  за местным управлением, принимала  решения по вопросам организации  армии, земельным делам. Переговоры с иностранными послами вела специальная  ответная комиссия из членов Боярской думы. Итог этих переговоров выносился  на рассмотрение и решение великого князя (царя) и Боярской думы.

Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или Александровской слободе.

Укрепляя свою власть, великие князья и цари XVI века стремились ослабить роль и значение боярской аристократии. Уже с середины XVI века из Боярской думы выделилась так называемая «комната», «ближняя дума» - более узкий состав верных царю людей, с которыми он решал важнейшие тайные, экстренные и придворные дела. С мнениями, внушёнными этой «ближней думой», царь выступал на заседаниях Боярской думы.

В 1547-1560 годах, в правление  Ивана Грозного, действовал неофициальный  совет в составе поместного дворянина  царского «ложничего» А. Адашева, священника Благовещенского собора А. Сильвестра, князя Д. Курлятева, князя А. Курбского и других лиц. С помощью этой «Избранной рады», как впоследствии называл её Курбский, Иван Грозный провёл ряд важнейших реформ (судебную, военную, земскую и другие), определил основное направление внешней политики и на некоторое время оттеснил Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов законодательства и управления.

Деятельность опричнины  в оба её периода (1565-1572, 1573-1584 года ) была направлена на преодоление пережитков феодальной раздробленности, подрыв экономической и политической мощи боярской аристократии. Место истреблённых представителей наиболее строптивых феодальных фамилий в Боярской думе заняли родственники царя, менее знатные представители феодального класса: окольничие, думные дворяне, думные дьяки.

После смерти Ивана Грозного значение Боярской думы опять возросло. Заметную роль играет Боярская дума в  отдельные периоды иностранной  интервенции и крестьянской войны начала XVII века. В правление боярского царя Василия Шуйского в 1606 - 1610 годах, кроме Боярской думы, в Москве существовала особая Дума в тушинском лагере. После свержения Василия Шуйского 17 июля 1610 года к власти пришла Боярская дума. Фактически всё управление государством осуществляла группировка из семи наиболее влиятельных членов Думы (Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, А. В. Трубецкого и других ). Это боярское правление получило у современников наименование «семибоярщины». В договорах, заключённых с польскими интервентами 4 февраля и 17 августа 1610 года, бояре пытались подчеркнуть это возросшее значение Боярской думы.

Информация о работе Сословно-представительная монархия в России в XVI-XVII веках.