Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 01:36, курсовая работа
Цель работы. Цель данной работы - рассмотреть период сословно-представительной монархии в России в XVI – XVII веках. А также определить социально – экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, изучить центральные органы власти и органы местного управления.
Несмотря на возросшее к началу XVII века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с царём прерогативы верховной власти. Это был орган боярской аристократии. Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов.
Боярская дума оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. По свидетельству современника, царь Михаил Фёдорович, «хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего»6. Алексей Михайлович, несмотря на наличие более узкой по составу «ближней думы» и личной канцелярии (Тайного приказа), по всем основным вопросам советовался с Думой; более мелкие вопросы Боярская дума обсуждала без царя.
Характерной особенностью XVII века явилась более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству.
На заседаниях Боярской думы утверждались решения приказов (статейные списки). Дума была высшей служебной инстанцией государства.
Боярская дума просуществовала весь XVII век, хотя её значение в последнее десятилетие века сильно упало.
3.ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ.
С появлением новых слоёв
в среде господствующего
В оценке значения земских
соборов в дореволюционной
Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия.
Широкие совещания для решения важнейших вопросов государства созывались и раньше. Это были феодальные съезды-советы верхушки феодалов, светских и церковных. Но Земские соборы принципиально отличались. В них также участвовали бояре и духовенство, но новым было представительство от широких кругов дворянства, от купцов и посадского населения, в том числе чёрного. На соборе в 1613 году при избрании Михаила Романова царём были представители и от крестьян, конечно, черносошных, но в ничтожном количестве – двое из 700 делегатов. Правда, ещё на первом Соборе в 1549 году сам царь выступил как защитник крестьян и даже холопов.
Датировка первого Земского собора спорна, в том числе и потому, что сама форма этого органа первоначально была довольно расплывчатой. Н.Е.Носов показывает, как собирался первый из них. В феврале 1549 года царь то ли собрал расширенное заседание Боярской думы, с привлечением тогдашней общественности, то ли создал уже принципиально новый орган. Во всяком случае, в этом совещании участвовали, кроме бояр, представители верхушки духовенства, включая митрополита, дворяне, дети боярские, т.е. почти все тогдашние сословия. Думается, что можно согласиться с мнением авторов, считающих данное совещание Земским собором.
Это собрание называют обычно «собором примирения», поскольку Иван IV, вступив на царский престол, решил разделаться с обижавшими его в детстве и юности боярами, но под давлением обстоятельств вынужден был «помириться» с ними. В литературе в то же время высказывается мнение, что своеобразная победа бояр была отнюдь не полной, как раз наоборот, на Соборе заявили о себе и были в определённой мере обласканы низшие слои феодалов – дети боярские и дворяне, т.е. что он носил компромиссный характер.
Спорен вопрос и о втором Соборе. Одни авторы считают, что он состоялся в 1550 году и именно на нём был принят царский Судебник. Другие полагают, что такого Собора вообще не было. Бесспорно историческое существование Собора 1556 года, решавшего важные вопросы, и прежде всего о Ливонской войне. Особое место в истории занимает Собор 1613 года, положивший начало династии Романовых. Вообще XVII век, его первая половина – это пора расцвета Земских соборов, заседавших почти непрерывно. Однако на этом она и кончается, притом весьма знаменательно – решением о согласии на принятие Украины в состав России (1653 год).
Не менее спорна история соборов конца XVII . С.В.Юшков считал их ненастоящими, с чем и связывал завершении истории сословно – представительной монархии.
Земские соборы состояли из трёх основных частей. В них входили обычно целиком: Боярская дума, Освященный собор (собор высшего духовенства), собрание представителей разных чинов людей, т.е. дворянство, купечество и т.д. «Третья палата» первоначально назначалась, а потом избиралась на местах, по уездам, что стало зародышем российского избирательного права. На Соборе 1556 года присутствовали представители только московского дворянства, 1598 года – уже и периферийного. При этом делегатами были местные чиновники. В том и другом соборах заседали и делегаты от купечества, но только московского7.
Созывались Земские соборы обычно царём или временно заменяющей его властью (Боярской думой, патриархом).
По поводу государственно
– правового значения Земских
соборов высказываются
Обычно Земские соборы собирались, когда нужно было проводить какие-либо важные государственные мероприятия, на которые у царя не хватало собственных сил и средств. Иными словами, юридической обязанности созывать соборы у царей не было, но нужда заставляла делать это. Соборы нужны были для приискания дополнительных средств, решения вопросов о войне и т.п.
Никакой определённой компетенции они не имели. Круг их прав и полномочий также не был формально определён, всё это вытекало из потребностей момента. Таким образом, если соборы и были схожи с западноевропейскими парламентами, то лишь в принципе.
В этой связи важно соотношение царя и Земского собора. В рассматриваемый период возник порядок, согласно которому царь при вступлении на престол должен был быть избран Собором. Прецедент создал Бори Годунов, имевший довольно шаткие права на трон и потому особенно нуждавшийся в поддержке общественности. В ещё более сомнительных условиях избирался в цари Василий Шуйский. Даже правомерность избравшего его собрания в литературе подвергается сомнению. Тем не менее, никто не отменял принцип первородства и единонаследия, более того, такой порядок престолонаследия как раз укрепился. Таким образом, царь, который уже в силу своих наследственных прав мог претендовать на престол, в то же время ещё избирался Собором. Правда, Алексея Михайловича посадили на трон, по существу, обойдя Собор.
4.ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА.
Переход к
сословно–представительной
Первые учреждения приказного порядка зародились ещё в конце XV века. Но теперь такая система становится всеобъемлющей и господствующей. Её введение обусловлено, прежде всего, обострением классовой борьбы, в том числе требованиями дворянства и купечества, рвавшихся к власти. Старая система не могла их устраивать.
Осуществление отдельных функций государства в XV веке поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти нерегулярные поручения («приказы») получали более постоянный характер. Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Первоначально в XV веке эти должностные лица осуществляли свои задачи без вспомогательного аппарата. Но с усложнением задач им давались «для письма» (с начала XVI века) чиновники помельче - подьячие, объединённые в особом помещении-канцелярии - «избе», «дворе». Процесс образования «изб», «дворов» - канцелярий растянулся на несколько десятилетий (с конца XV века и до середины XVI века) и был неодновременным. Должностные лица, не имевшие своих канцелярий - «изб», вели делопроизводство в уже сложившихся «избах», «дворах». Так, в первом из возникших «дворов» (Казённом), впредь до образования соответствующих «изб», велись разрядные, поместные, разбойные, ямские и другие дела.
Каждая «изба» или «двор» вместе с возглавлявшим её должностным лицом представляла зародыш будущего приказа. С середины XVI века «избы» - канцелярии стали превращаться в постоянно действующие центральные бюрократические государственные учреждения - приказы. Это нашло отражение и в увеличении круга их задач, появлении чиновничье-бюрократической иерархии и внутренней структуры, складывании определённых приказных порядков деятельности и форм делопроизводства.
Важнейшим звеном аппарата централизованного государства была армия, состоявшая из феодальных ополчений князей и бояр - вассалов великого князя московского, а также служилых людей - дворян и детей боярских. Объединение русских земель вокруг Москвы, борьба русского государства с татарами, турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феодалами требовали постоянного усилия и усовершенствования вооружённых сил.
Ряд первых центральных государственных
учреждений русского национального
государства имели военное
Во второй половине XVI века появились другие приказы этой группы: Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел, Оружейный, Бронный, Аптекарский.
Приказы создавались без какого-либо плана, по мере надобности. Так, Иван IV, изображавший себя отцом подданных, в самом начале своего царствования создал Челобитный приказ. Учреждались приказы для обслуживания царя и его семьи (например, Золотошвейный приказ для обеспечения царицы материалами для рукоделья).
В силу бесплановости создания приказов, чёткого разграничения компетенции между ними не было. Иногда несколько приказов занимались однородным или даже одним и тем же делом. Например, три приказа ведали государственными доходами. Иногда, наоборот, один приказ занимался весьма разнородными вопросами. Например, Приказ золотого и серебряного дела ведал царской посудой и, кроме того, руководил кавалерийскими полками иноземного строя.
Приказная система, будучи новой по сравнению с дворцово-вотчинной, в то же время носила на себе её отпечаток, так как не была создана путём её отмены, а постепенно вырастала из неё. Пережитками старой Дворцово-вотчинной системы были, прежде всего, уже упоминавшиеся приказы, обслуживавшие личные потребности царя (Ловчий, Сокольничий, Постельничий, Сытный, Конюшенный). Были и приказы, совмещавшие общегосударственные функции с удовлетворением личных потребностей царя. Казённый приказ, например, не только выполнял финансовые функции, но и заведовал царским гардеробом, что не удивительно, поскольку одежда, а тем более царская, стоила огромных денег, и затраты на это перелагались тем самым на государственный счёт. Впрочем, понятия «государственный» и «государев» в то время практически не различались.
В середине XVII века стали проводиться мероприятия по упорядочению приказной системы: несколько приказов отдавались под управление одного лица, приказы сливались, был учрежден Тайный приказ, сконцентрировавший контроль над всем управлением.
С созданием приказов в Русском государстве появилось обширное бумажное делопроизводство. В процессе практической деятельности приказов сложились формуляры определённых видов документов, порядок их оформления и движения как внутри каждого приказа, так и между ними. Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из духовного звания и даже крупного купечества («гостей»). Дьяки были фактическими вершителями дел в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался «доклад» царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при самом «докладе». Со слов царя дьяк делал на «докладе» «помету» (резолюцию), составлявшую основу царского указа.
Информация о работе Сословно-представительная монархия в России в XVI-XVII веках.