Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:34, контрольная работа
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.
Вместе с тем происходили существенные перемены в земледельческом положении дворян, так как образование регулярной армии довершило разрушение основ поместного владения. Когда дворянская служба стала не только наследственной, но и постоянной, и поместье должно было стать не только постоянным, но и наследственным владением, навсегда слившись с вотчиной. Как поместные, так и вотчинные земли образовали одно понятие недвижимой собственности, право распоряжения которой, впрочем, было стеснено законом 1714 г. Этот закон в XVIII веке называли «изящнейшим благодеянием, коим Петр Великий поместные дачи в собственность пожаловал».
Бездетные владельцы могли передать свою недвижимость родственникам по своему усмотрению.
Если же отсутствовало завещание, то, по общему правилу, недвижимость передавалась ближайшему родственнику.
Дворяне обязывались уплачивать подушную подать за принадлежащих им крепостных. Помещик становился ответственным сборщиком податей, ограждая вместе с тем свои села и деревни от разорительных наездов фискальных администрации. Недоимка в сборе прямого налога по указу 1727 г. взималась не с крестьян, а с самих помещиков и их приказчиков. В помещике законодательство Петра усматривало как бы руководителя того самого труда, который являлся источником подушной подати.
По существу, из военной корпорации XVII века уездное дворянство эпохи Петра превратилось в финансовую организацию для сбора подушной подати.
Дворянство в петровскую эпоху в целом осталось привилегированным сословием. Оно пользовалось значительными преимуществами по сравнению с другими. Дворянин имел право на разные почетные должности, был в некотором смысле помощником государя в исполнении законов, не мог владеть землей и крестьянами, лично освобождался от податей и пяток по делам судебным. Хотя широким правам дворянства соответствовали и их обязанности.
Что получилось в результате основных и второстепенных дополнительных мероприятий Преобразователя по отношению к служивому сословию? Прежде всего , законодательные меры Петра изменили формы обязанностей дворянства. Теперь оно служило поголовно и ставилось во главе вооруженной массы, руководило ее действиями и военной подготовкой. Петр, строго разграничил военную и гражданскую службу, часть шляхетства должна была посвящать себя исключительно гражданской службе. Дворяне по-прежнему обладали исключительным правом землевладения. Кроме того, его обязали учиться и приобретать ряд специальных знаний.
С другой стороны, Петр присвоил дворянскому званию значение почетного благородного достоинства, даровал гербы и титулы, разрушил прежнюю замкнутость служивого класса, открыл путем выслуги широкий доступ в дворянскую среду людей неродовитых, что в CUII веке нельзя было представить.
В результате, наверху общественного (сословного) деления граждан Российского государства образовался привилегированный слой, поставляющих, так сказать, командный состав для армии и флота граждан, созидавших своим трудом государственное богатство.
События после смерти Петра показывают,
что шляхетство, пополняя гвардию
и правительственные
Почувствовав себя силой, дворянство начинает стремиться к тому, чтобы освободить себя от тягот подневольной крепостной службы государству, с сохранением, однако, всех тех прав, которые представило им правительство.
Е.В.Анисимов разделяет взгляды дореволюционной историографии на петровскую политику в отношении дворянства как закрепостительную. «Это за бюрократизированное, за регламентированное дворянство, обязанное учиться, чтобы затем служить и служить на бессрочной военной и гражданской службе /даже отставленные от службы «за старостью и за ранами», о чем их часто, освидетельствовал, сам самодержец, определялись в гарнизоны «кто к какому делу способен»/, можно ли назвать господствующим классом-сословием в том смысле, как мы понимаем это применительно к екатерининским или николаевским временам?» – риторически вопрошает историк.
Но как же с правом дворянства владеть землями и крестьянами, как будто принятый в интересах шляхетства указ 1714 г. о майорате, т.е. единонаследии? Анисимов замечает, что право земле и душе владения при Петре – не исключительная привилегия дворян (как позднее); крепостными могли в первой четверти XVIII века владеть также и купцы. Что же касается управления в правах вотчины и поместья и запрещения дробить их между сыновьями, то здесь царя интересовала, прежде всего, не участь сословия, а интересы государства. Во-первых, с поделенных владений могли бы упасть государственные доходы; во-вторых, как говорилось в указе, при передаче имения единственному наследнику «прочие не будут праздны, ибо принуждены будут искать хлебы службой, учением, торгами и прочим, И то все, что оные сделают вновь для своего пропитания, государственная польза есть».
Петр, защищал, государственные интересы последовательно жертвовал сословными интересами отдельных групп населения, не исключая и те, что принято называть привилегированными.
Наиболее сложным образом склад
Первоначально организация русской церкви начала формироваться вскоре после крещения Руси. Сначала это была митрополия константинопольская патриарха.
В Древнерусском государстве
С такими умозаключениями, конечно, согласиться нельзя. Разве красота и прелесть исполнения христианских культов и обрядов, элементы богослужения не подняли христианина на ступень выше язычника? Разве распространение христианства и становление русской церкви не оказали влияния на развитие духовной культуры на Руси , и особенно грамотности? Русь получила возможность читать и писать, расширять свой кругозор главным образом с помощью появившихся в арсенале христианской церкви возможностей.
Безусловно, в социально-экономическом отношении церковь являлась феодальным собственником. Причем она отличалась от светских феодалов (князей и бояр) не отчуждаемостью этой собственности и принадлежностью ее целому обществу, т.е. церковной организации, а не какому-то лицу или роду.
С 1589 года самую высшую ступень в церковной иерархии стал занимать патриарх, который являлся главой церкви и вместе с тем епархиальным архиереем.
Главным содержанием деятельности всех служителей культа является утверждение православия в России и его использование на всей территории. Церковь распространяла свое влияние не только в сфере прямого исполнения религиозных обязанностей, но и в других направлениях: книгопечатание, иконописание, образование, культура, духовные встречи и чтения, проявление гуманности и милосердия, попечение инвалидов и больниц, детских домов и т.д. Особое внимание обращалось на содержание и характер образования. Основными учебниками учителей из духовенства были Псалтырь и Часослов, – богослужебные книги с текстами молитв.
С тем, чтобы уменьшить воздействие на православных верующих, в России были запрещены ввоз и распространение иностранной печатной литературы, за исключением греческой. Связи русского населения с иностранцами не православной веры были ограничены, запрещали посещать кирхи лютеран и кальвинистов, а всем иноземцам – церкви.
Следует заметить, что дворянство весьма ревниво наблюдало за всем церковным хозяйством и принимало меры против его роста.
Одним из наиболее рьяных приверженцев православной веры был отец царя Михаила Федоровича, ставший в 1619 году патриархом Московским и все я Руси – Филарет. Закаленный Смутой и воспитавший народ в ненависти к иноверцам, преследовавший любое инакомыслие и проявлявший жестокость, в сущности, ничего положительного и значительного русской православной церкви не дал. Уже тогда наметился процесс разрушения церковных уставов, что закономерно вело к полному расколу в патриаршестве.
Русское духовенство традиционно не относилось к бедным сословиям. Имея колоссальные доходы, духовенство тратило их большей частью на содержание дворцов, убранство церквей и монастырей, пускалось в хозяйственный оборот.
Роковую роль в русском православии сыграл патриарх Никон, способствующий расколу русской церкви. Об этом церковном деятеле следует сказать особо.
Историки признают Никона (в миру Никита) одним из самых могучих деятелей XVI века.
Будучи Новгородским митрополитом, Никон бдительно следил, чтобы богослужение совершалось с большой точностью, правильностью и торжественностью, А в то время, надо, сказать, несмотря, на набожность наших предков, богослужение велось в высшей степени не благолепно, потому что для скорости разом читали и пели разное. Для благочиния Никон уничтожил «многогласие» и заимствовал киевское пение вместо так называемого «раздельноречного», очень неблагозвучного.
В 1651 году, приехав в Москву, Никон посоветовал царю перенести мощи митрополита Филарета из Соловецкого монастыря в столицу и этим загладить грехи Ивана Грозного перед святителем. Никона самого отправили в Соловки за мощами.
За время отъезда Никона скончался
патриарх московский Иосиф. На патриарший
престол избрали Никона; он отвечал
отказом на свое избрание. Царь и
его окружение стали
Вступив на патриарший престол, Никон стал активно распространять и утверждать во всех российских церквах благозвучное пение, а также пение по нотам. Для этой цели он даже вызывал в Москву из Греции знатоков по этому вопросу.
В.Ф.Иванов пишет, что проводом к расколу русской церкви послужило рабское преклонение Никона перед греками и забвение истории своей церкви. Он рабски следовал византийским образцам.
При Никоне в Москве появляются греческие амвоны, греческие архиерейские посохи, греческие клобуки и мантии, греческие живописцы и т.п. Никон приказывал отбирать иконы нового письма, что многих православных приводило в недоумение. В то же время подражание грекам было, мягко говоря, не совсем оправданным. Большинство греческих книг печаталось в «латинских землях», понятно, что в них порой присутствовали мысли, отличные от русской православной традиции.
Полным ходом продолжался
Таким образом, к середине XVII века духовенство оказалось в глубоком кризисе. Постепенно оно лишается своих привилегий. В 60-х годах XVII столетия происходит окончательный раскол русской церкви. Никон был низложен, многих священников лишили церковной службы. Русская церковь разделилась на два враждебных друг другу лагеря. Борьба со старообрядчеством принимает широкие масштабы и охватывает разнообразные слои и группы населения. Преследование старообрядцев продолжалось долгие годы. Православие стали насаждать насильственно даже среди нерусского населения.
Все эти события предопределили упразднение патриаршества, а также церковную реформу Петра I.
С именем Петра Великого связана одна из наиболее радикальных церковных реформ. В его душе отсутствовал дух благочестия, а потому он мало дорожил формами православной веры. Не вероисповедание как таковое, не блеск церковных богослужений не занимали царя. Он вспоминал о Боге лишь от случая к случаю.
Первые церковные распоряжения
Петра проводились совершенно без
всякой попытки теоретического оправдания
и без всякого заранее