Состояние крестьянского вопроса во время правления Николая I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:47, доклад

Описание работы

Ко времени вступления на престол императора Николая I во внутренней политике России накопилось много нерешенных вопросов, которые создавали напряженность в обществе.
Эти вопросы накапливались с самого начала царствования Александра, который, как мы видели, был склонен на либеральные обещания, которые так никогда и не выполнялись, и которого, очевидно, больше занимали вопросы внешней политики и его роль царя – освободителя Европы, затем превратившаяся в роль жандарма Европы.

Файлы: 1 файл

Глав36а II.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

§ 1. Состояние крестьянского вопроса во время правления Николая I

Ко времени вступления на престол императора Николая I во внутренней политике России накопилось много нерешенных вопросов, которые создавали напряженность в обществе.

Эти вопросы накапливались с самого начала царствования Александра, который, как мы видели, был склонен  на либеральные обещания, которые так никогда и не выполнялись, и которого, очевидно, больше занимали вопросы внешней политики и его роль царя – освободителя Европы, затем превратившаяся в роль жандарма Европы.

Между тем, разрешения многих внутриполитических вопросов, среди которых одним из самых острых оставался крестьянский вопрос, нетерпеливо ожидала либерально настроенная передовая общественность, успевшая после короткого, но  близкого общения с Европой в  1813— 1815 годах, выработать у себя определенные политические идеалы, которые  шли совершенно вразрез с  реакционным направлением деятельности правительства.

Ставшее закономерным итогом царствования Александра І формирование тайных обществ, выступление декабристов и последовавшая за этим расправа уже при Николае І, по словам А.А. Корнилова, лишила страну «лучших и наиболее живых и самостоятельных представителей  передового мыслящего общества, остальная часть которого была запугана и терроризирована мерами правительства, а правительство оказалось абсолютно разобщенным в предстоящей ему трудной работе с умственными силами страны на все царствование Николая». 

Дальнейшее экономическое развитие государства делало необходимым переход  к более интенсивным формам хозяйства, а между тем сделать подневольный крепостной труд  более продуктивным, производительным  было практически невозможно.  Многие помещики убеждались по собственному опыту, что при каком угодно жестком режиме  подневольный труд никогда не  сравнится  в производительности с вольнонаемным. К 40-м годам  для думающих и читающих сельских хозяев это убеждение  стало уже аксиомой.  Многие помещики ясно видели, что введение улучшенного хозяйства с машинами,  с удобрениями, с более сложным севооборотом требует затраты значительного капитала, которого не было, а крепостные перестали даже окупать  стоимость своего содержания.

Особенно остро чувствовали помещики невыгодность крепостного труда в годы неурожаев, когда обязанность кормить крепостных ложилась на их расстроенные хозяйства непосильным бременем.

Непомерная задолженность имений наталкивала многих помещиков на мысли об освобождении крестьян. В 1843 году  в государственном  банке и в «сохранных казнах»  было заложено 5.575.515 крестьянских душ. В 1852 г. число заложенных душ возросло до 5.843.735, а к 1  января 1856 г. - до 6.028.794. Сверх того, в приказах общественного призрения было заложено на сумму 100.000.000 руб., по приблизительному расчету около 1.000.000 душ, в то время  как по 9-ой ревизии количество всех крепостных людей составляло  10.708.856. В заложенных имениях на каждую душу приходилось в среднем по 69 рублей долга.  «Уплата процентов по этим долгам,— пишет В. И. Семевский, — лежала тяжелым  бременем  на помещичьих хозяйствах и наводила многих дворян на мысль, что было бы недурно разделаться с этими долгами, хотя бы посредством освобождения крестьян».

Многие помещики искали выход путем усиления  эксплуатацию крепостного труда, обращая  имения, ранее бывшие на оброке, в барщинные и заводя вотчинные фабрики. На некоторых таких фабриках крестьян стали обращать в  «месячников», работавших без всякой заработной платы и получавших скудное пропитание от помещиков. Положение таких «фабричных  рабов»  было ужасно; но и эта система оказалась для помещиков  недостаточно выгодной, ибо при вялой работе таких крестьян даже и скудное их пропитание оказывалось слишком дорогим для помещиков.

Все эти обстоятельства показывали неизбежность скорой ликвидации крепостных отношений.

Вторым  фактором, требовавшим неотложного рассмотрения крестьянского вопроса, было  все обострявшееся настроение крепостных по отношению к  их  господам. Владеть крепостными становилось опасно. Правительство,  несомненно, также сознавало опасность такого положения вещей.

§ 2. Крестьянское законодательство Николая I

Николай понимал, что без реформ не обойтись. Он решил начать с преобра¬зований, направленных на улучше¬ние положения государственных кре¬стьян.

Вообще, различия в положении государственных и помещичьих крестьян усилились к началу 19 века. Государственные крестьяне были окончательно освобождены от раздачи помещикам, крепостные – продолжали зависеть от их произвола; государственные крестьяне стояли в ведении органов казенного управления, крепостные же отстранялись от таких отношений помещиками, стоявшими между ними и государственной властью; права и учреждения государственных крестьян были отчасти признаны законом, крестьяне помещичьи, напротив, оставались почти «мертвыми в законе, разве по делам уголовным» .

Нет необходимости говорить, что положение государственных крестьян было в большинстве случаев намного терпимее, чем положение частновладельческих, то есть помещичьих крестьян. Дальнейшие реформы должны были улучшить быт государственных крестьян.

Эти реформы провел генерал П. Д. Киселев — член Госсовета и министр государственных имуществ. Главным пунктом преобразований, осуществленных в 1837—1841 гг., явилось введение кре¬стьянского самоуправления. В деревнях стали создавать¬ся школы и больницы. Там, где земли не хватало, ино¬гда принималось решение о переселении крестьян на сво¬бодные земли в другие районы страны, особенно в восточ-ные. Для того чтобы обезопасить крестьян от неурожая, было решено оставить часть земли на «общественную за¬пашку». На этих участках крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда. Нередко на таких общественных наделах насильно заставляли сажать кар-тофель. Это было непривычно для русских крестьян и привело в начале 40-х гг. к «картофельным бунтам».

Реформа Киселева не могла вызвать симпатий со сторо¬ны помещиков, поскольку слишком усилились различия в положении государственных и крепостных крестьян.

Реформа 1837-1841 г. (проведенная с целью управления государственными крестьянами) - значение реформы таково: она была проведена для того, чтобы усилить органы власти, управляющие государственными крестьянами, начиная от низших органов управления, заканчивая самыми высокими. На таких крестьянах лежали тяжелые обязанности: устройство дорог, ямская повинность, корабельная - по рубке и заготовке леса и т. п. Государство брало с них большие подати, представлявшие один из основных источников дохода казны. Однако эта реформа ввела крестьянское самоуправление в государственных деревнях, что дало крестьянам некую свободу.  
 
1842 год, "Указ об обязанных крестьянах" - целью было освобождение крепостных крестьян. Однако на деле было освобождено только 24 тыс. крестьян, поэтому особого значения этот указ не возымел. Комитет, созванный для принятия этого указа, бездействовал. Все комитеты, которые созывались позже для принятия иных указов, призванных помочь крестьянам, так же не принесли значимых результатов.  
По сути, основное значение реформ Киселева - она стала переходным для России моментом: от эпохи феодализма к капиталистической эпохе, хотя сама реформа носила грабительский характер. 


КИСЕЛЕВА РЕФОРМА - реформа государственной деревни, проведенная в 1837-1841 гг. министром государственных имуществ П.Д. Киселевым.

      В марте 1835 г. был  учрежден Секретный комитет для обсуждения проекта крестьянской реформы, а в апреле — Пятое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с П.Д. Киселевым для подготовки реформы государственной деревни. В кон. 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ во главе с Киселевым. Ему Николай I поручил провести задуманную реформу.

      Реформа распространялась  на 8,1 млн. душ мужского пола —  государственных крестьян в основном  западных и некоторых южных  губерний, однодворцев и др., составлявших  в общей сложности более трети всего населения России.

      В 1838-1841 гг. в великорусских, западных и прибалтийских губерниях  была создана четырехступенчатая  система управления: губерния —  округ — волость — сельское  общество. В каждой губернии учреждалась  Палата государственных имуществ. В состав округа, в зависимости от численности государственных крестьян, входили один или несколько уездов. Во главе округа стоял окружной начальник с двумя помощниками. Округа делились на волости (ок. 6 тыс. душ мужского пола в каждой). Волостной сход, на который посылали по одному представителю каждые 20 крестьян-домохозяев, избирал на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух заседателей, а также волостного писаря.

      Волости состояли  из сельских обществ, ок. 1,5 тыс. душ мужского пола в каждом. В состав сельского общества входили одно или несколько селений. В сельском сходе участвовало по одному представителю от каждых 5 домохозяев. Сход избирал на 3 года сельского старшину, а для надзора за порядком — сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Разбором мелких тяжб и проступков занимались избираемые крестьянами волостные и сельские суды ("расправы"). Они состояли из судьи и заседателей ("добросовестных").

      Общинное землепользование с переделами земли сохранялось. Оброк назначался в зависимости от доходности крестьянского надела. Власти передали крестьянам часть земли из государственного резерва — всего ок. 2,5 млн. десятин. Крестьянские семьи начали переселять в малонаселенные губернии. Переселенцы (170 тыс. душ мужского пола) также получили 2,5 млн. десятин земли, государственные крестьяне западных губерний были освобождены от барщины.

      На селе появились  врачи и ветеринары. Возникали "образцовые" фермы, где развивались передовые приемы земледелия. Предотвратить голод в случае неурожая должны были 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов и выделенная из крестьянской надельной земли т.н. общественная запашка, значительная часть которой отводилась под посевы картофеля.

      Принудительная посадка картофеля привела к массовым бунтам на Урале, в Поволжье и др. местностях. В ноябре 1843 г. Киселев отменил обязательные посевы картофеля. Реформа улучшила положение государственной деревни, увеличила наделы крестьян и устранила земельную "тесноту".


РЕФОРМА П.Д. КИСЕЛЕВА (1830-50), система мероприятий по унификации упразднения казенных деревней, повышению грамотности крестьян и распространению в их среде агрономных и зоотехнических знаний. Реформа Киселева сопровождали массовые организованные переселения государственных крестьян в Сибирь из малоземельных губерний России. В соответствии с Екатерины II национальным проектом ее внук император Николай I ближайшей задачей считал ликвидацию крепостного права, и в связи с этим внимание его доверенных лиц обращалось на социальную опору империи — лично свободное крестьянское население, ряды которого должны были пополнить после освобождения бывшие крепостные.

 

Свободное крестьянство России являлось гарантом самосохранения империи не только потому, что выступало политическим противовесом дворянству и условием относительной независимости верховной власти. Громадная протяженность сухопутных границ Российской империи обязывала иметь постоянную большую сухопутную армию. Для ее пополнения и содержания требовались людские и продовольственные ресурсы. Российский крестьянин был важен для империи в равной степени и как бездоимочный налогоплательщик, и как верноподданный, выступавший в роли охранителя ее границ — солдата и работника (на случай военной мобилизаций) вместе с его помощницей-лошадью, необходимой для перемещения людей, военных и казенных грузов.

Выполнять свою историческую миссию российский крестьянин мог, лишь имея свободный доступ к земле и гарантируя условия для воспроизводства здорового потомства. Производимый его семьей продукт в своей существенной доле должен был поступать на рынок, а не в закрома феодала или «мироеда». Между тем в ходе ревизий казенной деревни в 1830—40-х гг., в том числе в Сибири, обнаружили повсеместные нарушение узаконенных Екатерининской реформой норм. Этому способствовала непоследовательная внутренняя и особенно внешняя политика Александра I. Для их восстановления потребовалась незамедлительная реакция правительства. В 1837 создали Министерство государственных имуществ (МГИ) во главе с П.Д. Киселевым. Государственных крестьян отнесли в ведение МГИ, однако относительно сибиряков этот вопрос остался нерешенным. Принятые Екатериной II меры по предупреждению маргинализации крестьянства оказались способны лишь частично замедлить развитие грубых форм аграрного капитализма. Обнаружилось также, что их распространению вместе с сельской буржуазией во многом способствовала бюрократия, незначительная прежде, а теперь вполне сформировавшаяся из тех же податных разрядов населения — разночинцев.

Обуржуазивание сельской верхушки наиболее интенсивно протекало на Севере, в Поволжье, на Юге; в Сибири — в  Зауралье и в восточных регионах. Одновременно с «мироедами» сформировался массовый слой неимущего и малоимущего населения с характерной для него слабой способностью к демографическому воспроизводству и хронической недоимочностью, так как большую часть производимого им прибавочного продукта присваивала закабалявшая его сельская буржуазия. Определенной частью своих накоплений она делилась с земскими чиновниками, под опекой которых находились до создания МГИ государственная деревня и ее выборные органы. Используя деньги, сельские богатеи вынуждали обслуживать свои интересы и выборных должностных лиц, и волостные сходы, не говоря уже о писарях; вмешательство земских властей также блокировалось взятками.

Фактически произошло сращивание интересов 2 «отрядов» доиндустриальной буржуазии — сельской и чиновничьей. Используя внешние формы «крестьянской демократии», они успешно осуществляли первоначальное накопление путем грабежа и крестьян, и казны. Закабаление рядовой массы крестьянства происходило в форме заемной кабалы, монополизации казенных и частных подрядов, аренды земли и угодий. В условиях социального разложения деревни блокированным оказался процесс ресоциализации принудительных мигрантов и пополнения ими казенного крестьянства; за счет ссыльных росли ряды неимущих и пауперов, усугублялось социальное неравенство (см. Крестьянство).

Проект Реформа П.Д. Киселева предусматривал в отдаленном будущем перенести налоги с души на землю. Таким образом предполагалось принудить сельских богатеев, захвативших землю бедняков, возвратить ее бывшим владельцам. Пока же полагалось усилить контроль над органами крестьянского самоуправления, создавая на местах, в губерниях и округах местные учреждения МГИ для попечения над жизнью казенной деревни. Одновременно выборные должностные лица должны были получить статус государственных служащих (в связи с чем предполагалось одеть их в униформу, назначить жалованье); писарские должности впредь предназначались исключительно для крестьянских мальчиков, проходивших обучение в специальных школах.

Информация о работе Состояние крестьянского вопроса во время правления Николая I