Состояние крестьянского вопроса во время правления Николая I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:47, доклад

Описание работы

Ко времени вступления на престол императора Николая I во внутренней политике России накопилось много нерешенных вопросов, которые создавали напряженность в обществе.
Эти вопросы накапливались с самого начала царствования Александра, который, как мы видели, был склонен на либеральные обещания, которые так никогда и не выполнялись, и которого, очевидно, больше занимали вопросы внешней политики и его роль царя – освободителя Европы, затем превратившаяся в роль жандарма Европы.

Файлы: 1 файл

Глав36а II.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

На том уровне развития производительных сил крупное производство действительно демонстрировало абсолютное превосходство над мелким и вытесняло его. Крупные предприятия брали верх в конкурентной борьбе. Процесс концентрации производства проявился и в России. Причем для российской промышленности, которая в общем была еще слабая, была характерна ранняя и весьма высокая концентрация производства. Объяснялось это рядом обстоятельств:

 

Тем, что русские предприниматели могли заимствовать организационный опыт более развитых стран. Поэтому в новых отраслях промышленности, даже в таких, которые были связаны с обслуживанием железных дорог, там сразу же стали создаваться крупные предприятия. Мелких там практически не было.

 

С другой стороны имело место еще одно обстоятельство. Русская промышленность в техническом отношении была оснащена хуже, нежели промышленность наиболее развитых стран. Крупные предприятия, где работало большое количество рабочих, благодаря большому их количеству, в какой-то степени могли компенсировать свою техническую слабость.

 

Это касалось преимущественно отраслей тяжелой промышленности. Тяжелая промышленность в России формировалась под влиянием в значительной степени потребностей государства. Она обслуживала потребности военного ведомства, морского министерства и т.д. Внутренний спрос на продукцию тяжелой промышленности в России еще не сформировался. Крупные промышленные предприятия в отраслях тяжелой индустрии сильно зависели от казенных заказов. Прекращение казенных заказов было для них губительно. Хотя государство оказывало промышленным предприятиям, имевшим государственное значение, значительную поддержку, однако все же возможности предоставления заказов зависели от состояния казны. Поэтому чтобы продержаться на плаву, в случае если казенные заказы прекратятся, крупные предприятия в области тяжелой индустрии должны были выпускать все: от высоко сложного оборудования до всякого рода мелочей, необходимых широкому потребителю. Такая многономенклатурность (много видов) выпускаемой продукции была под силу только крупным предприятиям. Мелкие были не в состоянии справиться с этой задачей, поэтому данное обстоятельство тоже стимулировало процесс развития концентрации производства.

 

К началу 1890-х годов крупные предприятия, а к таковым по статистике относились те, которые вырабатывали продукции на сумму свыше 100 тысяч рублей, такие предприятия преобладали в тех отраслях, которые выпускали более 40% всей промышленной продукции.

 

Дальнейшего развития процесс концентрации производства получил уже в 1890-е годы.

 

Концентрация производства дополнялась в России процессом концентрации и централизации капитала, что проявлялось и в промышленной сфере, в частности …

 

Процесс централизации капитала в России, как и в других странах, выражался в образовании предприятий, которые, помимо тех, которые находились в индивидуальной собственности, еще и создание предприятий, которые находились в коллективной собственности. Причины их развития в России, как и в других странах, коренились в росте масштабов промышленного производства. Чем быстрее развивалась промышленность, тем сложнее становилось одному человеку, даже очень богатому, обеспечивать на должном уровне капиталовложения. Поэтому для дальнейшего развития экономики и промышленности требовалось мобилизовать массу капитала, находящегося в руках отдельных лиц, с тем, чтобы на должном уровне ….

 

Это обстоятельство обусловливало процесс возникновения ассоциированных капиталистических предприятий. В России согласно действующему законодательству, ассоциированные предприятия создавались в 2-х формах. Это товарищества полные, и акционерно-паевые предприятия. Товарищества полные существовали в свою очередь в двух видах. 1 вид полного товарищества – это торговый дом. Это фирма, находящаяся в коллективном владении нескольких лиц (как правило сравнительно небольшое число лиц), причем все они несли коллективную ответственность за дела предприятия и отвечают всем своим имуществом. Если предприятие обанкротилось, то продавалось имущество всех участников на покрытие долгов. Эти торговые дома охватывали небольшое число участников, поскольку это были как правило люди, лично знакомые друг с другом, они слишком многим рисковали.

 

Вторая разновидность полных товариществ – товарищества на веру, они представляли собой как бы производную форму от торговых домов акционерно-паевых предприятий. Часть участников товарищества на веру несла полную ответственность за дела фирмы, т.е. отвечала всем своим имуществом. Другая часть это те, кто нес ответственность, как и в акционерных обществах, только в пределах вложенного капитала. Если фирма разорялась, они отвечали.

 

Когда вы видите в дореволюционных названиях такое: Иванов и К0 – это означает, что это товарищество на вере. Поименно перечислены те, кто отвечает всем своим имуществом, а остальные скрываются под сокращением К.

 

Акционерно-паевые предприятия тоже делились на 2 группы.

 

1 группа – Товарищества на  паях, 2 группа – Акционерные общества.

 

Юридической и экономической разницы между товариществами на паях и акционерными обществами не существовало. И там и там участники предприятия несли ограниченную ответственность. Они отвечали только своим капиталом. А в чем разница? Внешне она выражалась в следующем: акционерные общества выпускали акции, а товарищества на паях выпускали паи. Разница между акцией и паем заключалась в следующем: паи были как правило именные, они выпускались для конкретного человека, который и приобретал.

 

Акции как правило были анонимные, их мог приобрести любой человек.

 

Если владелец акции мог ею распоряжаться как угодно, мог завещать, продать, подарить, то владелец пая свободно распоряжаться им не мог. На передачу своих паёв в чужие руки он должен был получить согласие правления. Паи в отличие от акций по их нарицательной (номинальной) стоимости были обычно выше (дороже). Акция стоила сотни рублей, то паи – тысячи.

 

В каких случаях создавались акционерные общества, а в каких паевые предприятия? Это зависело от того, какую цель перед собой ставили учредители. Если ставилась задача максимально широко мобилизовать капиталы, тогда создавались акционерные общества, если эта задача была не столь важна, а главным был учредитель и не упустить контроль над предприятием, тогда создавались паевые предприятия.

 

Вообще история ассоциированных предприятий начинается с конца 18 века. Наиболее бурно в пореформенную эпоху развивались Акционерно-паевые предприятия, и в первую очередь акционерные общества. К началу 1890-х годов 19 века они занимали главенствующее положение в большинстве отраслей промышленности. Им принадлежало большинство предприятий данной отрасли.

 

Акционерно-паевые предприятия создавались в России, несмотря на свой быстрый рост, в довольно неблагоприятной правовой среде.

 

В принципе существует 2 возможных порядка образования акционерно-паевых  предприятий. Это явочный порядок и концессионный или разрешительный.

 

Явочный порядок подразумевал наличие общего закона на таких предприятиях. Лица, желающие его образовать, готовили устав, регистрировали его на бирже, где смотрели, соответствует ли устав закону. Он утверждался, и общество начинало действовать.

Концссионная система так и называется потому, что на создание каждого общества требуется разрешение, санкция государственной власти. Явочным порядком его создавать нельзя.

 

В России существовала именно концессионная, разрешительная система. Причем для того, чтобы получить согласие, разрешение на создание акционерного общества, это согласие следовало получить на самом верху. В каждом конкретном случае устав любого общества утверждался лично императором. Такая процедура была неудобной, она сковывала активность создания таких обществ, потому что на создание общества требовалось много времени. Разумеется сам император в такие нюансы никогда не вникал. Бумагу, в которой излагался устав общества, который царь должен был утвердить, император подписывал механически, не вникая. Но если царскую подпись получить быстро, то до царя нужно дойти. Нужно пройти через все инстанции. Такая процедура занимала очень много времени.

 

Российская буржуазия через свои организации на протяжении почти всей пореформенной эпохи обращалась к властям с предложением ввести явочным порядком создание в России акционерных предприятий. Но с той же регулярностью, с какой они просили, им в этом отказывали. И это сохранялось вплоть до Февральской революции.

Почему власти держались за концессионный порядок? Разрешительный принцип создания акционерного предприятия являлся важным рычагом, с помощью которого власти могли регулировать положение в экономике, контролировать ситуацию. Допускать абсолютно свободную игру рыночных сил царское правительство не собиралось.

 

Кроме того, имелась здесь и политическая подоплека. Русская буржуазия была кровно заинтересована в образовании предприятий. А их образование зависело от власти. Тем самым можно было разрешить, можно было не разрешить. Все зависело от поведения. Тем самым обеспечивалась лояльность. Это была одна из таких нитей, которой привязывалась буржуазия к существующему политическому строю, обеспечивала ее политическую зависимость.

 

Но царизм не служил таким уж значительным препятствием для акционерного учредительства в России, и акционерные общества создавались в пореформенную эпоху активно, причем особенно активно в сфере промышленности. Они действовали не только в промышленности, но и в торговле, в банковском деле, в железнодорожном строительстве. Там уже изначально были акционерные общества, потому что на строительство железных дорог требовались очень большие деньги.

 

Процессы концентрации производства и централизации капитала готовили в России, как и в других странах, почву для возникновения промышленных монополий. Такие объединения действительно появляются в России в 1870-е годы. Но бесспорное их существование относится уже к 1880-м годам.

 

Монополистические объединения в России этого времени создавались в форме синдиката или картели.

Если при картельном соглашении предприятия каждое самостоятельно выходит на рынок, то при синдикате предприятие от функций сбыта отстраняется. Образуется специальный орган, который этим занимается, общий для всех предприятий синдиката.

В России в 1880е годы заключаются картельные соглашения и синдикатские. Одним из первых был Союз рельсовых фабрикантов. Он был образован в 1882 году. Это было нечто среднее между классическим картелем и синдикатом. В рамках этого объединения решили согласовывать объемы производства и ценовую политику 5-6 крупнейших предприятий, производящих рельсы. Договор между ними был заключен сроком на 5 лет. По истечении срока соглашения в 1887 году этот союз прекратил свое существование.

В 1880-е годы преимущественно в отраслях тяжелой промышленности тоже создаются такие картельно-синдикатские объединения. Но в этот период они еще очень неустойчивы. Они действуют как правило в течение определенного времени. Договоры носят срочный (имеют срок) характер, и по истечении срока соглашения они не возобновляются. Легкая промышленность слабо была затронута этим процессом. Большинство таких объединений, возникших в 1880е годы не пережили промышленного подъема 1890-х годов, развалились. Особенно значительной роли в экономике они не играли.

Этимонополистические объединения создавались в России в довольно своеобразной юридической, правовой обстановке. Дело в том, что с 1840-х годов 19 века, во время царствования Николая 1 в действующее уголовное уложение была включена статья, которая грозила довольно строгим наказанием за стачки торговцев. Стачка – это соглашение. Стачки имели целью повышение цен на производимые им товары. Они сговариваются и вздувают цены. Когда в России в 1880-е годы стали появляться картели и синдикаты, то действия их участников прямо попадали под эту статью, потому что и картель и синдикат есть не что иное как соглашение производителей, имеющих своей целью повышение цен на продукты, которые они производили.

Таким образом, все эти объединения действовали как бы незаконно. Так сохранялось до 1917 года.

 

Как и в случае в акционерными обществами, буржуазия и … круги неоднократно обращались с просьбой отменить карательную статью уголовного законодательства, но ее так и не отменили. Сохранение этих статей позволяло властям контролировать ситуацию в экономике, и поведение российской буржуазии. Над всеми участниками таких объединений постоянно висел своеобразный Домоклов меч. Карательные статьи законодательства по отношению к ним применялись редко, на их деятельность смотрели сквозь пальцы, но в любой момент могли применить. Это обеспечивало их лояльность властям. И когда деятельность таких объединений входила в противоречие с интересами государства, тогда возбуждалось уголовное дело.

 

Обычно же глаза на это закрывали. Складывалась такая парадоксальная ситуация, что в деятельности таких объединений принимало участие в сущности само правительство.

 

Например, Союз Рельсовых фабрикантов. Одним из его важнейших участников являлся Путиловский завод. А контрольный пакет акцией общества Путиловского завода принадлежало казне. Т.е. сама казна совершала уголовно наказуемое деяние. Почему государство приняло участие в запрещенной деятельности? Начало 1880-м годов было весьма тяжелым. В особенно сложной ситуации оказались предприятия, обслуживавшие железнодорожное строительство. Железнодорожное строительство в России по существу прекратилось, предприятия не получали заказов или получали их очень мало. Над ними нависла угроза разорения. Допустить гибель отрасли, которая имела огромное значение для страны, и огромное военно-стратегическое значение, государство не могло и оказывало ему поддержку. И одной из форм поддержки было создание этого Союза Рельсовых фабрикантов, с тем, чтобы железнодорожные предприятия перестали обессиливать друг друга в конкурентной борьбе, и объединили свои усилия.

Т.е. бывали ситуации, когда государство само участвовало в деятельности таких монополистических объединений.

Информация о работе Состояние крестьянского вопроса во время правления Николая I