Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:47, доклад
Ко времени вступления на престол императора Николая I во внутренней политике России накопилось много нерешенных вопросов, которые создавали напряженность в обществе.
Эти вопросы накапливались с самого начала царствования Александра, который, как мы видели, был склонен на либеральные обещания, которые так никогда и не выполнялись, и которого, очевидно, больше занимали вопросы внешней политики и его роль царя – освободителя Европы, затем превратившаяся в роль жандарма Европы.
5. Попытки проведения реформ в земельном укладе страны.
Необходимость изменения в земельном укладе страны также была очевидна. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих“молодых друзей”(В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко времени коронации Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект“Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой”, содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т. д. ), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о“свободных хлебопашцах”, согласно которому помещики могли отпускать крестьян за выкуп и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. В 1804–1805 годах была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Эти преобразования свидетельствовали о серьёзных намерениях императора. Однако результаты первой меры были ничтожны, так как её осуществление основывалось на доброй воле помещиков, а вторая реформа осталась локальной. Таким образом, крепостное право сохранилось. С введением военных поселений на казенных землях ряда губерний ухудшилось положение государственных крестьян. Фактически они потеряли личную свободу, должны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и ложиться спать. Положение же помещичьих крепостных было еще хуже. В особенно тяжелом положении была деревня. Рост задолженности помещиков привел к тому, что к 1859 году в государственных кредитных учреждениях было заложено 65% всех крепостных крестьян. [2 Пособие по истории Отечества. Москва, 1993 год, стр. 150]
6. Реформа системы образования.
В 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. Санкт-Петербургский университет, один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базе Главного педагогического института. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове еще при Петре I. Первоначально в университете было три факультета, а в 1854-1914 гг. - четыре факультета: историко-филологический, философско-юридический, физико-математический и восточный. С 1860 года в университете действовали курсы для подготовки учителей средней школы. За первые 50 лет существования университета полный его курс окончили свыше 2 тыс. человек.
По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру цензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.
7. Реформа системы государственного управления.
В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.). Первоначально было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.
Изменения в системе государственного управления не могли не отразится на положении православной церкви которая во многом была частью государственного аппарата. Высшее церковное правительство – Синод – по своему устройству было подобием петровских коллегий: поскольку во всех отраслях государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее на смену коллегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и сферу церковного управления. Здесь единовластным начальником становится государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.
В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.
8.
Проект М. М. Спиранского об общественно-
М. М. Сперанский был видным политическим деятелем тех лет. Сын бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями и в короткий срок сделал стремительную карьеру и в 1807 году стал ближайшим советником императора. Свой проект коренной реформы общественно-политического устройства России он изложил в документе, который назывался «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.). Он предложил:
1.Внести в закон понятие
политических и гражданских
2.Обеспечить разделение властей и общества, обладающего гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были представлять выборные местные думы и центральна Государственная дума. Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была представлена министерствами в центре и местными органами управления внизу. Средоточием всех властей являлся император.
3.Провозглашалось правовое государство, то есть правит закон, а не люди.
4.Предполагалось ввести выборность чиновников, а из этого следовала их ответственность перед обществом.
Вся система государственного управления, по этому проекту, строилась снизу вверх. Предполагалось, что население будет выбирать местные думы. Собираясь раз в три года, думы в свою очередь, должны выбирать членов правления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующего собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие думы (волостная - в окружную, окружная – в губернскую, губернская – в центральную). Доказывая необходимость подобной реформы, М. М. Сперанский утверждал, что Россия движется к неминуемой общественной катастрофе, о чем свидетельствует падение престижа власти в народе. Но характерно то, что М. М. Сперанский не предусматривал отмены крепостного права, однако взаимоотношение крестьян с помещиком предполагалось регламентировать законом. Но, к сожалению, этот проект остался только на бумаге.
Практически, проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников.
9.
Учреждение Государственного
1 января 1810 был учрежден
Государственный совет, заменивший
Непременный. Предполагалось, что изначально
широкие полномочия
Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией. Россия, будучи в составе антинаполеоновской коалиции, была в состоянии войны с Францией с 1805 г. В Европе находились российские войска, которые принимали участие в военных действиях, но Франция неизменно одерживала победу над ними. В 1807 году в Тильзите был заключен мирный союзный договор между Россией и Францией. Все эти обстоятельства нанесли серьезный удар по международному престижу России и патриотические чувства русских были оскорблены. Необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку и сослал сначала в Нижний Новгород, а затем – в Пермь (в последствии он был помилован). Император, весьма ревниво относившийся к своей власти, не был готов к новым идеям своего советника.
10. Военная реформа. Ведение военных поселений.
В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократить расходы на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно земледелием и военной службой. Они, как уже было сказано, обязаны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. По приказу начальства они должны были и вступать в брак. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А. А. Аракчеев (1769 – 1839 г.г.), человек преданный царю, послушный и бездушный исполнитель монаршей воли, любимец царя, беспощадный и жестокий администратор.
Военные поселения стали символом реакции того времени, так как к тяжести военной службы добавлялась тяжесть сельского труда, умноженная мелочной уставной регламентацией всех сторон жизни..
Введение военных поселений вызвало сопротивление крестьян, и даже привело к ряду восстаний: так в 1817 году произошло крупное восстание в Новгороде, а в 1819 году - в Чугуеве. В 1820 году с протестом против муштры и жестокого обращения командиров выступил гвардейский Семеновский полк. Постепенно до императора стали доходить слухи о том, что в среде офицеров возникают тайные антиправительственные общества.
11. Заключение.
Эра просвещенного правительства уходила в прошлое. С 1820 года правительство все более явно начинает переходить к реакции. Незавершенность реформ, усиление консерватизма привели к тому, что проекты конституции России начали вызревать подпольно, в тайных обществах. Это явление в истории получило название «декабризм». Тайные организации начали возникать еще в 1816 году. Стремление освободить страну от царского деспотизма привели декабристов к идее конституции, а некоторых и к республиканизму. Представлялось, что стоит только внедрить экономические и политические принципы развитых европейских государств в России. Характерно то, что декабристы в своих идеях, опирались на опыт греко-латинской цивилизации, а также Новгородской республики. Одни предлагали умеренный, реформистский вариант преобразования России (как Н. М. Муравьев), другие – более радикальный – через цареубийство – к республике (П. И. Пестель). Однако их проекты были утопичны, и имели некоторую российскую специфику: великодержавность (превратить всех в русских), централизм, уравнительность (отмена цехов, гильдий и т.д.). Декабризм отражал общественные идеалы европейски ориентированной части общества и не принимал в расчет другие, большие по объему части.
Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не только изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской деятельности в обществе.
Видя фактический крах своей
политики, император все больше отходил от государственных дел. С 1822
года единственным докладчиком царю всех
дел стал Аракчеев. Много времени царь
проводил в разъездах. Вовремя одного
из таких путешествий он умер в возрасте
48 лет. Так 19 ноября 1825 года в Таганроге
закончилось правление Александра I, который
был первым царем, задумавшимся об ограничении
власти самодержавия и правомерности
крепостного права, которое являлось основным
препятствием для развития промышленности
и сельского хозяйства, тормозило созревание
нового экономического уклада – капитализма.
Развитие промышленности в
России в 19 веке
В начале 1809-х годов 19 века. В мировом промышленном развитии отчетливо обозначилась тенденция к концентрации производства. Она проявлялась в том, что постепенно в разных отраслях промышленности доминирующее господствующее положение начали занимать именно крупные предприятия, производящие продукцию в большом масштабе.
Информация о работе Состояние крестьянского вопроса во время правления Николая I