Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 17:37, курсовая работа
Выбранная тема определила цель данной курсовой работы, заключающуюся в ознакомлении с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, определяющими область её компетенции и предоставляющими право контроля органами государственной власти, исследование, изучение процессов функционирования органов внутренних дел. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю создания внутренних войск;
- охарактеризовать состав, структуру, задачи и деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- определить правовые основы деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- предложить пути совершенствования правового обеспечения деятельности внутренних войск;
- разработать мероприятия, направленные на развитие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..3
ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА МВД РОССИИ…………………….…..6
Назначение, состав и структура внутренних войск…….…………6
Руководство внутренними войсками, их задачи….……………. 10
Сходство и отличия внутренних войск от армии……...…………17
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК………………………………………………………………………...…19
Определение правовой основы деятельности внутренних войск...19
2.2. Законодательные акты, регулирующие деятельность внутренних войск ………………………………………………………………………21
2.3. Права и обязанности военнослужащих внутренних войск ….……33
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК И ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………37
Направления совершенствования правового обеспечения деятельности внутренних войск………………………………………………...37
Мероприятия, направленные на развитие внутренних войск…...40
Перспективы развития внутренних войск………………………..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..………….……..…51
II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
2.1. Определение правовой основы деятельности внутренних войск
Деятельность любой организации должна быть законной и иметь под собой нормативно-правовую основу. Государственные органы, в их числе внутренние войска Министерства внутренних дел России, ведут свою деятельность в соответствии с законодательством, не нарушая права человека и гражданина. Под правовой основой такой деятельности обычно понимают фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности. Правовая основа как понятие охватывает и нормативно-правовую базу нормотворчества во внутренних войсках, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих нормотворческую и экспертную деятельность в отношении актов органов военного управления. Структура правовой основы нормотворчества во внутренних войсках Министерства внутренних дел России представляет собой диалектическое единство права, законности и правопорядка.
В свою очередь право, законность, правопорядок в совокупности представляют собой правовое регулирование. Под этим понятием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. Значит можно сделать вывод, что правовое регулирование предназначено для функционального управления. По отношению к внутренним войскам правовое регулирование нормотворческой и экспертной деятельности органов военного управления внутренних войск МВД России также носит функциональный характер. Причем в этой деятельности посредством правовых норм регулируются отношения между органами военного управления как субъектами нормотворческой деятельности и юридическими подразделениями как субъектами, осуществляющими правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов, в целях совершенствования правовой регламентации деятельности органов военного управления внутренних войск МВД России. Объединенные в более общее понятие, они связывают в одно целое основные элементы правового регулирования, изображенные на рисунке 3.
Рисунок 3. Элементы правового регулирования
Из рисунка видно, что правовые нормы являются исходным пунктом правового регулирования, далее следует законность - процесс реализации правовых предписаний законность и его конечным результатом является правопорядок. А основной задачей деятельности внутренних войск является обеспечение и сохранение общественного порядка. Логически размышляя, приходим к тому, что право является необходимой предпосылкой, опорой для развития и действия механизма законности и, следовательно, формирования правопорядка. Право является основой для законности и правопорядка, без права не могут возникнуть элементы правового регулирования. Основываясь на сказанном, дадим определение правовой основы деятельности внутренних войск МВД России. Правовая основа - это одна из основ, на которую опирается вся деятельность внутренних войск, которая посредством отражения, закрепления и реализации интересов органов военного управления упорядочивает все процессы организации служебно-боевой деятельности, жизни и быта внутренних войск МВД России, связанные с успешным выполнением возложенных на внутренние войска задач, придает им юридически гарантированную оптимальность функционирования и развития. [13,с.75].
Определившись с понятием правового регулирования и ее элементами, было дано определение правовой основы деятельности внутренних дел. Далее, в следующей части второй главы, рассмотрим нормативно-правовые акты, непосредственно касающиеся деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел России.
2.2. Законодательные акты, регулирующие деятельность внутренних войск
В первой главе данной курсовой работы, было констатировано, что внутренние войска Министерства внутренних дел России входят в систему Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, являются частью государственного механизма и активным участником нормотворческого процесса они, так же как и другие государственные органы и организации, обладают правом разрабатывать проекты нормативных документов, обсуждать и согласовывать их, давать экспертное заключение.
Главнокомандующий внутренними войсками, являющийся заместителем министра МВД России в соответствии с Положением о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации наделен полномочиями по изданию приказов, директив и иных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, он организует и проверяет их исполнение.
Внутренние войска в отличие от других структурных подразделений в системе Министерства внутренних дел России являются воинской организацией, и связанно это, прежде всего со спецификой и характером выполнения возложенных на них Федеральным законом «О внутренних войсках МВД России» задач.
Деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Для реализации во внутренних войсках принимаемых федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, как и в других сферах жизни государства, нужна постоянная организаторская работа. Такую деятельность ведут специально для этого учрежденные государством в Министерстве внутренних дел России военные органы. Деятельность этих органов является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти. Она представляет собой целенаправленное воздействие на внутренние войска в интересах успешного и эффективного выполнения поставленных перед ними задач. Следовательно, данная деятельность носит управленческий характер, и в нашем конкретном случае, безусловно, может называться военным управлением.
Чтобы осуществлять управленческие функции необходимо наделить органы военного управления внутренних войск необходимыми государственно-властными полномочиями, другими словами издается акт военного управления, который является правовой формой выражения государственно-властных полномочий органов военного управления.
Правовые акты органов военного управления играют важную роль в служебно-боевой деятельности внутренних войск, они служат юридическим средством реализации предписаний законов, действующих во внутренних войсках, являются правовой формой реализации государственно-властных полномочий органов военного управления, обеспечивают выполнение служебно-боевых задач и других видов боевой подготовки войск.
Подготавливать правовые акты необходимо в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов во внутренних войсках. Эти правила утверждены приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 31 марта 2004 года № 122 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов во внутренних войсках МВД России и Образцов оформления проектов нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России и материалов к ним» во внутренних войсках. Нормативные правовые акты издаются в следующих формах (рисунок 4).
Рисунок 4. Виды правовых актов
Из рисунка видно, что приказ и директива занимают наивысшие позиции в общем перечне. Следовательно, они самые значимые акты военного управления. Приказ является основным актом военного управления, издаваемый в порядке единоначалия, фиксирующий действия, события и включающий определение задач и функций, правовое регулирование различных направлений служебно-боевой деятельности, имеющий существенное юридическое значение. Он во внутренних войсках занимает центральное место в системе актов военного управления, который представляет собой акт руководителя органа государственного управления, государственного учреждения или официальное распоряжение того, кто облечен властью. [21,с.821].
Директива – следующий вид акта, содержащий нормативные предписания по подготовке и ведению боевых действий, снабжению, обучению, воспитанию, работе с кадрами, штатной организацией и другим вопросам деятельности внутренних войск на конкретный период времени. Директива как разновидность актов военного управления близка к приказу, однако отличается от него меньшей юридической силой, большей оперативностью доведения до исполнителей, касается более узкого круга регулируемых общественных отношений и меньшего круга лиц и, как правило, рассчитана на ограниченный срок действия, например Директива главнокомандующего внутренними войсками МВД России «Об итогах отбора кандидатов на учебу в высшие образовательные учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России из числа военнослужащих внутренних войск проходящих военную службу по призыву и по контракту в 2010 году и задачах на 2011 год». [13,с.79].
Далее по списку находится приказание - акт, издаваемый начальниками соответствующих штабов от имени командира до отдельного батальона включительно или военным комендантом гарнизона от имени начальника гарнизона, например приказание командира воинской части об организации помывки личного состава в бане.
Следующий вид - положение. Применительно к внутренним войскам, положение представляет собой нормативный правовой акт, которым регулируется определенная область военно-служебных отношений, либо устанавливаются структура и правовое положение какого-либо органа военного управления. В качестве примера можно взять Положение о смотре-конкурсе на лучшее юридическое подразделение, утвержденное приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 31 декабря 2012 года № 425.
Немало важным актом является устав – это акт, определяющий статус, цели, порядок и характер деятельности учреждения и организации.
Инструкция - юридический акт, представляет собой разновидность нормативного правового акта, издаваемого в порядке уточнения (разъяснения) реализации положений вышестоящего нормативного акта. Например, Инструкция о порядке организации учета, хранения, выдачи вооружения и боеприпасов во внутренних войсках Министерства внутренних дел России, утвержденная приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 29 декабря 2010 года № 477. [21,с.827].
Правила это следующий вид акта, устанавливающий порядок осуществления отдельного вида деятельности военнослужащих. Правила представляют собой постановления, предписания, устанавливающие порядок чего-нибудь, например, Правила организации и проведения сеансов видеоконференцсвязи во внутренних войсках МВД России, утвержденные приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 16 августа 2011 года № 293.
Не менее разнообразен акт - наставление, содержащий нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяющий порядок реализации и исполнения, соответствующих прав и обязанностей. Для внутренних войск МВД России наставления выпускаются вместо боевых уставов и утверждаются приказами МВД России и имеют гриф для служебного пользования. По предназначению наставления могут быть: по боевому применению войск (сил), организации и ведению боевых действий, в том числе в особых условиях; по службе штабов; по видам обеспечения военных действий; по различным предметам (разделам) боевой подготовки; по устройству и эксплуатации оружия и военной техники и другим вопросам, например, наставление по организации безопасности военной службы во внутренних войсках МВД России, утвержденное приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 4 ноября 2009 года № 420.
И заключительным актом в рассмотренном списке актов руководство-акт, содержащий нормы, устанавливающие порядок действий при выполнении определенного вида деятельности. Руководство представляет собой нормативно-правовой уставной документ, который содержит указания и требования по вопросам ведения боевых действий, боевой подготовки, устройства и эксплуатации вооружения и военной техники, хранения военного и другого имущества, а также ведения служебной переписки и делопроизводства.
Таким образом, необходимо отметить значение актов органов военного управления в жизнедеятельности внутренних войск Министерства внутренних дел России. Значение велико и состоит в том, что указанные акты:
- конкретизируют и развивают принципы и нормы Конституции Российской Федерации и законов об организации правопорядка в государстве, детально регулируют в соответствии с ними воинский уставной порядок;
- служат правовой формой осуществления властных полномочий органов военного управления (воинских должностных лиц), являются средством обеспечения эффективного и непрерывного управления войсками и поддержания твердого уставного порядка и воинской дисциплины;
- устанавливают в соответствии с законами права и обязанности военнослужащих внутренних войск, вытекающие из условий военной службы;
- юридически закрепляют требования военной науки.
Таковы главные акты органов военного управления, применяемые в жизнедеятельности внутренних войск Министерства внутренних дел России.
Основой нормативного правового регулирования деятельности системы внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - является Конституция Российской Федерации, содержащая конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод человека и гражданина. С их учетом принят Федеральный закона Российской Федерации от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ред. 02.07.2013г.). Требования Конституции Российской Федерации положены в основу и федеральных конституционных законов, федеральных законов, которые является комплексными, и предполагают межотраслевое регулирование функционирование внутренних войск.
Составим перечень таких нормативных актов:
- ФКЗ "О военном положении" от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ (ред.28 декабря 2010г.)
- ФКЗ "О чрезвычайном положении" от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ (ред. 07 марта 2005г.)
- Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (ред. 2 июля 2013г.)
Информация о работе Совершенствования правового обеспечения деятельности внутренних войск