Советское общество в период Великой Отечественной Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

Великая Отечественная... 1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом. Нет семьи, которой бы не коснулась война. Не изжиты пока и известные по военным временам представления: "какая война без жертв", "война спишет все", "победителей не судят". И хотя сегодня уже трудно кого-либо убедить в том, будто не было грубых просчетов руководства СССР накануне и в ходе войны, неоправданных потерь, мы нередко все еще пытаемся объединить добро и зло в ее истории под высокими словами "героическое и трагическое".

Содержание работы

Введение 2
Основные черты советской экономики в годы войны 3
Социально-политические основы прочности государства 5
Деятельность Советского государства и общественных организаций 7
в условиях войны
Заключение 23
Использованная литература 25

Файлы: 1 файл

Советское общество в перmиод ВОВ 1941.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

(председатель  исполкома  облсовета  или   горсовета),  командующего  округом

(фронтом),  члена   Военного  совета  округа  (фронта),  представителя  НКВД.

Комитеты обороны  осуществляли свои функции  в  тесном  контакте  с  местными

Советами и  общественными организациями. На граждан  и учреждения  возлагалась

обязанность   беспрекословно   выполнять   решения   и   распоряжения   этих

чрезвычайных  органов военного времени.

    Совет  обороны  был  подотчетен  Всероссийскому  съезду  Советов   и  его

Центральному  Исполнительному Комитету, он согласовывал свою  деятельность  с

Совнаркомом, который  осуществлял над  ним  общее  руководство.  ВЦИК  и  СНК

имели  право  отменять  или  приостанавливать  решения  Совета  по  протесту

наркоматов  и по своему усмотрению.

    Взаимоотношения  ГКО с верховным органом социалистического  государства

Президиумом Верховного Совета СССР — ограничивались представлением ему,  для

издания соответствующих  указов, отдельных  важных  решений  законодательного

характера. Отчеты ГКО в верховные органы партии и государства не  поступали,

а его права и полномочия не были четко определены. В  деятельности  Сталина,

возглавлявшего  Государственный  Комитет  Обороны,   допускались   серьезные

ошибки.

    Так,  в годы войны, вопреки Конституции  и с превышением полномочий  ГКО и

Президиума   Верховного    Совета    СССР,    были    лишены    национальной

государственности калмыки, балкарцы, черкесы, чеченцы, ингуши.  Сталин,  как

председатель  ГКО,  необоснованно  отменил  социалистическое  соревнование  в

армии,   допустил   массовые   репрессии   в    отношении    военнослужащих,

возвращавшихся  из вражеского плена.

    В   августе  1941  г.  ГКО  чрезмерно   расширил   полномочия   Народного

комиссариата  внутренних дел в области  охраны  общественного  порядка.  Этим

воспользовалась  банда  Берия,  которая,  грубо   нарушая   социалистическую

законность, учинила  массовые  репрессии  над  невинными  людьми.  Известно,

например,  что  в  начале  войны  появился  указ   об   ответственности   за

распространение в военное время  ложных  слухов,  сеющих  тревогу  и  панику

среди населения. Однако к  лицам,  подпадавшим  под  действие  этого  указа,

необоснованно  применялся  законе  наказании  за  антисоветскую  агитацию  с

контрреволюционным  умыслом.

    Председатель  ГКО  Сталин  единолично  санкционировал  в  1943—1944  гг.

введение  чинов  и  рангов  для  работников  различных  ведомств,  а   также

персональных  военизированных   званий   и   погон   для   личного   состава

железнодорожного  транспорта и работников других наркоматов и ведомств.

    Эти  и подобные им ошибочные  решения,  свидетельствующие  о  превышении

Сталиным  своих  полномочий,  были  впоследствии  по  инициативе  ЦК  партии

отменены.

    Отсутствие  четкого  разграничения  между   функциями   ГКО   и   других

государственных органов вело к  тому,  что  и  Президиум  Верховного  Совета

созывался на заседания  весьма редко, а его указы обычно  подписывались  лишь

несколькими членами  Президиума или согласовывались  опросным  порядком.  Даже

в последний  период войны, когда боевые действия Красной  Армии  развернулись

на территории врага, верховные органы  власти  созывались  нерегулярно.  Все

это  затрудняло  мобилизацию  широких  масс  на  выполнение  государственных

решений и мероприятий.

    Одновременно  с чрезвычайными органами нашего  государства в  годы  войны

функционировали и его  постоянные  конституционные  органы  —  Советы  и  их

исполкомы. Однако практическая работа  Советов  максимально  была  подчинена

задачам ведения  войны.

    Совет   Народных  Комиссаров  СССР,  являясь   высшим  исполнительным   и

распорядительным  органом государственной власти, во время войны объединял  и

направлял работу наркоматов,  ведавших  производством  невоенной  продукции,

занимался вопросами  гражданского, капитального и жилищного  строительства,  а

также сельского  хозяйства.  Совнарком  обеспечивал  общественный  порядок  и

охрану прав граждан в  местностях,  не  объявленных  на  военном  положении,

осуществлял  общее  руководство  сношениями  с  иностранными  государствами,

руководил внутренней и внешней торговлей. Он ведал  организацией  социально-

культурного  строительства,  единой  системой  народнохозяйственного  учета,

руководил кредитной  и денежной системой, координировал  деятельность  органов

государственного  управления союзных республик и  местных  Советов  в  тыловых

районах страны.

    В  союзных и автономных республиках  высшие органы государственной  власти

и управления строились  и функционировали аналогичным  образом.

    В  связи с необходимостью усиленного  производства вооружения и   создания

новой боевой техники перед войной и вначале ее были созданы новые органы  по

руководству военным  хозяйством: наркоматы боеприпасов, вооружения,  танковой

промышленности, минометного вооружения и их управления на местах.  Наряду  с

этим  была   значительно   изменена   структура   некоторых   существовавших

наркоматов  и  ведомств.  Например,  в  рамках  наркоматов  путей  сообщения,

социального  обеспечения,  торговли,   связи,   здравоохранения   и   других

создавались   военизированные   управления   и   отделы   для   обслуживания

Вооруженных   Сил   (Управление   военно-дорожного   строительства,    Отдел

эвакогоспиталей, Главвоенторг и пр.).

    Во  время войны государство  увеличило   число  управлений  и  комитетов,

организация которых  вызывалась преимущественно нуждами военной  экономики  и

задачами восстановления пострадавших районов. Так, были  образованы  главные

управления    по    снабжению    народного    хозяйства     нефтепродуктами,

лесоматериалами, топливом, Управление по  трудоустройству  инвалидов  войны,

главные управления местной противовоздушной  обороны  и  всеобщего  обучения

населения военному делу. Был создан  в  центре  Совет  по  эвакуации,  а  на

местах —  в прифронтовой полосе  —  эвакуационные  комиссии  при  исполкомах.

Функционировали также  Государственный  комитет  по  учету  и  распределению

рабочей силы и  его местные органы.

    В  результате деятельности  всех  этих  органов,  при  активном  участии

трудящихся  и  их  общественных  организаций,  было  налажено   материальное

снабжение  тыла  и  фронта,  обеспечена  эвакуация и реэвакуация большого

количества  населения. Миллионы граждан обучались  военному делу,  проводилось

трудовое и  бытовое устройство инвалидов  войны,  перераспределение  десятков

миллионов рабочих  и служащих по важнейшим отраслям военного хозяйства.

    В  оккупированных районах Советского  Союза  гитлеровцы  чинили  массовые

злодеяния и  грабежи. В связи с этим действовала  созданная в ноябре  1942  г.

Чрезвычайная  государственная  комиссия  по  установлению  и   расследованию

злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников,  а  также  ущерба,

причиненного  ими нашей стране.

    Коммунистическая  партия и Советское  правительство   еще  в  ходе  войны

проявили  большую  заботу  о  возвращении  на  родину   советских   граждан,

насильственно угнанных фашистскими оккупантами  в Германию и  другие  страны.

Выражением  этой заботы явилось создание органов  репатриации. В октябре  1944

г. при правительстве  СССР  было  создано  Центральное  управление  по  делам

репатриации во главе  с  уполномоченным  Совета  Народных  Комиссаров  СССР.

Группы  представителей  уполномоченного  СНК   СССР   находились   во   всех

европейских странах (за исключением Испании и Португалии), в  Египте,  Иране

и  США.  Отделы  репатриации  были  учреждены  при   СНК   РСФСР,   Украины,

Белоруссии,  Молдавии,  Эстонии,  Латвии,  Литвы  и  при  всех   действующих

фронтах. При  областных, уездных и районных  исполкомах,  территория  которых

подвергалась  вражеской оккупации, были также  созданы  отделы  репатриации  и

249 приемно-распределительных  пунктов.

    Заграничные   группы   и   фронтовые   отделы   репатриации   занимались

выявлением,  материальным  и  медико-санитарным   обслуживанием,   а   также

перевозкой   репатриируемых.   В   обязанности    республиканских    отделов

репатриации и  приемно-распределительных пунктов  входило бытовое  и  трудовое

устройство  советских  граждан,  вернувшихся   в   места   своего   прежнего

жительства.

    Одновременно  с работой по возвращению в   СССР  советских  граждан  наше

правительство в январе 1945 г. возложило на органы  репатриации  обязанность

собирать и  отправлять на родину освобожденных  Красной Армией  из  фашистской

неволи  граждан  союзных  и   нейтральных   государств.   Для   этого   были

организованы  сборные пункты и транзитные лагеря.

    О   масштабах  работы  наших   репатриирующих  органов  можно   судить  по

следующим данным. К 1 января 1953  г.  на  родину  возвратились  5  457  856

советских граждан. Все  расходы,  связанные  с  их  репатриацией,  Советское

правительство приняло  на  себя.  К  тому  же  времени  было  репатриировано

4059736  иностранных   граждан,  освобожденных  Красной   Армией,   а   также

военнопленных фашистской Германии, ее сателлитов и  Японии.  Затраты  нашего

государства на их репатриацию составили 2 328 456 200 рублей.

    В  связи с  войной  перестраивалась   работа  местных  Советов   депутатов

трудящихся. Под  руководством партии они организовывали массы  на  выполнение

задач, связанных  с защитой страны.

    В  краях, областях, округах, районах, городах и селах Советы насчитывали

более 1 млн. депутатов, которые, работая среди населения, объединяли  вокруг

себя  около  7  млн.  активистов-общественников.  Сотни  тысяч  депутатов  и

несколько миллионов  человек  из  советского  актива влились в действующую

армию.

    В  районах, не объявленных на  военном  положении,  деятельность  местных

Советов в основном протекала  в  соответствии  с  конституционными  нормами.

Советы руководили подчиненными им органами управления,  обеспечивали  охрану

общественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан,  руководили

местным хозяйственным  и  культурным  строительством,  устанавливали  местный

бюджет, содействовали  усилению военной мощи государства.  Исполнительными  и

распорядительными органами Советов  являлись  исполкомы,  которые  вели  всю

государственную работу на местах, опираясь на поддержку  десятков  миллионов

граждан.

    При   местных  Советах  и  их  исполкомах  имелись  в   соответствии   с

Конституцией  отделы:  здравоохранения,  культуры,  народного   образования,

социального обеспечения, сельского и  коммунального  хозяйства,  финансовый,

дорожного строительства, связи, местной промышленности и  торговли.  Все  они

Информация о работе Советское общество в период Великой Отечественной Войны