Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 12:31, реферат
Великая Отечественная... 1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом. Нет семьи, которой бы не коснулась война. Не изжиты пока и известные по военным временам представления: "какая война без жертв", "война спишет все", "победителей не судят". И хотя сегодня уже трудно кого-либо убедить в том, будто не было грубых просчетов руководства СССР накануне и в ходе войны, неоправданных потерь, мы нередко все еще пытаемся объединить добро и зло в ее истории под высокими словами "героическое и трагическое".
Введение 2
Основные черты советской экономики в годы войны 3
Социально-политические основы прочности государства 5
Деятельность Советского государства и общественных организаций 7
в условиях войны
Заключение 23
Использованная литература 25
(председатель исполкома облсовета или горсовета), командующего округом
(фронтом), члена Военного совета округа (фронта), представителя НКВД.
Комитеты обороны осуществляли свои функции в тесном контакте с местными
Советами и общественными организациями. На граждан и учреждения возлагалась
обязанность беспрекословно выполнять решения и распоряжения этих
чрезвычайных органов военного времени.
Совет обороны был подотчетен Всероссийскому съезду Советов и его
Центральному Исполнительному Комитету, он согласовывал свою деятельность с
Совнаркомом, который осуществлял над ним общее руководство. ВЦИК и СНК
имели право отменять или приостанавливать решения Совета по протесту
наркоматов и по своему усмотрению.
Взаимоотношения
ГКО с верховным органом
Президиумом Верховного Совета СССР — ограничивались представлением ему, для
издания соответствующих указов, отдельных важных решений законодательного
характера. Отчеты ГКО в верховные органы партии и государства не поступали,
а его права и полномочия не были четко определены. В деятельности Сталина,
возглавлявшего Государственный Комитет Обороны, допускались серьезные
ошибки.
Так,
в годы войны, вопреки
Президиума Верховного Совета СССР, были лишены национальной
государственности калмыки, балкарцы, черкесы, чеченцы, ингуши. Сталин, как
председатель ГКО, необоснованно отменил социалистическое соревнование в
армии, допустил массовые репрессии в отношении военнослужащих,
возвращавшихся из вражеского плена.
В августе 1941 г. ГКО чрезмерно расширил полномочия Народного
комиссариата внутренних дел в области охраны общественного порядка. Этим
воспользовалась банда Берия, которая, грубо нарушая социалистическую
законность, учинила массовые репрессии над невинными людьми. Известно,
например, что в начале войны появился указ об ответственности за
распространение в военное время ложных слухов, сеющих тревогу и панику
среди населения. Однако к лицам, подпадавшим под действие этого указа,
необоснованно применялся законе наказании за антисоветскую агитацию с
контрреволюционным умыслом.
Председатель ГКО Сталин единолично санкционировал в 1943—1944 гг.
введение чинов и рангов для работников различных ведомств, а также
персональных военизированных званий и погон для личного состава
железнодорожного транспорта и работников других наркоматов и ведомств.
Эти и подобные им ошибочные решения, свидетельствующие о превышении
Сталиным своих полномочий, были впоследствии по инициативе ЦК партии
отменены.
Отсутствие
четкого разграничения между
государственных органов вело к тому, что и Президиум Верховного Совета
созывался на заседания весьма редко, а его указы обычно подписывались лишь
несколькими членами Президиума или согласовывались опросным порядком. Даже
в последний период войны, когда боевые действия Красной Армии развернулись
на территории врага, верховные органы власти созывались нерегулярно. Все
это затрудняло мобилизацию широких масс на выполнение государственных
решений и мероприятий.
Одновременно
с чрезвычайными органами
функционировали и его постоянные конституционные органы — Советы и их
исполкомы. Однако практическая работа Советов максимально была подчинена
задачам ведения войны.
Совет Народных Комиссаров СССР, являясь высшим исполнительным и
распорядительным
органом государственной
направлял работу наркоматов, ведавших производством невоенной продукции,
занимался вопросами гражданского, капитального и жилищного строительства, а
также сельского хозяйства. Совнарком обеспечивал общественный порядок и
охрану прав граждан в местностях, не объявленных на военном положении,
осуществлял общее руководство сношениями с иностранными государствами,
руководил внутренней и внешней торговлей. Он ведал организацией социально-
культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета,
руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органов
государственного управления союзных республик и местных Советов в тыловых
районах страны.
В
союзных и автономных
и управления строились и функционировали аналогичным образом.
В
связи с необходимостью
новой боевой техники перед войной и вначале ее были созданы новые органы по
руководству военным хозяйством: наркоматы боеприпасов, вооружения, танковой
промышленности, минометного вооружения и их управления на местах. Наряду с
этим была значительно изменена структура некоторых существовавших
наркоматов и ведомств. Например, в рамках наркоматов путей сообщения,
социального обеспечения, торговли, связи, здравоохранения и других
создавались военизированные управления и отделы для обслуживания
Вооруженных Сил (Управление военно-дорожного строительства, Отдел
эвакогоспиталей, Главвоенторг и пр.).
Во
время войны государство
организация которых
вызывалась преимущественно нуждами военно
задачами восстановления пострадавших районов. Так, были образованы главные
управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами,
лесоматериалами, топливом, Управление по трудоустройству инвалидов войны,
главные управления местной противовоздушной обороны и всеобщего обучения
населения военному делу. Был создан в центре Совет по эвакуации, а на
местах — в прифронтовой полосе — эвакуационные комиссии при исполкомах.
Функционировали также Государственный комитет по учету и распределению
рабочей силы и его местные органы.
В результате деятельности всех этих органов, при активном участии
трудящихся и их общественных организаций, было налажено материальное
снабжение тыла и фронта, обеспечена эвакуация и реэвакуация большого
количества населения. Миллионы граждан обучались военному делу, проводилось
трудовое и бытовое устройство инвалидов войны, перераспределение десятков
миллионов рабочих и служащих по важнейшим отраслям военного хозяйства.
В
оккупированных районах
злодеяния и грабежи. В связи с этим действовала созданная в ноябре 1942 г.
Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию
злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, а также ущерба,
причиненного ими нашей стране.
Коммунистическая
партия и Советское
проявили большую заботу о возвращении на родину советских граждан,
насильственно угнанных фашистскими оккупантами в Германию и другие страны.
Выражением этой заботы явилось создание органов репатриации. В октябре 1944
г. при правительстве СССР было создано Центральное управление по делам
репатриации во главе с уполномоченным Совета Народных Комиссаров СССР.
Группы представителей уполномоченного СНК СССР находились во всех
европейских странах
(за исключением Испании и
и США. Отделы репатриации были учреждены при СНК РСФСР, Украины,
Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы и при всех действующих
фронтах. При областных, уездных и районных исполкомах, территория которых
подвергалась вражеской оккупации, были также созданы отделы репатриации и
249 приемно-распределительных пунктов.
Заграничные группы и фронтовые отделы репатриации занимались
выявлением, материальным и медико-санитарным обслуживанием, а также
перевозкой репатриируемых. В обязанности республиканских отделов
репатриации и
приемно-распределительных
устройство советских граждан, вернувшихся в места своего прежнего
жительства.
Одновременно с работой по возвращению в СССР советских граждан наше
правительство в январе 1945 г. возложило на органы репатриации обязанность
собирать и отправлять на родину освобожденных Красной Армией из фашистской
неволи граждан союзных и нейтральных государств. Для этого были
организованы сборные пункты и транзитные лагеря.
О масштабах работы наших репатриирующих органов можно судить по
следующим данным. К 1 января 1953 г. на родину возвратились 5 457 856
советских граждан. Все расходы, связанные с их репатриацией, Советское
правительство приняло на себя. К тому же времени было репатриировано
4059736 иностранных граждан, освобожденных Красной Армией, а также
военнопленных фашистской Германии, ее сателлитов и Японии. Затраты нашего
государства на их репатриацию составили 2 328 456 200 рублей.
В связи с войной перестраивалась работа местных Советов депутатов
трудящихся. Под руководством партии они организовывали массы на выполнение
задач, связанных с защитой страны.
В краях, областях, округах, районах, городах и селах Советы насчитывали
более 1 млн. депутатов, которые, работая среди населения, объединяли вокруг
себя около 7 млн. активистов-общественников. Сотни тысяч депутатов и
несколько миллионов человек из советского актива влились в действующую
армию.
В районах, не объявленных на военном положении, деятельность местных
Советов в основном протекала в соответствии с конституционными нормами.
Советы руководили подчиненными им органами управления, обеспечивали охрану
общественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководили
местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливали местный
бюджет, содействовали усилению военной мощи государства. Исполнительными и
распорядительными органами Советов являлись исполкомы, которые вели всю
государственную работу на местах, опираясь на поддержку десятков миллионов
граждан.
При местных Советах и их исполкомах имелись в соответствии с
Конституцией отделы: здравоохранения, культуры, народного образования,
социального обеспечения, сельского и коммунального хозяйства, финансовый,
дорожного строительства, связи, местной промышленности и торговли. Все они
Информация о работе Советское общество в период Великой Отечественной Войны