Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 12:31, реферат
Великая Отечественная... 1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом. Нет семьи, которой бы не коснулась война. Не изжиты пока и известные по военным временам представления: "какая война без жертв", "война спишет все", "победителей не судят". И хотя сегодня уже трудно кого-либо убедить в том, будто не было грубых просчетов руководства СССР накануне и в ходе войны, неоправданных потерь, мы нередко все еще пытаемся объединить добро и зло в ее истории под высокими словами "героическое и трагическое".
Введение 2
Основные черты советской экономики в годы войны 3
Социально-политические основы прочности государства 5
Деятельность Советского государства и общественных организаций 7
в условиях войны
Заключение 23
Использованная литература 25
действовали в уменьшенном составе и были превращены в максимально
оперативные органы, приспособленные к работе в условиях военного времени.
В период войны структура местных органов управления претерпела
некоторые изменения. Для борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей в
прифронтовой полосе и в освобожденных от врага районах при исполкомах
Советов работали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей.
При краевых, областных и городских Советах имелись комиссии по
трудоустройству инвалидов войны. Одновременно при областных, городских и
районных Советах создавались отделы по государственному обеспечению и
бытовому устройству семей военнослужащих. Эти отделы занимались выдачей
пособий и пенсий семьям военнослужащих, их бытовым обслуживанием и правовой
защитой, устройством детей в детские дома.
В
местностях, объявленных на военном
положении, деятельность
многом регулировалась законами военного времени и осуществлялась в тесном
контакте с военными властями. Советы развертывали огромную работу по
мобилизации людских и материальных ресурсов, а также финансовых средств.
Они помогали военным органам формировать и обучать пополнения для фронта,
строить оборонительные сооружения, снабжать продовольствием и снаряжением
армию, создавать местную противовоздушную оборону, налаживать всеобщее
военное обучение населения.
Очень важным участком работы местных Советов являлось руководство
сельским хозяйством. В условиях войны значительно повысилась роль сельских
Советов в проведении сельскохозяйственных работ.
В ряде восточных районов страны перед Советами встали новые
ответственные задачи по руководству местным хозяйством и культурным
строительством, так как районы с преобладанием сельского хозяйства
обогатились промышленностью, а промышленные районы расширили свое сельское
хозяйство.
Благодаря разносторонней активной деятельности Советов, руководимых
Коммунистической партией, наша страна преодолела огромные трудности со
снабжением населения, многие миллионы эвакуированных граждан и инвалидов
войны были благоустроены. Была предупреждена массовая безнадзорность детей,
оставшихся без родителей, успешно проводилась трудовая и военная
мобилизация населения, проявлялась большая забота о семьях фронтовиков.
Таким образом, все местные советские учреждения как в городе, так и в
деревне своей напряженной, кропотливой работой служили делу нашей победы.
Деятельность
государственных органов в
военном положении, также была перестроена. Она стала более четкой и
оперативной, упростилось делопроизводство. Внимание государственных органов
сосредоточилось на военно-хозяйственных задачах, в связи с чем
исполнительно-распорядительные
Усилились централизация и единоначалие, особенно в военной промышленности,
на транспорте,
в учреждениях связи и
Одним из существенных моментов, характеризующих изменения в Советском
государстве в период войны, являлась отсрочка выборов в Советы и народные
суды. Это было вызвано условиями военного времени. Деятельность
государственных органов и общественных организаций сосредоточивалась, в
годы войны всецело на задачах защиты социалистического Отечества.
Значительная
часть советских граждан
на оборонительных работах. К тому же из-за вражеской оккупации население
многих районов нашей страны не могло принять участия в обычной политической
жизни государства.
По
этим и другим причинам
Верховные Советы союзных и автономных республик, в местные Советы депутатов
трудящихся и народные суды была вполне понятной. Но поскольку деятельность
высших и
местных органов
в военное время, срок полномочий этих органов регулярно продлевался.
В обстановке войны, особенно в близких к фронту районах, следовало
оперативно решать вопросы хозяйственного и оборонного строительства.
Поэтому в системе государственного управления серьезно изменилось
соотношение между принципами коллегиальности и единоначалия. В частности,
были расширены права народных комиссаров СССР. Они получили возможность
самостоятельно распределять материальные ресурсы между отдельными
предприятиями и стройками.
В связи с организацией местной противовоздушной обороны (МПВО)
проводилась обязательная подготовка граждан к этому виду обороны,
действовали особые отряды МПВО и противопожарной охраны. Более чем в 3 тыс.
городов и рабочих поселков страны регламентировалось поведение граждан в
случае воздушной тревоги, а также при погрузочно-разгрузочных работах на
железных дорогах и подъездных путях. Предусматривались обязанности
населения и администрации во время воздушного нападения врага. В
прифронтовой полосе и в городах, объявленных на осадном положении,
население организовывалось в группы самозащиты. В Ленинграде, например, в
эти группы были включены все жители города от 14 до 60 лет. Они героически
боролись с пожарами и другими последствиями воздушных налетов противника.
Для
достижения победы в войне
требовалось непрерывное
армии и флота многочисленными и хорошо обученными боевыми резервами. Чтобы
подготовить такие резервы, Государственный Комитет Обороны принял решение
ввести с 1 октября 1941 г. всеобщее обязательное военное обучение граждан
СССР. Вслед за этим в составе Народного комиссариата обороны СССР было
создано Управление Всевобуча. ЦК ВКП(б) предложил местным партийным
организациям обеспечить быстрое развертывание органов Всевобуча, создать
для них учебную и материально-техническую базу, выделить соответствующие
кадры. Эта задача была решена в короткий срок.
За годы войны органы Всевобуча провели семь очередей вневойсковой
подготовки по 110-часовой программе. К обучению привлекались мужчины и
женщины в возрасте от 16 до 50 лет. Общее число граждан, охваченных
Всевобучем, составляло 9 862 тыс. Человек. Это почти в полтора раза
превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки к началу
1944 г. Таким образом, органы Всевобуча, работавшие во всех уголках
Советской страны, внесли значительный вклад в завоевание победы над врагом.
Большое значение во время войны приобрело строительство оборонительных
сооружений. Только за первые два года войны наши строительные организации
создали более 50 тыс. километров укрепленных оборонительных рубежей. При
этом общая
длина траншей и ходов сообщени
Строители возвели до 1 500 тыс. фортификационных сооружений различного
назначения: дотов, дзотов и т. п. Было отрыто до 10 тыс. километров
противотанковых рвов и эскарпов. Объем всех земляных работ при
строительстве оборонительных рубежей составил 223 млн. кубометров. Кроме
того, во время войны производились крупные инженерные работы по обеспечению
базирования фронтовой авиации, а также истребительной авиации ПВО.
Такой огромный объем оборонительных работ мог быть осуществлен лишь при
условии использования всех возможностей гражданских и военных строительных
организаций, четкого руководства ими со стороны партийных и государственных
органов, благодаря самоотверженному, упорному труду советских людей,
участвовавших вместе с регулярными частями Красной Армии в создании
оборонительных рубежей.
В условиях войны оказалось необходимым перестроить органы
здравоохранения и санитарной службы, расширить деятельность Народного
комиссариата здравоохранения и Главного военно-санитарного управления
Красной Армии. Эти органы ввели в жизнь эффективную систему обслуживания
раненых воинов на фронте, обеспечили квалифицированное лечение раненых и
больных в тылу, провели немало различных оздоровительных мероприятий,
позволивших нашей стране избежать массовых эпидемических заболеваний.
Осуществлялась также широкая подготовка военно-медицинского персонала.
В годы Великой Отечественной войны огромное значение приобрели вопросы,
связанные с организацией и укреплением тыла страны. Создание мощного
военного хозяйства в условиях переброски большого количества промышленных
предприятий на восток, и размещение промышленности на новых местах не могло
быть достигнуто без высокоразвитой строительной индустрии. Существовавшая к
началу немецко-фашистского вторжения разветвленная сеть строительных и
монтажных организаций позволила Советскому государству успешно решить
сложнейшие задачи по перестройке нашей экономики на военный лад.
Вскоре
после начала войны
промышленному строительству. Разработанные на их основе новые технические
решения промышленных зданий позволили значительно сократить сроки и
стоимость строительства, уменьшить трудоемкость работ и расход таких
дефицитных материалов, как металл, цемент, стекло, мягкая кровля и другие.
Расход металла, например, снизился в 4 раза, стекла — в 2 раза, цемента — в
1,2 раза. В указаниях Наркомстроя пересматривались многие технические
нормативы, действовавшие ранее, а опыт их реализации вошел в арсенал
советской строительной техники послевоенных лет.
Требовалось также создать мобильные строительные подразделения с
военной дисциплиной, которые полностью отвечали бы условиям военного
времени. Такими подразделениями стали особые строительно-монтажные части
(ОСМЧ), созданные по решению ГКО от 8 июля 1941 г. на базе строительных
трестов Наркомстроя. На эти части возлагалось выполнение срочных заданий
правительства по сооружению предприятий оборонной промышленности,
восстановление пострадавших объектов, а также возведение оборонительных
сооружений. На положение ОСМЧ было переведено свыше 70 строительных и
монтажных трестов Наркомстроя. Народному комиссару по строительству
предоставлялось право перебрасывать эти особые части с одних строек на
другие, переводить в случае необходимости их личный состав на казарменное
положение, обеспечивая рабочих бесплатным питанием.
Создание ОСМЧ, которые являлись в известной мере военизированными
Информация о работе Советское общество в период Великой Отечественной Войны