Советское право 1921-1941

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что 20-е годы прошлого века, особенно первая их половина, привели к возникновению нового политического мышления. Но именно 20-е годы на практике дали сочетание новой экономической политики, демократизации, с успехами мирного сосуществования. Был открыт путь к ненасильственному миру и строительству социализма в СССР без социальных катастроф, на основе «гражданского мира». Это могло быть успешным лишь во взаимосвязи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1. Советское право в период нэпа...................................................... 4
1.1. Кодификация советского законодательства………………….. 4
1.2. Переход от нэпа к модернизации страны…………………….. 7
2. Источники и структура права в период 1930-1941 гг…………... 12
2.1. Источники права………………………………………………... 12
2.2. Конституционное право………………………………………... 13
2.3. Финансовое право………………………………………………. 14
2.4. Гражданское право……………………………………………... 16
2.5. Колхозное право………………………………………………... 17
2.6. Семейное право…………………………………………………. 19
2.7. Трудовое право…………………………………………………. 20
2.8. Уголовное право и уголовный процесс………………………. 21
3. Заключение………………………………………………………….. 22
4. Список литературы………………………………………………… 24

Файлы: 1 файл

Текст курсовой.docx

— 64.86 Кб (Скачать файл)

 Разработкой плана  модернизации страны занималось  советское руководство, также  непосредственное участие принимал  И.В. Сталина. По своей сути  план представлял переработку  «ленинского плана строительства  социализма». Модернизация должна  была  превратить государство  в индустриальную державу.

Индустриальная эпоха  принесла плановость. Отсутствие саморазвития привело к тому, что плановость проникает во все сферы и приобретает  тотальный характер. Планировалось  абсолютно всё, начиная от изготовления спичек до автомобилей, от удоев коров  до количества студентов в институтах. Модернизация предусматривала быстрое  сокращение разрыва в уровне экономического развития между СССР и западными  странами, закладывались  форсированные  темпы создания индустриального  потенциала.

Стоит заметить, что индустриализация страны возникла еще в конце ХIХ века.  К началу Первой мировой войны страна добилась колоссальных успехов. Государство на тот момент имело высокоразвитую промышленность, хотя и отставала по некоторым показателям от европейских держав. За период мировой войны, революции и гражданской войны промышленный потенциал был утерян. Страна потеряла значительную часть организаторов производства и квалифицированных рабочих. К середине 1920-х гг. промышленный сектор был восстановлен, но, разумеется, не в том виде, как он функционировал до Первой мировой войны. К тому же устарели технологии, оборудование.

Коммунистические планы  модернизации России — СССР были грандиозными. Предполагалось:

1. Создать более высокий  по сравнению с западным капитализмом  тип общественной организации  — без частной собственности  и деления общества на классы, без рынка и парламентской  демократии.

2. Обеспечить быстрый  рост экономики за счет реконструкции  народного хозяйства и индустриализации. Задача ставилась начать, а затем превзойти уровень индустриального развития передовых капиталистических стран. Обеспечить более высокую, чем на Западе, производительность труда за счет моральных и духовных стимулов, перевоспитания человека.

3. Предполагалось первоочередное  развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроительной), создание мощной  оборонной промышленности.

4. Создать заново армию  и обеспечить оборону страны. Красная Армия, победившая в  гражданской войне, к 1924 г. фактически  была небоеспособна, требовалось  ее перевооружение и более  широко — военная реформа.

5. Осуществить "культурную  революцию", обеспечив перестройку  сознания на основе социалистической  идеологии, распространения грамотности  и естественнонаучных знаний, необходимых  для индустриализации. Решение этой  задачи потребовало формирования  новой по мировоззрению и духовным  ценностям интеллигенции. 

Любая модернизация требует  колоссального количества ресурсов. Чем она масштабнее, тем больше их необходимо (технологических, природных, кадровых, интеллектуальных и т.д.). Дореволюционная Россия изыскивала ресурсы, увеличивая национальное богатство  за счет ограниченного предоставления свободы гражданам (постепенное  утверждение гражданского общества), развития предпринимательства и  рыночных отношений, расширения территории, привлечения иностранного капитала. Однако созданный до революции потенциал  был в значительной мере разрушен. Крупные капиталы в 1920-е гг. либо "убежали" за рубеж, либо растворились как дым. Большая часть предпринимателей была уничтожена, или оказалась в  эмиграции. Интеллигенция, которая  и так не была многочисленной, была разгромлена, наиболее квалифицированная  ее часть, за исключением единиц, эмигрировала. Свертывание денежного обращения, ликвидация частной собственности, гиперинфляция превратили все население  в нищих. Иностранный капитал  понес колоссальные потери после  революции, и попытки большевистской власти привлечь его ресурсы (в виде концессий) были малоэффективны. Только единицы шли на риск в надежде  в неразберихе и ломке что-нибудь приобрести. Суть сталинской модернизации можно выразить одним словом —  ФОРСАЖ. При крайней ограниченности ресурсов были поставлены грандиозные  задачи, определены необычайно короткие сроки их решения. Для реализации задуманного было брошено все. При  обнищании страны неизбежным было сосредоточена  всех наличных ресурсов в руках государства, что предполагало тотальное огосударствление (национализацию) всего, что есть: банковской системы, промышленности, транспорта. Банки были национализированы в 1917 г., сразу после прихода большевиков к власти. К 1928 г. 86% промышленности было сосредоточено в руках государства. Для получения средств в интересах модернизации использовались любые возможности — монополия внешней торговли, развитие сырьевого экспорта, не останавливались перед распродажей произведений искусства. В начале 1930-х гг. были проданы заграничным торговым миссионерам сотни бесценных произведений западно-европейского искусства, в том числе 14 полотен Рембрандта, 11 картин Ван Дейка, полотна Рубенса и др. Продавались ювелирные изделия, фарфор, антиквариат. Все шло по дешевке. Особенно масштабными были распродажи из фондов Эрмитажа. На вырученные деньги покупались станки, оборудование.

В баснословно дешевом  труде граждан секрет того колоссального  прорыва в военно-промышленном отношении, которое за короткий исторический срок совершил СССР. Потребность в рабочих  ресурсах привела к ликвидации безработицы (в 1930 г. закрылась последняя биржа  труда). Возникла необходимость в  привлечении рабочей силы из деревни. Условия труда были тяжелыми, широко был распространен травматизм.

Требовался контроль над  сельскохозяйственным  производством  и свободное маневрирование ресурсами  деревни в интересах индустриализации. К тому же имущественная и экономическая  дифференциация среди крестьян в  условиях нэпа неизбежно вела к политическому  плюрализму, что было смертельно опасно для коммунистической власти. Деревня  после революции жила в условиях господства государственной собственности  на землю (национализации), которая  была передана крестьянам во владение. Сохранялась община, но внутри нее, особенно в условиях нэпа, шла дифференциация. Вырос процент состоятельных  крестьян, которые имели технику, нанимали сезонных рабочих. К концу 1920-х гг. половину налоговых сборов в деревне давали состоятельные  крестьяне-кулаки (по официальным оценкам, их численность составляла 5-7%). Их хозяйства  отличались высокой производительностью. Например, в 1929 г. во время чрезвычайных мер по хлебозаготовкам у кулаков  было экспроприировано 3,5 млн. пудов  хлеба.

Средней слой крестьян, составлявший 60 %, был заинтересован в развитии товарно-денежных отношений, уменьшении изъятий средств из деревни через  налоги и реквизиции. Член Политбюро  Н.И Бухарин обвинил руководство  страны в «военно-феодальной эксплуатации крестьянства». Он считал, что чем  богаче будет крестьянство, тем лучше: страна получит дополнительные средства. Особенно обострилась ситуация в 1927 г. Из-за неурожая в ряде районов страны сократилась продажа зерна и других продуктов государству. Городские магазины опустели: исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом. Для ликвидации кризиса правительством были приняты чрезвычайные меры. 30 тыс. членов партии выехали в деревни для проведения разъяснительной работы. Местным руководителям было разрешено применять к крестьянам, отказывающимся сдавать хлеб, меры уголовного воздействия (конфискация хлеба, арест, ссылка и т.п.). Беднота была привлечена для поиска и изъятия хлеба у кулаков, 25% конфискованного хлеба по низким ценам или в кредит переходило к тем, кто его нашел. Чрезвычайными мерами хлебозаготовительный кризис был разрешен, но встал вопрос, что делать дальше? Выход правительство видело в коренном переустройстве деревни по промышленному типу: создание крупных коллективных хозяйств, которые должны доказать преимущества промышленного ведения хозяйства на селе.

В планах И.В. Сталина стояло изменение промышленности. Он стремился  создать из страны мощную военную  державу. Машиностроение оставалось одним  из приоритетных направлений.

Главные идеи индустриализации:

  1. ликвидация технико-экономической отсталости;
  2. достижение экономической независимости;
  3. создание мощной оборонной промышленности;
  4. первоочередное развитие базисных отраслей промышленности.

Индустриализация превратилась в орудие переустройства общества. Главной целью она ставила  изменение социальной структуры  и ликвидацию класса предпринимателей, упрочнение политического господства большевиков. Индустриализация проходила  с большим напряжением сил, так  как не хватало не капиталов для  инвестиций, ни квалифицированных кадров – инженеров, конструкторов, рабочих.

Основными источниками накопления стали средства:

- продажа драгоценных  металлов и художественных ценностей;

- грабеж деревни;

- труд заключенных;

- резкое снижение цен  на западноевропейские промышленные  товары в результате депрессии.

К концу 20-х гг. правительство  перешло к пятилетним планам, которые  со временем превратились в твердые  задания по производству продукции, составляемые без учета издержек.

В результате индустриализации СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства. Индустриализация позволила быстро ликвидировать безработицу, но более  половины промышленных рабочих было занято тяжелым физическим трудом. Индустриализация способствовала закреплению  командно-административных методов  управления экономикой.

  1. Источники и структура права в период 1930-1941 гг.
    1. Источники права

   В 30-е годы происходит  укрепление законодательных органов.  Был повышен не только авторитет  органов, но престиж самого  закона. В терминологии советского  законодательства появился новый  тип правового акта – указ  Президиума Верховного Совета, имевший  особую правовую природу так,  как со временем указы по  существу приравнивались к законам.  В Советском государстве значительно  повышалась роль Коммунистической  партии. Это отражалось не только  в управлении государством, но  и на системе источников права.  Стоит заметить то, что на практике  партийные документы, а особенно  решения ЦК ВКП (б), являлись  законом. Такая практика, к примеру,  сложилась в колхозном праве.  ЦК ВКП (б) и СНК СССР создавали  совместно партийно-государственные  нормативные акты, которые заранее  санкционировались Политбюро. Вся  основная сфера общественных  отношений регулировалась общесоюзным  законодательством. Также предполагалась  в Конституции 1936 г. централизация  в деле кодификации. Предусматривалось  создание общесоюзных кодексов, которые в итоге не подготовили.  По сути, крупной кодификационной  работой на время можно считать  создание новых конституций.

Характерная черта законотворчества  этого периода являлась жесткость  и даже порой жестокость. Отражение  получило в таких отраслях права, как трудовом, колхозном, семейном праве, но и уголовном и уголовно-процессуальном.

Существовала много противоречий в становлении законности. Правительство  принимало различные меры по её укреплению, так в 1932 г. было издано постановление  ЦИК и СНК СССР «О революционной  законности», направляющее на борьбу с  беззаконием. В Конституции и  в Законе о судоустройстве, также  закреплялись принципы законности.

Если посмотреть с другой стороны, то была сфера, в которой  беззаконие принимало огромные масштабы. Произвол высших руководителей партии и государства, причинил огромный ущерб  миллионам советских граждан  и самому Советскому государству. Вина в этом была самого Сталина и лиц, стоявших во главе НКВД, особенно отличился  Ежов. За то время пока он руководил  НКВД, прошёл пик репрессий. Нельзя не заметить, что порой руководители соревновались в выявлении «врагов  народа. Рекордные показатели были у секретаря Московского областного и городского комитета партии Н.С. Хрущева  и секретаря Западно-Сибирского крайкома Р.И. Эйхе, представив к расстрелу  соответственно около 8500 и 10800 человек, при этом во внесудебном порядке.

       2.2. Конституционное право

        За  период 1924 по 1936 г., после принятия  первой союзной Конституции и  до принятия новой, в стране  произошли существенные изменения.  Изменения коснулись экономического, политического и социального  сектора. Произошло значительное  преобразование в сфере национально-государственного  строительства. Произошли изменения  в структуре и системе государственного  управления.

Предложение об изменении  Конституции внесло Политбюро ЦК ВКП (б) 30 января 1935 г. на очередном заседании  Пленума ЦК ВКП (б). Было решено внести на обсуждение изменения Конституции  на VII Всесоюзном съезде советов. Таким образом, съезд советов принял решение создать Конституционную комиссию, которой было поручено разработать текст новой Конституции. Стоит заметить, что идея изменить Конституцию появилась ещё в мае 1934 г., но шла лишь речь о внесении поправок3.

ЦИК СССР 7 февраля 1935 г. образовал  комиссию в количестве 31 человека с  председателем И.В. Сталиным. Комиссия не стала перерабатывать текст прежней  Конституции, а создала новый  проект.

Пленум ЦК ВКП (б) одобрил  проект  и созвал  Всесоюзный съезд  Советов для его утверждения. Президиум ЦИК СССР одобрил проект Конституции 11 июня для всенародного обсуждения.

В ноябре 1936г. в регионах и союзных республиках прошли чрезвычайные съезды Советов, на которых  был подведены итоги обсуждения. По неточным данным в обсуждении приняло  более 50 млн. человек. На заседаниях было около 154 тысяч предложений об изменениях и дополнениях в проект. С учетом предложений выдвинутых трудящимися , в текст было внесено 43 поправки, касавшиеся 36 из 146 статей проекта. Таким образом, 5 декабря 1936 г. Съезд Советов утвердил Основной закон СССР.

Информация о работе Советское право 1921-1941