Советское право 1921-1941

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что 20-е годы прошлого века, особенно первая их половина, привели к возникновению нового политического мышления. Но именно 20-е годы на практике дали сочетание новой экономической политики, демократизации, с успехами мирного сосуществования. Был открыт путь к ненасильственному миру и строительству социализма в СССР без социальных катастроф, на основе «гражданского мира». Это могло быть успешным лишь во взаимосвязи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1. Советское право в период нэпа...................................................... 4
1.1. Кодификация советского законодательства………………….. 4
1.2. Переход от нэпа к модернизации страны…………………….. 7
2. Источники и структура права в период 1930-1941 гг…………... 12
2.1. Источники права………………………………………………... 12
2.2. Конституционное право………………………………………... 13
2.3. Финансовое право………………………………………………. 14
2.4. Гражданское право……………………………………………... 16
2.5. Колхозное право………………………………………………... 17
2.6. Семейное право…………………………………………………. 19
2.7. Трудовое право…………………………………………………. 20
2.8. Уголовное право и уголовный процесс………………………. 21
3. Заключение………………………………………………………….. 22
4. Список литературы………………………………………………… 24

Файлы: 1 файл

Текст курсовой.docx

— 64.86 Кб (Скачать файл)

Одной из важных черт новой  Конституции СССР 1936 г. была определённость экономической основы, которая составляла социалистическую систему хозяйства  и социалистическую собственность.

В Основном законе были разработаны  главные гарантии обеспечения основных прав и свобод советского гражданина. На первый план выдвигались материальные и социально-политические гарантии. Была ограниченна свобода слова, печати и собраний. Попытка гражданином  воспользоваться данными конституционными правами приводили к весьма тяжелым  последствиям для них, вплоть до лишения  свободы органами НКВД.

Ещё в декабре 1932 г. ЦИК  и СНК СССР приняли постановление  «Об установлении единой паспортной системы по СССР и обязательной прописки паспортов». Прописка паспортов ограничивала свободу передвижения, хотя и облегчала  борьбу с преступностью. Это постановление  получило закрепление в Конституции.

Глава под названием «Государственное устройство» посвящена организации  государственного единства. В ней  закреплялся статус СССР как единого  союзного государства, но также подтверждался  суверенитет союзных республик. Закреплялась новая избирательная  система. Избирательное право было всеобщим только для трудящихся, но классовые ограничения были сняты. Отсутствовало право избирать только у двух категорий граждан: умалишенные  и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.

Закреплялся принцип демократизма в выборах и переход к тайному  голосованию, что обеспечило к более  свободному волеизъявлению. Изменения  коснулись принципа организации  выборов. На смену, производственно-территориальному пришел территориальный принцип, теперь голосование проходило не на предприятиях, а по месту прописки.

С первых же выборов в  Верховный совет СССР в 1937 г. избирательные  компании проводились с большой  торжественностью и парадностью. Они  завершали избирательную компанию, которая была формальным актом демократии. Само выдвижение кандидата обычно уже  предопределяло его избрание.

      2.3. Финансовое право

Проведение коллективизации, индустриализации, культурной революции, строительство Красной Армии  требовали колоссальных средств.

Важным мероприятием, обеспечивающим мобилизацию средств для дальнейшего  развития народного хозяйства, явилась  налоговая реформа 1930—1931 гг. Прежде всего большое количество разнообразных  налогов и сборов, взимаемых с  предприятий, было заменено всего двумя  обязательными платежами в бюджет: налогом с оборота для всех социалистических предприятий и  отчислением от прибыли государственных  предприятий.

Налог с оборота взимался после реализации произведенной  промышленным предприятием продукции. Оптовая база, продав эту продукцию, возвращала определенный процент промышленному  предприятию, другую часть забирала себе за услуги, а третью часть, которая  по некоторым товарам (например, по водке) достигала 90% и более, зачисляла  в бюджет. Процент налога с оборота  зависел, конечно, от степени рентабельности предприятия.

Отчисления от прибыли  взимались тоже в фиксированном  определенном проценте, но таким образом, что с предприятия снималась  почти вся прибыль, за исключением  лишь расходов, необходимых на развитие предприятия и социально-бытовые  нужды работников. Отчисление от прибыли  касалось только государственных предприятий, поскольку государство, будучи собственником  предприятия, имело право распоряжаться  и его прибылью. С кооперативных  предприятий этот налог не взимался, ибо там был другой собственник. Налогообложение кооперативных  предприятий производилось по-другому.

Налоговая реформа упростила  взаимоотношения государства и  предприятий. Но самое главное, она  позволила сконцентрировать все  важнейшие доходы в руках Союза. В этих условиях была изменена система  распределения доходов между  Союзом, союзными и автономными республиками, а также местными Советами. До сих  пор последние черпали значительную часть средств из различных местных  налогов и сборов. В связи с  их отменой эти средства республики и области стали получать за счет отчисления определенной доли от общегосударственных  поступлений. Такой порядок был  закреплен специальным постановлением ЦИК и СНК СССР 21 декабря 1931 г.

Концентрация средств  в руках Союза позволила Центру больше помогать отсталым республикам. По закону о бюджете, принятому в 1932 г., в бюджеты РСФСР и УССР отчислялось 5% средств, поступающих  от налога с оборота предприятий  союзного значения, расположенных на их территории, в бюджет Узбекистана  — 40%, в бюджеты Таджикской и Туркменской ССР — 100%.

Политика укрепления местных  Советов, особенно сельских, проводимая в связи с коллективизацией, отразилась и на финансовой системе. В 1930 г. повсеместно  были введены сельские бюджеты, что создавало для сельских Советов самостоятельную финансовую базу.

Было установлено, что  за услуги МТС колхозы должны были расплачиваться натурой, зерном, которое  поступало на государственные заготовительные  пункты. Колхозы не только имели  право, но и обязывались заключать  договоры с МТС.

Названные мероприятия коснулись  преимущественно юридических лиц. Но в это же время была проведена  реформа, затронувшая и непосредственно  граждан. Это так называемая «конверсия государственных займов». За десятилетие  было выпущено много разнообразных  государственных займов. Обращение  с ними стало сложным и затруднительным. Проведенная конверсия означала обмен облигаций всех прежних  займов на один новый. Это упростило  обращение граждан с облигациями, а также, что было гораздо важнее, несколько отсрочило погашение  их, сохранив в обороте государства  столь необходимые ему средства. Конверсия не означала прекращения  выпуска новых займов. Они выпускались  регулярно, но значительно реже, чем  до сих пор, примерно по одному займу  в год.

Было установлено, что  за услуги МТС колхозы должны были расплачиваться натурой, зерном, которое  поступало на государственные заготовительные  пункты. Колхозы не только имели  право, но и обязывались заключать  договоры с МТС.

Названные мероприятия коснулись  преимущественно юридических лиц. Но в это же время была проведена  реформа, затронувшая и непосредственно  граждан. Это так называемая «конверсия государственных займов». За десятилетие  было выпущено много разнообразных  государственных займов. Обращение  с ними стало сложным и затруднительным. Проведенная конверсия означала обмен облигаций всех прежних  займов на один новый. Это упростило  обращение граждан с облигациями, а также, что было гораздо важнее, несколько отсрочило погашение  их, сохранив в обороте государства  столь необходимые ему средства. Конверсия не означала прекращения  выпуска новых займов. Они выпускались  регулярно, но значительно реже, чем  до сих пор, примерно по одному займу  в год.

    1. Гражданское право

Поскольку в стране господствовала общественная собственность на средства и орудия производства во всех отраслях народного хозяйства (государственная  собственность в промышленности и колхозно-кооперативная в сельском хозяйстве), то в этом ключе гражданское  законодательство и вносило изменения  в регулирование отношений собственности. Устанавливается право о безвозмездной  передаче государственных предприятий только государственным организациям. Были изданы некоторые гражданско-правовые акты с целью охраны социалистической собственности (об улучшении перевозок грузов, учета товарных ценностей и др.).

Вместе с тем в этот период снимается ряд ограничений  в росте и распоряжении личной собственностью. Однако рост нетрудовой собственности по закону исключался. Существенно меняется также понятие  субъектов гражданского права, которыми теперь являются только организации (государственные, кооперативные, общественные) и трудящиеся СССР.

Серьезные изменения в  гражданском праве связаны с  перестройкой промышленности и укреплением  хозрасчета. Большую роль в этих изменениях сыграли налоговая и  кредитная реформы, проведенные  в 1930-1931 гг. Все налоги и сборы, которыми облагались социалистические организации  в 20-е гг., были заменены двумя: отчислениями от прибыли всех социалистических предприятий; налогом с оборота государственных  предприятий.

После кредитной реформы  Госбанк стал единственным органом  краткосрочного кредитования. Коммерческое кредитование: кредиты выдавались только по строго целевому назначению, для  определенных хозяйственных операций.

После кредитной реформы  меняется характер договорных связей между предприятиями. Наиболее распространенными  видами договоров становятся договоры подряда и поставки.

Договор подряда особенно распространяется в капитальном  строительстве:

— запрещено привлечение  частников к государственным  подрядовым работам;

— ограничивается, а затем  запрещается беспроектное строительство;

— заключение договоров  разрешено лишь при условии включения  объектов в титульный список (утверждался  только СНК СССР и СНК союзных  республик) и при наличии полного  технического проекта и сметы.

Договор поставки. В результате полного вытеснения частной торговли единственными участниками договора поставки стали социалистические организации. Сам договор становился частью плановой системы хозяйствования.

Широкое распространение  получает договор купли-продажи  между организациями.

Договор мены себя изживает и после проведения кредитной  реформы запрещается.

Большое значение имели также  договора контрактации. В качестве сторон выступали колхозы, отдельные  колхозники и единоличники, а также  промышленные объединения и организации. По этому договору крестьяне сдавали на согласованных условиях свою продукцию, а промышленные предприятия обеспечивали крестьян семенами, удобрениями, промышленными товарами и др. Договоры контрактации, с одной стороны, содействовали кооперированию крестьянского хозяйства, а с другой стороны, были важными средствами снабжения страны сельскохозяйственными продуктами. С завершением коллективизации и введением обязательных государственных поставок зерна и других продуктов сельского хозяйства значение этих договоров изменилось. Они стали применяться лишь для заготовок некоторых видов продукции, например, технических культур (хлопка, конопли, табака и др.).

Законодательство этого  периода предусматривало две  формы личной собственности: индивидуальную собственность граждан (ее объектом были трудовые доходы и сбережения граждан, жилой дом, предметы личного  потребления) и собственность колхозных  дворов (подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, птица, сельскохозяйственный инвентарь, скот; количество скота регламентировалось нормами Устава сельскохозяйственной артели).

Допускалось мелкое частное  хозяйство единоличников и кустарей (без эксплуатации чужого труда). Частнокапиталистическая  собственность допускалась еще  в западных районах страны, вошедших в состав СССР в 1930-40 гг.

Все большее развитие получает договор (поставки, подряда и др.), в котором субъектами правоотношений выступали предприятия и учреждения. Тем не менее законодательство уделяло  внимание договорам, касающимся непосредственно  граждан.

Значительные изменения  произошли в жилищном законодательстве (см.: Постановление ЦИК и СНК  от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного  фонда и улучшении жилищного  хозяйства в городах»).

    1. Колхозное право

В этот период был решен  вопрос о форме коллективного  хозяйства (не в пользу хозяйства). Ранее  допускались самые разнообразные  формы производственной кооперации. Теперь основной формой стала сельскохозяйственная артель. 1 марта 1930 г. ЦИК и СНК  СССР утвердили Примерный устав  сельскохозяйственной артели. Подчеркнем, что оплата труда была не по уравнительному принципу, а в соответствии с количеством  и качеством труда по определенной норме. В качестве единицы измерения  труда был установлен трудодень. Высшим органом управления колхоза  стало общее собрание. В 1930 г. колхозам были предоставлены льготы: освобождались  на 2 года от большей части налогов; списывали недоимки; оказывалась другая помощь (финансами, семенами и т. д.).

27 декабря 1932 г. в СССР  была введена постановлением  ЦИК и СНК СССР паспортная  система и обязательная прописка  паспортов. Паспорта вводились  только для жителей городов,  рабочих поселков, совхозов и  новостроек.

Колхозники были лишены паспортов, и это обстоятельство стразу ставило  их в положение прикрепленных  к месту жительства, к своему колхозу.

Наиболее крупным и  важным актом колхозного законодательства, изданным на завершающем этапе коллективизации, был Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935 года. Он состоял из 8 глав, поделенных на 25 статей. В Уставе колхозный  путь провозглашался единственно правильным для трудящегося крестьянства. В  то же время сохранялся пункт Устава 1930 года о добровольном объединении  крестьян. В отличие от Устава 1930 года устанавливались обязанности  колхозников, факт передачи земли колхозникам  навеки в бесплатное пользование, запрещались  различные сделки с землей, в том  числе и аренда; конкретно определялись виды и количество имущества, остающегося  в личной собственности колхозного двора; изменялись принципы приемы в  члены артели (раньше этот вопрос решало правление, теперь общее собрание); регламентировалось правовое положение  фондов артели (выполнение обязанностей перед государством и МТС, создание семенного, фуражного фонда и  помощи нетрудоспособным, выделение  части продукции на продажу). Наряду с этим устанавливались уголовные  наказания за нарушение трудовой дисциплины и вводились правила  о нормах на каждый вид работы.

27 мая 1939 г. выходит  Постановление СНК СССР «О  мерах охраны общественных земель  от разбазаривания», в результате  чего от личных приусадебных  участков было изъято и передано  колхозам 2,5 млн га. Для колхозников  был введен обязательный минимум  трудодней, т. к. считалось,  что они недостаточно работали  в колхозе.

Информация о работе Советское право 1921-1941