Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:59, реферат
Цель работы – дать уголовно–правовую характеристику государственной измене и шпионажу в России.
Задачи работы:
Показать историю развития правового регулирования обеспечения безопасности в России
Дать определение юридической квалификации шпионажа в Российской Федерации
Введение 2
1.Возникновение и развитие правового регулирования обеспечения безопасности в России. 5
2.Определение шпионажа. 14
3. Юридическая квалификация шпионажа в Российской Федерации 15
4.Хроника шпионских дел рассмотренных в Российской Федерации в XXI веке. 16
5. Споры вокруг новых поправок в УК РФ о понятиях шпионажа и госизмены. 24
6. Заключение 27
Список литератур 28
Содержание
Введение 2
1.Возникновение и развитие правового регулирования обеспечения безопасности в России. 5
2.Определение шпионажа. 14
3. Юридическая квалификация шпионажа в Российской Федерации 15
4.Хроника шпионских дел рассмотренных в Российской Федерации в XXI веке. 16
5. Споры вокруг новых поправок в УК РФ о понятиях шпионажа и госизмены. 24
6. Заключение 27
Список литератур 28
Конечно, шпион всегда шпион.
Но и врач всегда врач, учитель всегда учитель…
Любая профессия накладывает свой отпечаток.
Это груз знаний, который всегда с тобой.
Михаил Любимов, писатель.
Введение
Тема борьбы со шпионажем мной выбрана не случайно. Это довольно интересная и в то же время очень закрытая информация. Тайные службы во все времена оказывали большое влияние на ход истории. Документы секретных разведывательных служб бессрочно хранятся в архивах, и содержание большинства из них не станет известным миру до тех пор, пока существует государство. Тема шпионажа довольно часто упоминается в СМИ, но зачастую статьи об этом полны слухов, догадок и не все из них основаны только на фактах. Я думаю, что именно этим: своей закрытостью, тайной, интригой и привлекает меня данная тема.
Объектом исследования данной работы является область уголовно-правовой борьбы с преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства.
Предметом работы является исследование аспектов применения уголовного закона по теме шпионаж и измена государству. Их анализ и рассмотрение в законах Российской Федерации, затрагивающих вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства.
Структура работы дает возможность рассмотреть: становление службы по борьбе со шпионажем, принципы действия уголовного закона о государственной измене.
Цель работы – дать уголовно–правовую характеристику государственной измене и шпионажу в России.
Задачи работы:
Показать историю развития правового регулирования обеспечения безопасности в России
Дать определение юридической квалификации шпионажа в Российской Федерации
На примерах показать действие данного закона.
Изучая историю становления
спецслужб Российского
Для рассмотрения изменений в уголовном кодексе относительно шпионажа, и применения борьбы на практике были определены следующие временные границы: 1996год - 2012год.
Историография:
Необходимо отметить, что в настоящее
время проблеме преступлений против
государства (государственных преступлений,
особо опасных государственных
преступлений, преступлений против основ
конституционного строя и безопасности
государства) в монографической
литературе уделяется существенно
меньше внимания, чем преступлениям
против многих других объектов уголовно-правовой
охраны. Проблема ответственности за
преступления против основ конституционного
строя и безопасности государства
остается на современном этапе актуальной,
хотя общее количество таких деяний,
именовавшихся в прошлом
Работая над главой, о развитии правового урегулирования в России была использована следующая литература:
Плугин В. Госбезопасность в Древней Руси, или «Государева дела искатели»// Наука и религия. - 1994. - № 4. - в которой автор окунается в глубокое прошлое, описывая первые сообщения о русской разведке.
В Белой книге российских спецслужб. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Информ.-изд. агенство «Обозреватель», 1996. – описан манифест Тайной экспедиции.
Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации: история и современность. - описывает тайную канцелярию, созданнаю в Петербурге в 1718 г. Петром I для ведения следствия по делу царевича Алексея, обвинявшегося в государственной измене.
В работе над 2й и 3й главой использованы:
Комментарий к уголовному кодексу РФ: постатейный, изд-7-е, перераб., доп. отв. ред. В.М. Лебедев. - М.: Юрайт - Издат, 2007 . – в котором дается определение государственной измене: Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.
Действующая редакция ст. 275 УК РФ в должной мере не учитывает юридические особенности форм ее совершения. Такие формы, как шпионаж и выдача государственной тайны оказались напрямую «привязанными» к сущностной характеристике измены, то есть к оказанию помощи внешним силам, действующим против России. Причем, ст. 275 УК РФ определяет измену в ее конечном виде. Для практического же правоприменения необходимо отражение в законе признаков состава преступления применительно к каждой из форм государственной измены. Так, измена в форме шпионажа на этапе собирания сведений имеет усеченный состав, в котором момент юридического окончания преступления перенесен на более ранний этап по сравнению с оказанием помощи адресату (если это противоречие все-таки преодолимо путем толкования со ссылкой на ст. 276 УК, то другие противоречия, которые следуют из буквального изложения ст. 275, остаются проблемными).
Понятие шпионажа дано в ст. 276 УК РФ. Однако, если при государственной измене деяние осуществляется как бы изнутри - гражданином России, то шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК РФ, совершают только иностранные граждане и несколько реже - лица без гражданства, т.е. шпионаж - преступление, посягающее на внешнюю безопасность Российской Федерации, не из внутри, а из вне.
По мнению профессора С.В. Дьякова,
шпионаж совершается лицами, имеющими
дипломатическую
Объективная сторона шпионажа характеризуется в законе как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи сведений, составляющих государственную тайну. Российское уголовное право: учеб.: в 2 т. Т.2. Особенная часть / Г.Н. Борзенков, Л.В. Иногамова-Хегай, В.С. Комиссаров [и др.]; под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 474 - 475.
При работе над 4й главой были использованы
данные: http://www.memoid.ru/node/
Громкие шпионские скандалы в мире в 2005—2010 годах, справка РИА «Новости», 29 июня 2010 года.
При работе над 5й главой использован
источник информации: http://topwar.ru/21034-spory-
1.Возникновение
и развитие правового
Понимание закономерностей формирования и действия правовых основ деятельности специальных органов обеспечения безопасности невозможно без освещения исторического ракурса данной проблемы. Ведь именно знание условий возникновения и изучение особенностей развития позволят разобраться в специфических особенностях нынешних реалий и построить модели будущих.
Первые сообщения о русской разведке датированы с точностью не только до года, но даже до дня. Как сообщает придворный священник императора франков Людовика I Благочестивого Пруденций (в сочинении, известном под названием «Бертинских анналов»), 18 мая 839 г. его величество принимал в небольшом городке Ингельгейме, расположенном на берегу Рейна, посланцев народа Рос – от есть государства Русь. Прибыли неожиданные гости вместе с посольством византийского императора Феофила, но в отличие от греков вызвали у Людовика подозрение. Считая их скорее разведчиками, чем искателями дружбы, он решил задержать их у себя, чтобы можно было достоверно выяснить, с добрыми ли намерениями они пришли туда или нет».
Первую контрразведывательную операцию можно датировать началом правления Ольги и связывать с самой княгиней. Действительно, по какому другому ведомству можно отнести ее действия в 945 г., сразу после гибели в Деревской земле князя Игоря, когда она сумела заманить убийцу своего мужа, коими считала всю древлянскую знать, на свою территорию, «арестовать» их здесь и вынести приговор.
Служба дезинформации проявила себя при Владимире однажды в 997 г. в Белгороде. Владимир тогда отправился в Новгород собирать дружины против печенегов. Вскоре печенеги осадили Белгород. Начался голод. Тогда «един старец» приказал собрать овса, пшеницы, отрубей и меда. Затем по его приказу были вырыты два колодца, в которые и опустили продукты. Приглашенные на следующий день в город представители печенежского войска, увидев, что горожане кормятся от земли, предпочли снять осаду и уйти. Старец представлял в Белгороде, если можно так выразиться, народную контрразведку, иначе, один из тех способов борьбы с врагом и обеспечения государственной и общественной безопасности, которые народ выковывал веками, опираясь на опыт предков, и которым общественное устройство средневековой Руси позволяло порой проявляться достаточно ярко.
Сбор данных осуществлялся и «агентурным» путем. Таковыми можно считать «калик перехожих» (нищих бродяг). Так в одной из былин об Илье Муромце, говорится, что именно «калика» поведала, что идя от моря студеного с Алтыря–камешка к Елисей – реке, три дня с три ночи «не пиваючи» и «не едаючи», набрел странник на «орду неверную», которую ведет «собака Кудреванко – царь». Рассказ у калики получился подробный, обстоятельный: сколько у Кудреванка силы с правой и левой руки, спереди сзади, и как царь свою силу «заговаривал», и кто от него едет послом на Русь, и как выглядит и какую грамоту везет князю Владимиру. Словом, настоящее донесение профессионального разведчика.
Одними из агентов национальной безопасности можно назвать и богатырей, таких, например, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Бывало, что богатыри сами отправлялись в разведку, облачившись в каличье платье. Делали они это, чтобы на месте уточнить сведения о противнике, встретиться с ним, без спешки оценить его достоинства и выявить недостатки.
Несмотря на определенное развитие и совершенствование методов, которые позже заложат основу деятельности спецслужб, вплоть до ХVI в. разработка и использование приемов оперативно–розыскной деятельности в России не носили системного и организованного характера и во многом зависели от личной инициативы русских князей.
За точку отсчета начала организованной деятельности спецслужб на Руси, по–видимому, следует принять 1565 г., когда царем Иваном IV (1533 – 1584 гг.) был создан прообраз будущей политической полиции. Для борьбы с «изменой» внутри государства Иван IV создал опричное войско, в основном состоявшее из дворян. Опричнику вменялось в обязанность выискивать, а затем изгонять или истреблять государевых противников, доносить обо всем, что видит, и с людьми не из опричнины сношений не иметь.
Политический розыск, получивший развитие в ХVI в., постепенно превратился в важнейший атрибут неограниченной монархической власти. Если в ХVI в. складывались лишь зачаточные формы розыска, то в ХVII в. уже вырисовывается определенная практика, формируются устойчивые структуры спецслужб.
Становление спецслужб на Руси продолжил Петр I, создавший Преображенский приказ и Тайную канцелярию. Преображенский приказ был первоначально обычным судебно–административным органом. Указ о передаче Преображенскому приказу исключительного права следствия и суда по политическим преступлениям был дан Петром I по всей видимости в конце 1696 г., после Азовского похода.
Наряду с Преображенским приказом, действовавшим в Москве, расследованием наиболее важных политических преступлений занималась Тайная канцелярия, созданная в Петербурге в 1718 г. Петром I для ведения следствия по делу царевича Алексея, обвинявшегося в государственной измене3.
Следующий шаг по пути дальнейшей перестройки аппарата политического сыска был сделан в 1727 г., когда к расследованию политических дел был привлечен Сенат. В 1729 г.
В период образования единого Русского государства (вторая половина ХVI – первая половина ХVI вв.) полицейские функции осуществляли органы дворцово–вотчинного управления (в центре), а также наместники и волостели (на местах).
В эпоху сословно–
Во второй половине ХVII – начале ХVIII в. в России утверждается абсолютная монархия, для которой характерна детальная регламентация службы и быта подданных. В 1702 г. органы губного самоуправления были упразднены. Их функции перешли к воеводам.
Коренная перестройка органов общей полиции была осуществлена в период царствования Екатерины II в своем знаменитом «Наказе» 1767 г. Екатерина определяла полицию как «установление, попечению которого все то, принадлежит, что служит к сохранению благочиния в обществе». Реорганизация органов полиции связана с губернской реформой 1775 г. В соответствии с «Учреждением для управления губерний» в уездах была введена должность земского исправника (капитана), который возглавлял полицейский орган – нижний земский суд. Охрана «тишины и спокойствия» в уездном городе возлагалась на городничего, выполнявшего на территории города функции, аналогичные тем, которые отправлялись капитаном – исправником в уезде.
Политический сыск при Елизавете Петровне осуществлялся менее активно, чем в предыдущие годы. Тем не менее, информация о жестокости политической полиции вызвала рост недовольства населения. Сменивший Елизавету Петровну на троне Петр III 21 февраля 1762 г. издал манифест об уничтожении Тайной канцелярии, обосновав свои действия позитивными изменениями в обстановке, произошедшими со времен Петра Великого, когда это учреждение было создано. Однако орган политического сыска ликвидирован не был. Еще до публикации манифеста об упразднении Тайной канцелярии было принято решение об учреждении Тайной экспедиции при Сенате.
Информация о работе Современная история шпионажа на территории РФ