Современная история шпионажа на территории РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Цель работы – дать уголовно–правовую характеристику государственной измене и шпионажу в России.
Задачи работы:
Показать историю развития правового регулирования обеспечения безопасности в России
Дать определение юридической квалификации шпионажа в Российской Федерации

Содержание работы

Введение 2
1.Возникновение и развитие правового регулирования обеспечения безопасности в России. 5
2.Определение шпионажа. 14
3. Юридическая квалификация шпионажа в Российской Федерации 15
4.Хроника шпионских дел рассмотренных в Российской Федерации в XXI веке. 16
5. Споры вокруг новых поправок в УК РФ о понятиях шпионажа и госизмены. 24
6. Заключение 27
Список литератур 28

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.33 Кб (Скачать файл)

Одни  называют появившуюся статью сущим  антидемократическим кошмаром, ущемляющим права человека, другие, наоборот, склонны  утверждать, что внесенные изменения  в этом случае достаточно мягки. В  общем, сколько людей, столько, как  известно, и мнений… . Сама статья отнюдь не выглядит лишней, но в то же время есть у неё свои слабые места.

Если  внимательно взглянуть на представленные изменения, то статья не вполне однозначно раскрывает то, каким образом вообще можно определить, собирались ли лица, насильственно добывающие секретные  сведения, использовать их для деяний, подпадающих под статус государственной  измены или шпионажа, или не собирались. И вообще не вполне ясно, может ли понадобиться насильственное завладение секретными данными без использования  этих данных в шпионских целях.

В пресс-службе Федеральной службы безопасности высказываются  следующим образом: внедрение новой  статьи направлено на то, чтобы поставить  заслон лицам, собирающимся присвоить  государственной тайне статус объекта, который можно продавать или  покупать.

Есть  и другие изменения в той части  Уголовного кодекса, которая касается госизмены и шпионажа. Эти изменения уже вполне однозначны. К примеру, в законопроекте, который был принят в первом чтении, указано, что выдать секретные сведения, которые так или иначе соотносятся с понятием государственной тайны, может только тот человек, который с такими сведениями имеет дело по долгу службы (учебы). Другими словами, осудить человека, который на улице нашел флэшку, содержащую секретные файлы, а потом выложил эти файлы на своей страничке в социальных сетях, чтобы обсудить с друзьями «интересные картинки», не получится, если этот человек никакого отношения к такого рода файлам вообще не имел. Это весьма продуманная часть законопроекта, которая отсекает многочисленные кривотолки по поводу того, что теперь за госизмену могут осудить любого бомжа с улицы, спящего на секретных бумагах, случайно вылетевших из окна воинской части.

Своевременной новинкой статей УК о шпионаже и  госизмене можно считать и появление в Уголовном кодексе такого дополнения, которое касается не только деятельности, скажем так, во благо иностранных разведок, но и во благо международных организаций, ведущих сбор определенного рода информации. Это дополнение позволит пресечь желание граждан передавать секретные сведения в некие созданные под иностранным патронатом фонды, комитеты, службы и прочие некоммерческие организации. Ведь, не секрет, что и разведка со временем модернизируется и видоизменяется, а потому на территории Российской Федерации в течение ряда последних лет открываются некие учреждения с весьма сомнительными задачами. К примеру, ничто не мешает открыть некий гипотетический фонд содействия российским физикам-ядерщикам, главный офис которого находится где-нибудь в штате Мичиган, а филиалы – в российских городах… А уж какое там содействие физикам-ядерщикам оказывается, и почему именно физикам-ядерщикам решили такое содействие оказать – большой вопрос. Так вот, чтобы возникало меньше вопросов, статья и пресекает любое желание излить свою душу перед разного рода иностранными структурами, прикрывающимися правозащитной деятельностью.

Следует отметить, что к шпионской деятельности теперь относятся услуги консультационного  характера, материально-техническая  и финансовая помощь организациям, которые уличены в сборе секретных  сведений.

По понятным причинам, такое изменение в УК РФ заставило самые демократизированные  слои общества говорить о том, что  вот, мол, снова российская власть старается  оказать давление на НКО. Ну, а что  ж российской власти еще остается делать, если через эти самые НКО  за последние годы прошло куда больше сведений, содержащих государственную  тайну, чем через все разведки мира, работающие против России, вместе взятые. Тут уж, как говорится, «неча на зеркало пенять».

Похожи  ли принятые изменения на открытие дороги для охотников на ведьм? –  Вряд ли. Скорее, наоборот, принятие поправок связано с защитой прав и свобод тех лиц, которые привыкли жить по закону и не использовать псевдодемократические  лозунги для информационных махинаций, направленных на подрыв безопасности страны.

 

6. Заключение

 

Разведывательная  деятельность любого государства всегда окутана плотной завесой секретности. Это не удивительно - предназначение разведки состоит именно в том, чтобы  раскрывать чужие тайны, оставляя собственные  в неприкосновенности.

Возможно, следуя принципу - запретный плод всегда сладок, у любого государства во все времена всегда сохраняется  постоянное любопытство к тайнам другого государства. А государство - это наилучшая из реально существующих форм жизни общества и  оно будет  защищать своих граждан от опасности, приходит ли она извне, или изнутри. Наверно и изменения в УК РФ прошедшие совсем недавно далеко не последние. После рекордного количества шпионов, обнаруженных в последние  годы, главный способ добывания секретной  информации - через завербованных  агентов постепенно будет отходить на второй план

На первый же будет выходить фактор технического оснащения и использования всех новейших достижений науки и техники. А это будет и в дальнейшем стимулировать государство принимать новые поправки и законы в защиту своих тайн. И споры вокруг них наврятли утихнут в ближайшее время, так как всегда найдутся те, кто будет обвинять и те, кто будет защищать.

 

Список литератур

 

1.В Белой книге российских спецслужб. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Информ.-изд. агенство «Обозреватель», 1996

2.Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации: история и современность.

3.Громкие шпионские скандалы в мире в 2005—2010 годах, справка РИА «Новости», 29 июня 2010 года.

4.Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. - М.: Издательство НОРМА, 1999. - С. 33-34..

5.Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность за государственные преступления. – М.: 1998

6.Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», сайт Службы внешней разведки Российской Федерации.

7.Комментарий к уголовному кодексу РФ: постатейный, изд-7-е, перераб., доп. отв. ред. В.М. Лебедев. - М.: Юрайт - Издат, 2007

8.Наказания за выдачу секретной информации в разных странах. — РИА «Новости», 17 января 2008 года.

9.Плугин В. Госбезопасность в Древней Руси, или «Государева дела искатели»// Наука и религия. - 1994. - № 4

10.Улицкий, С. Обвиняется в шпионаже… — «Золотой рог», 19 июня 2001 года.

11.http://topwar.ru/21034-spory-vokrug-novyh-popravok-v-uk-rf-v-plane-shpionazha-i-gosizmeny.html

12.http://www.memoid.ru/node/Shpionskie_skandaly_Rossii_2000-h_godov

 


Информация о работе Современная история шпионажа на территории РФ