Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 13:30, реферат
Утверждение социально-культурной деятельности (прикладной культурологии) как области научного знания и социальной практики позволило раскрыть методику вовлечения человека в мир культуры; определить механизм создания культурной среды, способствующей реализации творческого потенциала личности; обосновать технологию изучения, удовлетворения и последовательного возвышения духовных интересов и потребностей людей. Однако не менее важным представляется то, что она предопределила возможность научно осмыслить сущность, природу и специфику социально-культурной деятельности, разработать профессиограмму ее организатора, выявить условия, пути и средства его формирования.
Еще в 60-е годы XIX века министр народного просвещения России, инициатор демократических университетских и гимназических реформ А.В.Головнин поставил перед Александром II вопрос о том, что педагогическое образование и деятельность художественных учебных заведений (консерваторий, театральных училищ, Академии художеств) при всех их достоинствах и достижениях в полной мере не решают проблему подготовки специалистов, способных обеспечить формирование повседневной культуры населения, внедрение эстетических начал в труд, быт и отдых.
Переход постиндустриального общества в информационное общество XXI века отмечен значительным повышением интереса к гуманитарному образованию, стремлением человечества посредством возрождения идей просветительства и овладения основами культурной деятельности преодолеть противоречия нашего жестокого времени. В России, равно как практически во всех экономически развитых странах нашей планеты, последовательно усиливается популярность средних и высших учебных заведений гуманитарного профиля, процветают учреждения раннего эстетического развития детей, курсы иностранных языков, познавательный туризм, возрождаются клубные и иные объединения историко-культурной направленности.
Интерес к гуманитарному образованию в современных условиях, когда гуманистические факторы в структуре личности приобретают доминантный характер, естественен. Но при этом нельзя не учитывать, что традиционно-просветительские концепции, ориентированные на стремление наполнить человека максимальным объемом знаний, на рубеже третьего тысячелетия оказываются мало эффективными. В отличие от времени зарождения идей просветительства сегодня ни один индивид не в состоянии воспринять весь объем накопившейся и постоянно обновляющейся информации. И это диктует необходимость реализовать принцип избирательного отношения к ней, позволяющий человеку воспринимать, перерабатывать, усваивать и использовать лишь то, что представляется непреложным и актуальным.
В этой связи нельзя не поставить под сомнение ничем не оправданную «всеядность», которую проявляют некоторые родители, стремящиеся одновременно вовлечь своих детей в непонятное их восприятию количество форм культурной деятельности. Но еще более спорным и научно не обоснованным выглядят попытки отдельных учебных заведений ради рекламы и погони за модой включить в свои учебные планы содержание образования, явно превышающее объективные возможности его эффективного восприятия.
В ряде университетов и педагогических вузов учебные планы специальности «Социальная педагогика» предусматривают цикл дисциплин в области экономики, права и менеджмента, которые значительно превышают объем часов по социальной педагогике. Авторы пояснительных записок к этим планам подчеркивают бесспорную истину о том, что педагог, связанный со сферой социальной работы, должен разбираться в экономических, юридических и организационных вопросах. Не будет ошибкой, если мы продолжим перечень необходимых социальному педагогу знаний, включив в них риторику, социальную психологию, семиотику и ряд иных дисциплин. Но при этом никак нельзя допустить, чтобы в широком потоке информации утонула специальность, потерялась ее самобытность, а главное приоритетность для тех, кто изначально ее избрал.
В вузах культуры на отделениях театрализованных форм досуга цикл дисциплин в области режиссуры настолько превышает объем часов, раскрывающих сущность, природу и воспитательный потенциал досуга, что студенты уже на первых курсах забывают об избранной специальности и считают себя режиссерами. К сожалению, таковыми они не являются, и к выпуску, а в еще большей мере после него испытывают горькое разочарование.
И в первом, и во втором случае ошибки в стратегии образования порождают у обучающихся завышенные самооценки, отвержение профессии и крушение жизненных планов.
Широкое образование, формирующее общекультурные знания, функциональную грамотность и профессиональное мастерство, всегда ценилось и будет цениться как один из важнейших показателей развития личности. Однако в современной ситуации, когда экстенсивные возможности образования исчерпали себя, пути его интенсификации видятся в оптимизации соотношения объема знаний и характера профессиональной деятельности, в процессе которой они могут реализоваться.
Еще в пятидесятые годы российские социологи (Е.С.Кузьмин, В.А.Ядов и др.), исследуя в городе на Неве отношение к труду рабочих «Светланы» и «Электросилы», установили, что лица с незаконченным средним образованием выполняют конвейерные и иные монотонные функции лучше, чем специалисты с более высоким уровнем образования и ,соответственно, с большими притязаниями. Тогда же впервые встала проблема разумной достаточности образования.
Поиски путей обеспечения соответствия объема образования содержанию предполагаемой профессионально-трудовой деятельности правомерно рассматривать и в контексте идей И.М.Тамма и П.Л.Капицы об ограниченности и конечности познания в определенных направлениях науки. За ряд тысячелетий в анатомии человека не произошло заметных изменений, и поиски новизны здесь не имеют перспективы. То же, вероятно, разумно учитывать и в учебном процессе, который также имеет свои разумные границы.
Наконец, не последнее место занимают реальные способности, интересы, наклонности и дарования каждой конкретной личности, имеющей свой потолок восприятия информации. В этой связи несомненный интерес представляет вариативно-многоуровневая система образования, которая способна в соответствии с принципом разумной достаточности предложить человеку лишь то, что он может успешно усвоить.
В современной социально-культурной ситуации можно и нужно в соразмерных пропорциях развивать обучение экономистов, социологов и других специалистов, способных конструктивно воздействовать на культурно-досуговую сферу в условиях экономической реформы и демократизации общественной жизни, но это не решает кардинальную проблему подготовки культурологов досуга, которые приняли бы на себя основное бремя реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга.
В любой сфере социальной деятельности ныне решаются задачи подготовки кадров руководителей и иных специалистов, способствующих общему прогрессу этой области производства или духовной жизни. Однако трудно представить, чтобы в политехническом, педагогическом или медицинском институте, готовя управленцев, экономистов или социологов соответствующей сферы общественной жизни, забыли о фундаментальном, базовом образовании - об инженере, учителе или враче. Этот элементарный принцип приоритетного образования, естественно, распространяется и на вузы культуры.
Конец XX века знаменует собой глубокие качественные изменения в целевых установках высшей школы. Ее демократизация связывается с отказом от обязательного государственного распределения, предоставлением права вузу не только удовлетворять социальный заказ, но и обеспечивать осуществление индивидуальных духовно-познавательных потребностей. Однако, разрабатывая стратегию совершенствования высшего образования в сфере культуры и досуга, следует теснее увязать ее с перестройкой, проходящей непосредственно в этой сфере. Появление и развитие новых специальностей и специализаций, как правило, должно подкрепляться наличием конкретного адресата профессиональной деятельности. В связи с этим предстоит большая работа по согласованию перечня принятых в вузе специализаций с квалификационными характеристиками и другими документами, предопределяющими профессионально-трудовые функции выпускников. Нельзя забывать, что рассогласование перечня специализаций в учебном заведении и культурно-досуговых учреждениях лишает практиков возможности обучаться на заочном отделении института.
Перевод вузов культуры на подготовку специалистов высшей квалификации в области прикладной культурологии позволяет преодолеть дублирование и параллелизм в среднем и высшем звене профессионального образования для сферы культуры. В 60-е – 80-е годы здесь сложилась парадоксальная ситуация, когда институты культуры и культпросветучилища практически готовили кадры одних и тех же специальностей и специализаций. Причем учебные программы профессионального цикла в культпросветучилищах на 80% повторяли высшую школу. Все это явилось следствием размытости специальности «Культурно-просветительная работа», отсутствия четких критериев в определении квалификации специалиста, субъективизма в оценке сущности, природы и профессиональных качеств выпускников средней специальной и высшей школы.
Учитывая опыт школы, где давно отказались от специалистов среднего звена, и практику развитых стран Европы, Америки и Азии, где сложнейшие функции реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга доверяются лицам лишь с университетским образованием, получившим дополнительные знания в области социальной педагогики и смежных дисциплин, правомерно предположить, что в XXI веке обучение организаторов культурно-досуговой деятельности сосредоточится только в высших учебных заведениях. Однако в настоящее время, когда дефицит в специалистах клубной работы в сельских регионах страны не может быть преодолен без участия училищ культуры, необходимо изначально развести перечень специальностей и специализаций на разных уровнях образования. Вузы культуры должны сконцентрировать свои усилия на формировании специалистов прикладной культурологии, способных осуществлять стратегию досуга, координировать социально-культурные инициативы, разрабатывать и осуществлять целевые культурно-досуговые программы, а училища культуры призваны сосредоточиться на подготовке практиков, которые в рамках клубных или близких им по сути деятельности учреждений могут принять на себя решение конкретных задач организации повседневного отдыха трудящихся и членов их семей.
Все это, естественно, должно отразиться в квалификационных характеристиках, учебных планах, программах и иной исходной учебно-методической документации.
Система мер, осуществляемых государством и обществом по возрождению культурных традиций и дальнейшему развитию художественного народного творчества, создает необходимые предпосылки для существенного прогресса в качестве подготовки педагогов-организаторов самодеятельного творчества. В первую очередь, можно приветствовать тенденцию, связанную с увеличением срока обучения, усилением общекультурной и психолого-педагогической подготовки культурологов художественного творчества, с преодолением бытовавшей несколько десятилетий вторичности культурно-просветительного образования.
Между тем, жизнь убедительно показала, что искусство нельзя делить на профессиональное и самодеятельное. На практике достаточно часто мы видим виртуозное искусство у многих любителей и откровенно низкое мастерство у так называемых профессионалов. Что же касается работы с самодеятельностью, то, наоборот, она требует высочайшего профессионализма, ибо любителем нужно не только руководить, его необходимо педагогически корректно обучать.
С 1990-1991 учебного года в Московском государственном институте культуры в рамках специальности «Социально-культурная деятельность» началось обучение студентов специализации «Педагогика социально-культурной сферы».
На первом этапе институт ограничился лишь этой одной специализацией. За пределами внимания остались такие актуальные сегодня специализации, как «Педагогика и психология семейного досуга», «Педагогика социальной рекреации», «Педагогика социальной профилактики в сфере досуга». Но само начинание МГИК приобрело принципиально важное значение, т.к. осуществлялось в едином русле с наиболее прогрессивными тенденциями расширения сферы педагогического влияния за пределы собственно учебно-воспитательных учреждений. Достоинство этого направления высшего культурологического образования проявилось в том, что оно активно опиралось на опыт США, Западной Европы и других развитых стран современного мира. Успеху начавшегося эксперимента способствовало содружество МГИК с Российской Академией образования, научные коллективы которой участвовали в разработке концепции этого направления подготовки специалистов социально-культурной деятельности.
Наиболее широкий размах получила опытно-экспериментальная работа по развитию подготовки кадров специалистов, которые должны были придти на смену «методистам-организаторам культурно-просветительной работы» и взять на себя основные функции организации социально-культурной деятельности разных групп населения.
С 1989 года в Ленинграде и Москве началась подготовка культурологов досуга, а с 1990-1991 года это направление культурологического образования утвердило себя с некоторыми коррективами практически во всех вузах культуры. Предварительные итоги эксперимента позволили утверждать, что в основном удалось преодолеть ряд негативных сторон прошлых учебных планов и программ, а главное, вызвать интерес к профессии и специальности. Однако при всем этом обнаружилось и немало проблем, связанных с необходимостью коренного обновления знаний преподавателей, внедрения новых методик обучения, стимулирования творческих потенций студентов и их ориентировки на работу в принципиально новой социально-культурной ситуации. Главная слабость учебного плана «культуролога досуга» выразилась в том, что он пытался вогнать эту специальность в прокрустово ложе одной науки – педагогики, а теория и методика современной организации досуга требует не только педагогических, но и культурологических, психологических и других знаний, входящих в широкий комплекс наук о человеке. Это заставило внести коррективы в специальность, расширив ее до более емкого и вместе с тем динамичного понятия «Прикладная культурология досуга», ориентированного на подготовку специалиста нового типа, способного обеспечить реализацию рекреативной и развивающей функции досуга, т.е. соединить рациональный и активный отдых с приобщением личности к духовным ценностям общества.
Разносторонний анализ перестройки культурно-просветительного образования и утверждения ряда новых направлений подготовки кадров в сфере культуры и досуга позволили обосновать сложившиеся здесь профессию, специальности и специализации.
В основе нового направления социальной практики и высшего образования – профессия «культуролог», стоящая на таком же уровне, как инженер, врач, педагог. К профессии культуролога относятся все специальности и специализации педагогики искусств и искусствознания. В рамках этой широкой профессии в вузах культуры открывается возможность обеспечить подготовку кадров прикладной культурологии по специальности «социально-культурная деятельность», равно как и по другим специальностям и специализациям, связанным с конкретными явлениями и процессами, протекающими в социально-культурной сфере.
Наиболее сложная методологическая и методическая задача предопределялась необходимостью кардинально усовершенствовать учебные планы и программы; значительно увеличить часы на преподавание английского, немецкого, французского и других языков международного общения; достаточно широко и компетентно раскрыть международный опыт организации социально-культурной деятельности и исследований в области теории и истории культуры, прикладной культурологии, физиологи, психологии, экономики, социологии, права, теории управления, техники, этики, эстетики, педагогики. Актуальным стал вопрос о дальнейшем расширении и углублении общекультурной подготовки студентов и перехода с 3–4 курса на обучение по индивидуальным планам, которые придут на смену отвергнутым международным опытом поточным формам преподавания.