Современный специалист социально-культурной деятельности и система его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Утверждение социально-культурной деятельности (прикладной культурологии) как области научного знания и социальной практики позволило раскрыть методику вовлечения человека в мир культуры; определить механизм создания культурной среды, способствующей реализации творческого потенциала личности; обосновать технологию изучения, удовлетворения и последовательного возвышения духовных интересов и потребностей людей. Однако не менее важным представляется то, что она предопределила возможность научно осмыслить сущность, природу и специфику социально-культурной деятельности, разработать профессиограмму ее организатора, выявить условия, пути и средства его формирования.
Еще в 60-е годы XIX века министр народного просвещения России, инициатор демократических университетских и гимназических реформ А.В.Головнин поставил перед Александром II вопрос о том, что педагогическое образование и деятельность художественных учебных заведений (консерваторий, театральных училищ, Академии художеств) при всех их достоинствах и достижениях в полной мере не решают проблему подготовки специалистов, способных обеспечить формирование повседневной культуры населения, внедрение эстетических начал в труд, быт и отдых.

Файлы: 1 файл

Современный специалист СКД и система его формирования.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

В каждом вузе есть немало специалистов, которые уже сегодня могут предлагать студентам на выбор оригинальные курсы и семинары. Именно эти специалисты должны определять лицо высшего учебного заведения, и им должна быть открыта зеленая улица.

Сегодня меняются приоритеты высшей школы. Наряду с социальным заказом на специалиста она должна удовлетворять индивидуально проявляемые познавательные потребности людей. Долгие годы считалось, что лучшей формой социальной защиты студента является государственное распределение. Учреждения культуры не спрашивали с института качество профессиональной подготовки; институт не спрашивал с клуба, почему его выпускник вместо организации досуга занимается полевыми работами; а студент изначально знал, что с любым дипломом его ждет одна и та же работа. Ныне вуз обязан, в первую очередь, удовлетворять образовательные потребности личности, а студент - отдавать себе отчет в том, что содержание и условия его профессиональной деятельности будут предопределяться только реальными знаниями, умениями и навыками в избранной специальности.

С учетом проявленных студентами способностей и трудолюбия, на принципах альтернативности одних можно готовить в течение 4-х лет для организации повседневного досуга детей, подростков и других групп населения по месту их жительства, учебы или работы, а других – обучать 5 и более лет для того, чтобы с конвертируемым дипломом дать им возможность разрабатывать и осуществлять социально-культурные программы как в России, так и за рубежом.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы (1991– 1995 годы), протекавшего в условиях распада СССР и принципиального обновления экономической, политической и социально-культурной ситуации, в результате анализа учебного процесса, осуществлявшегося по новым учебным планам и программам, и сопоставления профессиональных качеств выпускников отделения культурно-просветительной работы (1975 – 1987 годов) в программу эксперимента были внесены существенные коррективы. В первую очередь, они касались уточнения квалификационных требований к организаторам социально-культурной деятельности; определения исходных параметров общекультурной, общегуманитарной, психолого-педагогической и специальной подготовки студентов; расширения палитры умений и навыков, которые необходимо сформировать в процессе обучения. Особое внимание уделялось качественному совершенствованию экономической, менеджерской и правовой подготовки специалистов социально-культурной сферы, без чего последние не могут в условиях рыночных отношений эффективно выполнять свои функции.

Уточненная программа основывалась на том, что магистральный путь коренной перестройки культурно-просветительного образования правомерно определить как переход к последовательному формированию кадров высшей квалификации в области социально-культурной деятельности, которые были бы способны взять на себя осуществление культурной политики на разных уровнях организации духовной жизни общества.

Переход от культурно-просветительного к культурологическому образованию дает возможность преодолеть противоречие, связанное с тем, что достаточно широкое направление подготовки специалистов вместо принятой общественным сознание фундаментальной научной дисциплины опиралось лишь на весьма противоречивый опыт и многочисленные резолюции партийных органов. Преимущество качественно новой системы образования проявляется в том, что в основе его – теория и история культуры; философия, социология, экономика, правовые основы культуры; культурология личности, семьи, труда, общественной жизни, быта, досуга и многие другие компоненты фундаментальной и прикладной культурологии. Опора на них помогает глубже осмыслить сущность и специфику духовной жизни, природу и функции культуры; раскрыть своеобразие и общечеловеческие основы национальных культур; сохранить и обогатить достижения народного творчества, внести эстетические начала в повседневную жизнедеятельность.

Прикладная культурология как стержневая дисциплина высшего образования в социально-культурной сфере позволяет целенаправить, и конкретизировать процесс гуманитаризации подготовки специалистов.

И.В.Бестужев-Лада[4] весьма точно заметил, что гуманитаризация образования - это не механическое увеличение часов на литературу, историю или философию за счет математики, физики, химии и биологии. Подобное противопоставление различных наук принципиально ущербно для гармоничного развития личности, ибо подлинная гуманитаризация образования предполагает формирование у обучающихся полного и глубокого представления обо всех формах общественного сознания.

Крупный вклад в разработку актуальных проблем профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы внесли Р.З.Богоудинова, Е.Д.Румянцев и Р.Р.Юсупов[5], которые, разрабатывая на примере Татарии региональную модель культурологического образования, пришли к ряду принципиально важных общенаучных выводов, которые можно и нужно использовать при дальнейшей разработке теории и методики организации учебного процесса в вузах культуры.

Они убедительно показали, что в подготовке организаторов социально-культурной деятельности важнее всего добиться тождества образования и культуры. Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям, искусству, нравственности, праву. Образование должно быть чудом, таинством постижения «высокой культуры» человеческой сути, философии, духовности, творчества. Учебный процесс в вузе культуры должен характеризоваться стремлением к разгадыванию истины творчества, гармоническим сочетанием чувственного, эмоционального и рационального восприятия реальности. Следует особо подчеркнуть, что в социокультурной сфере актуализируется проблема единства общественно и личностно значимого, ибо профессиональные и личные качества специалиста обладают важнейшими и социальными и индивидуальными функциями (независимость суждений, самостоятельность мысли, чувство личной ответственности, способность к анализу, творчеству). При таком подходе вырисовывается центральная проблема: что важнее? Универсального ответа нет. Задача состоит в том, чтобы максимально раскрыть способности личности в соответствии с реально достигнутым уровнем развития общества и потребностями его совершенствования.

Бытие человека должно совпадать с бытием культуры. Отсюда вытекает необходимость включения в содержание образования не только научных знаний, но и культуры как целостного развивающего явления, системы накопленных знаний, социального опыта, культурных достижений и как деятельности, направленной на получение знаний, овладение опытом и достижениями культуры. Осознание взаимосвязи образования и культуры, необходимости культурного императива в определении содержания образования дает основание говорить о культурологическом смысле содержания образования, главная задача которого – развитие способностей личности во всех сферах ее деятельности через приближение к достижениям мировой и отечественной культуры и через овладение системой знаний о природе, обществе и человеке. Культура и искусство перестают быть «довеском» к учебному процессу, они пронизывают все его содержание.

Образование – не просто подготовка специалиста и не только обучение предметам и дисциплинам. Это – сложный многогранный процесс включения человека в проблемы современной культуры. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, мышления, навыков общения, практических действий человека. Главная цель образования в социально-культурной сфере – включить специалиста в культуру посредством его профессиональной деятельности, обеспечить эволюцию культуры.

Роль и место прикладной культурологии в системе гуманитаризации образования проявляется в том, что последняя принимает на себя формирование культуры философских обобщений, культуры интеграции научного знания; эстетической, нравственной, правовой, политической культуры; культуры восприятия религиозных ценностей. В каждой из форм общественного бытия прикладная культурология обеспечивает осознание их ценности, а главное, способствует их интериоризации, достигая при этом того, чтобы человек и разумом, и сердцем воспринимал их как свою жизненную позицию.

Одна из наиболее болезненных тенденций в развитии современной высшей школы проявляется в расширении «карликовых» дисциплин и спецкурсов, которые призваны в какой-то мере отражать требования моды, но, по сути, дробят специальность, разрушают единый взгляд на профессию, рассеивают внимание студентов. В вузах культуры, к примеру, погоня за широтой и разнообразием учебных планов привела к тому, что по ряду специальностей оказался утерянным их стержень, пропала ведущая формообразующая дисциплина, на которую могут опереться конкретные методики и технологии. И в этой связи появление культурологии, как единой науки о культуре и закономерностях ее становления, функционирования и дальнейшего развития, как фундаментально-интегральной дисциплины, позволяет преодолеть сложившееся противоречие, дает возможность научно структурировать учебный процесс, строить его на достаточно четкой исходной методологической основе.

Опираясь на фундаментальную (теоретическую) и прикладную культурологию, учитывая опыт функционирования учреждений и органов управления культурой и практику работы социальных институтов, обеспечивающих вовлечение людей в мир культуры и культурное творчество, исследовательский коллектив внес существенные коррективы в гипотетически разработанные основы профессиограммы специалиста социально-культурной деятельности и требования к профессиональным качествам, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Совокупный опыт убедительно показал, что, как специалист широкого профиля, организатор социально-культурной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества. Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знания социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафункции прикладной культурологии – приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала.

Общеобразовательные и общегуманитарные знания организатора социально-культурной деятельности высшей квалификации должны стимулировать формирование высочайшей духовности, возможность профессионально оценивать социально-культурную ситуацию, проявлять общекультурную мобильность и способность принять на себя роль лидера в духовной жизни определенной общности или конкретного региона.

Общекультурная и психолого-педагогическая подготовка такого специалиста предусматривает знание истории, литературы, философии, экономики, политологии, права, общей и социальной психологии, одного из иностранных языков международного общения, владение основами истории и теории отечественной и мировой культуры и искусства, историей, теорией и общей методикой организации социально-культурной деятельности, основами экономики, организации и управления в сфере культуры, педагогикой и психологией социально-культурной деятельности, основами социологии культуры и методики конкретных социальных исследований социально-культурной сферы, принципами организации любительского творчества, умениями и навыками непрерывного самообразования в сфере культуры и социально-экономической жизни.

Специальная подготовка организатора социально-культурной деятельности призвана сформировать знания, умения, навыки и личностные качества, необходимые для обеспечения педагогического влияния на поведение, деятельность и отношения людей в сфере свободного времени, стимулирования процесса непрерывного просвещения разных групп населения; приобщения их к достижениям отечественной и мировой культуры; вовлечения в общественно-значимые формы социального, научно-технического, прикладного и художественного самодеятельного творчества; разработки и реализации разнообразных культурных программ; осуществления педагогического, художественно-творческого, экономического и административного руководства отделами, секторами и другими подразделениями учреждений культуры, образования, спорта, здравоохранения.

В рамках специальности квалификационные требования дифференцируются в соответствии со специализацией выпускника высшей школы на работу в определенной подсистеме социально-культурной деятельности, характеризующейся устойчивой тенденцией к развитию в качестве самостоятельного направления со своими специфическими функциями и средствами воспитания, с отчетливо различимыми (организационно-методическими, художественно-творческими, административно-хозяйственными и другими) особенностями организации, имеющей развитую структуру (сеть и типы) специализированных учреждений, располагающих собственной материально-технической базой, штатами, источниками финансирования, аппаратом управления.

Специализации предопределяются особенностями содержания и форм организации социально-культурной деятельности на данном этапе общественного развития, спецификой региона, объекта воздействия, характером и типом базовых учреждений. Это может быть «социальное программирование в сфере досуга», «организация и методика информационно-просветительной деятельности», «организация и методика зрелищно-игрового досуга», «сценарно-режиссерские основы организации социально-культурной деятельности», «педагогика клубных объединений», «педагогика досуга детей и подростков», «организация экскурсионно-туристической деятельности» и так далее.

Введение новых специализаций осуществляется с учетом интересов студентов и потребностей в кадрах, определяемых органами управления культурой, и возможностями вузов, обусловленных их научным и преподавательским потенциалом, материально-технической и практической базой обучения.

Развитие и углубление специализированной подготовки организаторов социально-культурной деятельности осуществляется через ее последовательную, по ступеням, дифференциацию, отражающую специфику конкретной работы с разными группами населения.

Информация о работе Современный специалист социально-культурной деятельности и система его формирования