Современный специалист социально-культурной деятельности и система его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Утверждение социально-культурной деятельности (прикладной культурологии) как области научного знания и социальной практики позволило раскрыть методику вовлечения человека в мир культуры; определить механизм создания культурной среды, способствующей реализации творческого потенциала личности; обосновать технологию изучения, удовлетворения и последовательного возвышения духовных интересов и потребностей людей. Однако не менее важным представляется то, что она предопределила возможность научно осмыслить сущность, природу и специфику социально-культурной деятельности, разработать профессиограмму ее организатора, выявить условия, пути и средства его формирования.
Еще в 60-е годы XIX века министр народного просвещения России, инициатор демократических университетских и гимназических реформ А.В.Головнин поставил перед Александром II вопрос о том, что педагогическое образование и деятельность художественных учебных заведений (консерваторий, театральных училищ, Академии художеств) при всех их достоинствах и достижениях в полной мере не решают проблему подготовки специалистов, способных обеспечить формирование повседневной культуры населения, внедрение эстетических начал в труд, быт и отдых.

Файлы: 1 файл

Современный специалист СКД и система его формирования.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Многолетний социальный эксперимент в учреждениях культуры, образования, досуга и иных социальных институтах позволил придти к выводу, что организатор социально-культурной деятельности должен уметь:

вовлекать разные группы населения и отдельных людей в процесс непрерывного просвещения, самодеятельного творчества и рационального отдыха;

формировать у населения, и в первую очередь у молодежи, экономическую, политическую, нравственную, правовую, экологическую, эстетическую, физическую культуру;

обеспечивать педагогическую инструментовку различных форм общественно-организованного свободного времени;

осуществлять идейно-художественную оценку явлений культуры, и, в частности, искусства;

работать с людьми, конструировать социально значимые контакты, формировать культуру общения;

эффективно использовать в информационно-просветительной, художественно-массовой и зрелищно-игровой деятельности наглядные и технические средства, осуществлять идейно-эмоциональное воздействие на личность искусством живого слова;

оказывать методическую и практическую помощь общественным организаторам досуга в осуществлении этой работы;

прогнозировать, планировать и осуществлять воспитательную, художественно-творческую, организационно-методическую и административно-хозяйственную функцию учреждений культуры;

разрабатывать и осуществлять конкретные регионально-целевые программы рациональной организации социально-культурной деятельности разных групп населения;

изучать, обогащать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт работы учреждений культуры.

Организатор социально-культурной деятельности должен владеть навыками:

изучения и учета потребностей и интересов разных групп населения (поисково-социологическое мастерство);

культурно-организаторской деятельности, экономического, правового, методического и организационного обеспечения функционирования (менеджерское мастерство) учреждений и организаций социально-культурной сферы;

информационно-просветительной, зрелищно-познавательной и художественно-массовой работы (ораторское, просветительное, художественно-пропагандистское и сценарно-режиссерское мастерство);

правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения деятельности клубных объединений, инициативных групп, любительских движений в культурно-досуговой среде (организационно-педагогическое мастерство);

организации общения и развлекательно-игрового отдыха разных групп населения (коммуникативно-игровое мастерство);

индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности, создания условий для самореализации творческих потенций личности (психолого-педагогическое мастерство);

проектирования социально-культурных процессов, разработки и осуществления комплексных регионально-целевых культурных программ (перспективно-формирующее мастерство).

Для этого он должен знать:

а)              основы теоретической и прикладной культурологии, позволяющей использовать общие закономерности приобщения человека к культурному социуму в специфических условиях конкретного региона, учреждения, организации, семьи;

б)              достижения и проблемы отечественной и мировой духовной культуры, чтобы уметь воздействовать на выбор, суждения, оценки личности, руководить педагогическим процессом в учреждениях культуры, реализовать принципы педагогики сотворчества и взаимовоспитания в процессе социально-культурной деятельности;

в)              критерии учета динамичных процессов социально-культурного творчества для осуществления художественно-критической оценки явлений духовной жизни;

г)              методологию и методику общественной организации досуга, чтобы ориентироваться в основных направлениях, сферах и институтах свободного времяпрепровождения разных групп населения;

д)              принципы организации и экономики учреждений культуры для осуществления наиболее эффективного управления их деятельностью в условиях внедрения новых механизмов хозяйствования;

е)              методику анализа передового опыта социально-культурной деятельности и его использования в широкой практике.

Организатор социально-культурной деятельности должен обладать комплексом профессионально-личностных качеств, которые позволяют ему осуществлять ценностно-ориентационную, коммуникативно-организаторскую, информационно-просветительную, творческо-конструктивную, рекреативно-развлекательную, поисково-исследовательскую функции.

Практика организации учебного процесса в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств подтвердила, что за пять лет обучения у студентов можно сформировать все указанные профессиональные качества. Учитывая это, на третьем этапе опытно-экспериментальной работы (1996-1999 гг.) основные усилия были направлены на выявления перспективных качеств организаторов социально-культурной деятельности, которые должны их отличать в XXI веке.

Становление и развитие системы подготовки специалистов для сферы культуры совпало с образовательным бумом, который переживает человечество на этапе формирования информационной цивилизации XXI века. Образованность и профессиональная компетентность стали ведущим капиталом современной личности. Именно они в первую очередь предопределяют общественный престиж, позволяют продвигаться по службе, обеспечивают материальное благополучие. Принципиально меняются приоритеты высшей школы: ныне она не ограничивается формированием будущей социальной элиты, а готовит широкие слои специалистов разных областей экономики, науки, культуры, управления из огромной массы желающих использовать ее для обретения права на высокий социальный статус.

Как отмечает известный специалист в области сравнительной педагогики Б.Л.Вульфсон[6]: новые задачи высшей школы и ее изменившиеся социальные функции наряду с количественным ростом студенческих контингентов обусловили необходимость серьезной структурной перестройки. Интенсивно проводящиеся реформы имеют целью прежде всего усилить гибкость и вариативность системы послесреднего образования. Они предусматривают развитие разнотипных учебных заведений и разнообразных направлений подготовки будущих специалистов. Это дало возможность оперативно корректировать направления учебы студентов с учетом их индивидуальных способностей и, вместе с тем, отвечает потребностям народного хозяйства в специалистах разного уровня квалификации, оперативно реагирует на изменения в сфере занятости. Все это привносит в процесс обучения определенный элемент состязательности, что положительно влияет на качество подготовки специалистов, поскольку позволяет по завершении каждого цикла обучения отбирать лучших студентов для последующих циклов.

Б.Л.Вульфсон особо подчеркивает, что в последние годы меняются критерии оценки деятельности высших учебных заведений. Прежде главным образом оценивалось то, насколько прочно студенты усвоили учебный материал, содержащийся в лекциях и литературе. Теперь усиливается тенденция ставить во главу угла не просто сумму усвоенных знаний, а способность к успешному поиску необходимой научной информации, творческий подход к решению задач, умение синтезировать материалы разных учебных курсов или разных разделов данного курса, степень подготовленности к участию в проведении элементарного научного исследования.

Для формирующегося информационного общества принципиально важным представляется владение компьютерной и иной информационной техникой, умение разбираться в информационных потоках, извлекать нужную информацию, ориентироваться в микро- и макро- информационных процессах. Не менее важным оказывается и свободное владение английским языком, утвердившим себя ныне как язык международного общения, язык Интернета и основных научных публикаций. Это не исключает целесообразность изучения немецкого, французского, испанского, японского и иных широко распространенных языков, которые предлагаются студентами как второй, изучаемый факультативно иностранный язык. Но с 1996 года все студенты с первого по пятый курс вовлечены в систему глубокого освоения информационной техники и английского языка, что, как свидетельствуют наблюдения, значительно повысило интерес и престиж всего учебного процесса на отделении социально-культурной деятельности.

Обобщая итоги социально-образовательного эксперимента в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, опыт перестройки подготовки специалистов в вузах культуры России и международную практику совершенствования высшей школы, автор представил учебно-методическому объединению по специальности «Социально-культурная деятельность» ряд докладов, которые получили его одобрение и были использованы при разработке государственных образовательных стандартов.

Сегодня рано говорить о совокупности профессиональных качеств, которые будут присущи выпускникам Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, равно как и других вузов культуры, в начале XXI века. Но есть все основания полагать, что у этих специалистов будут выработаны:

философская, культурологическая и социально-педагогическая эрудиция;

фундаментальность, динамизм и адаптивность профессиональных умений и навыков;

профессиональная устойчивость, мобильность, уверенность в своих силах;

способность интегрировать в себе требования культуры, экономики, политики, права, нравственности, экологии, технических возможностей социально-культурной деятельности;

открытость для всего нового, прогрессивного, перспективного.

 

 

© М.А. Ариарский

Ариарский М.А. Прикладная культурология. – 2-е изд., испр. и доп. – СПБ.: Изд-во «ЭГО», 2001. – 288 с.

 



[1] Грибанова Н.А. Организационно-педагогическая технология обновления подготовки кадров в училищах культуры. Дис. … канд.пед.наук, СПБ, 1993. 188с.; Гацук С.Ю. Внеучебные формы развития творческого потенциала студентов вузов культуры. Дис. … канд.пед.наук. СПб, 1999. 196с.; Андрюшенков Г.И. Педагогика музыкального самообразования. Дис. … канд.пед.наук. СПб, 1999. 204с.

[2] Демин В.П. О внесении корректив в подготовку кадров для сферы культуры. М.; Министерство культуры РФ, - 18 февраля 1991 г. № 49-01-43/1-15.

[3] Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991. 398с.

[4] Бестужев-Лада И.В. Проблема гуманизации высшего образования./Проблемы и перспектива высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Межвузовская научно-методическая конференция  16 – 17 февраля 1999 г. СПб., С.52 – 55.

[5] Богоудинова Р.З., Румянцев Е.Д., Юсупов Р.Р. Профессиональная подготовка специалистов социокультурной сферы: прогнозирование, проектирование, практическая реализация. Казань, 1999. –252с.

[6] Вульфсон Б.Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы.//Педагогика. 1999. № 2. С.84-95.


Информация о работе Современный специалист социально-культурной деятельности и система его формирования