Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:05, реферат
Целью данного реферата является исследование становления высшего образования в период СССР. В процессе выполнения работы, опираясь на труды многих известных авторов, предполагается:
- выявить основные проблемы в сфере образования, вставшие перед Советской властью после Октябрьской революции 1917 г., и рассмотреть пути их решения;
- выяснить основные принципы народного образования в СССР;
- выявить основные периоды истории развития высшей школы СССР, и охарактеризовать каждый из этих периодов.
1. Введение.
2. Реформа высшей школы после Октябрьской революции 1917 г.
2.1.Ликвидация безграмотности.
2.2. Высшее образование в период 20-30х гг.
2.3. Восстановление системы высшего образования после Великой Отечественной войны.
2.4. 50-60-е гг. Расцвет Советской системы высшего образования.
2.5. Упадок высшей школы в период перестройки.
3. Высшее образование в постсоветский период. Болонский процесс.
4. Заключение.
Московский энергетический институт
(технический университет)
Кафедра истории и культурологии.
Тема:
«СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Реферат по учебной дисциплине «История»
Проверила: Афанасьева Т. К.
Москва, 2013
Содержание:
1. Введение.
2. Реформа высшей школы после Октябрьской революции 1917 г.
2.1.Ликвидация безграмотности.
2.2. Высшее образование в период 20-30х гг.
2.3. Восстановление системы высшего образования после Великой Отечественной войны.
2.4. 50-60-е гг. Расцвет Советской системы высшего образования.
2.5. Упадок
высшей школы в период перестройки.
3. Высшее образование в постсоветский
период. Болонский процесс.
4. Заключение.
1. Введение.
Образование играет существенную
роль в истории любого общества и
государства. С развитием образования
связывается будущее любой
"Целью народного образования
в СССР является подготовка
высокообразованных, всесторонне развитых
активных строителей
Целью данного реферата является исследование становления высшего образования в период СССР. В процессе выполнения работы, опираясь на труды многих известных авторов, предполагается:
- выявить основные проблемы в сфере образования, вставшие перед Советской властью после Октябрьской революции 1917 г., и рассмотреть пути их решения;
- выяснить основные принципы народного образования в СССР;
- выявить основные периоды истории развития высшей школы СССР, и охарактеризовать каждый из этих периодов.
Хотелось бы отметить, что представленная тема на данный момент является очень актуальной. Связано это с острой необходимостью реформирования существующей системы высшего образования России. Встал вопрос, по какому пути развития двигаться дальше – по пути всеобщей глобализации и присоединению к унифицированной системе, или же вернуться к прежней системе, отразившей в процессе своего функционирования целый ряд цивилизационных особенностей России.
[1] О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию народного образования в СССР, М., 1973, с. 61.
2. Реформа высшей школы после Октябрьской революции 1917 г.
2.1.Ликвидация безграмотности.
Первое советское
Ликвидация неграмотности народа была поставлена как задача государственной важности и общественное дело. В 1919 г. был издан Декрет о ликвидации безграмотности среди населения, в 1920 г. – образована Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, в 1923 г. – Добровольное общество "Долой неграмотность". Был выдвинут лозунг: "Грамотный – обучи неграмотного!" Проводились мобилизации грамотных "на культурный фронт" – на борьбу с неграмотностью. В 20-30-е годы работа по ликвидации неграмотности приняла большие масштабы, стала поистине всенародным делом. К 1926 г. грамотность в стране составляла уже 56,6 % (до революции она составляла лишь 28,4 %), к 1939 г. она выросла до 87,4 % [3].
К концу второй пятилетки (1937 г.) неграмотность в СССР была в основном ликвидирована. К этому времени в СССР были осуществлены всеобщее обязательное на-чальное обучения и всеобщее семилетнее образование в городах. Советский Союз по грамотности населения занял первое место в мире. За первые 20 лет социалистического строительства в СССР было построено школ больше, чем в дореволюционной России за 200 лет. Быстрый рост числа школ и учащих-ся в них выдвинул задачу улучшения качества обучения и воспитания в школе, а также потребовал подготовки новых кадров учителей и расширения системы высшего образо-вания. В связи с этим в 1934 г. было принято специальное постановление ЦК ВКП(б).
[1] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 44. С.170.
[2] Развитие советской высшей школы (исторический и социокультурный аспекты). В.Н.Лукин, Т.В. Мусиенко, Т.Н Федорова. - Теоретический журнал «Кредо», 2003г., №4.
[3] СССР в цифрах в 1979 г. М., 1980. С. 19
2.2. Высшее образование в период 20-30х гг.
После Великой Октябрьской социалистической революции коренным образом изменились цели и задачи высшего. "Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества" [1]. Система высшего образования была перестроена в соответствии с подписанным В. И. Лениным (2 сентября 1921) декретом, утвердившим новое Положение о вузах РСФСР.
Начиная с 20-х г., интеллектуальный потенциал советского общества постоянно возрастал. Переступить порог университета в те годы - значило попасть в самый кипящий котел тогдашних сражений. В вузы поступали не только в целях получения образования, специальности, профессии, а, скорее, потому, что именно в них “штурмующие небо” могли найти самую подходящую площадку для “прыжка в космос”. В вузах была сосредоточена лучшая часть общества. В них велись споры о будущем, намечались какие-то, еще абстрактные, но казавшиеся реальными планы мировой революции [2].
Советская высшая школа стала давать студентам широкие, фундаментальные общенаучные знания, а также знания современных достижений науки, техники и культуры для более глубокого изучения специальных дисциплин. В. о. строилось так, чтобы у студентов в период обучения развивались марксистско-ленинское мировоззрение, творческие способности, умение самостоятельно анализировать и обобщать знания, вести наблюдения, экспериментировать. Была усилена практическая подготовка студентов. Ленинская идея об органическом соединении теории с практикой была положена в основу организации учебного процесса в высшей школе. Советская высшая школа начала готовить специалистов, овладевших теорией и практикой по своему профилю, обладающих организационными навыками, способных сразу по окончании вуза, без дополнительной подготовки, включаться в работу по специальности. В постановлении ЦК РКП (б) от 12 января 1925 "О ближайших задачах в деле установления связи вузов с производством" указывалось, что всё построение преподавания и вся жизнь вузов должны связываться с практикой возможно ближе и эта связь должна увеличиваться из года в год. Производственная практика возросла по объёму и стала неотъемлемой частью учебного плана каждого вуза. Цель практики - ввести студента в понимание той среды и тех условий, в которых ему придётся работать [3].
Развитие советской школы в этот период
носило характер невиданного в мировой
практике быстрого количественного роста
(число вузов выросло со 129 в 1927 г. [4] до 600 [5] или почти в пять раз) при столь
же невиданном качественном ухудшении.
Это
ухудшение было неизбежным даже при относительно
нормальном политическом климате, ибо
невозможно в такой короткий срок обеспечить
такое возросшее количество вузов квалифицированным
преподавательским и административным
персоналом, учебными помещениями и общежитиями
для иногородних студентов, библиотеками
и лабораторным
[1] Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 301
[2] Милюков П. Н.Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М.,1994. С. 212-213.
[3] Большая советская энциклопедия, 3-е изд., М.:1970, том 1
[4] Милюков П. Н. Указ. соч. С. 410. [5] Сталин И. В. Вопросы ленинизма. М., 1952. С. 496.
оборудованием. Тем более, оно было неизбежным, поскольку сопровождалось изгнанием из вузов по политическим мотивам многих лучших преподавателей и отбором студентом с учетом главным образом приемлемого социального происхождения с минимальным учетом знаний абитуриентов. При всех указанных недостатках, получение более высокого образования и культуры более широким кругом молодых людей, благодаря бесплатности этого образования, было общественным благом и для большинства из них, и для общества. Высшая школа появилась и в отсталых регионах (средняя Азия, Закавказье), хотя качество ее было намного ниже, чем в старых регионах.
.
Повышение качества подготовки
специалистов являлось главной
задачей высшей школы. В
Коммунистическая партия
и Советское правительство
Развитие сети вузов во всех
союзных республиках,
Уже в первые годы Советской власти была ликвидирована имевшая место в дореволюционной высшей школе кастовость в подборе научных работников. В Положении о научных работниках вузов, утверждённом СНК РСФСР 20 января 1924, указывалось, что научными работниками вузов могут быть все лица, обладающие достаточной научной подготовкой, определяемой на основании их работ и отзывов соответствующих учреждений и отдельных специалистов. Вместе с тем В. И. Ленин подчёркивал необходимость широкого привлечения к педагогической деятельности старой профессуры. В первые же годы Советской власти были приняты меры по ежегодному расширению подготовки научных и научно-педагогических кадров и особенно через аспирантуру.
Другим проявлением упора на качество образования явилось устранение в середине 30-х годов социальной дискриминации при поступлении в вузы и в аспирантуру.
[1] Большая советская энциклопедия, 3-е изд., М.:1970, том 1.
Изменилась к лучшему и организация учебного процесса, вернувшись, в сущности, к дореволюционным формам. Важное значение для повышения качества образование имело восстановление ученых степеней, отмененных в 1919 г. и защиты диссертаций. Упор на качество высшего образования сказался и в почти полном прекращения наращивании количества студентов: оно выросло за 1933-1938 гг. лишь на 31% [1] вместо 2,5 раз за годы первой пятилетки. В период второй пятилетки значительно улучшилось материальное положение и студентов и преподавателей вузов. Так, по воспоминаниям известного ученого-астрофизика И. С. Шкловского, он, будучи студентом МГУ, получал стипендию в размере 150 рублей в месяц [2], т. е. примерно 70-80% от средней заработной платы рабочего в этот период. Очевидно, что оплат аспирантов и доцентов, не говоря уже о профессорах, была в несколько раз выше средней заработной платы. В то же время жилищные условия проживания студентов были ужасные. Студенческий городок МГУ в Останкино состоял из двадцати деревянных бараков, так называемые "удобства" находились за пределами бараков и были выполнены в традиционном "вокзальном" стиле. До сих пор содрогаюсь, когда вспоминаю эти "домики", особенно зимой, когда существенным элементом их "интерьера" были специфического состава сталагмиты [3].
Информация о работе Создание Советской системы высшего образования