Создание Советской системы высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:05, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование становления высшего образования в период СССР. В процессе выполнения работы, опираясь на труды многих известных авторов, предполагается:
- выявить основные проблемы в сфере образования, вставшие перед Советской властью после Октябрьской революции 1917 г., и рассмотреть пути их решения;
- выяснить основные принципы народного образования в СССР;
- выявить основные периоды истории развития высшей школы СССР, и охарактеризовать каждый из этих периодов.

Содержание работы

1. Введение.
2. Реформа высшей школы после Октябрьской революции 1917 г.
2.1.Ликвидация безграмотности.
2.2. Высшее образование в период 20-30х гг.
2.3. Восстановление системы высшего образования после Великой Отечественной войны.
2.4. 50-60-е гг. Расцвет Советской системы высшего образования.
2.5. Упадок высшей школы в период перестройки.
3. Высшее образование в постсоветский период. Болонский процесс.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 70.96 Кб (Скачать файл)

          В целом в этот период были устранены самые негативные стороны предыдущего (первой пятилетки) этапа развития высшего образования. С другой стороны, в 1930-е годы окончательно произошла трансформация места высшего образования в жизни общества. Из центра науки образования вузы в СССР окончательно стали, в основном, центрами только образования. Наука была выедена из вузов в систему Академии наук СССР и ВАСХНИЛ СССР и союзных республик и отраслевые институты ведомств. [4]

          Если подвести итоги довоенной деятельности советской высшей школы, то следует констатировать, что она сыграла важнейшую роль в модернизации советской экономики и общества как важнейшая часть культурной революции. Можно сказать, что в этот период советская власть сделал для образования населения больше, чем царская за весь период своего существования. Это было подлинное советское ноу-хау, обеспечившее модернизационный рывок 1930-х годов. По доле расходов на образование в ВВП СССР в этот период почти в два раза опережал даже развитые капиталистические страны. Так, в предвоенном 1940 г. расходы на образование в СССР составляли примерно 5,5% ВВП [5], в то время как в ведущих западных странах они составляли даже в 1950 г. в среднем лишь 3,3% [6].

          Выпускники вузов конца 1930-х  - 1940-х годов по естественным  специальностям были хорошо подготовлены  в профессиональном отношении.  Массовое пополнении ими различных сфер экономики и обороны сыграло огромную роль в тех успехах, которые были достигнуты в различных областях жизни в 1940-1950-е годы (успешное и быстрое восстановление экономики, советское экономическое чудо 1950-х годов, огромные успехи в ряде областей науки и техники). [6]

[1] Сталин И. В. Вопросы ленинизма. М., 1952. С. 627

[2] Шкловский И. Эшелон. М., 1991. С. 26.

[3] Шкловский И. Эшелон. М., 1991. С. 27.

 

[4] Большая советская энциклопедия, 3-е изд., М.:1970, том 1.

[5] Исчислено на основе данных о расходах гос. бюджета СССР на просвещение в размере 22,5 млрд руб. (Индустриализация СССР. М., 1973. С. 41) и исчисленного А. Бергсоном ВВП СССР в 1940 г. в ценах 1937 г., равного 250,5 млрд руб.

[6] Мельянцев В. А.Восток и Запад во втором тысячелетии. М., 1996. С. 181.

 

Выпуск молодых  специалистов в 1933—1938 гг. (в тыс.) [1]

 

Специальность

1933 г

1934 г.

1935 г.

1936 г.

1937 г.

1938 г.

Всего по СССР (не считая военных  спец-тов)

34,6

49,2

83,7

97,6

104,8

106,7

1. Инженеры Промышленности

и строительства

6,1

14,9

29,6

29,2

27,6

25,2

2. Инженеры транспорта  и связи

1,8

4,0

7,6

6,6

7,0

6,1

3. Инженеры по механизации  сельского хозяйства, агрономы, ветеринары, врачи и зоотехники

4,8

6,3

8,8

10,4

11,3

10,6

4. Экономисты и юристы

2,5

2,5

5,0

6,4

5,0

5,7

5. Преподаватели средней

школы, рабфаков, техникумов и другие работники просвещения

10,5

7,9

12,5

21,6

31,7

35,7

6. Врачи, провизоры и

работники физической культуры

4,6

2,5

7,5

9,2

12,3

13,6

7. Другие специальности

4,3

11,.1

12,7

14,2

9,9

9,8




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 [1] XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). Стенографический отчет. М.: ОГИЗ, 1939.

С. 25.

2.3. Восстановление системы высшего образования после Великой Отечественной войны.

          Накануне Великой Отечественной  войны в штате советских вузов  состояло 50 тыс. человек, среди  них профессоров - 5,3 тыс., доцентов -13,1 тыс., аспирантов и преподавателей - 31,6 тыс. человек. При этом наибольшее  их количество приходилось на педагогические вузы — 18,2 тыс. человек, медицинские —19,8 тыс. и технические — 9,6 тыс. человек [1].

В феврале 1941 г. XVII Всесоюзной конференцией ВКП(б) задачи высшей школы были конкретизированы. От нее потребовали улучшить работу по подготовке кадров для ускоренного развития социалистической индустрии и прежде всего тех отраслей, от которых зависела оборонная мощь страны.

          Таким образом, можно сказать,  что к началу Великой Отечественной  войны советская высшая школа  сложилась в качестве достаточно  мощной и эффективной системы  подготовки кадров для народного  хозяйства.

С самого начала войны профессора, преподаватели, аспиранты и студенты становились в те трагические  для нашей Родины годы командирами, политработниками, военными инженерами, врачами, медицинскими сестрами, радистами, воинами различных родов войск, партизанами и подпольщиками. Уже  в течение 1941 г. число штатных  преподавателей в вузах страны сократилось  более чем в два раза. При  этом число профессоров сократилось  на 18,2%, доцентов — на 40,1%, а преподавателей — на

60,5% [2].

          В первые же месяцы войны подавляющее число аспирантов были мобилизованы в армию и на флот. В 1941 г. прием в аспирантуру не производился. Число аспирантов к февралю 1942 г. сократилось до 800 человек, в то время как до войны в аспирантуре занималось 13 169 человек. В 1942 г. прием в аспирантуру возобновился, и число аспирантов весной 1943 г. увеличилось до 1 300. Часть аспирантов была отозвана для продолжения учебы из вооруженных сил и с работы в отраслях народного хозяйства и

культуры. В 1944 г. в аспирантуре  обучалось 4 890 человек, что составило 37,1% от довоенного контингента. С увеличением  численности аспирантов увеличились  и их выпуски. Только в 1945 г, аспирантуру  вузов окончили 1 200 человек. Они существенно пополнили кадры высшей школы.

          Увеличилось количество женщин  в вузах. В первом послевоенном  году педаго-гическую работу в вузах вели около 17 тыс. женщин. Среди них — 19 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и союзных республик, 197 профессоров, 1 639 доцентов [3].

          Прием студентов в 1941 г. сократился  на 41,4% и составил 94,6 тыс. человек.  В связи с резким уменьшением абитуриентов из числа юношей вузовские коллективы увеличили прием девушек. В 1940—1941 учебном году их доля составила 58%. В начале же 1942—1943 учебного года она возросла до 77%. Таким же оставался процент женщин среди студентов в 1945—1946 учебном году.

          Таким образом, коллективы высших  учебных заведений смогли решить  сложную задачу замены мобилизованного  в вооруженные силы профессорско-преподавательского, аспирантского и студенческого  состава, создать условия функционирования  аспирантуры и непрерывного формирования  профессорско-преподавательских кадров  и обеспечения 

 

 

[1] ЦСУ СССР. Культурное строительство СССР. Статистический сборник. М., 1956. С. 255;

[2] Круглянский М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. С 146.

[3] Круглянский М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. С 151.

 

плановой численности студентов [1].

           Всего за 1941—1945 гг. высшая школа страны подготовила 302 тыс. специалистов. Промышленность, строительство, транспорт и связь получили 70,8 тыс. инженеров, сельское хозяйство — 21,7 тыс. агрономов, зоотехников и механизаторов. В области экономики и права выпущено 12,1 тыс., искусства и кинематографии — 3,6 тыс., просвещения — 131,4 тыс. специалистов, 62,5 тыс.

выпускников высшей школы  получили здравоохранение, физическая культура и спорт[2].

          Созданная в годы Советской власти высшая школа оказалась эффективной и жизнеспособной. Она могла удовлетворить потребности страны в специалистах высшей квалификации даже в экстремальных условиях тяжелейшего военного времени. Более того, высшая школа оказалась способной не только к самосохранению, но и к расширенному воспроизводству. Она готовила почву для интенсивного развития страны в послевоенное время. [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 [1] Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. М., 1980. С. 42.

[2] ЦСУ СССР. Культурное строительство СССР. Статистической сборник. С.216

[3] Н.Л. СИВЕРЦЕВА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ВЫСШАЯ ШКОЛА, с 43

2.4. 50-60-е гг. Расцвет Советской системы высшего образования.

          1950-е годы явились лучшим периодом в развитии высшего образования в СССР. Существовали десятки высококачественных вузов в различных областях естественных науки и техники, в которых училась талантливая и хорошо подготовленная в школах молодежь и преподавали хорошо обученные в 1920-е годы профессора. Страна занимала одно из ведущих мест в мире по числу студентов на 10 тыс. жителей и по качеству подготовки специалистов в области математики, естественных наук и техники, что в значительной степени было определено хорошим финансированием образования (в 1950 г. СССР тратил 10% национального дохода на образование). В 1953 г. в СССР было 890 учреждений высшего профессионального образования, в которых обучались 1,527 млн. человек [1]. Ежегодно вузы направляли в трудовые коллективы более 850 тыс. своих выпускников. На 1000 человек, занятых в народном хозяйстве СССР, 883 работника (по данным на 1986 г.) имели высшее и среднее (полное и неполное) образование, тогда как в 1939 г. их численность была равна 1235). [2]

          Университетское образование является ведущей отраслью, причём не только по профилям, но и по методам подготовки кадров; в нём в той или иной форме находят отражение новейшие направления развития науки - сначала в факультативных, затем в обязательных курсах и, наконец, в новых специализациях и специальностях, которые нередко являются основой для организации вузов нового профиля. Для повышения уровня научных исследований в вузах организованы проблемные лаборатории, вычислительные центры, а в некоторых вузах - научно-исследовательские институты, где разрабатываются актуальные научные проблемы. Сеть этих научных учреждений ежегодно расширяется. Многие вузы стали ведущими научными центрами в различных отраслях науки, техники и культуры.

          Среди наиболее насущных вопросов  перспективного планирования современного  высшего образования - установление профилей специалистов, содержания их подготовки, определение потребности народного хозяйства в специалистах в связи с развитием научно-технического прогресса. Эти вопросы решаются одновременно с прогнозированием развития науки, техники и культуры. Изучаются предложения о большей дифференциации подготовки специалистов применительно к сфере их будущей деятельности, о сроках обучения. Важнейшими проблемами являются разработка педагогики высшей школы и

психологии студенческой молодёжи, а также совершенствование  методов обучения в целях интенсификации подготовки кадров.

          Для специалистов с высшим образованием сложилась стройная система повышения квалификации. Через эту систему должен проходить каждый специалист не реже чем через 5-6 лет. Создана также и система повышения квалификации преподавательского состава вузов. Для этих целей организованы специальные институты и факультеты повышения квалификации специалистов, занятых в народном хозяйстве, и факультеты повышения квалификации преподавателей вузов. Высокий научный уровень и демократическая основа высшего образования в СССР получили мировое признание. В советских вузах обучаются студенты более чем из 100 стран мира, в том числе и капиталистических.

[1] Российский фонд фундаментальных исследований, http://www.rfbr.ru.

[2] СССР в цифрах в  1979 г. М., 1980. С. 56

2.5. Упадок высшей школы в период перестройки.

          Начало заметной деградации высшего  образования после взлета 1950-х  годов очень точно зафиксировал  выдающийся публицист Анатолий  Аграновский. Он связывал эту начавшуюся деградацию преимущественно с чрезмерным количественным ростом высшего образования. Действительно, прием в вузы между 1950 г. и 1960 г. вырос с 349 тыс. чел. до 593, или на 70%, в том числе на дневное обучение на - 13%, вечернее - в 8,5 раз, заочное - в 2,3 раза. Если в 1950 г. принятые на вечернее и заочное образование составляли 34% от всех абитуриентов, то в 1960 г. - уже 56% [1]. Качество вечернего и тем боле заочного (его уже тогда называли заушным) обучения в вузах было намного ниже, чем дневного, и увеличение его доли диктовалось преимущественно финансовыми соображениями, т. к. он обходилось государству намного дешевле. Для количественно выросшего образования просто не хватало талантливых преподавателей, приходилось брать и посредственных.

          Удар по высшему образованию  был нанесен в 1968 г. в связи  компанией властей против подписантов  - части интеллигенции, протестовавшей  против начавшегося преследования  писателей по политическим мотивам.  Среди подписантов было немало  преподавателей вузов, преимущественно  гуманитарных, которые изгонялись  из вузов за свои политические  взгляды. Некоторые из них вскоре  эмигрировали. Не удивительно, что  и без того довольно чахлая  общественная и научная мысль  в гуманитарных вузах окончательно  зачахла. В гору снова пошли  посредственные, а зачастую и бездарные преподаватели, которые и не давали научных результатов и не могли научить студентов.

          Одновременно падала относительная  оплата преподавательского и  научного труда, продолжалось  стремительное наращивание числа  студентов. Положение в вузах  естественного и гуманитарного  профиля по-прежнему отличалось. Если про многие гуманитарные  вузы, особенно в провинции, можно  было сказать, что они являлись  зловонным болотом, то естественные  вузы были в лучшем состоянии,  но тенденции были одни и  те же. Выделялись в лучшую  сторону 15-20 старых, преимущественно московских и ленинградских вузов естественно-технического профиля, где уровень преподавания все еще было высоким и которые занимались научной работой, хотя она все больше уходила из вузов. Впрочем, и здесь наблюдалось разложение. [2]. Старая интеллигенция к этому времени почти полностью вымерла, а вместе с ней - и высокий профессиональный и нравственный уровень.

          Можно сказать, что Советский Союз вступил в период перестройки со стремительно деградирующим высшим образованием. Это факт скрывался благодаря тому обстоятельству, что количественные размеры высшего образования были огромны, как и расходы на высшее образование (хотя на одного студента они во много раз уступали таким же расходам в передовым западным странам). К сожалению, сокрушительная критика многих сторон советской действительности в период перестройки в гораздо меньшей степени коснулась вузов. Даже в очень критическом докладе М. С. Горбачева на XIX партийной конференции о положении в высшем образовании и говорилось в самых общий выражениях. В единственном выступлении на этой конференции представителя высшего образования ректора МГУ академика А. Логунова говорилось преимущественно о проблемах науки, а не высшего образования. Критическая оценка его состояния лишь косвенно была видна в его предложении посылать на обучении и за границу "сотнями, а

[1] Народное хозяйство СССР в 1967 г. М., 1968. С. 796.

[2] Сахаров А. Воспоминания. Знамя. 1990. № 10. С. 35.

Информация о работе Создание Советской системы высшего образования