Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:05, реферат
Целью данного реферата является исследование становления высшего образования в период СССР. В процессе выполнения работы, опираясь на труды многих известных авторов, предполагается:
- выявить основные проблемы в сфере образования, вставшие перед Советской властью после Октябрьской революции 1917 г., и рассмотреть пути их решения;
- выяснить основные принципы народного образования в СССР;
- выявить основные периоды истории развития высшей школы СССР, и охарактеризовать каждый из этих периодов.
1. Введение.
2. Реформа высшей школы после Октябрьской революции 1917 г.
2.1.Ликвидация безграмотности.
2.2. Высшее образование в период 20-30х гг.
2.3. Восстановление системы высшего образования после Великой Отечественной войны.
2.4. 50-60-е гг. Расцвет Советской системы высшего образования.
2.5. Упадок высшей школы в период перестройки.
3. Высшее образование в постсоветский период. Болонский процесс.
4. Заключение.
В целом в этот период были устранены самые негативные стороны предыдущего (первой пятилетки) этапа развития высшего образования. С другой стороны, в 1930-е годы окончательно произошла трансформация места высшего образования в жизни общества. Из центра науки образования вузы в СССР окончательно стали, в основном, центрами только образования. Наука была выедена из вузов в систему Академии наук СССР и ВАСХНИЛ СССР и союзных республик и отраслевые институты ведомств. [4]
Если подвести итоги довоенной деятельности советской высшей школы, то следует констатировать, что она сыграла важнейшую роль в модернизации советской экономики и общества как важнейшая часть культурной революции. Можно сказать, что в этот период советская власть сделал для образования населения больше, чем царская за весь период своего существования. Это было подлинное советское ноу-хау, обеспечившее модернизационный рывок 1930-х годов. По доле расходов на образование в ВВП СССР в этот период почти в два раза опережал даже развитые капиталистические страны. Так, в предвоенном 1940 г. расходы на образование в СССР составляли примерно 5,5% ВВП [5], в то время как в ведущих западных странах они составляли даже в 1950 г. в среднем лишь 3,3% [6].
Выпускники вузов конца 1930-х
- 1940-х годов по естественным
специальностям были хорошо
[1] Сталин И. В. Вопросы ленинизма. М., 1952. С. 627
[2] Шкловский И. Эшелон. М., 1991. С. 26.
[3] Шкловский И. Эшелон. М., 1991. С. 27.
[4] Большая советская энциклопедия, 3-е изд., М.:1970, том 1.
[5] Исчислено на основе данных о расходах гос. бюджета СССР на просвещение в размере 22,5 млрд руб. (Индустриализация СССР. М., 1973. С. 41) и исчисленного А. Бергсоном ВВП СССР в 1940 г. в ценах 1937 г., равного 250,5 млрд руб.
[6] Мельянцев В. А.Восток и Запад во втором тысячелетии. М., 1996. С. 181.
Выпуск молодых специалистов в 1933—1938 гг. (в тыс.) [1]
Специальность |
1933 г |
1934 г. |
1935 г. |
1936 г. |
1937 г. |
1938 г. |
Всего по СССР (не считая военных спец-тов) |
34,6 |
49,2 |
83,7 |
97,6 |
104,8 |
106,7 |
1. Инженеры Промышленности и строительства |
6,1 |
14,9 |
29,6 |
29,2 |
27,6 |
25,2 |
2. Инженеры транспорта и связи |
1,8 |
4,0 |
7,6 |
6,6 |
7,0 |
6,1 |
3. Инженеры по механизации сельского хозяйства, агрономы, ветеринары, врачи и зоотехники |
4,8 |
6,3 |
8,8 |
10,4 |
11,3 |
10,6 |
4. Экономисты и юристы |
2,5 |
2,5 |
5,0 |
6,4 |
5,0 |
5,7 |
5. Преподаватели средней школы, рабфаков, техникумов и другие работники просвещения |
10,5 |
7,9 |
12,5 |
21,6 |
31,7 |
35,7 |
6. Врачи, провизоры и работники физической культуры |
4,6 |
2,5 |
7,5 |
9,2 |
12,3 |
13,6 |
7. Другие специальности |
4,3 |
11,.1 |
12,7 |
14,2 |
9,9 |
9,8 |
[1] XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). Стенографический отчет. М.: ОГИЗ, 1939.
С. 25.
2.3. Восстановление системы высшего образования после Великой Отечественной войны.
Накануне Великой
В феврале 1941 г. XVII Всесоюзной конференцией ВКП(б) задачи высшей школы были конкретизированы. От нее потребовали улучшить работу по подготовке кадров для ускоренного развития социалистической индустрии и прежде всего тех отраслей, от которых зависела оборонная мощь страны.
Таким образом, можно сказать,
что к началу Великой
С самого начала войны профессора, преподаватели, аспиранты и студенты становились в те трагические для нашей Родины годы командирами, политработниками, военными инженерами, врачами, медицинскими сестрами, радистами, воинами различных родов войск, партизанами и подпольщиками. Уже в течение 1941 г. число штатных преподавателей в вузах страны сократилось более чем в два раза. При этом число профессоров сократилось на 18,2%, доцентов — на 40,1%, а преподавателей — на
60,5% [2].
В первые же месяцы войны подавляющее число аспирантов были мобилизованы в армию и на флот. В 1941 г. прием в аспирантуру не производился. Число аспирантов к февралю 1942 г. сократилось до 800 человек, в то время как до войны в аспирантуре занималось 13 169 человек. В 1942 г. прием в аспирантуру возобновился, и число аспирантов весной 1943 г. увеличилось до 1 300. Часть аспирантов была отозвана для продолжения учебы из вооруженных сил и с работы в отраслях народного хозяйства и
культуры. В 1944 г. в аспирантуре обучалось 4 890 человек, что составило 37,1% от довоенного контингента. С увеличением численности аспирантов увеличились и их выпуски. Только в 1945 г, аспирантуру вузов окончили 1 200 человек. Они существенно пополнили кадры высшей школы.
Увеличилось количество женщин
в вузах. В первом
Прием студентов в 1941 г. сократился на 41,4% и составил 94,6 тыс. человек. В связи с резким уменьшением абитуриентов из числа юношей вузовские коллективы увеличили прием девушек. В 1940—1941 учебном году их доля составила 58%. В начале же 1942—1943 учебного года она возросла до 77%. Таким же оставался процент женщин среди студентов в 1945—1946 учебном году.
Таким образом, коллективы
[1] ЦСУ СССР. Культурное строительство СССР. Статистический сборник. М., 1956. С. 255;
[2] Круглянский М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. С 146.
[3] Круглянский М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. С 151.
плановой численности студентов [1].
Всего за 1941—1945 гг. высшая школа страны подготовила 302 тыс. специалистов. Промышленность, строительство, транспорт и связь получили 70,8 тыс. инженеров, сельское хозяйство — 21,7 тыс. агрономов, зоотехников и механизаторов. В области экономики и права выпущено 12,1 тыс., искусства и кинематографии — 3,6 тыс., просвещения — 131,4 тыс. специалистов, 62,5 тыс.
выпускников высшей школы получили здравоохранение, физическая культура и спорт[2].
Созданная в годы Советской власти высшая школа оказалась эффективной и жизнеспособной. Она могла удовлетворить потребности страны в специалистах высшей квалификации даже в экстремальных условиях тяжелейшего военного времени. Более того, высшая школа оказалась способной не только к самосохранению, но и к расширенному воспроизводству. Она готовила почву для интенсивного развития страны в послевоенное время. [3].
[1] Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. М., 1980. С. 42.
[2] ЦСУ СССР. Культурное строительство СССР. Статистической сборник. С.216
[3] Н.Л. СИВЕРЦЕВА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ВЫСШАЯ ШКОЛА, с 43
2.4. 50-60-е гг. Расцвет Советской системы высшего образования.
1950-е годы явились лучшим периодом в развитии высшего образования в СССР. Существовали десятки высококачественных вузов в различных областях естественных науки и техники, в которых училась талантливая и хорошо подготовленная в школах молодежь и преподавали хорошо обученные в 1920-е годы профессора. Страна занимала одно из ведущих мест в мире по числу студентов на 10 тыс. жителей и по качеству подготовки специалистов в области математики, естественных наук и техники, что в значительной степени было определено хорошим финансированием образования (в 1950 г. СССР тратил 10% национального дохода на образование). В 1953 г. в СССР было 890 учреждений высшего профессионального образования, в которых обучались 1,527 млн. человек [1]. Ежегодно вузы направляли в трудовые коллективы более 850 тыс. своих выпускников. На 1000 человек, занятых в народном хозяйстве СССР, 883 работника (по данным на 1986 г.) имели высшее и среднее (полное и неполное) образование, тогда как в 1939 г. их численность была равна 1235). [2]
Университетское образование является ведущей отраслью, причём не только по профилям, но и по методам подготовки кадров; в нём в той или иной форме находят отражение новейшие направления развития науки - сначала в факультативных, затем в обязательных курсах и, наконец, в новых специализациях и специальностях, которые нередко являются основой для организации вузов нового профиля. Для повышения уровня научных исследований в вузах организованы проблемные лаборатории, вычислительные центры, а в некоторых вузах - научно-исследовательские институты, где разрабатываются актуальные научные проблемы. Сеть этих научных учреждений ежегодно расширяется. Многие вузы стали ведущими научными центрами в различных отраслях науки, техники и культуры.
Среди наиболее насущных
психологии студенческой молодёжи, а также совершенствование методов обучения в целях интенсификации подготовки кадров.
Для специалистов с высшим образованием сложилась стройная система повышения квалификации. Через эту систему должен проходить каждый специалист не реже чем через 5-6 лет. Создана также и система повышения квалификации преподавательского состава вузов. Для этих целей организованы специальные институты и факультеты повышения квалификации специалистов, занятых в народном хозяйстве, и факультеты повышения квалификации преподавателей вузов. Высокий научный уровень и демократическая основа высшего образования в СССР получили мировое признание. В советских вузах обучаются студенты более чем из 100 стран мира, в том числе и капиталистических.
[1] Российский фонд фундаментальных исследований, http://www.rfbr.ru.
[2] СССР в цифрах в 1979 г. М., 1980. С. 56
2.5. Упадок высшей школы в период перестройки.
Начало заметной деградации
Удар по высшему образованию
был нанесен в 1968 г. в связи
компанией властей против
Одновременно падала
Можно сказать, что Советский Союз вступил в период перестройки со стремительно деградирующим высшим образованием. Это факт скрывался благодаря тому обстоятельству, что количественные размеры высшего образования были огромны, как и расходы на высшее образование (хотя на одного студента они во много раз уступали таким же расходам в передовым западным странам). К сожалению, сокрушительная критика многих сторон советской действительности в период перестройки в гораздо меньшей степени коснулась вузов. Даже в очень критическом докладе М. С. Горбачева на XIX партийной конференции о положении в высшем образовании и говорилось в самых общий выражениях. В единственном выступлении на этой конференции представителя высшего образования ректора МГУ академика А. Логунова говорилось преимущественно о проблемах науки, а не высшего образования. Критическая оценка его состояния лишь косвенно была видна в его предложении посылать на обучении и за границу "сотнями, а
[1] Народное хозяйство СССР в 1967 г. М., 1968. С. 796.
[2] Сахаров А. Воспоминания. Знамя. 1990. № 10. С. 35.
Информация о работе Создание Советской системы высшего образования