Сравнительный анализ советских конституций 1924,1936 и 1977 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Идея конституции в обществе созревает как идея ограничения государственной власти правом (в иных правовых системах — законом) в целях ее упорядочения, связанности с интересами как индивида, так и больших и малых социальных общностей, т.е. плюрализма власти. Суть конституционного механизма в том, чтобы поставить систему властных субъектов на службу личности, общественным потребностям, социальной безопасности. Собственно правовым средством достижения этой цели служит такая форма права, как закон. Именно через закон особой, самой высокой юридической силы общество добивается официального признания публичного договора (компромисса) о том, что самая сильная и влиятельная система социального регулирования — государственная власть — должна быть не хаотичной, а предсказуемой, не безграничной и произвольной, а упорядоченной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОЗДАНИЕ СССР И КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1924 ГОДА 5
Предпосылки объединения республик, образование Советского Союза 5
Основные черты Конституции 1924 года 8
Итоги по главе 9
2 КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 ГОДА 11
2.1 Разработка и принятие «сталинской» Конституции 11
2.2 Основные черты Конституции 1936 года 12
2.3 Итоги по главе 14
3.РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР в 70 – 90 –Е ГГ. ХХ ВЕКА 15
3.1 Работа над Конституцией 1977г. Основные черты последней Конституции СССР. 15
3.2 Конституционные реформы 80-90-х годов 17
3.3 Итоги по главе 18
4 СРАВНЕНИЕ КОНСТИТУЦИЙ 1924, 1936 И 1977 ГОДОВ 20
4.1 Права и свободы граждан по советским конституциям 20
4.1.1 Право на труд 20
4.1.2 Частная и общественная собственность 20
4.1.3 Свобода совести 21
4.1.4 Идеи равенства 22
4.1.5 Свобода личности 23
4.2 Избирательная система 24
4.3 Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям 25
4.4 Национально-государственное устройство по Советским Конституциям 27
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ИГИПР.docx

— 57.15 Кб (Скачать файл)

          ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

          1 СОЗДАНИЕ СССР И КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1924 ГОДА                                                                                                                                  5

    1. Предпосылки объединения республик, образование Советского Союза       5
    2. Основные черты Конституции 1924 года                                                         8
    3. Итоги по главе                                                                                                   9

          2 КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 ГОДА 11

2.1 Разработка и принятие  «сталинской» Конституции 11

          2.2 Основные черты Конституции 1936 года 12

2.3 Итоги по главе 14

          3.РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР в 70 – 90 –Е ГГ. ХХ ВЕКА                                                                                                          15

          3.1 Работа над Конституцией 1977г.  Основные черты последней Конституции СССР.                                                                                                                                15                                                                

3.2 Конституционные реформы  80-90-х годов 17

          3.3 Итоги по главе 18

          4 СРАВНЕНИЕ КОНСТИТУЦИЙ 1924, 1936 И 1977 ГОДОВ 20

          4.1 Права и свободы граждан по советским конституциям 20

4.1.1 Право на труд 20

4.1.2 Частная и общественная  собственность 20

4.1.3 Свобода совести 21

4.1.4 Идеи равенства 22

4.1.5 Свобода личности 23

4.2 Избирательная система 24

4.3 Эволюция судебной системы  и прокуратуры по советским  конституциям 25

4.4 Национально-государственное  устройство по Советским Конституциям   27

           5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ВВЕДЕНИЕ

Конституция как необходимая  правовая норма демократического государства  берет своё начало от латинского constitution – устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти, избирательную систему государства и процедуры передачи властных полномочий, основные права и обязанности граждан и так далее.

Идея конституции в  обществе созревает как идея ограничения  государственной власти правом (в  иных правовых системах — законом) в целях ее упорядочения, связанности  с интересами как индивида, так  и больших и малых социальных общностей, т.е. плюрализма власти. Суть конституционного механизма в том, чтобы поставить систему властных субъектов на службу личности, общественным потребностям, социальной безопасности. Собственно правовым средством достижения этой цели служит такая форма права, как закон. Именно через закон  особой, самой высокой юридической  силы общество добивается официального признания публичного договора (компромисса) о том, что самая сильная и  влиятельная система социального  регулирования — государственная  власть — должна быть не хаотичной, а предсказуемой, не безграничной и  произвольной, а упорядоченной.

В этой работе я попытаюсь провести сравнительный анализ Советских Конституций 1924, 1936 и 1977 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1 СОЗДАНИЕ СССР И КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1924 ГОДА

 

    1. Предпосылки объединения республик, образование Советского Союза

 

          На исходе  гражданской войны территория  страны представляла собой, особенно  на окраинах, конгломерат различных  государственных и национально-государственных  образований, статус которых определялся  многими факторами: движением  фронтов, состоянием дел на  местах, силой местных сепаратистских  и национальных движений.

          По мере  того, как Красная Армия занимала  опорные пункты на различных  территориях, возникала необходимость  упорядочения национально-государственного  устройства. О том, каким оно  должно быть, среди большевистского  руководства не было единого  мнения еще со времен партийных  дискуссий по национальному вопросу.  Так, значительная часть большевиков  вообще игнорировала идею национального  самоопределения, целиком полагаясь  на «пролетарский интернационализм»  и выступая сторонниками унитарного  государства; их лозунг - "Долой  границы!", выдвинутый Г.Л. Пятаковым.  Более осторожную позицию занимал  Ленин. Отвергая идею «культурно-национальной  автономии», принятую в программах  ряда социал-демократических партий  Запада, он ставил вопрос о  желательной для большевиков  форме национального самоопределения  в зависимости от конкретно-исторических  условий и от того, как будет  развиваться «революционная борьба  пролетариата Впрочем, осознавая  сложность проблемы, Ленин настаивал  на ее специальном анализе,  который следовало бы поручить  представителю национальных меньшинств. Как раз к месту пришелся  «чудесный грузин». Закрепление  в партии за Сталиным роли  специалиста по национальному  вопросу, видимо, было связано  с тем, что его «разработки»  весьма совпадали с мыслями  самого Ленина.

          На территории, где к 1922 г. установилась власть  Советов, этнический состав, несмотря  на изменение границ, оставался  очень пестрым. Здесь проживало  185 наций и народностей, многие  из них представляли либо «рассеянные»  национальные общности, либо недостаточно  определившиеся этнические образования,  либо специфические ответвления  других этносов. Для объединения  этих народов в единое государство,  бесспорно, существо-вали объективные  предпосылки, имеющие глубокие  исторические, эконо-мические, политические  и культурные основания. Образование  СССР не было только навязанным  сверху актом большевистского  руководства. Это одновременно  был процесс объединения,  поддерживаемый  «снизу».

          Развитие  союза республик, где победила  социалистическая революция, первоначально шло по пути их вхождения в состав РСФСР или подписания двухсторонних договоров, которые начали заключаться с 1920 года. На их основе ликвидировались таможенные границы между республиками, создавалось единое торговое пространство и налоговое законодательство, формировался общий бюджет.

          Закавказье  представляло собой сложный комплекс  национальных отношений и противоречий, сохранившихся с давних времен. Этот регион требовал особенно  тонкого и взвешенного подхода.  Период существования здесь в  предшествующие годы местных  национальных правительств, сметенных  Красной Армией и местными  большевиками, тоже оставил определенный  след в сознании населения.  Грузия, например, в период своего  независимого существования в  1918-1921 гг. наладила довольно широкие  связи с внешним миром. Экономика  ее имела довольно своеобразные  черты: слабая промышленность, но  очень заметная роль мелкого  производства и мелких торговцев.  Сильным было влияние местной  интеллигенции. Поэтому некоторые  большевистские лидеры, и прежде  всего Ленин, считали, что в  отношении Грузии нужна особая  тактика, не исключающая, в  частности, приемлемого компромисса  с правительством Ноя Жордания  или подобными ему грузинскими  меньшевиками, которые не относились  абсолютно враждебно к установлению  советского строя в Грузии.

          Вскоре  национально-государственное строительство  в регионе завершилось созданием  Закавказской Федерации (ЗСФСР), однако интересы населения отдельных  республик и национальных территорий  были попраны. По договору 1922 г.  республики передавали свои права союзной закавказской конференции и ее исполнительному органу - Союзному совету в области внешней политики, военных дел, финансов, транспорта, связи; в остальном республиканские исполнительные органы сохраняли самостоятельность. Так выработалась модель объединения, которой вскоре предстояло пройти испытание на прочность в связи с решением вопроса об отношениях Закавказской Федерации и РСФСР.

         В августе  1922 г. для реализации идеи объединения  советских республик в 

Москве была образована специальная  комиссия под председательством  В.В.Куйбышева, но наиболее активная роль в ней принадлежала Сталину. По составленному  им проекту, предусматривалось вхождение  всех республик в РСФСР на правах автономных. Разосланный на места  проект вызвал бурю возражений республиканских  элит, но в самой комиссии он получил  одобрение. Дальнейшие события характеризуются  вмешательством Ленина. Он предложил  другой вариант, федеративный принцип устройства государства, где в Федерацию объединились бы равноправные, а не подчиненные РСФСР республики.

          30 декабря  1922 г. на съезде Советов, где  были представлены делегации  РСФСР, Украины, Белоруссии и  ЗСФСР, было провозглашено образование  Союза Советских Социалистических  Республик (СССР). СССР был создан  как государство, а не межгосударственное  объединение (конфедерация).

          Формально  Советский Союз учреждался как  федерация суверенных советских  республик с сохранением права  свободного выхода и открытым  доступом в нее. Однако механизма  «свободного выхода» не предусматривалось.  В компетенцию Союза передавались  вопросы внешней политики, внешней  торговли, финансов, обороны, путей  сообщения, связи. остальные вопросы  управления оставались в ведении  союзных республик. Высшим органом  страны объявлялся Всесоюзный  съезд Советов, в перерывах  между его созывами - ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного  Совета и Совета Национальностей.  Этот же съезд принимает решение  о разработке проекта Конституции  союзного государства.

 

1.2 Основные черты Конституции  1924 года

 

            Первая Конституция СССР была принята в январе 1924 года. Она в значительной мере сохранила некоторые черты, свойственные Конституции 1918г. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Конституция 1924 г. стала юридически более строгой и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918г.

          Собственно  Конституция состояла из двух  частей:

  • Декларации об образовании СССР, в котором говорилось о причинах объединении республик и принципах  объединения (добровольность, равноправие);
  • Договора (состоял из 11 глав и 72 статей).

          Так как Конституция 1924г. разрабатывалась как основной закон Союзного государства, принципиально новыми в ней по сравнению с предыдущей были следующие моменты.

В ней отражен факт вхождения  республик в Союз ССР. Он  зафиксирован в ст. 3, записавшей, что «республики, … входя в состав Союза ССР, передают Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции  СССР к ведению органов Союза  ССР».

В ст. 19 определялось, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции  Союза, на территории республик имеют  обязательную силу постановления верховных  органов СССР. За этим исключением  никакие органы, кроме республиканского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории республик СССР. Этим косвенно подтверждались суверенные права республик вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет республик в их Конституциях не содержалось.

- В связи с появлением субъектов  СССР в ее Конституции  появились  положения, определяющие статус  этих субъектов и полномочия  федерации в отношении их.

           В структуре Конституции была выделена глава «О советских соци-алистических республиках », в которой определялись принципы формиро-вания их органов государственной власти, порядок принятия Основных Законов (Конституций) ССР и Положений об автономных областях. К ведению республиканского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ республик, АССР и автономных областей, утверждение Конституций союзных республик, АССР, разрешение споров между республиками, АССР и другими частями федерации, отмена постановлений Съездов Советов республик, АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов СССР.

           Конституция определяла полномочия верховных органов власти (внешние отношения и торговля, вопросы войны и мира, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, изменение Конституции).

           Во всех сферах управления, кроме отнесенных к компетенции Союза, каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия. Конституция устанавливала для граждан республик единое союзное гражданство. Высшим органом власти являлся съезд Советов СССР, куда 1 депутат избирался от 25 тысяч городских избирателей или от  125 тысяч сельских жителей.

Информация о работе Сравнительный анализ советских конституций 1924,1936 и 1977 годов