Сравнительный анализ советских конституций 1924,1936 и 1977 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Идея конституции в обществе созревает как идея ограничения государственной власти правом (в иных правовых системах — законом) в целях ее упорядочения, связанности с интересами как индивида, так и больших и малых социальных общностей, т.е. плюрализма власти. Суть конституционного механизма в том, чтобы поставить систему властных субъектов на службу личности, общественным потребностям, социальной безопасности. Собственно правовым средством достижения этой цели служит такая форма права, как закон. Именно через закон особой, самой высокой юридической силы общество добивается официального признания публичного договора (компромисса) о том, что самая сильная и влиятельная система социального регулирования — государственная власть — должна быть не хаотичной, а предсказуемой, не безграничной и произвольной, а упорядоченной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОЗДАНИЕ СССР И КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1924 ГОДА 5
Предпосылки объединения республик, образование Советского Союза 5
Основные черты Конституции 1924 года 8
Итоги по главе 9
2 КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 ГОДА 11
2.1 Разработка и принятие «сталинской» Конституции 11
2.2 Основные черты Конституции 1936 года 12
2.3 Итоги по главе 14
3.РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР в 70 – 90 –Е ГГ. ХХ ВЕКА 15
3.1 Работа над Конституцией 1977г. Основные черты последней Конституции СССР. 15
3.2 Конституционные реформы 80-90-х годов 17
3.3 Итоги по главе 18
4 СРАВНЕНИЕ КОНСТИТУЦИЙ 1924, 1936 И 1977 ГОДОВ 20
4.1 Права и свободы граждан по советским конституциям 20
4.1.1 Право на труд 20
4.1.2 Частная и общественная собственность 20
4.1.3 Свобода совести 21
4.1.4 Идеи равенства 22
4.1.5 Свобода личности 23
4.2 Избирательная система 24
4.3 Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям 25
4.4 Национально-государственное устройство по Советским Конституциям 27
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ИГИПР.docx

— 57.15 Кб (Скачать файл)

           Конституция СССР 1924 года была первой Конституцией Союзного государства. Она юридически закрепила сам факт его существования, распределила полномочия союзных и республиканских органов власти, поэтому последующее конституционное законотворчество союзных республик происходит на ее основе, причем этот процесс шел по линии все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

 

1.3 Итоги по главе

Созданная на основе первой конституции Советской республики и нося открыто классовый характер, конституция Союзного государства  юридически выглядит более строгой, из нее исчезли политико-идеологические положения, нацеленные на все мировое  сообщество, во многом смягчены статьи о применении насилия по отношению  к эксплуататорским классам. В ней  нет характеристики общественного  устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

Главный смысл Конституции  СССР 1924 г. – конституционное закрепление  образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик, поэтому основное внимание в ней  уделено факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных  органов Союза ССР и союзных  республик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

          2 КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 ГОДА

          2.1 Разработка и принятие «сталинской»  Конституции

         Сформированное   к середине 30-х годов новое  общество требовало своего конституционного  закрепления. (Была создана качественно  новая экономика — планово-распределительная;  сформированы новые методы управления  — административно-командные; ликвидирован частный сектор; сформирована социально-однородная структура общества — рабочий класс, колхозное крестьянство, трудовая интеллигенция). «Класс эксплуататоров» был уничтожен, но роль государства в общественных отношениях не только не снизилась, (как планировали теоретики марксизма), а наоборот все больше возрастала. Кроме того, Сталин поставил цель создать самую передовую на тот исторический момент конституцию государства, в которой были бы закреплены основные  демократические ценности.

          Поэтому  на февральском (1935 г.) Пленуме  ЦК ВКП(б) принимается решение о разработке нового проекта Конституции. Возглавил конституционную комиссию И.В. Сталин. Соответственно разделам будущей Конституции было сформировано 12 подкомиссий.  В работе над проектом Конституции принимали участие такие деятели компартии, как Н.Бухарин, К.Радек, М.Литвинов и другие.  Возникающие в процессе работы дискуссионные вопросы решались в партийном порядке.

          5 декабря  1936г  на Чрезвычайном VIII Всесоюзном  съезде Советов новая Конституция  была принята единогласно. Структурно  она состояла из тринадцати  глав, которые содержали 146 статей. По провозглашенным свободам  она являлась самой демократической  Конституцией в мире. Ее характерные  черты — простота четкость, ясность,  продуманность, логичность расположения  глав и статей. Вне сомнения  это было высшее достижение  советской юриспруденции 30-х годов.

 

         

          2.2 Основные черты Конституции 1936 года

 

           Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924 г.  и содержала ряд глав, которых ранее не было:

- об общественном устройстве;

- о суде и прокуратуре;

- об основных правах и обязанностях  граждан;

- об избирательной системе. 

          Закрепляются принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик. Каждая республика имеет свою конституцию, учитывающую ее особенности. Происходит утверждение принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления.

          Статья 112 Конституции провозгласила принцип: судьи независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту. Органы прокуратуры независимы от любых местных органов и подчиняются только Прокурору СССР.

          Впервые отдельная глава X Основного Закона была посвящена правам и обязанностям граждан, которые объявлялись равноправными в своем конституционном статусе. Законом гарантировалось свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий и демонстраций. Гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки.

           Произошло значительное расширение перечня прав и свобод. В политические права включался стандартный набор мировых демократических свобод. Большое значение Конституция придавала социально-экономическим и социально-культурным правам личности (именно личности, а не гражданина). Следует отметить, что гарантии политических и личных прав были только продекларированы без реальной привязки к действительности, в то же время социально-культурные и социально-экономические права были реальными, и их реализация обеспечивалась государством по мере возможностей (право на труд, на отдых, на получение образования, социальное обеспечение по старости и т.д.).

            Конституция сняла вопрос о классовом составе Советов и ввела всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней. Возвестив о переходе от диктатуры к социалистической демократии, она действительно расширила социальную основу власти, предоставив всем трудящимся избирательные права; значительно демократизировала избирательную систему.   

            В сфере союзных отношений, Конституция разграничивала компетенцию Союза и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер.

Упоминания в тексте Конституции  суда и прокуратуры, придавало этим институтам конституционный характер, однако на практике их роль была невелика: в тот период из-под контроля органов  прокуратуры были фактически выведены органы НКВД.

             Верховный Совет являлся своего рода парламентом страны. Его формирование происходило на основе общемировых стандартов избирательного права.

             После Верховного Совета СССР, вторым высшим органом государственной власти был Президиум Верховного Совета СССР. К его ведению относились вопросы, входящие в компетенцию президентов: роспуск представительных органов государства, учреждение орденов и медалей и награждение ими, установление воинских званий, вручение верительных грамот.

В то же время Президиум  Верховного Совета СССР в отличие  от Президиума ЦИК СССР не имел права заниматься законодательной деятельностью, принимать законы СССР. Он мог только толковать законы и принимать Указы.

            Таким образом, Конституция 1936 г. в определенной степени закрепила и разделение властей: законодательная власть  была сосредоточена в Верховном Совете, исполнительная — в СНК, высшая судебная власть — в Верховном Суде СССР.

 

         

             2.3 Итоги по главе

 

             Конституция СССР 1936 года  провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию СССР 1936 года, в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире.

             В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Появление новых глав (например, о суде и прокуратуре) способствовало дальнейшему развитию правовой системы государства. Значительно расширились права и свободы граждан, и многие права личности, зафиксированные в Конституции СССР 1936г., позднее вошли во Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 г. Однако эта Конституция  была во многом декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

          3.РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР в 70 – 90 –Е ГГ. ХХ ВЕКА

 

           3.1 Работа над Конституцией 1977г.  Основные черты последней Конституции  СССР.

 

           За  сорок лет после принятия предыдущей  Конституции в стране произошли  столь глубокие изменения в  области экономики, культуры, в  социальной структуре общества, что их стало необходимо обобщить  в новом Основном законе страны. Поэтому 25 апреля 1962 г. Верховным Советом СССР была сформирована Конституционная комиссия, которая  в 1976 г. на XXV съезде КПСС доложила, что проект новой Конституции готов. Он обсуждался на заседаниях Политбюро, в Секретариате ЦК КПСС, на майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС), затем в Президиуме Верховного Совета СССР. Затем проект был опубликован в прессе. После этого началось всенародное  обсуждение  проекта Конституции. Седьмого октября 1977 года была принята Декларация: «Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени Советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Основой закон СССР». 

           Конституция  исходит из основных принципов  и идей, выработанных предшествующими  советскими Конституциями. Отличительной  чертой этого документа является  наличие вводной теоретической  части закона (преамбулы).

           Конституция 1977 года состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство  как государство рабочих и крестьян, Основной  закон  1977г. включает в эту формулу и интеллигенцию. Однако, характеризуя Советское государство как государство рабочих, крестьян и интеллигенции, Конституция 1977 года подчеркивает все возрастающую консолидацию советского общества, его социальную однородность. Новая Конституция впервые вводит понятие «народ», и указание на народ как источник власти означает дальнейшее развитие Советской демократии. Но в реальности  народ является лишь идеологической ширмой для в Коммунистической партии. В Конституции   1977г Коммунистической партии отводится особое значение.  Статья 6 Основного Закона гласит: «КПСС, действуя в рамках Конституции СССР, осуществляет политическое руководство государственными и общественными организациями, направляет и координирует их деятельность». 

          В Конституции 1977 года были более закреплены права граждан, одними из важнейших в ней являются право человека на труд и право на отдых. Конституция провозглашает и совершенно новое право - право на охрану здоровья. Статья 42-я предоставляет широкий круг мероприятий, целью которых является забота о здоровье советских граждан в процессе их трудовой деятельности, развитие и совершенствование техники безопасности и производственной санитарии, профилактические мероприятия, меры по оздоровлению окружающей среды и т.д.

           Еще  одним важнейшим мероприятием  стало закрепление в Основном  законе нового права советских  граждан - права на жилище. В Конституции развиваются дальше такие институты, как неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, тайна телефонных переговоров.  Новая Конституция не только закрепляет права и свободы, но и расширяет гарантии этих прав. Так, право на образование обеспечивается введением всеобщего обязательного среднего образования (Конституция 1936г. гарантировала лишь всеобщее начальное образование). Новая Конституция обеспечивает использование свободы совести, запрещая возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями (статья 52).

           В  любой статье, посвященной правам  граждан, большую часть текста  занимают гарантии того или  иного права, предусматриваются  не только материальные, но и  чисто правовые гарантии прав  и свобод советских граждан.  Так, статья 49 устанавливает, что должностные лица обязаны в определенные сроки рассматривать заявления и предложения граждан, давать на них ответы и предпринимать необходимые меры.

           Новый  подход в «брежневской» Конституции  был к вопросу регулирования  судебной системы. Он заключался  в фиксировании Конституцией  основополагающих принципов, установленных  действующим законодательством (коллегиальность рассмотрения дел, независимость судей, наказание только судом, возможность участия народных представителей в судопроизводстве). Однако судьи по-прежнему рекомендовались к избранию партийными структурами. Неугодного судью просто не рекомендовали к переизбранию.

 

          3.2 Конституционные  реформы 80-90-х годов

 

           Конституция  1977 года была сбалансированным  и тщательно продуман-ным Основным  Законом, созданным на основе  шестидесятилетнего опыта советской  власти. Она отражала сложившиеся  на тот момент общественные  отношения в стране, как говорилось  в руководящих документах КПСС, «развитого социализма». Надо  отметить,  что социально-экономические  права граждан СССР выполнялись  и обеспечивались во все возрастающем  масштабе, однако это порождало  атмосферу иждивенчества и лени  – ведь работай человек много  или мало – отличие в его  уровне жизни будет совсем  небольшим: необходимый гарантированный  государством уровень жизни и  в лучшем случае немного сверх  того.

           После  прихода к власти в 1985 году  на пост генсека КПСС  М.С.  Горбачева руководство страны  взяло курс на реформирование  экономической и политической  системы страны. Эти «реформы»  привели в конечном итоге к  разрушению государственной системы  управления  и распаду СССР.

Информация о работе Сравнительный анализ советских конституций 1924,1936 и 1977 годов