Сравнительный анализ советских конституций 1924,1936 и 1977 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Идея конституции в обществе созревает как идея ограничения государственной власти правом (в иных правовых системах — законом) в целях ее упорядочения, связанности с интересами как индивида, так и больших и малых социальных общностей, т.е. плюрализма власти. Суть конституционного механизма в том, чтобы поставить систему властных субъектов на службу личности, общественным потребностям, социальной безопасности. Собственно правовым средством достижения этой цели служит такая форма права, как закон. Именно через закон особой, самой высокой юридической силы общество добивается официального признания публичного договора (компромисса) о том, что самая сильная и влиятельная система социального регулирования — государственная власть — должна быть не хаотичной, а предсказуемой, не безграничной и произвольной, а упорядоченной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОЗДАНИЕ СССР И КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1924 ГОДА 5
Предпосылки объединения республик, образование Советского Союза 5
Основные черты Конституции 1924 года 8
Итоги по главе 9
2 КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 ГОДА 11
2.1 Разработка и принятие «сталинской» Конституции 11
2.2 Основные черты Конституции 1936 года 12
2.3 Итоги по главе 14
3.РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР в 70 – 90 –Е ГГ. ХХ ВЕКА 15
3.1 Работа над Конституцией 1977г. Основные черты последней Конституции СССР. 15
3.2 Конституционные реформы 80-90-х годов 17
3.3 Итоги по главе 18
4 СРАВНЕНИЕ КОНСТИТУЦИЙ 1924, 1936 И 1977 ГОДОВ 20
4.1 Права и свободы граждан по советским конституциям 20
4.1.1 Право на труд 20
4.1.2 Частная и общественная собственность 20
4.1.3 Свобода совести 21
4.1.4 Идеи равенства 22
4.1.5 Свобода личности 23
4.2 Избирательная система 24
4.3 Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям 25
4.4 Национально-государственное устройство по Советским Конституциям 27
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ИГИПР.docx

— 57.15 Кб (Скачать файл)

Конституция 1936 года установила всеобщее, равное, прямое избирательное  право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах  отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и  заменила их прямыми. Вместо открытых выборов на собраниях по производственно-территориальному принципу вводилось тайное голосование  по территориальному принципу.

Конституция 1977 года закрепляет уже известные принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права  при тайном голосовании. Но она содержит и ряд новых моментов: снижение возраста пассивного избирательного права  во все Советы до 18 лет (ранее для  Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан  и общественных организаций активно  участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в  два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение  в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

 

4.3 Эволюция судебной системы  и прокуратуры по советским  конституциям

 

В Конституции 1924 года на союзном уровне была создана система правоохранительных органов. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Наряду с этим Верховный Суд выполнял функции конституционного правосудия и контроля. К его ведению относились вынесение заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции, разрешение судебных споров между союзными республиками. Учреждалась должность Прокурора Верховного Суда СССР. Председатель ВС, его заместитель и пять членов ВС, а так же прокурор ВС и его заместитель назначались президиумом ЦИК СССР.

В Конституции 1936 года судебной системе отводится целая глава "Суд и прокуратура". Конституция 1936 года закрепила, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Определялся порядок выборов в соответствующие суды и срок полномочий судей. Закрепились принципы независимости судей и подчиненности их закону, открытости разбирательств без исключений, предоставления защиты обвиняемому, рассмотрение всех дел с участием народных заседателей. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке. В этой же главе определился статус Генерального прокурора. За ним закреплен высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами. Определен порядок назначений и сроков действия полномочий на прокурорских должностях.

В Конституции 1977 года судебной системе отведена глава "Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор". Система выборов судей и народных заседателей осталась прежней. Введен институт военных трибуналов. Введена ответственность судей и народных заседателей перед избирателями, закреплена норма их отзыва. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определяются Законом о Верховном Суде СССР. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции – с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Теперь принцип независимости распространен и на народных заседателей. Правосудие в СССР по Конституции 1977 года осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом. Основное нововведение – презумпция невиновности по ст.160. Введен институт юридической помощи (адвокатуры) и определены порядок и организация их деятельности. Ст.162 допускает к участию в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Вводится институт государственного арбитража для разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями, а так же определяется их порядок и организация их деятельности. Ст.164 расширен круг прокурорского надзора и введена подотчетность Генерального прокурора СССР перед Верховным Советом. Так же в Конституции 1977 года снижен срок полномочий Генерального прокурора до пяти лет. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры теперь определены Законом о прокуратуре СССР.

Судебная система претерпела в своем развитии значительные изменения. От прямого назначения на должности  в Конституции 1924 года до принципа выборности в Конституции 1936 года. Основное отличие Конституции 1977 года - закрепление презумпции невиновности. Независимость судей, открытость судебных дел, предоставление защиты, коллегиальное рассмотрение дел – стали конституционными нормами. Ни в одной конституции нет упоминания о Конституционном суде. Функции Конституционного суда формально выполняли высшие органы государственной власти.

 

 

4.4 Национально-государственное  устройство по Советским Конституциям

 

Конституция 1924 года по сути договор об образовании СССР. На основании Конституции 1924 года СССР - союзное государство РСФСР, Украинской, Белорусской и Закавказской республик. (ЗСФСР: Азербайджан, Грузия, Армения). Напрямую не указывается, но ст.15 о Совете Национальностей определяет в составе СССР автономные республики Аджарию и Абхазию, и автономные области Юго-Осетинскую, Нагорно-Карабахскую и Нахичеванскую.

По Конституции 1936 года СССР – союзное государство РФСФР  и 14 республик. В составе РСФСР  состоят 16 автономных республик (Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская) и 7 автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Калмыцкая, Карачаево-Черкесская, Тувинская, Хакасская). В составе Азербайджанской  ССР состоят Нахичеванская АССР и Нагорно-Карабахская АО. В Грузинской ССР Абхазская и Аджарская  АССР и Юго-Осетинская АО. В Узбекской  ССР Каракалпакская АССР. В Таджикской ССР Горно-Бадахшанская АО.

По Конституции 1977 года состав СССР не изменился. Из состава РСФСР исчезли две АО Калмыцкая и Тувинская.

При создании Союза ССР  и конституционном оформлении нового государственного устройства одним  из острейших, ставший предметом  споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции  Федерации и ее субъектов.

Конституция 1924 года не определяла компетенции союзных республик. В краткой главе второй - об их суверенных правах и союзном гражданстве (его установление - также одно из новшеств Конституции) - признавалось наличие суверенитета у союзной  республики, который "ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей  Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза". Вне этих пределов, гласила Конституция, каждая союзная республика осуществляет государственную  власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права республик. За каждой из союзных республик сохранялось  право свободного выхода из Союза, причем для изменения, ограничения или  отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР. Республики имели  свои конституции, в которые надлежало  вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией. Для граждан  республик устанавливалось единое союзное гражданство.

Закрепляя по форме федеративное устройство, Конституция 1936 года отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. К ведению Союза относилось утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик. Перевод на союзный уровень вопросов не только национально-государственного устройства, но и административно-территориальной организации республик.

Конечно, это была определенная тенденция в организации управления государством, и она особенно хорошо видна в полномочиях СССР в  хозяйственно-экономической сфере, закрепленных Конституцией 1936 года. К его ведению было отнесено установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями союзного значения; управление транспортом и связью. Практически все мало-мальски важные хозяйственные единицы были подчинены союзным министерствам, что существенно ослабляло права республик и делало их в экономической сфере полностью зависимыми от центра.

Конституция 1977 года исходила из принципа преемственности в регулировании вопросов национально-государственного устройства СССР. Однако, хотя формы и остались прежними, в союзном конституционном регулировании было уделено гораздо большее внимание их отражению. Достаточно сказать, что, если в Конституции 1936 года была одна краткая глава "Государственное устройство", в Конституции 1977 года раздел III "Национально-государственное устройство" более широк, состоит из 4 глав: одна посвящена Союзу ССР, другие - соответственно союзной республике, автономной республике, автономным областям и автономным. Учтены многие новые моменты в национально-государственном развитии. В частности, к существующим гарантиям прав союзных республик добавлялись: право участвовать в решении союзными органами вопросов, отнесенных к ведению СССР; право координировать и контролировать экономическое и социальное развитие своих территорий; право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Довольно сложно провести полный и тщательный сравнительный анализ Советских Конституций. Их текст менялся не только количественно (72 статьи в Конституции 1924 года, 146 статей в Конституции 1936 года и 174 в Конституции 1977 года), но и качественно. Наверное, правильным было бы оттолкнуться от Конституции 1977 года, как наиболее полной, на мой взгляд, и наиболее демократичной, и постатейно сравнивать, чего не было в предыдущих Конституциях или какие изменения в тексте статей имеют место.

Важно отметить, что каждая Конституция закрепляла ту социально-экономическую  и политическую модель общества, которая  представлялась правящей на данный момент группе эталоном социалистической системы. В этом плане принятие новой Конституции  означало апофеоз того, кто находился  на вершине власти. Это был триумф победителя, который и содержанием  Конституции, и самим фактом ее принятия "освятил" свое торжество. То есть, главной причиной и необходимостью разработки каждой новой Конституции, по моему мнению, следует связать  с существенным изменением политического  режима в стране.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Чистяков О.И.  Конституция СССР 1924 года [Текст]. –М., Зерцало-М, 2004.

2 Конституция СССР 1936 года [Сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/ (дата обращения: 30.11.2012).

3 Конституция СССР 1977 года [Сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/ (дата обращения: 30.11.2012).

4 История государства  и права России: учеб. пособие  для вузов/ под общ. ред. Чибиряева  С.А. – Москва: Былина, 2001. – 528с.

      5 Авакьян С.А. Конституция  России: природа, эволюция, современность.  – М. Норма, 2000.

      6 Зиновьев А.В.  Поляшова И.С. Основы конституционного  права России. (учебно-методическое  пособие) - СПб. Издательский дом  Герда, 2008.


Информация о работе Сравнительный анализ советских конституций 1924,1936 и 1977 годов