СССР в середине 60-х- середине 80-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Время оттепели принято датировать 1954-64 годами, она тесно связана с эпохой шестидесятых годов, которым был дан старт в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончились в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд. Такие хронологические рамки позволяют выделить особый период в советской истории, период эклектичный, противоречивый, парадоксальный, но объединенный многими общими тенденциями. В эти годы советская цивилизация преображалась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип "шестидесятника", личность которого так часто вспоминают сегодня.

Содержание работы

стр 3-8…… Конец оттепели. Приход нового руководства в СССР.
стр 8-17 …… Экономическая реформа 1965г. Её содержание, причины и неудачи. Состояние сельского хозяйства.
стр 17-22 …… Нарастание трудностей социально-экономического развития страны.
стр 23-33 …… Основные вехи внешней политики СССР. Договор о нераспространении ядерного оружия
стр 34…… Список литературы.

Файлы: 1 файл

КР История.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

По предмету: Отечественная  история

Кафедра истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность: 000000000000000000000

Курс 0 Шифр0000000000000

Студент ООООООООООООООО

Дата регистрации работы:___________________

 

 

 

2011г

 

 

Содержание

 

 

СССР в середине 60-х- середине 80-х г.г.

 

стр 3-8…… Конец оттепели. Приход нового руководства в СССР.

стр 8-17 …… Экономическая реформа 1965г.  Её содержание, причины и  неудачи. Состояние сельского хозяйства.

стр 17-22 …… Нарастание трудностей социально-экономического развития страны.

 стр 23-33 …… Основные вехи внешней политики СССР. Договор о нераспространении ядерного оружия

 стр 34…… Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конец оттепели. Приход нового руководства в СССР.

Время оттепели принято  датировать 1954-64 годами, она тесно  связана с эпохой шестидесятых годов, которым был дан старт в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончились в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд. Такие хронологические рамки позволяют выделить особый период в советской истории, период эклектичный, противоречивый, парадоксальный, но объединенный многими общими тенденциями. В эти годы советская цивилизация преображалась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип "шестидесятника", личность которого так часто вспоминают сегодня.

За период "оттепели" было сделано многое.

Во-первых, был остановлен чудовищный маховик репрессий, созданный сталинизмом и перемоловший несколько миллионов советских людей. Миллионы людей вышли из тюрем, вернулись из лагерей. Точных данных о количестве жертв сталинизма до сих пор нет.

Во-вторых, под влиянием "оттепели" советское общество существенно изменилось. Наметилась общественно-политическая дифференциация, которая способствовала оформлению нескольких направлений, хотя они не были еще четко определенными и разграниченными.

В-третьих, внешняя политика СССР стала менее конфронтационной, хотя некоторые агрессивные элементы все еще сохранялись, в целом был сделан шаг к мирному сосуществованию СССР и других государств.

Хрущев останется в  истории как человек, сделавший  первый шаг к слому коммунистической административно-командной системы  в СССР. Хотя политика властей в период "оттепели"  и не была достаточно продуманной, была во многом волюнтаристской, основанной на субъективном убеждении в правильности принимаемых решений, в целом, тоталитарная система пошатнулась. Но надо сказать, что попытки смягчить и улучшить систему вызвали мощное сопротивление консервативных сил, прежде всего в партийном аппарате. Непоследовательность, волюнтаризм, азиатские методы в преобразованиях Хрущева восстановили против него и значительную часть общества, которая в принципе хотела преобразований.

Инициатива отстранения  Хрущева от власти исходила от председателя Комитета партийно-государственного контроля А.Н. Шелепина. Активную поддержку ему  оказали заместитель председателя Совета Министров СССР Д.С. Полянский, председатель КГБ СССР В.Е. Семичастный, а также секретари ЦК КПСС Н.В. Подгорный и Л.И. Брежнев.

После отъезда Хрущева  в отпуск в Пицунду в октябре 1964г. был созван пленум ЦК. 13 октября 1964г. группа инициаторов смещения пригласила Хрущева срочно прибыть в Москву. После прилета его отвезли прямо на заседание Президиума ЦК, где против Хрущева выступили все руководители партии и государства, кроме А.И. Микояна. Пленум ЦК заслушал доклад М.А. Суслова, в котором говорилось лишь об отрицательных личных качествах Хрущева, но не упоминались его политические провалы, и, не открывая прений, снял Н.С. Хрущева со всех постов «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья » При смещении Н.С. Хрущева с постов первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР удалось избежать создания чрезвычайной ситуации, а сама процедура отставки формально не нарушала ни действующую Конституцию СССР, ни партийный устав. Она проводилась гласно, при почти полном совпадении настроений правящей верхушки и простых граждан. Хрущев подписал заявление об отказе от всех постов, утвержденное пленумом ЦК 14 октября 1964г. Сам первый секретарь ЦК КПСС не выступал, прений по докладу не открывали. Хрущев, вернувшись с Пленума ЦК, сказал: "Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они могли меня снять простым голосованием, тогда как Сталин велел бы их всех арестовать".

Так в октябре 1964г. произошел "мягкий" переворот. Власть перешла  к другой группировке высшей партийно-государственной  номенклатуры, символом которой стал Л. И. Брежнев. "Оттепель" уходила в прошлое.

Пленум ЦК КПСС избрал новых руководителей партии и  правительства. Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев. Не последнюю роль в  назначении сыграла его военная  биография: Великую Отечественную  войну он прошел от начала до конца, участвовал в одном из самых героических ее эпизодов - битве за Новороссийск, имел боевые ордена, завершил войну в звании генерал-майора. Брежнев уже несколько лет входил в состав высшего руководства страны, хотя по складу характера не был лидером. Отсутствие у Брежнева ярких способностей никого в руководстве страны не смущало. Напротив, именно ординарность сделала его основным претендентом, так как давала надежду разным группировкам на манипулирование им, а со временем, возможно, и на его замену. Таким образом, выдвижение Брежнева на пост главы партии и фактически правителя государства отвечало интересам и настроениям прежде всего партийной номенклатуры, независимо от идейных и политических предпочтений отдельных ее представителей.

Пост председателя Совета Министров СССР получил А.Н. Косыгин. Он был одним из самых ярких  «сталинских наркомов»- волевым, умным, твердым, энергичным руководителем  промышленности. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Н.В. Подгорный.

Пришедшие к власти деятели  не имели общей платформы. Фактически они были объединены лишь негативным отношением к политике Хрущева. Противоречивость подходов в оценке деятельности прежнего руководителя не позволяла разработать  единую и последовательную программу развития страны и даже создать единую руководящую «команду». После октябрьского пленума 1964 г. развернулась решительная (хотя и скрытая) борьба за влияние на главу партии со стороны реформаторов и консерваторов.

В аппарате ЦК было немало сторонников «курса ХХ съезда», большинство из которых считали, что смещение Хрущева вызвано именно необходимостью избавления от искривлений этого курса. Их деятельность была связана с развернувшейся борьбой с последствиями хрущевского волюнтаризма, а также с началом хозяйственной реформы, делающей упор на развитие рыночных отношений. В сентябре 1965г. на пленуме ЦК КПСС было объявлено о ликвидации совнархозов и восстановлении отраслевых министерств, а еще раньше началось объединение промышленных и сельско-хозяйственных партийных организаций.

Вместе с тем в  кругу новых лидеров выделялся  главный организатор свержения  Хрущева А.Н. Шелепин, человек относительно молодой, волевой и энергичный. Поддержку  ему оказали глава КГБ В.Е. Семичастный  и руководитель московской партийной организации Н.Г. Егорычев. В конце 1964г. Шелепин подал на имя Брежнева записку, в которой была сформулирована цельная программа возвращения к сталинской политике, включая применение репрессий. Взгляды Шелепина находили сочувствие среди влиятельных деятелей из окружения самого Брежнева. Беспокойство сторонников «курса ХХ съезда» вылилось в индивидуальные и коллективные письма протеста в ЦК КПСС, подписанные рядом известных деятелей науки и культуры.

Полические предпочтения Брежнева проявились во время празднования 20-летия Победы в Великой Отечественной войне в мае 1965г. Впервые за 10 лет в положительном смысле было упомянуто имя Сталина как организатора Победы. Реакция аудитории была крайне положительной - овации продолжались несколько минут. Через год на ХХIII съезде КПСС глава московских коммунистов Егорычев уже открыто выразил неудовольствие по поводу разоблачений «мнимых ужасов сталинизма», и снова зал аплодировал стоя.

Однако возвращение  сталинских реалий происходило в  основном в символических формах: Президиум ЦК был переименован в Политбюро ЦК, а глава партии стал называться генеральным секретарем (как Сталин), а не первым секретарем (как Хрущев). Однако из числа радикальных требований консерваторов было удовлетворено лишь одно - из устава партии на ХХШ съезде КПСС устранялись указания о нормах ротации (обязательной сменяемости} партийных кадров. С помощью этой меры обеспечивалось практически бессменное пребывание у власти всего секретарского корпуса.

Нерешительность Брежнева все больше раздражала просталинскую группировку в верхах. Осенью 1965г. председатель КГБ Семичастный осмелился на самостоятельные политические действия в духе 30-40-х гг. Были арестованы писатели А.Д. Синявский и Ю.М. Даниэль и инициирован судебный процесс по обвинению их в антисоветской деятельности. Это было вызовом не только либеральным настроениям внутри страны и за рубежом, но и самому Брежневу: создавался прецедент политической бесконтрольности сталинистов с явным прицелом на полную власть.

В июне 1967г. на пленуме ЦК еще один единомышленник Шелепина, Н.Г. Егорычев, подверг резкой критике состояние обороны страны, что должно было бы явиться поводом для выражения недовольства брежневской политикой в целом.

Инстинкт политического  самосохранения требовал от Брежнева удаления сталинистов из руководства страны. Под предлогом слабой работы спецслужб, не сумевших предотвратить бегство дочери Сталина Светланы Аллилуевой на 3апад, был снят со своего поста Семичастный. 3атем возглавляющего могущественную московскую городскую организацию КПСС Егорычева перевели на дипломатическую работу - назначили послом в Данию. А в сентябре 1967г. от обязанностей секретаря ЦК был освобожден и Шелепин. Неопределенность настроений в правящей верхушке отражала противоречивость ожиданий всего советского общества. Большинство верило, что развитие Советского Союза происходило беспрецедентно успешно, и мечтало, чтобы эти успехи преумножились. Но одновременно все понимали, что платой за эти достижения была предельная мобилизация всех сил. А новых тягот советские люди не желали. Начало брежневского правления как раз и было отмечено поиском такой стратегии, которая позволила бы ослабить напряжение от неимоверных усилий. Основная идея, на которой фактически сошлись новые руководители страны, была проста: развиваться на уже сформировавшейся основе, ничего принципиально не меняя. Стабильность становится главным лозунгом государственного курса.

 

2.Экономическая  реформа 1965г.  Её содержание, причины  и  неудачи. Состояние сельского  хозяйства.

За два послевоенных десятилетия во всех без исключения хозяйственных отраслях развитых стран мира произошел стремительный скачок роста производительности труда. Интенсификация проявлялась не только в более совершенном оснащении производства, применении новых материалов и улучшении качества продукции. Полностью изменялся весь производственный процесс, он становился более гибким, способным к постоянному обновлению - главный признак инновационной модели развития. В Советском Союзе подобное проявлялось очень слабо. Причина заключалась отнюдь не в отсутствии научно-технических достижений. Напротив, советская наука в те времена развивалась очень успешно. Но для внедрения этих достижений в массовое производство требовалась соответствующая мотивация ­ личная заинтересованность работника. Стимулами к эффективной работе в плановой мобилизационной экономике были преимущественно только принуждение и убеждение. Но страх перед наказанием, характерный для сталинских времен, стал уходить в прошлое, а надежды на то, что сознательность станет массовым явлением, связывались с будущим. Следовательно, личный интерес, основывающийся на моральных принципах мобилизационной системы, не был достаточным для перехода к экономике качественно иного, инновационного (нацеленного на постоянное обновление) типа. Таким образом, новые политические цели, экономические задачи, проблемы управления грандиозной хозяйственной машиной, недостаточная эффективность прежних трудовых мотиваций и, наконец, наметившиеся негативные тенденции развития - все это побуждало новое советское руководство к проведению реформ, затрагивающих самые основы сложившейся системы. Альтернативой такому пути было отставание в мировом соревновании.

Новое руководство провозгласило  повышение научного уровня руководства  экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Реформа вводилась в  действие группой постановлений  ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства.

Реформа представляла собой  комплекс из пяти групп мероприятий:

  1. Ликвидировались органы территориального-хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
  2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
  3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
  4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
  5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

Информация о работе СССР в середине 60-х- середине 80-х годов