СССР в середине 60-х- середине 80-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Время оттепели принято датировать 1954-64 годами, она тесно связана с эпохой шестидесятых годов, которым был дан старт в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончились в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд. Такие хронологические рамки позволяют выделить особый период в советской истории, период эклектичный, противоречивый, парадоксальный, но объединенный многими общими тенденциями. В эти годы советская цивилизация преображалась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип "шестидесятника", личность которого так часто вспоминают сегодня.

Содержание работы

стр 3-8…… Конец оттепели. Приход нового руководства в СССР.
стр 8-17 …… Экономическая реформа 1965г. Её содержание, причины и неудачи. Состояние сельского хозяйства.
стр 17-22 …… Нарастание трудностей социально-экономического развития страны.
стр 23-33 …… Основные вехи внешней политики СССР. Договор о нераспространении ядерного оружия
стр 34…… Список литературы.

Файлы: 1 файл

КР История.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

  Ресурсы нефтедолларов были исчерпаны в середине 80-х годов. Падение мировых цен на углеводородное топливо лишило отечественную экономику крупной валютной подпитки.

Отсутствие качественных товаров и продовольствия собственного производства начинает восполняться все нарастающим импортом. Советский Союз стал крупнейшим в мире импортером зерна, опередив даже традиционно ввозящую зерно Японию.

К середине 80-х гг. каждая третья тонна хлебопродуктов производилась из импортного зерна. На зерновом импорте базировалось производство животноводческой продукции. СССР был вынужден заключать долгосрочные соглашения о поставках зерна, взять обязательства ежегодно закупать не менее 9 млн. т в США, 5 млн. т, в Канаде, 4 млн. т в Аргентине. Источниками средств для закупок за рубежом становятся золото- валютные резервы, внешние займы и доходы от экспорта.

Некоторые компенсирующие функции в народном хозяйстве  СССР выполняла так называемая теневая (черная) экономика. Экономическая «тень» в СССР существовала всегда, однако наиболее заметна она стала после «оттепели» конца 50-х - начала 60-х годов. В 60-70 годы начала складываться прослойка врачей, помогавших больным по месту своей службы за дополнительную плату, укрепился рынок репетиторских услуг в сфере образования, распространилась практика предоставления услуг по повышенным тарифам, в товарный оборот включался принадлежавший гражданам жилищный фонд.

К середине 80-х годов  треть спроса населения СССР на услуги погашалась частными лицами. При этом только четвертую часть незарегистрированных услуг специалисты относили к уголовно наказуемым. Остальные компенсировали неразвитость бытового и других секторов обслуживания населения. В данном случае государство само генерировало эту часть теневого хозяйства, поскольку доля потребления в СССР в валовом национальном продукте была на треть ниже, чем в других странах. Наряду с использованием деформаций хозяйственного механизма, теневые структуры занимались целенаправленной формовкой таких изъянов в аппарате управления, которые способствовали их обогащению. В полной мере результаты этой деятельности проявились в 80-е годы, когда накопления теневиков стали экспертно исчисляться суммами, сравнимыми с отдельными статьями годового дохода государства. По приблизительным оценкам капиталы теневой экономики в начале 80-х годов оценивались в 80 млрд, руб.

Естественным продолжением происходивших в социально-экономической  и духовной сферах процессов стал рост преступности. Только с начала восьмидесятых годов цифра преступлений возросла почти вдвое, в том числе разбоев и грабежей - в 2 раза, взяточничества - в 3. Наиболее пораженными коррупцией оказались торговля и сфера обслуживания. Пик преступности в доперестроечное время отмечается в 1984 г. Между тем в прессе и официальных документах шла речь о сокращении преступности.

Болезненные явления  в сфере экономики непосредственно  отражались на социальных процессах. Ручным и малоквалифицированным  трудом было занято свыше 50 млн., чел., усиливалась  уравниловка в зарплате и распределении материальных благ. Так, уровень оплаты квалифицированного и неквалифицированного труда к середине 80-х годов почти сравнялся, тогда как еще в 50-е годы внутриотраслевой разрыв между двумя категориями работников составлял в среднем три-четыре раза. Наблюдалось падение престижа сложного квалифицированного труда. Рост реальных доходов населения сокращался и к концу 70-х годов прекратился. Недостаточные усилия были в области улучшения жилищных условий, продовольственного снабжения, организации транспорта, медицинского обслуживания, образования. При росте с середины 60-х до середины 80-х годов национального дохода примерно в 3 раза, реальные доходы населения выросли чуть более чем в 2 раза.

По неофициальным данным, средняя реальная заработная плата с 1970 по 1985 гг. снизилась на 20 %. Попытки увязать ее рост с повышением производительности труда гасились низким товарным наполнением рубля. Опережающими темпами росли общественные фонды потребления. Однако если 1970 г. заработная плата рабочих и служащих и выплаты льготы из общественных фондов потребления соотносились как 74:26, то к 1987 г. это соотношение было равно 70:30. На практике это означало расширение сферы административного их распределения, у работника изымалось право самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. В 70-е - 80-е годы советский рабочий получал в виде заработной платы лишь около трети стоимости созданного им продукта. Средства, отторгнутые из фонда потребления, направлялись в военно-промышленный комплекс, на «стройки века», вкладывались в «интернациональную помощь», «незавершенку».

Менялась социальная структура общества, увеличивались  численность и удельный вес рабочих  и служащих при соответствующем  сокращении колхозного крестьянства. Так, рабочие в 1970 г. составляли 57,4 % населения, служащие - 12,1, колхозное крестьянство - 20,5 в 1987 г. - соответственно 61,8; 16,2,12 % . Притом, что к середине 80-х годов около 70 % населения имело высшее и среднее образование, качество подготовки специалистов часто не отвечало общественным потребностям.

 

 

 

4.Основные  вехи внешней политики СССР. Договор  о нераспространении ядерного  оружия.

К середине 60-х годов  сравнительно с первыми послевоенными  годами мир оказался в существенно  изменившейся ситуации. Обозначившиеся тогда противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции вылились теперь в жесткое противоречие двух оформившихся общественно-политических систем. Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, тогда как Западная - в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США. « Холодная война» была в самом разгаре. Основным объектом борьбы «социализма» и «капитализма» являлись страны «третьего мира», образовавшиеся на развалинах мировой колониальной системы. СССР и США, стоявшие за ними основные военно-политические блоки НАТО и Организация Варшавского Договора, избегали прямой военной конфронтации. Однако соперничество за влияние в развивающихся странах оставалось весьма острым, и нередко приводило к локальным военным конфликтам.

Соревнование двух систем развертывалось и в экономической сфере, причем в 60-е - 80-е годы оно становилось все более жестким. Запад имел в нем явное преимущество: выгоднее были стартовые позиции, причем в США в годы второй мировой войны экономический потенциал значительно вырос. Более совершенной была и система кооперации развитых стран, тогда как в «социалистический блок» входили помимо СССР, страны, игравшие несущественную роль в мировом хозяйстве, многие из которых понесли огромный ущерб в годы войны. Затяжное формирование механизма международного разделения труда в рамках СЭВ мешало координации народнохозяйственных планов и осуществлению совместных проектов. В результате уже в середине 80-х годов  в Западной Европе уровень международного разделения труда оказался на порядок выше, чем в Восточной. Крупным шагом  вперед в интеграции стран СЭВ явилась принятая в 1971г. комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Наиболее масштабными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», участие союзных стран в освоении сырьевых ресурсов Сибири и Средней Азии, строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х годов - 508 млн. т. Цены на советскую нефть были значительно ниже мировых цен, так как СССР взял на себя обязательство поставок сырья по более низким расценкам.

Чрезвычайно напряжённое противостояние между СССР и США относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962  получило название  Карибский кризис. Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик ВВС США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12. По решению президента США Дж. Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. В исполкоме всерьёз обсуждался силовой вариант решения проблемы, и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро. Н.Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Карибский кризис продолжался 13 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в «холодной войне» и началом разрядки международной напряжённости.

 Китайский вариант реформ образца 50-60-х годов обусловил жесткую конфронтацию СССР и КНР. Новое советское руководство, пришедшее к власти в 1964 г., связывало ухудшение отношений СССР с КНР исключительно с личным конфликтом между Н.С. Хрущевым и Мао Цзэдуном. Определенные надежды, связанные со сменой советского руководства, имелись и в Китае. Сразу после смещения Хрущева на празднование очередной годовщины Октябрьской революции в Москву прибыла китайская делегация во главе с премьером Чжоу Эньлаем. Выдвинутые китайской стороной условия восстановления «великой дружбы» (прежде всего отказ от принципа мирного сосуществования между социализмом и капитализмом) оказались для СССР совершенно неприемлемыми. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами нормализовались.

В 1964-1965 гг. США направили  к берегам Юго-Восточной Азии свои вооруженные силы с целью  подавить национально-освободительное  движение в Южном Вьетнаме (Республика Вьетнам), организационно оформленное  в Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФО ЮВ), а затем и ликвидировать коммунистический режим Северного Вьетнама (Демократическая Республика Вьетнам). К 1965 г. общая численность американских войск во Вьетнаме достигла 540 тыс. человек. Территория ДРВ подвергалась систематическим бомбардировкам американской авиации. Советский Союз заявил о готовности оказать Вьетнаму помощь для отражения агрессии США. В феврале 1965 г. состоялся визит А.Н. Косыгина в Ханой. Во время его пребывания в столице социалистического Вьетнама американцы совершили первый массированный авианалет на нее.

 В декабре 1965г.  в Москве были подписаны соглашения, экономической и технической  помощи Вьетнаму. ДРВ стала получать  из СССР в необходимом количестве  зенитные орудия, ракеты и современные реактивные истребители. Советские специалисты помогали вьетнамцам овладевать боевой техникой. Большое внимание уделялось, в частности, подготовке ракетчиков и военных летчиков. 27 января 1973 г. в Париже было подписано Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

С середины 60-х гг. резко  обострилась ситуация на Ближнем  Востоке. СССР начал налаживать дружеские  связи со многими арабскими странами этого региона с 50-х гг. Позиция  Советского Союза на Ближнем Востоке  опиралась на укрепление экономических и торговых связей и развитие через эту деятельность политических отношений. СССР поставлял в регион оборудование, технику, сельскохозяйственные машины. Особой статьей советского экспорта в этот регион являлись поставки вооружений. Советские военные специалисты принимали активное участие в подготовке армейских кадров и модернизации оборонительных систем ближневосточных государств.

 Экономическое и  военное сотрудничество СССР  с арабскими странами преследовало  цель сдерживания присутствия вооруженных сил США и НАТО и контроля за ними.

В июне 1967 г. Израиль начал  войну против Египта, Сирии и Иордании. Израильтяне нанесли сокрушительное поражение превосходящим по численности  арабским силам и захватили принадлежавшие Египту Синайский полуостров и сектор Газа, Сирии - Голанские высоты, Иордании - Западный берег реки Иордан. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем и ввел в Средиземное море эскадру военно-морского флота. Война была прекращена после обращения к президенту США главы советского правительства А.Н. Косыгина, в котором содержалось  предостережение об опасности перерастания конфликта в мировую войну.

  Если война во Вьетнаме нанесла тяжелый урон США, то Советский Союз потерпел морально-политическое поражение в одной из стран социалистического лагеря. В Чехословацкой Социалистической Республике (ЧССР) нарастали внутренние противоречия, связанные с экономическими трудностями, спорами вокруг критики сталинизма и демократизации, а также вопросом о федеративном устройстве государства. Росли недоверие и подозрительность со стороны союзников Чехословакии по Варшавскому договору - СССР, Польши, ГДР, Болгарии и Венгрии. В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. танки (около 7 тыс.) И более 300 тыс. солдат и офицеров пяти стран Варшавского договора пересекли границы Чехословакии. Одновременно советские военные самолеты начали высаживать десантников на аэродроме в Праге. Офицеры КГБ арестовали членов Президиума ЦК КПЧ во главе с первым секретарем А. Дубчеком. Так была раздавлена «пражская весна» - попытка создать « социализм с человеческим лицом».

Во второй половине 60-х  гг. резко обострились пограничные  споры между СССР и КНР. Китайская  сторона утверждала, что царская  Россия захватила у Китая 1,54 млн. км2 территории, однако КНР не претендует на их возвращение, настаивая лишь на «уточнении границы». «Уточнение» сводилось к передаче Китаю территорий общей площадью 35 тыс., км2 .

Конфликты на границе  перерастали в вооруженные стычки. Крупнейшая из них произошла на острове  Даманский на реке Уссури. 2 марта 1969 г. здесь китайскими пограничниками были в упор расстреляны начальник погранзаставы старший лейтенант И. Стрельников и 7 советских пограничников. В развернувшемся бою погибли 32 советских пограничника, но китайцам закрепиться на острове не удалось. 15 марта китайской стороной была предпринята новая попытка захватить остров Даманский, которая также была отбита. Теперь в бою с обеих сторон принимали участие не только пограничники, но и регулярные войска. Всего в этом конфликте с советской стороны погибли 58 человек, были ранены - 94. Потери китайцев исчислялись тысячами, что и заставило их прекратить посягательство на территорию СССР. В сентябре 1969 г. на пере говорах между А.Н. Косыгиным и Чжоу Эньлаем была достигнута договоренность о сохранении существующей советско-китайской границы. Однако напряженность на границе сохранялась.

Информация о работе СССР в середине 60-х- середине 80-х годов